Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1290) → Епископ Каскеленский Геннадий: Святые Республики Коми

Епископ Каскеленский Геннадий: Святые Республики Коми

№9 (1290) / 3 марта ‘25

Архипастырь

На северо-востоке европейской части России, на огромной территории порядка 400 тысяч квадратных километров (это больше, чем площадь, скажем, Германии или Финляндии), расположена Республика Коми. Ее природа представляет собой необозримые лесные просторы, множество хрустальных рек и озер, огромные по площади болота. Климат здесь суровый, зима длинная и холодная. Это − край несметных природных богатств, родина нефтяной промышленности страны. Тайга здесь переходит в тундру. Восточная граница Коми – Уральские горы, излюбленное место для экстремального туризма.

На территории нынешней Республики Коми с древних времен подвизались многие святые нашей Церкви. В Соборе святых Коми четыре имени древних подвижников, а еще 40 имен новомучеников и исповедников, которые были включены в Собор уже в наше время. Это и иерархи, священнослужители и миряне, пострадавшие здесь от безбожной власти в XX столетии.

Первый святой земли Коми − миссионер и просветитель Стефан, епископ Великопермский. Во второй половине XIV века он создал азбуку для местного народа коми, их тогда называли зырянами. Святитель переводил Священное Писание и богослужения. Стефан был современником и духовным другом преподобного Сергия Радонежского, а еще святителя Стефана можно назвать одним из самых образованных книжников Древней Руси.

К вопросу перевода Священного Писания на язык коми он подошел очень ответственно. Прежде всего отправился в один из монастырей Ростовской земли, где изучил греческий язык. Перевод был сделан простой, доступный. Благодаря его простоте вчерашние язычники осваивали основы христианства даже лучше, чем славянское население. Свою проповедь святитель Стефан начал с городка Пырас (нынешний Котлас).

В XV веке в Коми последовательно трудились три епископа-миссионера – Герасим, Питирим и Иона. Двое из них окончили жизнь мученически. Местная племенная знать, жрецы, служители языческих культов не хотели терять свое влияние на местное население, которое активно присоединялось к Церкви, и расправлялись с миссионерами. Но верно сказано: кровь мучеников – семя христианства. Дело прочно, когда под ним струится кровь. Все эти жертвы подготовили успех христианской проповеди.

В XVI веке в Коми начинается активное строительство храмов и монастырей. Два поселения Коми – Усть-Вымь и Водча – отличались особым обилием храмов. В XIX веке расцветает город Усть-Сысольск (нынешняя столица Сыктывкар). Расцвет Усть-Сысольска связан с деятельностью купеческой семьи Сухановых. Примечательно, что эти успешные предприниматели, выдающиеся храмостроители не были переселенцами, а происходили из коренного населения. На долю этой славной семьи выпало немало испытаний. В 1739 году их укрепленный дом был буквально взят штурмом и разграблен шайкой разбойников, пришедшей из новгородских земель. Тогда погибли глава семейства Иван Суханов, его брат Петр, несколько детей.

История гибели Ивана стала основой для народной легенды об атамане Шыпича. В ней рассказывается, что Шыпича мстил новгородским разбойникам за их преступления. При этом он мог путешествовать под водой, передвигаясь на сотни километров; прятался от врагов, ныряя в чан с водой, мог менять направление течения реки, управлял лесными духами. Говорили, что именно над его могилой воздвигли Троицкий собор Усть-Сысольска. Прямые потомки Сухановых живут по сей день. Один из них – известный поэт Глеб Горбовский.

После революции суровая северная земля Коми стала местом страданий за веру и правду Божию для множества христиан. Устроенные здесь лагеря входили в систему Северных лагерей особого назначения. Выжить здесь было практически невозможно, это были лагеря смерти. С узниками расправлялись изощренно, иногда инсценировали пеший переход из одного лагеря в другой и по пути открывали из засады шквальный пулеметный огонь, а выживших добивали из револьверов.

Среди тех, чье имя украшает Собор святых мучеников Коми, − епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев). Уроженец Тамбовской земли, он получил образование в Казанской духовной академии. С 1910 года − ректор Вифанской духовной семинарии под Москвой, в сане архимандрита. В период Первой мировой войны служил священником в действующей армии. Отмечали его выдающийся дар проповедника.

В архиереи отца Германа посвятили в 1919 году. Он проживал в монастыре преподобного Иосифа (Волоколамского), много занимался просветительской деятельностью, обучал молодежь «Закону Божию» на всех окрестных приходах. Первый раз Владыку Германа арестовали в феврале 1921 года, и вплоть до самой мученической смерти в 1937 году на свободе он практически уже не был.

География его страдальческих скитаний обширна: Западная Сибирь, нынешний Ханты-Мансийск, Каракалпакия, Нижегородская, Кировская области. В сане епископа Вязниковского, викария Владимирской епархии, Герману удалось послужить чуть более четырех месяцев в 1928 году. При каждом очередном аресте в особую вину ему ставилось произнесение ярких, талантливых проповедей, в которых можно было легко усмотреть антисоветские высказывания.

С 1929 года Владыка Герман − узник северных лагерей и ссыльный обитатель поселков Республики Коми. 10 августа 1934 года его последним пристанищем стало село Кочпон близ Сыктывкара.

Сегодня издан сборник писем епископа Германа, при чтении которых создается яркий духовный образ этого подвижника веры. Свое пребывание в заключении и ссылках Владыка называет на древний манер − странничеством. Главные помыслы, которые тогда его беспокоили, даже терзали, заключались не в стремлении к свободе, не в жалобах и ропоте, а в остром переживании того, что он не может полноценно служить Церкви и ближним. Годы, проведенные в неволе, представлялись ему напрасно потраченными, тщетными. Это объяснимо: лишить общения с другими людьми человека, который владеет выдающимся даром слова, − это самое жестокое наказание. Это как птице запретить летать.

Молитвой, работой мысли, напряжением воли святитель отгонял эти помыслы и в конце концов победил их. В письмах отражен тот момент, когда он полностью доверился Промыслу Божию. И успокоился, понял, что страдания, выпавшие на его долю, прежде всего нужны ему самому для спасения его души.

«Я верю, − писал он из ссылки, − что и самое время, и обстановка, и все, с чем приходится встречаться на своем пути, постепенно выправляет то ненужное и вредное, чем заразилась душа в прежнее время, и рано или поздно с нее спадут те цепи, какие наложили на нее грех, небрежение, привязанность к земному».

Владыка уверен, что Бог продолжает действовать даже в таком мире, где совершается поругание святынь. Происходит очищение, освящение через огонь жестоких испытаний. Все, что совершается, − все с печатью Христа в Гефсимании и на Голгофе. Через это создаются новые формы жизни, такой жизни, которая предуказана Христом и неминуемо приведет к Нему.

К мученической кончине Владыка Герман был готов давно и требовал такой же готовности от своих духовных чад. Он писал: «Все наше земное, со всеми скорбями и невзгодами, есть только путь и дверь в вечность».

24 февраля 1937 года Владыку Германа арестовали в последний раз. Он был обвинен в организации из ссыльного и местного духовенства контрреволюционной группы «Священная дружина». 15 сентября 1937 года из Сыктывкарской тюрьмы его отвезли на расстрел.

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс