Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1303) → Иеромонах Сергий (Филиппов): Любое страдание завершится радостью Воскресения Христова

Иеромонах Сергий (Филиппов): Любое страдание завершится радостью Воскресения Христова

№22 (1303) / 2 июня ‘25

Беседы с батюшкой

19 мая мы вспоминаем память праведного Иова Многострадального. Это такая личность, герой Ветхого Завета, мимо которого никак нельзя пройти. Даже его книга вспоминалась особенно на Страстной седмице, вся прочитывалась во время вечерни – до пятницы, до последнего дня. Главный смысл этой книги, как, в принципе, и смысл жизни праведного Иова, заключается в одном вопросе. Он невольно возникает у каждого, кто эту книгу прочитал или ознакомился с его жизнеописанием. Иов был богат, имел много шатров, домов, скота… Можно сказать, много машин или большие угодья, в современном смысле. У него было много детей, он успешно торговал. И вот в одночасье лишился всего. Погибли дети, вымер весь скот, сгорели его шатры, сам он заболел проказой.

На протяжении всей книги так и не появляется ответ на вопрос: почему он все это потерял? Хотя Иов регулярно задает этот вопрос Богу: «За что Ты со мной так поступил?», он так и не получает ответа.

Мы, конечно, знаем, что в начале повествователь рассказывает, что сатана пришел к Богу и сказал Ему: «Есть Иов, который богат, успешен, все у него хорошо, и он за это тебя благодарит. Давай у него все отберем и посмотрим, как он будет себя вести в такой критической ситуации», и Бог такое попускает. Но мы так и не получаем ответа на вопрос: за что Иов страдал?

Применительно к нам этот вопрос очень актуален. Почему бывает так в жизни, что человек имеет все и потом все теряет? Может быть, потом снова приобретает, но теряет и не понимает почему. Как это объяснить?

– Действительно, вопросы, которые сейчас прозвучали, очень актуальны. Книга Иова – одна из самых интересных и важных Книг Ветхого Завета.

Прежде чем ответить на эти вопросы, я бы хотел напомнить нашим телезрителям, что праведный Иов жил до закона Моисея. Он – потомок Исава, не относился даже к еврейскому народу, жил среди язычников, но отличался праведностью. Именно о его праведности Бог в начале книги и говорит, указывает сатане: «У меня есть такой праведный человек» и как бы провоцирует того на то, чтобы сатана его испытал в этой праведности, попускает, чтобы испытания пришли в жизнь Иова. Бог не посылает испытания, а попускает, чтобы образно руками дьявола это в жизни Иова произошло.

Как вы сказали, все решается, но Иов остается верен Богу, потому что вера в нем была. Вера как доверие Богу. Он не понимал, почему Господь дал ему страдания, но понимал, что, если Господь попустил, значит так оно и надо. Хотя он задает вопрос, пытается у Бога спросить – не с претензией, не с наездом, не с гневом и раздражением, а как человек любящий Бога, доверившийся Ему всецело, как любимый любимого спрашивает: «Почему так? Почему я Тебе доверял, а Ты вот так «предал» меня?» Но Бог не предает, а, по слову святителя Григория Богослова, дает возможность Иову вырасти в праведности. То есть здесь надо ставить вопрос не «За что?», а «Для чего?»

Такая юридическая концепция была присуща и языческому миру, и остается присуща миру нехристианскому: грех рождает наказание, за любой грех надо понести наказание, но в христианстве действует любовь. Именно любовь дает Иову возможность вырасти – от одного состояния праведности подняться на следующую ступень праведности, претерпев страдание.

Можно сказать, что страдание не заслужено. Но какая бы была заслуга Иова, если бы эти страдания он заслужил? Он, может быть, их безропотно перенес бы, но, с точки зрения закона, нарушил заповедь Божию и заслуживал наказания. А здесь он ничего не нарушал, был праведен перед Богом, и вот Господь попускает…

Это с одной стороны. С другой стороны, Книга Иова – пророческая. История Иова, которая произошла в Ветхом Завете, – не случайно она читалась в Страстные дни, – является пророчеством, а Иов – прообраз Христа. Иов незаслуженно переносит страдания, испытания, как и Христос, Который абсолютно чист, праведен, безгрешен, приходит в этот мир греха, чтобы спасти человеческий род и своим страданием возвысить нас из этой пропасти и дать возможность спастись.

Как быть, когда ты сам оказываешься в ситуации Иова? Допустим, зная его историю, можно верить в то, что, когда испытание пройдет, все действительно станет хорошо. Может быть, как в случае Иова, – в разы лучше. Но когда ты находишься в этом текущем моменте, как Иов, – он болен, от него все отвернулись, у него ничего нет, он не понимает, что происходит, – в такой ситуации что себе говорить?

– Опять же, трудно себя поставить в такую ситуацию, потому что мы, в отличие от Иова, который, я подчеркну, был праведен, заслуживаем и наказания, и страдания. Наша греховность и влечет за собой страдания – физические и духовные. Если Господь их до поры до времени не попускает, то это, опять же, проявление Его милосердия. Он дает только то, что мы способны перенести. Ничего сверх сил Господь нам не посылает. Поэтому поставить себя именно на место Иова мы не в праве.

Но бывает так, что в определенные периоды нашей жизни мы себе задаем подобные вопросы: «Почему Господь попустил то или иное обстоятельство? Почему болезнь, несправедливость, страдание и смерть наших родных и близких пришли в нашу жизнь?» Как мы на эти вопросы ответим? Ответим только в свете Евангелия. Мы как христиане должны рационально понимать, что Бог попускает все в той мере, в какой мы способны перенести. Страданий никто не может избежать, потому что это путь крестоношения. У каждого свой крест: у кого-то большой, у кого-то маленький, но все по силам. В прошедшее воскресение мы слышали, как в Антиохии последователи Христа начали называть себя этим великим именем, и мы себя именуем христианами, значит, мы идем за Христом вместе со своим жизненным крестом, доверяя Богу. То есть мы не просто верим, что Господь создал этот мир, заботится о нем и пришел в этот мир ради нас, но именно нашей жизнью доверяя Богу всецело. Это рациональное восприятие. Но в эмоциях, искушениях, конечно, иногда нам бывает очень тяжело остаться спокойными, стойкими, и здесь помогает опыт Церкви, опыт святых отцов. Они же переносили все эти страдания, как и мы с вами, даже, может быть, кто-то и в большей степени, и остались верны Богу.

Есть аскетические упражнения для того, чтобы страдания стойко переносить. Это молитва, то есть упование на Бога, а не на себя, призывание имени Божия и святых в помощь нам. Это и пост – он помогает нам направить себя в нужное русло жизни. Бывает так, что Господь попустил страдания для того, чтобы нас из какого-то болота вывести, вразумить, отрезвить, чтобы мы задумались: а куда мы идем – в том направлении или не в том?

Еще раз повторю, что в моменте, в эмоциях мы можем иногда задавать такие же вопросы: «Почему? Вроде бы я или мои близкие не заслужили – почему такое испытание?» Но если мы свою жизнь будем измерять в перспективе вечности, то тогда многие вопросы отпадут, все встанет на свои места. Опять же, даже во временном отрезке, – перед нами вечность, что здесь 70–80 лет. Как псамопевец говорит: кто-то до ста доживет, кто-то перевалит немножко, а кто-то вообще в юности уйдет. То есть маленький отрезок в бескрайнем море нашей жизни. Как святые отцы говорили: лучше я здесь немного пострадаю, потерплю, ведь Господь не дает ничего сверх сил, все по моим силам, а там пускай Господь примет меня в Свои объятья, в Свои обители.

Мы живем по заповедям, ходим в храм, читаем молитвы, все у нас хорошо. Но когда человек оказывается в сложной ситуации, возникает чувство обиды на этот самый Источник жизни, то есть на Бога. И вопрос в связи с этим такой: греховно ли тогда чувство обиды? Оно вроде бы совершенно справедливо. Мы живем по заповедям, ходим в храм, читаем молитвы, все у нас хорошо, и мы тоже в этой жизни стараемся исполнять то, что от нас требует Господь Бог. А потом – бац! – и эта сторона жизни резко исчезает. Но как же так, если мы ходили в храм, молились. Конечно, возникает обида. Я со своей стороны все делал, как мы договаривались, и все потерял. Обижаться здесь допустимо?

– Обида происходит от того, что мы взаимоотношения с Богом устраиваем на юридических принципах: я тебе – ты мне. Не из-за Священного Писания, а из-за того, что мы думаем, что выстраиваем свои отношения с Богом на основе того, в каком состоянии сейчас находимся. Эта концепция очень часто бывает ложная, и она терпит крах.

И об этом Христос очень часто говорил образами, понятными и нам с вами. Говорил, что любое дело испытывается. На каком основании дом был построен – на песке или на камне? Устоял он или не устоял, когда подули ветры, пришла буря, вода. Христос говорил о том, что золото, истинное золото, испытывается в огне, а все остальное, если оно не является золотом, – сгорит. Как и тот пепел, тот мусор, который мы в свою душу привносим. Ложное представление о Боге, о себе, о смысле жизни, как мы в этой жизни устраиваем ее – все испытывается в трудностях, в страданиях. Ведь Господь кого любит – того и наказует. Это слова Священного Писания. Но наказание по-славянски – это научение. То есть Господь дает уроки, которые нам помогают совершенствоваться. Культуристы, спортсмены занимаются спортом для того, чтобы наращивать внутреннюю массу. Для этого требуется больше и больше усилий, нужно все больший и больший вес поднимать с каждым разом.

Так и в духовной жизни. Мы вроде существуем в комфортных для нас условиях, ни на кого не раздражаемся, ни на кого не обижаемся, кажется, что мы всех любим. И тут приходят испытания для того, чтобы в нас все проявилось. И как мы себя ведем? Начинаем роптать на Бога, обижаться на Бога, обвинять Самого Бога. Я не говорю уже о близких, через которых порой приходят эти испытания. Они являются орудиями Господа. Он попускает, чтобы в нашу жизнь пришли трудности. Вот здесь вера и испытывается.

Мы чтим подвиг новомучеников Русской Церкви XX века. Ведь никто из них никогда не думал о том, что придется перенести такие страдания – ссылки, заключение, пытки и смерть. Никто даже представить не мог. Но Господь в один момент их к этому призвал.

Не единовременно всех, но в какой-то момент их жизни поставил перед выбором: как они поступят? Я думаю, что они тоже, наверное, задавали эти вопросы. По-человечески это очень понятно: почему Господь попустил?

Еще раз говорю, очень часто святые отцы и те, кто перенес страдания в XX веке, те, кто не погиб, но являются исповедниками веры, потом, спустя годы, этот период своей жизни называли самыми лучшими годами – тогда Господь был к ним очень близко.

Вот как отец Иоанн (Крестьянкин). В тюремном заключении его пытали, пальцы ломали, издевались. Ну а мы порой даже маленькие трудности и страдания не способны перенести, потому что вера в нас слабая и жизнь по вере очень часто отсутствует.

Из той точки, в которой мы находимся, нужно оттолкнуться и двигаться только вперед. Не смотреть назад, не думать «ой, как было хорошо, а тут – страдания». Ведь это тоже дьявольская ловушка – перейти в состояние сожаления о прошлом, жалости к себе. Когда люди выходили из Содома и Гоморры, Господь сказал, чтобы они не оглядывались на прошлую жизнь и не жалели о том, что там осталось. Кто-то пожалел и превратился в соляной столб.

Вопрос от телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, что такое хула на Святого Духа и почему она никогда не простится?»

В контексте истории Иова, это его жена предлагала Иову: «Похули Бога и умри».

– Что здесь имеется в виду? Сознательное противление воле Божией. В истории с Иовом то же самое. Когда человек теряет доверие к Богу, упование на Него пропадает, то он становится в противовес Господу. То есть не тот, кто не понимает, задает вопросы, а тот, кто становится противником Богу. Кто противник Ему? Дьявол. Человек встает в один ряд с ним и его служителями.

История с Иовом и женой тоже очень интересна, потому что Иов – прообраз Христа, и здесь есть параллель с Адамом и Евой. Как там, через Еву, пришло искушение к Адаму, так и здесь жена Иова тоже искушает его. Адам поддался искушению, а Иов остается стойким. Он не хулит Бога, проявляя веру и упование, которые он имел, когда был богатым и счастливым.

Тот, кто хулит Бога, становится противником Ему. В чем выражается это противление, эта хула? По каким симптомам мы можем определить у себя или у другого человека хулу на Бога, на Святого Духа?

– Хула не прощается. Мы имеем возможность спастись и покаяться, пока живы. Но мы сознательно совершаем грех, то есть противимся Богу. Или, когда Господь дает нам испытания, а мы сознательно пытаемся от них сойти с Креста. Это тоже противление воли Божией.

Как распознать ее? Умение соотнести свою волю с волей Божественной о нас с вами – это духовная наука. Об этом написаны многие творения святых отцов и подвижников, которые сами в своей жизни все это прошли, пытались понять.

Как увидеть волю Божию? У нас есть все необходимое для этого. Мы – чада Церкви Христовой. Входя в этот мистический богочеловеческий организм, участвуя в таинствах Церкви, мы имеем возможность быть внимательными к своему духовному состоянию.

У нас есть храмовая молитва и домашняя. Молитва – это не просто озвучивание каких-то текстов. Это такое состояние, когда мы предстоим перед Богом каждое мгновение нашей жизни. Когда не забываем о том, что Господь над нами, Он заботится о нас, руководит, направляет. Совместить свою жизнь с тем путем, к которому Господь нас призывает, это и есть наука из наук. Она познается всей жизнью.

Мы мало читаем Священное Писание и творения святых отцов. Раньше, когда новости были редки или мало доходило их, люди погружались в чтение, изучение жизни и творений святых отцов. Смотрели, как в зеркало, пытаясь увидеть себя. Да, сначала это зеркало, как образ, было замутненное. Но чем больше человек прилагает усилий к познанию себя, тем больше Бог открывает ему и дает возможность возрастать от силы в силу.

У одного святого отца сказано, что, если мы с Господом и Господь с нами, это не значит, что искушений в нашей жизни не будет. Во всех искушениях и испытаниях Господь будет с нами, проходя этот путь.

Когда искушение пришло (как в ситуации с Иовом), и человеку обидно, горько, тяжело, то как молиться? Кажется, что желания молиться вообще никакого нет, потому что ощущаешь разочарование, обиду.

– Обычными словами здесь невозможно творить молитву. Нужно неимоверное усилие, а оно мало у кого есть в состоянии отчаяния. Горе, отчаяние надо выплеснуть Богу и сказать: «Господи, я не понимаю, что со мной происходит. Я не имею сил, чтобы в этом искушении стойко его перенести. У меня опустились руки. Помоги мне, не дай погибнуть. На Тебя уповаю».

Искренняя открытость перед Богом, слова, исходящие от чистого сердца, способны поднять из этой пропасти. В жизни Церкви, в ее опыте так и происходило. У святых так и было.

В притче, когда человек умирает и приходит на Суд Божий, у него есть возможность задать Господу вопросы. Ему показывается вся его жизнь. Она как линия, и там следы на песке. Когда человеку было трудно, шел один след. Когда было хорошо, легко, радостно, спокойно – там две пары следов на песке. И человек спрашивает: «Господи, почему ты оставлял меня в этот период жизни, когда мне было тяжело, и я нуждался в тебе?» Господь отвечает: «Я тебя не оставлял, дорогой мой. Я брал тебя на Свои руки, и проходил этот путь вместо тебя. Сам шел, потому что ты не мог пройти его самостоятельно. Я тебя поддерживал».

Это очень яркий образ, говорящий о том, что Господь никогда нас не оставляет. Он никогда не посылает нам ничего сверх наших сил. Поэтому будем стараться доверять Богу, надеяться на Него. Если какие-то испытания в нашей жизни, то очень хорошее средство быть благодарным Богу за все. И за скорбь, и за радость, как говорил преподобный старец Амвросий. Слава Богу за все.

Беседа у нас вышла с оттенком трагизма, потому что мы про страдания в основном говорили. Но сейчас ведь пасхальные дни, воскресные, поэтому хотелось попросить у Вас пасхальных слов напутствия для всех нас в завершение программы. Мы прошли уже середину этого пути, но все-таки осталось еще некоторое время.

– Любое страдание завершится всегда радостью Воскресения Христова. Господь Сам прошел этим путем, путем незаслуженных страданий, гонений, смерти. Иного пути и у нас с вами нет. Потому что те, кто хотят благочестиво жить в этой жизни, будут гонимы. Это слова Господа.

Завершив свой земной путь, мы надеемся, что Господь рано или поздно примет нас в Свои объятья. И тогда все страдания уйдут в прошлое. Желаю всем Пасхальной радости. Если бы Христос не Воскрес, как говорят апостолы, тщетна вера наша

(1 Кор. 15:14). Вся суть Евангелия заключается в двух словах: Христос Воскресе!

Записали:
Анна Топорова,
Софья Орлина,
Павел Зюзин

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс