Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1285) → Священник Владимир Тоготин: Это событие есть начало спасения рода человеческого

Священник Владимир Тоготин: Это событие есть начало спасения рода человеческого

№4 (1285) / 27 января ‘25

Беседы с батюшкой

– С Рождеством Христовым, дорогие телезрители!

Отец Владимир, дождались мы этого праздника. Снова наступило Рождество, закончился Рождественский пост, и мы радуемся тому, что вспоминаем события Пришествия Богомладенца Христа – воплощение Бога в этом мире. Как Вы думаете, в чем главный смысл Рождества Христова для нас сегодня? Какой главный урок мы должны из этого события извлечь? О чем сегодня мы должны подумать, когда вспоминаем и отмечаем праздник Рождества Христова?

– Слава Богу, что мы дожили до великого праздника Рождества Христова! Мы его очень любим, почитаем. Наверное, один из наиболее любимых праздников. Первый праздник у нас – Пасха, Воскресение Христово. Так же мы почитаем и Рождество. Для нас это подарки, елки, детская радость. Праздник детский, любимый. И он на самом деле детский, потому что мы встречаем Богомладенца Христа. Смысл Его рождения – великая тайна.

Мы знаем из Священного Писания, что наступило время на земном шаре, когда уже ничто не могло помочь человеку спастись от греха, как только Пришествие Самого Господа. Многие не понимают христианства, не понимают смысла Креста Господня, воплощения Христова. В том числе не понимают смысла Рождества. Как может Бог родиться на земле? Для людей Бог – это нечто невидимое, громадное. А здесь в пещере рождается осязаемый младенец. Причем не во дворце, не в престижном месте. Ведь Господь может что угодно сделать. И вдруг Он смиренно рождается в пещере, в яслях для скота. Для Него даже не нашлось постоялого двора.

Для чего все это было надо? Видимо, настолько человеческая природа была повреждена от грехопадения и человеческий род деградировал настолько сильно, что только Пришествие Бога могло спасти человека. Господь отдает Сына Своего Единородного, чтобы Сын воспринял природу человеческую, в том числе плоть, душу, дух. Чтобы исцелить уже на кресте в Самом Себе, воскресить природу человеческую и вознести ее на Небо к Богу. Посадить к Престолу Бога, чтобы человек радовался, служил Богу, мог вкушать райскую жизнь и все, что происходит в Царстве Божием.

Мы это знаем из Писания, но уму непостижимо, как приходит Младенец. Знаем события, которые происходили, как Божия Матерь с Иосифом Обручником бежали в Египет и как в пещере родился Младенец Спаситель. Мы помним из Предания Церкви, из Писания, как встретили Младенца волхвы и принесли Ему в дар ладан, золото и смирну. Это символ царского достоинства, символ власти и благодати.

Кстати говоря, до сих пор, на протяжении двух тысячелетий христианства, люди несли в храмы самое дорогое сердцу. Отказывали себе во всем, чтобы Богу принести самое дорогое. Золото – это драгоценный металл, он не портится, блестит, является мерой денег. Этот драгоценный металл – символ полноты уважения к Богу, и, конечно, мы несем золото Богу, как и волхвы принесли Богу драгоценные подарки.

Как они нашли Младенца? На небе взошла звезда, они шли за ней и увидели, где она остановилась. Там оказалась пещера с яслями (по-другому – вертеп). Сейчас во многих храмах делают вертепы. Я считаю, это хорошая традиция – вспоминать события Рождества Христова. В каждом храме есть свой вертеп, очень красивый. В нем лежит иконочка Рождества Христова. Вокруг елочки звездочки, фонарики вешают. Детишкам очень интересно, радостно, и они это запоминают.

Но самое главное: это событие есть начало спасения рода человеческого. Господь, отдав Сына Единородного, положил начало спасения человека не только в будущей, но и в этой жизни, и когда христианство начало распространяться в этом мире, люди стали меняться. Мы прекрасно это знаем по нашему соотечественнику, крестителю Руси князю Владимиру. Если помните, какая была его жизнь до Крещения и после Крещения, то это как Небо и земля. На 180 градусов его жизнь повернулась. До Крещения он имел много жен, был деспот, мог человека убить ни за что. А после Крещения стал очень кротким, смиренным царем и порой даже боялся наказать за какие-то провинности. Строил на Руси каменные храмы, не жалел никаких средств, лишь бы насадить христианскую веру, чтобы она коснулась каждого жителя Руси. Вот что делает христианство.

Сейчас идет третье тысячелетие со времени Рождества Христова. Изменился народ, изменились законы. Даже если сравнить заповеди ветхозаветные и новозаветные, это тоже как Небо и земля. Народ был намного грубее, царила месть. Люди мстили друг другу по разным поводам. Кого-то убили случайно или нет, оскорбили, обидели, и тогда начиналась родовая месть, могли мстить очень долго. Христианство запрещает месть. Господь наш Христос дает новые заповеди.

Еще интересно: Моисей разрешал разводиться. Недавно мы читали Евангелие, в котором слышали о разводной грамоте. Фарисеи искушали Христа, можно разводиться с женой или нельзя. Ведь Моисей давал такую разводную грамоту. Господь им ответил: давал ее по вашему жестокосердию, чтобы потом не было рецидивов в семье и муж, не дай Бог, не убил свою жену. Лучше пусть получит грамоту и уйдет восвояси. Настолько царила жестокость в те времена, до Пришествия Христа, что Господь уже отдал Сына Своего. Родился Младенец, и жизнь потекла по-новому. Христианство вопреки всему стало распространяться по всему земному шару.

Когда рождается Христос, Он исцеляет человеческую природу. Однако с людьми после Его рождения ничего не меняется – люди как болели, так и болеют, как умирали, так и умирают, как страдали, так и страдают. Можно объяснить это тем, что от Адама и Евы мы имеем прямую связь по крови, то есть буквально по человеческой природе в каждом из нас есть ген, который можно было бы возвести к Адаму и Еве. Но Христос же в этом плане – один из нас. Он в брак не вступал, детей у него не было. Все остальные люди не пересекаются с ним генеалогически. Каким же образом Он должен был исцелить нашу природу? У Адама и Евы поврежденная природа, мы ее получаем буквально через кровь, по наследству, а как быть с Христом, Который воплотившийся Бог, пришел эту природу исцелить и исправить, однако мы не имеем с Ним никакой родственной связи?

– Мы уже говорили: чтобы спасти человека, потребовался великий труд, Самому Господу потребовалось отдать кровь – это уму непостижимо. У нас есть Адамов грех, мы наследники этого греха, наследники болезней, смерти, страданий, страстей, грехов.

Господь посылает Сына: Он потрудился, отдал Кровь Свою, и Он показал нам путь спасения нашего. То есть путь, который мы можем либо воспринять, либо не воспринять. Если бы Он, например, сделал какую-то прививку, сочетался с кем-то, эта кровь пошла бы на нас, это было бы без нашей воли, то есть мы лишились бы выбора. Нас автоматически загнали бы в рай, сказали: «Мы тебя спасли, давай возделывай рай». Но Он опять дает нам выбор. Вот Он показал путь спасения нашего и сказал: «Человек, если пойдешь по Моему пути, – по пути исполнения заповедей, любви к ближнему, ты тоже обретешь спасение. Ты точно так же умрешь и точно так же воскреснешь и получишь точно такое же тело, потому что твоя природа человеческая уже спасена, она уже у Престола Божия в лице Меня, Второй Ипостаси Троицы Святой. А если не захочешь, то Я волю твою уважаю. Каким ты был, таким и оставайся». Это уже выбор.

На протяжении всего Евангелия мы видим, как Господь дает нам выбор. Вспоминается прекрасная притча о десяти девах. Пять дев выбрали все-таки Царство Божие, а вторые ушли на базар, за маслом, просто проспали, можно сказать. Господь говорит: «Давай борись, начинай жить по-новому». – «Ну, как-нибудь потом. Сейчас надо посмотреть телевизор, сходить в ресторан, отметить Новый год». После Нового года какие-то рецидивы, голова болит. Надо взяться за ум, но ничего не получается – каким был, таким и остался.

Если у человека отнять волю, он превращается в биологическое существо, живущее инстинктами. Господь не хочет насильно делать нам прививку, чтобы мы потом все рождались без греха. Люди, родившиеся до Рождества Христова, ничем не отличаются по своему качеству от родившихся после Рождества Христова. Все равны перед Богом. Да, может быть, люди были в чем-то грубее, после Евангелия сердца их стали более восприимчивыми, христиане стали жить по-другому. С одной стороны, люди как жили, так и живут, как воевали, так и воюют, тем не менее можно констатировать, что обретавшие в сердце Христа менялись, они сейчас другие. И мир становится другим.

Многие отрицают христианство и не хотят идти ко Христу, поэтому приключаются вот эти жизненные рецидивы – войны, катаклизмы и брань человеческая. Не хотят идти по трудному пути Евангелия. Мы всегда хотим все получать автоматом, волшебством. Не бывает так. Обязательно нужен труд. Без труда не получается ничего. Как мы видим, даже Самому Богу надо было понести труд...

Очень интересный факт, что Евангелие не содержит никаких сведений о жизни Христа до Его выхода на проповедь, кроме момента, когда Он потерялся в Иерусалимском храме. Это тоже для чего-то дается, какая-то смысловая точка, параллель. Но это тема другого разговора. Может быть, чтобы показать нам, что Господь был очень мудрый и, будучи даже мальчиком, говорил такие вещи, которых не знали мудрецы. Тем не менее мы практически ничего не знаем о Его жизни.

Он рос в семье, Его хранила Божия Матерь. Несмотря на это, Ему было очень трудно проповедовать Евангелие среди своих. «Нет пророка в своем Отечестве», – так всегда говорил Господь. Это не только Его слова, мы знаем их из Ветхого Завета. Когда Он приходил на свою родину, Его не особо слушали, к Нему относились так: «Это один из наших. Как ты хочешь сделать из Себя Бога? Мы же видели Тебя, Ты ходил где-то, бродил, играл – простой человек». Нет пророка в своем Отечестве.

То же самое мы видим сейчас. Вот, например, рукополагается священник. Ему очень трудно обитать в среде близких родственников или тех, кто его знал, допустим, до того, как он стал священником. Его знали совершенно другим… Нет пророка в своем Отечестве. Не всегда получается.

Хотя были святые, и святые – это отдельный случай. У Игнатия (Брянчанинова), как посмотришь, вся родня – святые. Или кого ни возьми, читаешь: родился в благочестивой семье; принял священный сан, а потом и брат тоже принял сан. У того же преподобного Сергия родители – святые. Хорошо бывает, но не всегда так. Поэтому и у Господа нашего тоже не всегда что-то получалось. Не слушали Его на родине. Ему было легче проповедовать где-то на другой стороне, где Его не знали. Там Его слушали, учение Его воспринимали; и ученики у Него обретались. Здесь, конечно, много интересного. Самое главное, что требовалось понести великий труд. Труд проповеди, труд страданий, лишений, труд креста.

Страшнейшая казнь, которую только может придумать человек, – это крест. И через Крест мы все спасены. Нам открыта дорога ко спасению, нам открыта дорога к концу страданий и к тому, чтобы прилепиться ко Христу. Это очень важные вещи, их надо знать, надо ценить и помнить, каким тяжелым подвигом мы искуплены.

И даже Самому Богу пришлось понести труды, страдания, лишения для того, чтобы человек был спасен. Потому что Господь безмерно любит человека. Даже родители нас так не любят, как Господь любит нас всех. И как солнце светит на праведных и грешных, дождь льет на праведных и грешных, так и Господь всех любит – и праведников, и грешников. И всем нам дает спасение.

На самом деле у каждого есть талант. Иногда мы считаем одного человека талантливым, гениальным, а другого – бездарным. Не бывает бездарных людей, все люди имеют какой-то талант, просто надо уметь в себе находить этот талант и его взращивать. У одного талант, например, к пению, у другого – к приготовлению еды, у третьего еще какой-то. Этот талант нужно в себе попробовать найти. Каждый человек достоин пропитания, и каждый имеет талант, с помощью которого он может достичь очень больших высот. Но самое главное, чтобы этот талант привел его ко Христу. Это самая главная цель, главная наша задача.

Уместно вспомнить о других участниках события Рождества Христова. Конечно, мы все внимание в основном адресуем родившемуся Богомладенцу, но ведь ничего не могло произойти без Его Пречистой Матери. Все Его воспитание проходило в кругу семьи, Святого Семейства. Какой главный урок мы могли бы извлечь из жизни Святого Семейства с точки зрения семейной жизни, отношения к воспитанию детей?

– Давайте посмотрим сначала, как происходила встреча Божией Матери с Архангелом Гавриилом. Когда он принес Ей благую весть, что Она ответила на это? Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. А как бы отреагировал на это обычный человек? Он бы начал спорить, противиться. А здесь – душевная чистота и полное смирение. И Господь дает нам Божию Матерь как образец, с которого мы могли бы брать пример. Конечно, нам кажется, что это недостижимый образец. Как мы можем стать такими же чистыми, как Божия Матерь? Это очень трудно, но все равно стремиться к этому нужно.

Про Божию Матерь в Евангелии очень мало сказано. Это сейчас издаются интересные книги, которые поднимают события Церковного Предания, какие-то апокрифические факты там освещаются. Но, может быть, не так важно нам все эти предания знать. В принципе, Евангелие достаточно полно дает представление о Богородице. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Это пример смирения для нас, о чем мы говорили в начале передачи. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Вот такое полное смирение человека, который передает Богу власть над собой.

Мне как-то мой духовный отец говорил: все хорошо, что не делается по твоей воле. Потому что человек пытается свою волю ставить на первое место, хочет все время делать так, как ему хочется. А когда мы лишаемся возможности поступать по-своему, то начинаем роптать, порой даже гневаться. А все, что происходит не по нашей воле, – это все из рук Божиих приходит к нам, и надо это так воспринимать. Но, естественно, тут много нюансов, аспектов, и надо смотреть, какой плод принесет тот или иной наш поступок.

Во всяком случае, Божия Матерь – пример света, любви, смирения. И, конечно, пример воспитания Богомладенца, так как Господь доверил рождение Спасителя Ей, избрав Ее из миллионов людей. Я думаю, конечно, Он Ей помогал, дав особую Свою благодать. Но помогал почему? Потому, что Она выразила полное смирение. И Господь в ответ дал Ей благодать.

Кстати говоря, то же самое случается с любым человеком. Когда приходит сомнение, как поступить в той или иной ситуации, мы задаемся вопросом. И если мы обратимся к Богу и примем Его волю, то Господь взамен даст нам благодать, и мы, уже окрыленные, пойдем дальше. А если мы отрицаем волю Бога, начинаем роптать, противиться, то, конечно, никакой благодати быть не может.

Почему Господь избрал Божию Матерь? Потому, что Он нашел в Ней восприимчивое, послушное сердце, нашел в Ней безмерную чистоту, которую, наверное, нигде и никогда мы не видели и не увидим в истории человеческой. Много писателей об этом писали, вспоминаются и Достоевский, и Толстой, не раз они пытались изобразить идеального человека, идеального героя – и ни у кого это не получалось. А вот Божия Матерь – это единственный в нашей земной жизни идеальный человек, который стал для нас, по сути, ковчегом спасения. Она вместила невместимое. И здесь что важно понять? Важно понять, что главное для человека – обрести чистоту. И у нас есть ориентиры: Богородица, святые, которые тоже подражали Божией Матери, подражали Христу, другим святым.

И если мы сумеем понять волю Божию о нас, смириться, обрезать свою волю и принять волю Господа, то нам Он даст взамен благодать. Это факт. И с этой благодатью мы непобедимы, мы уже можем делать добрые дела, можем трудиться, и Господь нам даст и дальше возможность идти по дороге к спасению, по этому узкому пути.

Помните, ученики спрашивали Его, кто же может спастись? Господь сказал, что трудно спастись богатому. А в то время богатым считался просто успешный человек, который исполняет заповеди, у которого все хорошо. Человек, благословленный Богом. Если же такой не может спастись, то кто же тогда может? И что ответил Господь? Что человеку невозможно, то возможно Богу. Но для этого необходимо наше стремление, наше благое произволение. А оно тоже требует сил, требует воли. Конечно, легче упасть с горы, скатиться, чем идти в гору. Мы же думаем: зачем нам в гору идти? Тяжело, столько прольем пота, потратим сил… Лучше просто пуститься во все тяжкие, гулять, веселиться. Но нет, нам надо именно трудиться и помнить, какой ценой мы искуплены и что нас ждет.

Тысячи лет здесь – это одна секунда по сравнению с жизнью в вечности. И, конечно, ориентиры нам Господь дает. Мы должны их принимать, ценить, радоваться, что у нас примеры подвижников есть, и стараться идти по этому трудному, тернистому, но радостному пути. И в этом тоже премудрость Божия. Эта дорога трудная, но радостная.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс