Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1303) → Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий: Благодарите Бога за все!

Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий: Благодарите Бога за все!

№22 (1303) / 2 июня ‘25

Архипастырь

Продолжение. Начало в №21, 2025 г.

Мне кажется, очень важно помнить, в каких условиях, положениях и каких скорбях оказывался святитель Иоанн Златоуст. По-моему, нет скорби, которой бы он не пережил. Это и предательство, и осуждение без вины, и изгнание, и чисто физические мучения, когда его, уже пожилого человека, гнали в ссылку. Можно перечислять и перечислять. И слава Богу за все.

– Я думаю, что Златоуст – это уж совсем величайший пример. А просто обернуться назад и посмотреть, допустим, даже на своих бабушек, дедушек. Дед у меня воевал, например. Бабушки пережили войну, голод, смерть родных, близких, разрушение своей страны. Я думаю, что у нас в России в любой семье каждый, обернувшись назад, вспомнит о своих родных и близких, кто натерпелся в жизни намного больше, чем сегодня нам с вами это приходится делать. Поэтому просто стыдно перед памятью наших близких, родных, наших отцов и дедов говорить о том, что мы знаем, что такое боль и скорби. Да, конечно, всяко бывает, но не в пример тому, что было раньше. Нам надо больше радоваться, не о чем скорбеть.

Знаете, как говорят: за одного битого двух небитых дают. Любой человек должен в своей жизни пройти через какие-то испытания, скорби. Просто для того, чтобы понимать, что такое жизнь, что такое радость. Потому что, если ты сам не болел, ты никогда не поймешь больного. Если ты сам не испытал каких-то лишений, ты никогда не сможешь понять и протянуть руку помощи тому, кому сегодня плохо. Если ты никогда не радовался тому, что Бог тебе посылает, то ты и среди людей не увидишь радующихся.

Сколько сегодня у нас людей, которые все время говорят: ах, как все плохо, ах, как все тяжело, все люди злые… Да ничего подобного! Я всегда привожу такой пример (мне кажется, он очень яркий и характерный). Например, в общественном транспорте, особенно в старые времена, найдется какой-то один хулиган. И вот он говорит что-то нехорошее, ругается, кричит. Пятьдесят, а, может быть, и больше человек, – это все люди добрые, искренние, благочестивые. И один из них (это, может, один процент из сотни) ведет себя нехорошо.

Он самый заметный.

– Да. А доброта, истинная глубина, святость никогда не будет выставляться вот так, напоказ, она будет сокровенной. Поэтому, если ты хочешь увидеть что-то доброе, искреннее, хорошее, то, что тебя по-настоящему порадует, нужно внимательно посмотреть. Собственный голос притушить и посмотреть по сторонам, и ты увидишь этих людей – прекрасных, замечательных, искренних, стремящихся, глубоких. И это, мне кажется, большое счастье.

У моего любимого Клайва Льюиса есть такая мысль: то, что ты увидишь и услышишь, зависит от того, что ты за человек, откуда и с какой целью смотришь.

– Безусловно так. Мы всегда замечаем недостатки в людях именно такие, какими обладаем сами. И грехи, которые мы видим в сердцах человеческих, – это наши собственные грехи. Потому что, если бы у нас их не было, наверное, мы бы их, скорее всего, и не заметили. Мне так кажется.

4 февраля Вы написали на своей страничке «ВКонтакте»: «Каких только праздников нет в гражданском календаре! Вот есть День хорошего настроения». И пожелали Вашим читателям хорошего устроения души, чтобы были в сердце мир, молитва, покаяние, тогда Господь даст радость.

– Я сразу поблагодарю своих подписчиков, потому что они читают и мне в личку набрасывают какие-то идеи, что вот сегодня такой-то праздник. А я уж как некий ретранслятор.

Но осмысление-то Ваше?

– Ну, конечно, мое. Я сразу признаюсь и попрошу какого-то снисхождения по поводу моей страницы. Это полностью моя страница, поэтому все, что я там пишу, – это мои собственные идеи и мысли. Там есть много несуразностей, каких-то недоработок, все это знаю и готов принимать любую критику. Просто прошу своих подписчиков и читателей, а также телезрителей отнестись со снисхождением. Действительно, бывает так, что не хватает и времени.

Более того, скажу, что вообще этот формат очень интересный. Я попытался сделать свою страницу максимально неофициальной. Хотя там есть некоторые видео и фотоотчеты о моем участии в тех или иных богослужениях, о каких-то официальных встречах, мероприятиях, новостная лента. Но все равно хочется больше говорить о внутренних радостях и скорбях, просто о повседневной жизни священнослужителя и архиерея, если это кому-то интересно.

Но сразу скажу, что долг пастыря, священнослужителя в том, что о многих вещах все равно нельзя писать в силу того, что, когда ты чем-то делишься, ты все равно должен думать о том, может ли это быть полезно или, наоборот, не полезно кому-то. Здесь, безусловно, есть определенная самоцензура, и я всегда прислушиваюсь к критике и своего окружения, и своих помощников, и своих читателей, подписчиков, они иногда что-то мне советуют.

И я к этому отношусь вполне положительно. Считаю, что без этого просто нельзя. Потому что, если у тебя не будет самокритики, которая рождается из критики тех, кто тебя слышит и может что-то тебе подсказать и поделиться, то, наверное, ты в опасном положении. Поэтому прошу снисхождения и понимания в том, что есть вещи, о которых в полной мере я не могу рассказать. «ВКонтакте», как и любая соцсеть, только частично приоткрывает завесу тайны души человека, только частично может дать возможность открыть себя кому-то и просто поделиться какими-то своими мыслями, идеями, чувствами.

Я хочу сказать, что даже те посты, которые касаются официальных событий, все равно у Вас неформальные. Там есть теплота и личное отношение, что и привлекает, как мне кажется, читателя. Конечно, в первую очередь там есть информация про церковные события, но, опять-таки, с личным отношением: вот Неделя крестопоклонная, мы были у такого-то креста, испекли лесенки. То есть это все окрашено каким-то семейным флером, и это притягивает. Это комплимент, но абсолютно искренне.

– Спасибо большое, благодарю.

Там есть про кулинарию. Хочется воскликнуть тоном Маргариты Павловны: «Кулинар!» Но Вы-то не как Савва Игнатьевич готовите, Вы как-то виртуозно делаете хачапури и так далее.

Кулинарный видеофрагмент: – Сегодня решил пригласить вас на кухню, немножко поделиться рецептами. Пост закончился, поэтому можно побаловать себя и своих родных и близких чем-нибудь вкусненьким. У нас сегодня приготовление настоящей грузинской хачапури. Грузинская кухня – это воспоминание детства и юности. Так что сегодня у нас такая попытка немного проявить креатив. Какое тесто без сыра? Это моцарелла, смешанная с настоящим сулугуни (небольшие заготовки были сделаны заранее). Примерно так заворачиваем.

Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе! Приятного аппетита! Ангелы за трапезой! Ждем вас!

– Это, знаете, на все руки от скуки.

Вы хотите сказать, что сейчас архиерею скучно, нечем заняться?

– Нет, наоборот, заняться-то есть чем, это просто поговорка такая. На самом деле я достаточно активный человек и люблю готовить. Когда есть время, могу сам себе что-то приготовить, и всегда это делал. Иногда люблю что-нибудь такое изобразить, особенно когда ко мне приходят мои друзья, знакомые, гости. К сожалению, это не так часто бывает. Но если это случается, то, как правило, я сам могу что-то приготовить, накрыть на стол. Мне кажется, это совершенно обязательная вещь. Любой человек должен жить нормальной человеческой жизнью.

У нас есть такой ареал, что священнослужитель, тем более архиерей, – это какой-то небожитель. Мне кажется, это все очень условно. Поэтому мне иногда хочется поделиться чем-то. Если я готовлю пасту – почему не рассказать об этом своим читателям? Пусть посмотрят, может, кому-то пригодится.

Я преподавал и в семинарии, и воскресной школе. И когда служил в Покровске (город Энгельс), мы осуществили очень интересный проект – Епархиальный образовательный центр. Это учебное заведение, но не воскресная школа, хотя образовательный центр включал в себя воскресную школу и для детей, и для взрослых. Но это не семинария, не духовное училище. Это учебное заведение, которое нет необходимости лицензировать.

Целью и задачей этого образовательного центра было подготовить кадры для епархии – будущих батюшек, чтецов, певцов, звонарей, то есть разных церковных профессионалов. И, конечно, особое внимание – юношеству и взрослому населению, с которым нужно идти по пути воцерковления, рассказывать, беседовать, встречаться. У нас там было много интересных проектов. Со временем появились так называемые клубы по интересам. Некоторые батюшки, кто-то из мирян вели эти направления: литературная гостиная, кулинарная лавка, фотографический кружок. Там была масса всяких интересных проектов.

Иногда меня звали, я читал курсы по церковной истории, церковной живописи, архитектуре. Эта тема мне в принципе интересна. У нас была целая школа церковной жизни. То есть все годы, будучи священником и архиереем, я всегда достаточно тесно работал с народом, с прихожанами. В том числе иногда проводил мастер-класс по кулинарии.

Помню, с воскресной школы мы макароны варили, пасту делали, потом все вместе ее кушали. Беседа у нас была, по-моему, об Афонской кулинарной традиции. Все, что можно использовать, в хорошем смысле слова, для воцерковления народа, всем этим мы старались заниматься. Просто это мне нравится. Мне кажется, это хорошо.

А так, в свободное время, ничто человеческое мне не чуждо. Иногда бывает, выбираюсь на рыбалку. Особенно, когда ты большую часть жизни прожил на Волге (сейчас я живу на Каме), тут уж просто грех не порыбачить. Поэтому да, есть у меня такое увлечение. Ну а грибы – это с детства. Сейчас вот весна – пошли за сморчками, по осени опят набирали.

Конечно, хотелось бы, чтобы этого было больше, но времени действительно не хватает. Потому что график достаточно жесткий и много работы. Это и богослужения, и разъезды, потому что епархия большая. Приходится в том числе ездить и в Казань, и в другие города. Любой архиерей всегда находится в подвижном положении.

И административных вопросов много, каких-то встреч. В Нижнекамске я несколько лекций прочитал в техникуме. Меня пригласили на выпускные экзамены, я был членом комиссии. Это было в прошлом году.

Светский техникум?

– Да. У меня техническое образование. Сопромат, теоретическая механика – это предметы, в которых я более-менее ориентируюсь, хотя прошло уже 25–30 лет. Конечно, уже забыл, наверное, многое. Дай мне какое-нибудь уравнение, я, наверное, и не решу. Но все равно что-то помню, поэтому принимал участие в работе экзаменационной комиссии. И меня пригласили прочитать курс лекций в этом техникуме.

На самом деле, это предложение очень интересное. Я считаю, что священник может и должен работать на таком поприще. Я всегда говорил, где бы ни служил, что священник всей своей жизнью должен стараться проповедовать. Например, такая простая вещь, как духовное платье. Священнику в повседневной жизни, в селе, в городе, в деревне, где бы он ни служил, нужно ходить в подрясники, рясе. Человек видит батюшку (правда, скорее всего, он его и без подрясника и рясы узнает, ведь говорят же, что попа и по рогожке можно узнать), и это такая молчаливая проповедь. Вот человек увидел священника, идущего по городу, так или иначе он задумается, какие-то мысли у него будут.

Если речь идет о светском вузе или школе, или дошкольном учебном заведении, и там появляется священник, неважно в каком качестве (лектора, просто гостя, родителя, в конце концов, ведь наши батюшки тоже имеют семьи и своих деток водят и в школу, и в детский сад), это тоже возможность людям как-то задуматься, что есть нечто такое, что им пока еще, может быть, мало знакомо. Что есть церковь, вечные ценности, духовная сфера, в которую было бы неплохо, наверное, погрузиться, по крайней мере, на начальном этапе просто в качестве культурологического шага. А потом, может быть, уже и в духовном поиске. И вполне вероятно, что что-то откроется человеку. Мне кажется, это здорово и очень важно.

Владыка, можно дать только то, что есть у тебя самого. У Церкви множество проектов, направлений деятельности, но если они не христоцентричны, то это все впустую. То есть это может приносить какую-то пользу, но мы тогда центр теряем. Как сохранять этот баланс, основу?

– Если мы говорим о церковной жизни, о Литургии, о богослужения, то все наши молодежно-просветительские проекты, воскресные школы, трапезы, все, что угодно – это вещи архиважные, нужные. Они все приносят пользу, дают возможность Церкви развиваться, крепнуть, но только в том случае, как Вы правильно заметили, если это будет основано на богослужении, если все это будет вокруг Христа.

Что такое служба? Это некое выражение нашей любви к Богу, наше служение Ему. Поэтому если все эти внешние стороны миссии не закреплены на любви ко Господу, вокруг храмовой церковной богослужебной жизни, то, скорее всего, это очень быстро будет размываться, разрушаться, и вряд ли от этого что-то останется. Я глубоко убежден, что для православного человека связь с храмом, с таинствами – это первая необходимость. И понять Церковь можно, только по-настоящему глубоко войдя в ее богослужебную жизнь.

Поэтому наша задача – растить, готовить искренних, добрых, серьезных, глубоких пастырей, священников или ребят, которые будут священниками, тех, кто любит богослужение, кто разбирается в нем, кто понимает его. Отсюда, мне кажется, задача священнослужителей – самим любить службу и стараться максимально открывать ее своим прихожанам. И здесь речь не идет только лишь о каком-то законничестве, о четком и хорошем уставном богослужении. Это вещи нужные, важные. Но нужно с людьми работать, нужно людям рассказывать, проводить ликбез, встречи, Евангельские беседы, может быть, какие-то литургические вечера. Здесь спектр огромный.

Например, когда я был настоятелем храма, каждую субботу в течение семи-восьми лет мы перед всенощным бдением собирались с нашими прихожанами. Это был своего рода лектории или кружок. И там был целый спектр вопросов. Первое – это, конечно, ликвидация церковной безграмотности. Разбирали самые основные вещи: богослужение, Литургию, всенощное бдение, святоотеческие толкования на те или иные богослужебные тексты, церковный этикет, вообще, в принципе, процесс воцерковления, молитву, пост. Был целый цикл таких встреч.

Конечно, читали Священное Писание с толкованием, с разбором, читали святых отцов, «Лествицу», «Невидимую брань», поучения аввы Дорофея. Это были долгие встречи, очень интересные, с огромным количеством вопросов от людей разных взглядов, убеждений, возраста. Допустим, присутствовал кто-то из университетской молодежи или педагогов. У нас интересная была община, много было работников культуры, творческих людей. Много вопросов разбирали, обсуждали.

А когда ты всем этим занимаешься, ты волей-неволей и сам что-то для себя новое и очень интересное открываешь. Этот процесс очень важный. Но мне кажется, что все должно крутиться вокруг богослужения, любви к службе. Это нужно, важно, и на это всегда нужно обращать внимание. Нужно полюбить службу. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Сочетание человеческих усилий, проявляемых через веру, с силой Божественной, и делает нас непобедимыми

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые Игорь Олегович, Дмитрий Николаевич! Дорогие отцы, братья и сестры!Всех вас сердечно благодарю – в первую очередь за молитвы. Чем сложнее становится повестка дня Патриарха, связанная, в том числе, с непростыми обстоятельствами, посетившими нашу Церковь на просторах исторической Руси, тем больше сознаешь, какова же реальная сила молитвы. Она сильнее всякой человеческой силы, и это не просто красивые слова – они основаны на нашем историческом опыте, на опыте жизни Церкви. Сила Божия сильнее всякой человеческой силы.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Максим Плетнев: Жажда Бога

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс