Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1292) → Иерей Вячеслав Масин: В чем смысл христианского поста?

Иерей Вячеслав Масин: В чем смысл христианского поста?

№11 (1292) / 17 марта ‘25

Беседы с батюшкой

Многие не понимают, в чем смысл христианского поста, зачем и ради чего нужно поститься, ограничивая себя во всем, и почему христианство накладывает на людей так много ограничений.

– Вопрос о посте действительно интересен в условиях урбанизации, мультикультурности. Этот вопрос острый и для светских людей, и для людей, просто думающих о христианстве, потому что, как мы знаем, существуют разные христианские секты и конфессии, которые по-разному смотрят на практики поста.

Скажу так: пост в Православной Церкви – это вопрос дисциплины, послушания Церкви и воспитания в себе подлинно православного христианского духа.

Действительно, вопрос острый, потому что для нашего поколения, для людей, воцерковившихся в последние 30 лет, он всегда злободневен. Кто-то постится очень легко, кто-то очень тяжело. Кто-то здоров и все воспринимает спокойно, а кто-то болен, ему физически тяжело соблюдать пост, поэтому нужно говорить предметно в каждой отдельной ситуации.

Но в первую очередь христианский пост – это демонстрация своей жертвенности по отношению к Богу, к Божественному откровению. И если человек верен Церкви, то он послушен ей и подчиняется ее установлениям.

У нас в году четыре великих поста, и мы постимся каждую неделю в среду и пятницу, за исключением определенных недель. Скажите, не может ли такая регулярность соблюдения поста привести человека к какой-то машинальности, когда человек уже не задумывается, ради чего он это делает, пост для него уже становится некой духовной диетой, нужной только для того, чтобы как-то существовать в церковной традиции?

– Я немного вас поправлю. Действительно, у нас четыре многодневных поста, но Великий пост только один. Мы соблюдаем обязательные посты в среду и пятницу, за исключением сплошных седмиц, когда они отменяются. Есть еще сырная седмица, когда мы воздерживаемся от мяса, а все остальное вкушаем.

То есть, с одной стороны, можно подойти к этому вопросу только как к диете и ограничению себя в пище, и, к сожалению, многие христиане именно так и поступают. И не только христиане, но и внешние наблюдатели зачастую склонны воспринимать пост именно как ограничение в пище, и это справедливо, но не до конца. Если бы дело было только в еде, то это можно было бы смело записывать в диету, что должна привести к определенным результатам.

Мы знаем, что многие хронические заболевания предполагают определенные диетические предписания. К примеру, атопическая бронхиальная астма. При этом аллергическом заболевании больные должны воздерживаться от определенных видов пищи, не есть то, что вызывает аллергическую реакцию. И пост нельзя уподоблять диетам, которые соблюдаются лишь для достижения определенных результатов физиологического характера.

В то же время без этого никак не обойтись, и если мы посмотрим историю поста в христианской Церкви, то обнаружим такой существенный момент, – определенные телесные ощущения все-таки никогда не отменялись. Если человек воздерживается от какой-то еды, то он должен пребывать в некоем полуголодном состоянии, и это нужно для того, чтобы сосредоточиться на более возвышенных вещах.

Но тут сразу встает вопрос: когда человек голоден, какие могут быть возвышенные вещи, какая молитва? В большинстве случаев это скорее наше современное восприятие, и если мы обратимся в прошлое, то увидим, что люди во многом ограничивали себя, чтобы достичь определенных высот в духовной жизни.

Многие среди святых мужей заметили связь между вкушением пищи и разжиганием определенных страстей. Сейчас и светские люди понимают, что если, например, готовиться к серьезным соревнованиям, то нужно ограничить себя в том-то и том-то, чтобы тело было готово к этому физиологическому испытанию. Мы же, православные христиане, приступая к практикам поста, жертвуем частью своих личных желаний в угоду Богу.

Но тут тоже можно спросить: «А разве Богу нужны наши посты в этом плане?» И можно ответить: «И да, и нет». Сын мой! отдай сердце твое мне. То есть Господь требует от нас духовной жизни, стремления к Нему. Даже в человеческих взаимоотношениях, когда мы кого-то любим, несмотря ни на что, хотим встречи с этим человеком. Если же судьба какого-то человека нам безразлична, и он нам не друг и не товарищ, то мы смело ограничиваем время, которое можем разделить с ним, либо под разными предлогами пытаемся убежать от этого.

В какой-то мере это можно применить и к постовым практикам. Если мы стремимся жить по-христиански, с Богом, то в нашей жизни должен быть тот или иной аскетизм. И вот пост – это некая часть нашего делания в рамках христианской традиции: покорность церковной жизни, желание быть в лоне Церкви и следовать за Христом. И мы, вспоминая пример Спасителя – Его сорокадневный пост, видим, что Он прибегал к этому действу, а, говоря об искушениях от нечистых духов, сказал: сей же род изгоняется только молитвою и постом.

В принципе, это актуально и до сего дня. Единственное – есть действительно большая проблема в том, что многие люди делают большой акцент именно на пищевых ограничениях, забывая о самой сути поста – о приобщении к христианской практике молитвы, некому деланию с целью стяжания в себе добродетелей. И вообще, пост тренирует волю, то есть человек безвольный не может решиться серьезно соблюдать что-либо из постовых практик.

Но вы правильно заметили, что частое соблюдение постов может взрастить привычку к ним. По себе скажу, что мне довольно легко в рамках постов воздерживаться от вкушения чего-либо, но есть вещи, от которых мне очень тяжело отказаться. Например, от кофе. И когда речь идет об отказе от кофе, я всегда испытываю в этом искушение, потому что мне его очень хочется. А воздерживаться, например, от мяса и многого другого я могу запросто, даже если люди едят это в моем присутствии.

С одной стороны, это некий внешний символ верности Церкви, с другой стороны, воспитание воли к собственно христианской жизни. И понятно, что практики поста на протяжении всей истории христианства были разными, и они по-разному воспринимались в рамках уставов, пришедших на Русь, но это уже тема отдельного разговора.

Как понять, что пост на пользу, что ты постишься не просто ради того, чтобы поститься, но пожинаешь какие-то плоды и что-то действительно меняется в лучшую сторону?

– Я думаю, признак этого в том, что в рамках поста ты смог уделить внимание Богу, своей христианской жизни. Дело в том, что в нашей деятельности, пусть даже и церковной, мы нередко забываем о самом главном, ради чего все мы здесь собрались. Пост – это время некоего трезвения, когда человека словно окатывают холодной водой, он должен мобилизоваться и вспомнить о чем-то более важном, чем весь этот бытовой контекст.

Думаю, здесь самое главное – суметь в это время действительно найти в себе силы, взрастить внутреннее желание уделять время молитве, которая в суете обычных дел иногда ограничивается простыми правилами, даже упущением рядовых правил, положенных Церковью. И если получилось в рамках поста уделять время духовной жизни, сугубо личным взаимоотношениям с Богом, то это уже положительная тенденция.

Но это не значит, что этому нужно уделять время только во время поста. Пост – это действительно время сугубой мобилизации на это делание, потому что в обычной жизни нас очень сильно затягивает суета. Это может быть и светская суета с ее тяжелыми трудовыми буднями…

Эти дни могут стать действительно суровыми, суетными буднями, когда ты все время бегаешь в этом колесе, ходишь по одним и тем же тропам, мысли твои двигаются по одним и тем же стезям, и вырваться из этого порочного круга сложно. И пост – это как некое напоминание о другом. Если это касается богослужебной жизни, то службы уже задают немного другой тон.

Конечно, все это в большей мере связано с Великим постом, но применимо и к богослужениям других постов. Но все-таки это некое воздержание выделяет дни поста из обычных дней, когда ты уделяешь особое внимание своей духовной жизни. И мне кажется, что это очень важно и значимо – прибегать к постовым практикам. Но, конечно же, в условиях нашей суетной жизни, перегруженной информацией, многими событиями, на которые нам нужно очень быстро и оперативно реагировать, поститься довольно-таки тяжело. Все это требует от нас решимости.

Часто возникает вопрос, кто определяет меру строгости поста. Ведь есть определенные церковные рамки, и есть какие-то личные немощи человека, связанные, например, с болезнью, с особенностями организма. Как нужно определять для себя эту меру и с кем здесь нужно советоваться?

– Я думаю, здесь вопрос упирается еще в такой момент, как уровень просвещенности в христианской вере. Если человек хорошо знает свою веру, хорошо ориентируется в Божественном откровении, то рано или поздно он начинает чувствовать, где эта мера.

В диалоге с вами я чуть ранее уже говорил, что в разные века, в разные времена постовые практики были разными, и даже обыденные для нас посты для христианской общины когда-то были новыми. В разные эпохи они устанавливались в определенном контексте ввиду особой необходимости воспоминаний как подвига Христова, так и каких-то особо значимых дат в жизни христианской Церкви, но уровень их был разным.

Конечно, сложившееся у нас впечатление о строгости поста в большей мере возникло под влиянием монашеской традиции и монашеских уставов, в рамках которых мы живем, в принципе, до сего дня. Но если посмотрим на историю Византии, византийской культуры, да просто почитаем самые простенькие статьи по христианской жизни в те века, то заметим, что, оказывается, мера поста действительно была разной. То есть то, что требовалось от монахов, не требовалось от мирян.

И если копнуть глубже, то мы узнаем, что в рамках одного города, например Константинополя, разное применялось к людям, жившим в миру, и к тем, кто подвизался в монастыре. Конечно, подход к монахам был более строгим. Это и особые постовые дни, помимо среды и пятницы, это и понедельник, то есть в монастырях было сугубое воздержание.

Например, есть русская традиция не вкушать монашествующими мяса даже в непостные дни, есть только рыбу, а по отношению к мирянам никто не просит полного воздержания от мяса. И когда говорят, что нужно полностью отказаться от мяса ради жизни животных или ради чего-то еще, то это какая-то явно не православная, не наша история. Бывают благочестивые православные христиане, отказывающие себе во вкушении мяса ради духовного делания, ущемления своих плотских страстей, но это отдельный подвиг, отдельная история.

И, опять возвращаясь к мере поста, хочу сказать, что, с одной стороны, было бы действительно неплохо, если бы был человек (лучше всего духовник), который смотрел бы на вас как бы со стороны и видел все проблемы, что вам можно, а что нельзя. С другой стороны, не нужно полностью перекладывать всю ответственность за то, что вы делаете, на священника, потому что каждый из нас имеет свою голову на плечах и свою личную ответственность перед Церковью и Христом за свою жизнь.

Я думаю, что можно проконсультироваться с другим человеком по многим вопросам, возникающим в нашей жизни, например, о том, как купить квартиру или даже телефон, но купить это или не купить – мы решаем самостоятельно. Так и с постовыми практиками. Наступает пост, и понятно, что нужно в чем-то себя ограничить. Но в чем – здесь уже нужно смотреть.

Если у тебя хронические заболевания, то никому не будет хорошо, если ты преставишься раньше положенного срока, определенного тебе Господом на этой бренной земле. Я бы сказал, что в какой-то мере это даже можно отнести к самоубийству, если знаешь, что этого делать нельзя, но продолжаешь в чем-то себя ограничивать…

Тут нужно включать голову и ни в коем случае не перекладывать ответственность за свое собственное здоровье на другого человека. Если знаешь, что у тебя действительно есть серьезная проблема, то нужно подумать и взять разрешение на то или иное. И в контексте жизни это должно стать обычным явлением, потому что даже чисто по биологическим показателям ты не можешь от этого воздержаться.

Другое дело, что многие люди под эту марку (под прикрытием болезни) вообще отказывают себе в постовых практиках и говорят, что не могут поститься из-за болезней. А начинаешь смотреть под прицелом, и оказывается, болезни-то не столь серьезные. И получается, что здесь просто элементарная лень и нежелание поститься.

У некоторых этот вопрос сопряжен с экономической составляющей. Люди говорят, что им дорого поститься, потому что дома у них больше никто не постится. И тут нужно либо воспитывать в себе волю и желание подвизаться вместе с христианами, либо поднять руки вверх и сдаться. И кто это за тебя решит? Только ты сам можешь ответить на вопрос – сдаться или бороться. А священник, имеющий некий взгляд со стороны, может сказать, прав ты или, наоборот, перегнул палку в своих практиках.

Но личный выбор, личную инициативу и решительность в этом вопросе никто не отменял. А если кто-то и отменил, то это уже какая-то, как минимум, диктатура, а как максимум – нездоровые взаимоотношения между людьми. А Господу насилие точно не может быть угодным. Но меру нужно определять конкретно по себе.

Пост затрагивает все возрастные категории христиан. А кто определяет меру поста для детей?

– Хороший вопрос, потому что, повторюсь, наша Церковь восприняла сугубо строгий устав. И если посмотреть ретроспективно, то мы увидим, что на Руси к посту приобщали и детей, причем с самого малого возраста. Например, в Греческой Церкви в этом вопросе ситуация более мягкая. А сейчас и в нашей среде тоже пришло понимание, что спрашивать с детей то, что спрашивают со взрослого, неразумно. Если взрослые сами живут «на уровне», то они могут своим примером очень сильно влиять на своих детей. Но заниматься как бы насилием в отношении детей – это неправильно, и в то же время воспитывать волю у них нужно.

Часто встречаются ситуации, когда родители, например, запрещают своим детям в пост что-то есть, но спокойно разрешают им просмотр мультиков, разрешают ходить на какие-то культурно-увеселительные мероприятия. Но воля-то не воспитывается. Он как смотрел мультики, так и смотрит. Есть ли здесь какое-то воспитание именно в постовом смысле? Скорее всего, нет.

Этот вопрос индивидуален в зависимости от атмосферы в семье. Если люди, не будучи укорененными в жизни христианской Церкви, начинают те формы, которые им самим дались с трудом, перекладывать на всех остальных, в том числе и на маленьких жильцов своего дома, то это проблема. Ведь дети будут воспринимать это как агрессивное давление на них.

Этот вопрос требует грамотного подхода, и нужно конкретно смотреть, насколько сам человек постится. И когда ребенок сорвался, разве главное – начать его бичевать? Здесь никакой любви нет...

Отец Вячеслав, что Вы посоветуете тем, кто только начинает поститься? С чего нужно начать этот духовный подвиг?

– Я бы посоветовал начинать его поэтапно, то есть не брать на себя сразу всю полноту сложившейся церковной практики. Любой спортсмен скажет, что поднимать без подготовки штангу большим весом не только безумно, но и опасно в силу того, что можно серьезно повредиться. А ведь задача поста не в том, чтобы повредиться, а чтобы возрасти. Поэтому здесь я бы в первую очередь посоветовал, чтобы вас не покинуло разумение и чтобы вы проконсультировались со знающими людьми.

Может быть, на первом этапе для вас будет достаточно воздержаться от мяса и посмотреть, сможете ли вы так питаться. Нужно воздерживаться от фильмов, просмотра социальных сетей, каких-то очень любимых дел… Начинать нужно с малого.

То есть я бы посоветовал тем, кто только-только пришел в церковь и сразу решил поститься, для начала воздержаться от мяса, а потом уже присоединить к этому молочные продукты. Но опять же этот вопрос стоит решать на том приходе, в который вы вольетесь. Нужно консультироваться конкретно с теми людьми, с кем вы будете строить свою христианскую жизнь. Я бы все-таки советовал начать с понимания, что нужно быть умеренным не только в подвигах, но и вообще во всем в жизни. Это некий золотой закон – возрастать от силы в силу, то есть не брать на себя большую ношу, чем можешь понести.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс