Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема передачи – как появляется жажда по Богу? Дорогой отец Максим, каждый раз, когда Вы приходите в студию, я вспоминаю очень многих людей, сумевших преодолеть в себе те страсти, которые очень сложно преодолеть. И эти люди реально совершают настоящий подвиг.
Но я видел и тех, кто очень хотел преодолеть и наркоманию, и пьянство, но ничего не получалось по той причине, что в человеке не проявлялось то, о чем мы сейчас с вами будем говорить, не было этой самой жажды по Богу. Эта жажда появляется не у каждого. Жажда может быть с маленькой буквы, когда просто хочется пить. У нас есть вода, и мы легко можем утолить эту жажду. Но жажду по Богу утолить очень сложно, потому что для этого нужно очень многое сделать. Или я ошибаюсь?
− Мы с вами заранее готовились к беседе и, естественно, каждый из нас немного подумал над этой темой, порассуждал. И, когда вы говорили о жажде с маленькой и большой буквы, я пришел к выводу, вернее, Господь надоумил, что по большому счету жажда по Богу есть в каждом человеке. И она не просто есть, а каждый человек непременно хочет испить той живой воды, о которой нам говорит Господь в Евангелии, в истории о самарянке, и в прошлое воскресенье на Литургии как раз читался этот фрагмент Евангелия, разговор о живой воде, Богообщении, бытии с Богом.
И еще мы помним слова Тертуллиана, учителя Церкви, о том, что каждая душа по природе своей − христианка. Действительно, жажда есть у каждого человека, но не все люди распознают ее в себе. Почему? Эту жажду, эту неуспокоенность, алкание можно представить как голод, который человек пытается чем-то заглушить, чем-то перекрыть. Он хочет вместить в себя Духа Святого, но не ведает об этом, и вместо Духа Святого употребляет суррогаты.
Дело в том, что вместо поклонения Богу человек часто живет, можно сказать, в идолопоклонстве. И этим идолом для него становится не какой-то языческий бог, а его страсти. Он может быть идолом сам для себя, может поклоняться неосознанно своим страстям. Это все попытка заглушить в себе тягу к Богу, стремление к Богу, хоть как-то эту жажду и этот голод утолить.
Человек в алкоголе и наркотиках пытается быстро получить какую-то радость.
− Да, так он устроен, это наше онтологическое свойство. И, на мой взгляд, это одно из доказательств верности Библии, его можно приводить неверующим людям, о том, что действительно человек создан Богом для рая и для блаженства, для бытия в Боге. После грехопадения люди этого лишены, но они стремятся к этому состоянию. Каждый хочет быть счастливым, это и есть та самая жажда, которую человек стремится утолить, но не понимает, как, не понимает, в чем его счастье. Если мы ставим себе цель получить радость, то это неправильная цель. Радость – это следствие. И если человек вдруг ориентируется на эту цель, то она приводит его не к Богу, а к каким-то, так сказать, заменителям Бога.
Вопрос от Александра из Санкт-Петербурга: «Стадию алкоголизма я прошел, успешно вылечился 32 года назад. Изучая эту тему, хочу сказать, что человек ищет безрассудства, он хочет жить без проблем. А ведь ангелы делают только то, что говорит им Бог, и не рассуждают, хорошо это для них, или плохо. Это один момент.
Еще хочу сказать, как приходят к Богу. Мне в свое время дали книгу Александра Меня, вернее, это была публикация в журнале „Юность”, и это так меня зацепило, хотя я был в алкогольном опьянении в то время, но меня зацепило, и пошел процесс изучения Священного Писания.
А по поводу того, как прийти к Богу, очень хорошо сказано в Евангелии от Иоанна: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:44). Вот на это нужно опираться».
− Мы тут с вами абсолютно согласны, дорогой Александр. Это очень важный момент в том вопросе, как человек приходит к Богу, как свою жажду утоляет. То есть мы с вами выяснили, что жажда есть у каждого, но она бывает осознанной и неосознанной. Об этом очень много говорил преподобный Силуан Афонский, даже не только о жажде, а вообще о скучании по Богу. Он как боговидец говорил о том, что душа, которая увидела Бога, больше ничем в этом мире не может утешиться. Она ходит и стенает, и ищет Бога, и ничто земное ее не может уже привлечь, не может ни порадовать, ни удивить. Слава Богу, что человек уже не может ничем земным увлечься. Это другая жажда. Источник один, но это уже высшее духовное состояние такого неудовлетворенного желания быть с Богом. Но, к сожалению, часто современный человек, и даже православный христианин погружается в земное бытие.
И это погружение в земное порой имеет яркие греховные проявления. Вообще, в греческом языке слово «грех» − «амартиа» − означает попадание мимо цели. А в русской традиции мы расставляем не совсем правильные акценты: у нас слово «грех» обозначает нарушение заповеди Божией, больше идет акцент на совершение какого-то неправильного с точки зрения нравственности поступка, обсуждаемого или осуждаемого обществом. Грех как что-то плохое, неприличное. А более правильно, наверное, воспринимать грех как ошибку, попадание мимо цели. То есть как действие, поступок или мысль, направленные не к Богу. И здесь мы видим, что грех – это не только ярко окрашенное плохое нравственное действие, но это действие, ведущее от Бога, ведущее в пустоту.
Например, человек занимается огородничеством. И вот лето идет, он целыми днями в огороде, и в храм перестает ходить, перестает молиться, поститься. Он живет этим огородом. Если это делается с молитвой, и человек во всем видит великий Промысл Божий и прославляет Христа этим своим действием, − то это хорошо, его душа будет возноситься горе. Но, к сожалению, я думаю мало кто из наших огородников (а сейчас как раз уже начинается сезон) в таком формате размышляет о своих земных заботах, которые не вредны, вроде бы, но они направлены не туда. И таких забот бывает масса, и человек погружается в земное.
И слава Богу, что есть такие замечательные передачи, где мы говорим о Боге. Есть разные виды добродетелей, и есть добродетель богомыслия. И, конечно, богословы – это великие святые, великие ученые, но, мне кажется, что и человек, который в простоте, как мы с вами, говорит о Боге, − он тоже в каком-то смысле богослов. И это очень хорошо.
Люди часто говорят о чем угодно, только не о главном, только не о спасении, не о духовных вещах. И при воздействии бесовских сил наполняют свою жизнь, свою голову, мысли, сердце, свои чувства чем угодно, какими угодно заботами, только лишь бы вот эту жажду по Богу направить в другую сторону, заглушить ее одним, другим, третьим − новостями, личными переживаниями, любовью, еще чем-то. Человек живет в этом своем мире, а главного в этом мире нет, и жажда-то не уходит. На какое-то время ее можно заглушить, но она потом все равно проявится, человеку все равно станет плохо без Бога.
Буквально вчера я беседовал с реабилитантами нашей программы помощи зависимым «Фавор». Как раз мы затронули тему обращенности к Богу, жизни с Богом. И, конечно же, в их судьбах это безбожие очень ярко порой проявляется. В конечном итоге безбожие – это отсутствие любви. А в таком мире, где нет любви, человеку жить очень плохо, и, конечно, он ищет Бога, он хочет найти Того, Кто его любит, то есть – Христа.
Но, как мы с вами сказали, люди, к сожалению, мало знают об этом. Дай Бог, чтобы наша передача хоть маленькое зернышко кому-то в душу посеяла и направила кого-то на верный путь.
Есть такой термин − осознанность веры. Если мы говорим о Боге, то мы должны понимать, о чем мы говорим, о Ком мы говорим, то есть осознанность должна быть полная. Если этого осознания нет, то тогда все бессмысленно. У того, кто так или иначе сталкивался со страстями, как, например, Александр, и преодолел эти страсти благодаря изучению Священного Писания, появляется вот эта осознанность веры, осознанность Бога. Как можно приобрести осознанную Православную веру?
− Что вы имеете в виду? Осознание того, что Православие − вера правильная? Или что моя жизнь в Православии идет правильно?
И так, и так. Мы понимаем, что многие называют себя православными по традиции. Папа, мама, бабушка, дедушка были православными, поэтому и я православный. Что нужно сделать для того, чтобы реально осознать свою Православную веру?
− Надо верить, что Православие есть истина, и Православная вера имеет полноту истины. И, входя в православный мир, Православную Церковь, мы имеем эту возможность, но как мы ею воспользуемся? И все-таки мне кажется, что правильно для христианина как раз-таки наоборот сомневаться в правильности своего пути. Наша задача − постоянно быть в сомнениях, туда ли я иду, то ли я делаю, правильно ли реагирую на то, что происходит? Еще Федор Михайлович Достоевский, говоря о жизни христиан, сказал, что христиане – кающиеся. Вот такой термин, относящийся к верующему. То есть это тот, кто постоянно пытается осознать свою жизнь, увидеть свои грехи и в них покаяться, попытаться исправиться, осознанно, конечно.
Но, знаете, даже если вера приходит не совсем через осознание, а, скажем, через обрядоверие, – это тоже неплохо. Мы не знаем, когда Господь коснется души. Мы же не можем ко всем подходить с одной меркой.
Прибор по измерению веры христиан.
− Да. И более того, а кто нарисует схему этого прибора, настроит его? Получается, сам человек, который будет измерять? А откуда он знает, что он прав?
Я же православный, поэтому я знаю.
− Бог удивителен, и Он открывается каждому человеку по-своему. И у людей вроде бы похожие пути к Богу, но все равно религиозная жизнь очень индивидуальна. Это тайна Божия, как сердце откроется, когда оно откроется.
Я помню такую историю, случай из моей пастырской практики. Одной девушке я, тогда еще молодой священник, говорил о Христе. Я тогда был прямо-таки горячим проповедником, жаждал проповеди и обращения людей ко Христу. Но она мои слова не воспринимала. А потом, через два-три года, я снова ее встретил, говорил ей практически те же самые слова, − и она уже все восприняла, как жаждущий воды человек, который наконец-то получил живую воду. И это − один и тот же человек, но в какой-то период жизни его душа была не готова воспринять слова о Боге, не слышала их.
Бывает, люди переживают за своих сродников, говорят им о Боге, а те ничего не слышат, не понимают, − как об стенку горох. А бывает такой период, когда человек прямо жаждет этих слов. И это уже не от нас, проповедников, зависит, и даже не от того, к кому мы обращаемся, а от воли Божией, от Его Промысла о нас. Человек должен подойти, созреть к осознанности, она же не просто так дается. И мы с вами знаем, что Господь сравнивает веру с зерном. Этот образ совершенно удивительный, красивый. Вера, как зерно, попадает в землю и потом вырастает. Вера − от слышания, слово упало, как зерно, в душу запало, сначала ничего не видно, но потом мы видим всходы, это возрастание в душе слова Божия. Как сопряжется та самая жажда, которая есть в каждом человеке, как она откликнется на слово Божие? Если произойдет взаимообщение, то это чудо, и оно принесет хорошие всходы и добрые плоды.
А по поводу осознанности – люди очень разные, а значит и разные уровни осознанности своей жизни. Мы не можем ко всем подходить со словами: «Ты должен так-то и так-то верить», человек может верить совершенно по-простому.
Есть такая притча про рыбаков, потерпевших крушение, которые молились Святой Троице так: «Трое вас и трое нас, помилуй нас, Один Бог!», и, по сути, были святыми людьми. Такой пример, когда самый простой человек, который, как нам кажется, верит не осознанно, на самом деле дышит Богом.
У нас есть нищий у храма, раб Божий Василий. Удивительный человек! И лет 15 назад, когда у нас батюшка один служил, он мне сказал: «Знаешь, отец, ко мне Василий подошел, нищий, немного кривенький такой, немного болезненным выглядит, но он подошел с вопросом: «Батюшка, в математических уравнениях мне уже латинских букв не хватает, можно я буду греческие буквы вставлять?» Такой, на первый взгляд, очень простой человек, а у него какие-то уравнения в голове.
Я давно не был в Псково-Печерском монастыре, и в 2024 году наконец-то туда приехал. В Успенском храме идет Литургия, я у жертвенника стою, а в алтаре Успенского храма есть маленькое окошко, это же пещерный храм. И смотрю, человек, очень похожий на Василия, мимо окошка проходит. Я думаю: надо же, как человек похож на Василия! Вышел из храма, смотрю – действительно, Василий! Совершенно удивительный, святой жизни человек, простой и искренне верующий, – и Господь ему открывается. И этот Василий для меня уже как чудотворец.
Еще одна история. У нас была реабилитантка из Латвии. У нее была тяжелая судьба. К сожалению, дом был притоном, в те советские времена был период, когда ввели ограничения на продажу спиртного, и у нее дома мама торговала всякой выпивкой, там просто дым коромыслом стоял! Потом эта девушка стала владелицей ресторана, по-моему, в Риге, но сама страдала алкоголизмом. И к ее ресторану приходил нищий, может, даже тот же наш Василий. Она ему то сигарету даст, то кофе напоит, – и он начал проповедовать. А она латышка, воспитывалась в семье, где мама всегда говорила: «Вот это – русский храм, ты туда не ходи, там все плохо». Они по вероисповеданию были католиками, и мать ей говорила не прикасаться к Православию. А нищий был православным и начал проповедовать. И в какой-то день говорит ей: «Пойдем, тебе надо креститься». Привел ее в храм, организовал Крещение. Это нищий человек, который просит милостыню! Она покрестилась, и с тех пор началось ее воцерковление и, собственно говоря, путь ко спасению. Сейчас она – верная православная христианка.
То есть тот нищий у нее пробудил жажду по Богу.
– Да, вот как это происходит. Она проявила к нему милосердие, а он, совершенно, вроде бы, простой человек, оказался проповедником, и он действительно ее привел к вере. Удивительные, дивные дела Господни!
Да, прямо, как Христос.
– Самое главное, что Господь нас любит. Вчера была у нас беседа с нашими ребятами, мы говорили в том числе о служении священника, обсуждали, как готовиться к Исповеди, потому что среди зависимых людей, которые к нам приходят, часто бывают верующие. Это вообще тяжело воспринимать, когда верующий употребляет психоактивные вещества. Но, конечно, большая часть реабилитантов – все-таки люди, далекие от Церкви. И мы их готовим к Исповеди, обсуждаем разные вопросы. И я такой образ привел, в свое время услышал от своего духовника, протоиерея Константина Смирнова, что священник – это стена, мимо которой все ходят и плюют. Вот такой образ служения священника, отражающий в том числе всю ту грязь, что приходится слышать священнослужителю на Исповеди и даже как-то сопереживать кающимся.
Одна реабилитантка спросила, как мы с этим справляемся, ведь тяжело все это слышать. И мы говорили дальше о том, что это тяжело, и было бы, наверное, невыносимо, если бы не было Бога. Господь победил смерть, и Господь победил все эти грехи. И человек, приходящий в Церковь, вот этот исповедующийся, он говорит какие-то некрасивые вещи о своей жизни, но он на самом деле пребывает в одном из самых прекрасных состояний своей души, в смиренном состоянии действительно кающегося! И это – одна из самых возвышенных составляющих его бытия, его жизни.
Прекрасно, когда человек борется, выкорчевывает из себя грех и действительно преображается. А священник – свидетель, он видит, как люди возрождаются, преображаются, как слова нашего Пасхального тропаря – «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» – воплощаются в жизнь. Ведь человек, убитый грехом, по сути – мертвый, и Господь побеждает его смерть, он преображается. Пребывающий мертвым во гробе греха – возрождается. Подобное мы видим и на реабилитации.
Тяжелая история – заниматься с зависимыми людьми, видишь очень много горя. Но, когда мы видим возрождающиеся судьбы, души, когда мы видим победу, – это настолько радостно, настолько замечательно, что вся тяжесть сторицей вознаграждается. Как здорово, что Господь нас любит!
Последний вопрос: вы бы ввели сухой закон в России?
– Я был бы за его введение, если бы мое мнение кто-то спросил. А почему нет? Конечно, есть свои сложности, но по крайней мере я бы обязательно затруднил доступ к алкоголю и к наркотикам. У нас, к сожалению, наркоторговля продолжается, и, как показывает современный опыт, можно сказать, что у нас эпидемия наркомании, пошла новая волна. Новые наркотики и новая волна наркозависимости среди молодежи.
Недавно, буквально в праздник иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к нам пришел верующий человек, мы его взяли на реабилитацию. Это воцерковленный человек, возрастом под 60 лет. Был в его жизни алкоголь, сейчас начали появляться уже и наркотики, это современная беда. И иногда мы видим страшные судьбы наших реабилитантов: человеку уже за 50 лет, и вдруг он начинает употреблять наркотики, самые безобразные. Это какое-то современное безумие.
Я бы хотел, чтобы Вы назвали телефоны, куда обращаться тем людям, которые все-таки испытывают эту жажду по Богу.
– Дорогие друзья, если вдруг у вас, или у ваших знакомых, родственников есть проблемы с алкоголем, мы можем помочь, у нас хорошая профессиональная церковная православная программа помощи зависимым «Фавор». Нужно набрать в интернете Favor78.ru , вы найдете наши ресурсы. Наш телефон +7 (911) 170-54-04. Есть сайт, есть группа «ВКонтакте», и там обязательно есть наш телефон. Позвоните по этому телефону, и мы с вами начнем работать. Мы бесплатно оказываем хорошую профессиональную помощь.
Записала:
Полина Митрофанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.