Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Самое важное событие в церковной жизни – Литургия. Центральное звено, стержень, ось, на которой держится Литургия, – причащение Святых Христовых Таин. Это важнейшее событие не только в жизни Церкви, но и в жизни христианина.
Удивительным образом совпадает важность причащения Святых Христовых Таин как общецерковного события с личным измерением человека. Люди, которые причащались, это прекрасно знают. Осмысление важности этого дела приходит не сразу. Рефлексируя, как сейчас говорят, над своим евхаристическим опытом, должен признаться, что я только через несколько лет хождения в церковь и причащения Святых Христовых Таин начал понимать, что это такое и почему это так важно.
Блажен тот, кто сразу способен понять, что с ним происходит, но таких я не встречал. Сначала событие, потом понимание. Хотелось бы, чтобы было по-другому – сначала понимание, потом событие. На этом построены некоторые курсы по воцерковлению и катехизации. Но не думаю, что формальное теоретическое знание способно заронить то зерно, которое по-настоящему прорастет и укоренится в человеке. Убежден, что каждый из нас вызревает в свою меру и в свой час. Некоторых эта зрелость (или хотя бы намек на зрелость) настигает спустя десятилетия церковной жизни и жизни евхаристической.
Что удивительно, при всем богатстве нынешней церковной жизни, при всей доступности литературы, проповедей мы не видим, чтобы люди массово шли в Церковь и причащались Святых Христовых Таин. Для человека должна стать очевидной ценность Евхаристии. Я, простой человек, прах и пепел, почти безымянный, подхожу к Чаше Христовой, и в меня вливается Кровь Господа, Богочеловека, Творца этого мира, воплощенного, распятого и Воскресшего. Эта Кровь проникает в меня через ложечку жизни, течет во мне, и я становлюсь единокровным и единотелесным не только Господу нашему, но и братьям, сестрам, которые вместе со мной подходят к Чаше.
Это настолько ошеломляющая мысль, настолько ошеломляющее знание, ощущение и настолько богатый опыт, что не сразу дано это пережить. Потому что это что-то совершенно невместимое для обычного человека. Нужно быть к этому готовым, как-то дорасти до этого.
Наряду с даром единокровности и единотелесности с Господом это дар какого-то удивительного мистического единения со всей Церковью Христовой на всей земле: и с теми, кто живет сейчас, и с теми, кто уже отошел ко Господу. Я подчеркиваю это! То есть я единокровный и единотелесный с преподобным Сергием Радонежским, с апостолом Павлом, с Царицей Небесной.
Кровью Божией, Кровью Спасителя я приобщаюсь к корню Давидову. Я еще и потомок Давида, хотя, казалось бы, никакого отношения к этому роду не имею. Я потомок Давида не через множество поколений, а напрямую через Господа нашего Иисуса Христа...
Это таинственные, удивительные вещи! Как только начинаешь об этом думать, это способно лишить покоя, отдыха и сна. Но когда пытаешься рассказать об этом современному светскому человеку, сталкиваешься с обычной проблемой. Человек говорит: «Я готов причащаться Тела и Крови Христовых. И в церкви сейчас ходили бы тысячи, сотни тысяч новых людей, только отмените ложечку. Я брезгую причащаться с ложечки. Потому что это биохимия, микробы другого человека. Это все чужое. Заведите одноразовые ложечки».
Насколько нелепо звучит эта претензия наряду с тем даром, который дает нам Господь! Я знаю приходы, где служится Литургия апостола Иакова и практикуют древнюю форму причащения, когда Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина подаются раздельно. То есть ты подходишь, складываешь руки, тебе кладут Тело Христово (кусочек благословенного освященного хлеба), а потом подходишь к Чаше и причащаешься. Но я не видел, чтобы эти литургии были массовыми. Будто, если объявят, что начали причащать без ложечки, люди сразу побегут. Не побегут.
Дело не в болезненной нервозной стерильности современного человека, который иногда изводит себя тем, что стрижет ногти до крови, моет руки мылом чуть ли не до кожных заболеваний, борясь так с микробами. На самом деле это нервозные вещи, их не совсем уместно припоминать в разговоре по поводу лжицы. Да, лжица появилась в церковной литургической практике довольно поздно. Это был сирийский вариант Евхаристии, но очень удобный. Но люди уже тысячелетия причащаются со лжицы, не брезгуя и не боясь заразиться.
Причина не в санобработке, не в стерильности, необходимой для этого великого таинства. Как только ты перестанешь быть чужим в Церкви, лжица перестанет быть проблемой. Я уверен, что как бы Церковь ни пыталась подстроиться под запросы современного общества, а они с каждым днем множатся, число последователей веры Христовой не станет больше.
Припоминаются слова Достоевского из его Пушкинской речи: «Смирись, гордый человек!» Ты приходишь в храм Божий не для того, чтобы тебе оказали какую-то религиозную услугу. Ты приходишь потому, что гибнешь. Ты просто сдохнешь, если не будешь с Господом. Если ты этого не понимаешь, бесполезны разговоры о лжицах, богослужении на русском языке, удобной скамейке, более динамичном или более коротком богослужении. Дело совершенно не в этом.
Видимо, для человека лжица является препятствием к тому, чтобы принять вечную жизнь, принять в свое бренное, умирающее тело Кровь Господа Воскресшего. Скорее всего, человек еще не дозрел и не понял, в чем дело. Это грустно. Но это ни в коем случае не аргумент.
Это то же самое, как если бы вы оказались на «Титанике», гибнущем корабле, и вам сказали, что можно сесть в шлюпку, а вы стали бы говорить, что недостаточно хорошо протерли поручни, что там будет дуть ветер и вас нужно обеспечить пледом. Человек, который погибает, даже не заикнется об этом; он готов будет даже плыть за этой шлюпкой, держась одной рукой.
Лжица – часть нашей семейной традиции. Это как в семье: когда вы покормили ребенка манной кашей, доедаете за ним, облизывая ту же ложку. И дети в многодетной семье, где я, например, вырос, сильно не переживают, из какой чашки будут пить и какой ложкой есть. Потому что это свои.
Церковь – это свои, единокровные братья и сестры. Именно поэтому никто не брезгует причащаться со лжицы. И священник, причастив, бывает, не одну сотню человек, облизывает лжицу после всех, как это делает папа, накормив своих маленьких деток. И живет потом долго и счастливо, без всяких агрессивных микробов и бактерий. Потому что все эти бактерии и микробы в голове, а не на лжице; они в сердце человека, а не там, где он пытается их незаконно рассмотреть.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.