Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1285) → Священник Алексий Дудин: Человек и Бог

Священник Алексий Дудин: Человек и Бог

№4 (1285) / 27 января ‘25

Беседы с батюшкой

На Литургии оглашенных мы говорим: «Оглашенные, изыдите!» И когда говорят: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните», то половина храма опускает головы, и возникает ощущение, что у нас полхрама людей, которые проходят оглашение, то есть пока не крещены. У меня такой вопрос: как же Церковь относится к некрещеным? С одной стороны, есть такое выражение − носится как оглашенный, потому что этим людям нужно было очень быстро покинуть храм, когда говорили: «Оглашенные, изыдите!» А, с другой стороны, мы знаем, что раньше Рождество Христово и Богоявление были одним праздником. Так почему Крещение имеет особый, сакральный смысл? Ведь были случаи, когда люди не могли принять Крещение, пример − Севастийские мученики. Что такое Крещение?

− Крещение − таинство, через которое человек входит в Церковь. И Господь сказал, что Крещение – необходимое условие вхождения человека в Царство Небесное, потому что Христос требует от нас, чтобы мы крестились от воды и Духа. И тот, кто не будет крещен, Царства Небесного не наследует. И вот тут, конечно, основная проблема возникает даже не с теми, кто сейчас живет, потому что, слава Богу, у них есть возможность подготовиться ко Крещению. Основная проблема возникает уже с теми, кто покинул этот мир, и покинул его некрещеными. И сегодня давайте об этом поговорим.

Начнем с вопроса о тех, кто готовится принять Крещение. Таких людей в Церкви называют оглашенными. То есть они знают слово Божие, принимают и понимают, что Христос есть Господь, что Бог есть Святая Троица, но еще не просвещены светом Крещения, а только к этому готовятся.

Раньше была замечательная церковная практика, когда перед тем, как человек крестился, он проходил время испытания. Привыкал ходить на Литургию, до того момента, когда наступала Литургия верных, он находился в храме, молился вместе со всеми, слушал Священное Писание. Но на Литургию верных, пение Евхаристического канона оглашенный еще не был допущен. Он пока еще готовился к полноте участия в церковных таинствах, в церковной жизни.

Так вот, оглашение можно было проходить несколько лет. Были даже люди, которые считали себя недостойными, и они принимали таинство Крещения только уже находясь практически на смертном одре, потому что боялись, что по своей немощи, по немощи человеческой, не смогут сохранить светлые одежды Крещения, которые Господь человеку дает в момент принятия этого таинства.

Мы ведь все прекрасно знаем, что человек, когда принимает таинство Крещения, омывается, и Господь прощает ему все его грехи, дает ему новую светлую одежду. И в этой новой одежде он как бы заново начинает жизнь, заново рождается. И все, что было раньше, до Крещения, ему в вину не вменяется, если он в этом кается. Господь старых грехов, совершенных до Крещения, не помянет. Поэтому многие пытались этим пользоваться в разумном смысле. Они старались креститься уже тогда, когда окрепли, встали духовно на ноги, чтобы уже больше грехами не марать светлые одежды, полученные в Крещении.

Оглашенные − люди, которые сознательно проходят этот путь. И очень жалко, что сейчас такая практика есть не везде. Она есть у нас в соборе равноапостольного князя Владимира. У нас целая школа оглашения, где в течение года можно готовиться к принятию Крещения. Я сам встречался с такими людьми, общался. Мы стараемся сейчас готовить ко Крещению, проводим соответствующие беседы, просим, чтобы человек прочитал Священное Писание, подумал о том, какие обязанности он будет нести. Потому что, наверное, больше всего это таинство можно было бы уподобить вступлению в воинство Царя Небесного. Представьте, что человек приносит присягу Христу. И с этого момента Христос всецело о нем заботится. Бог дает ему ангела-хранителя, и этот человек уже считается своим, он имеет возможность участвовать в таинствах Исповеди, Причастия, а это полностью позволяет ему блюсти свою душу, приобщаться к благодати Божией во всей полноте. Но он, со своей стороны, тоже дает обеты. Обеты, которые мы при Крещении даем, довольно тяжелые, потому что человек отныне обязуется прилагать все усилия, необходимые для исполнения заповедей Божиих.

И в этом отношении нужно всегда помнить, что просто так Крещение может быть и не во благо. Потому что человек в Крещении не только получает, но и дает. Он дает обещание Богу исполнять Его заветы. Это как клятва, как присяга. И с этого момента человек становится частью Церкви. И поэтому подготовка к этой присяге, если хотите, некая аналогия курса молодого бойца, и этот курс молодого бойца и есть время оглашения.

Конечно же, со временем Церковь стала большим человеческим пространством, стала целой христианской цивилизацией, и когда младенец рождался в семье, где и мать, и отец, и родственники являлись крещеными православными христианами, то понятно, что такого младенца старались крестить сразу. Тем более, что бывают моменты, когда жизнь новорожденного, что называется, висит на волоске. Так получилось, что я сам своего третьего сына крестил в реанимации. Он просто задохнулся и перестал дышать. Не хочется, с одной стороны, чтобы люди это переживали, а, с другой стороны, такое переживание дает глубину понимания, что надо младенцев крестить. Когда младенец умирает некрещеным − это величайшая трагедия.

Да и как молиться, как приносить Бескровную Жертву за того, кто не крещен? Это невозможно! Поэтому креститься − благо. Но креститься нужно осознанно. Взрослому пройти курс оглашения полезно, нужно, это дает ему особый стимул для дальнейшего духовного роста.

Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Если близкие уговорили неверующего принять Крещение, может ли он спастись?»

− Неверующий спастись не может. Потому что в наших отношениях с Богом ничего не происходит автоматически. Нет такого, что человек крестился, совершил определенные действия − и получил билет в Царство Небесное. Бог от нас ждет единения любви и веры. И это единение невозможно без сознательного общения с Богом. И если жена дома пилит тебя, чтобы ты крестился, − не иди и не крестись, пока не поймешь, что тебе это действительно нужно, что действительно тебе нужен Бог! Не надо превращать таинство Крещения в формальность. И это может быть и животворящим таинством, а может быть преступлением, если дали присягу и нарушили. Преступлением против Бога и правды. Поэтому принимать Крещение должен тот, кто действительно потом будет жить со Христом.

Давайте в этом отношении уточним вопрос Крещения младенцев. Если родители крестят своего младенца, то они ему показывают, как нужно жить по-христиански. Они ему дают дорогу в храм, объясняют, Кто такой Господь, показывают своим примером, как Богу надо молиться, как в Бога нужно верить. И в этом отношении они передают свой религиозный опыт, а принимать это или не принимать − это уже дело самого человека, когда он вырастет. По крайней мере, полдороги он уже прошел, ему дали Крещение, научили ходить в храм, научили азам веры. Крестить младенцев нужно, потому что это то благо, которое верующие родители могут и должны дать своему ребеночку.

Если же человек уже в сознательном возрасте и сам может принимать решения и за себя отвечать, то только он должен решать, нужен ли ему Господь.

Если мы говорим о некрещеных, то давайте прежде всего скажем, можно ли вообще молиться о некрещеных и как о них молиться. Если человек крещеный, мы, приходя в храм, пишем записки, ставим за него свечки, просим за него Бога − тут все понятно. А если некрещеный, за него можно молиться дома. Мы говорим сейчас о живых. За таких можно и нужно молиться дома, можно молиться в храме, но нельзя их поминать в записках. Нужно просить Бога, чтобы Господь такому человеку дал дар веры, открылся ему, чтобы Господь помог войти в лоно Церкви, войти во спасение.

Молиться дома мы можем и за верующих, и за неверующих, и за иноверцев, даже за богоборцев. Наша Церковь же молилась за богоборцев, мы не прекращали поминовение властей даже в самые богоборческие времена. А вот участвовать в евхаристической жизни могут только те, кто просвещен светом Крещения.

Вопрос от Дмитрия из Гатчины: «Как найти утешение родственникам, которые потеряли родных людей, умерших некрещеными? И второй вопрос: как относиться к канону мученику Уару, читаемому за некрещеных?»

− Если умер младенец, то в нашей Русской Православной Церкви есть особый чин поминовения младенцев, умерших без принятия Крещения. Он служит и для утешения сродников, у которых случилась такая трагедия. И там даже есть прошение о том, чтобы Господь принял такого младенца в Царство Небесное. И тут вопросов, в общем-то, никаких нет. В любом случае этот младенец безгрешен, он, конечно, не просвещен светом Крещения, но молиться за него можно и нужно. Еще раз говорю: такой чин есть. Вы можете обратиться к любому священнику. Если вы из Гатчины, я там недалеко служу. Если есть такая необходимость, я готов с вами эту молитву разделить.

Если человек в сознательном возрасте (а обычно после семи лет ребенок уже начинает нести духовную ответственность за свои дела), то за умерших людей можно читать, например, молитву Оптинского старца Льва. Эта молитва универсальная, она читается и за некрещеных, и даже за самоубийц. Хотя на чтение этой молитвы опять-таки нужно взять благословение у священника, он объяснит ее смысл и даст свое благословение на то, чтобы человек такой духовный подвиг совершал, потому что довольно тяжело в духовном плане молиться за некрещеного.

Есть безопасный способ помочь тому, кто некрещеным ушел в Царство Небесное: можно подавать за него милостыню, потому что Бог наш – не карающий Судия, а Милующий Господь. И к тому, кто творит дела милости, Господь милостиво и относится. Понятно, что наши сродники уже не могут это сделать за себя, зато мы по любви можем это сделать за них, потому что мы вместе с ними находимся в единой Церкви, в единой семье. И в этом отношении хотелось бы еще сказать, что не стоит молиться за некрещеного, если это не ваш знакомый или родственник. За своих родителей мы молиться должны всегда, это наша обязанность, Господом данная. За своих родных, знакомых и близких, если они не крещены, мы тоже должны молиться. Но есть важный момент: бывают такие люди, которые из осознания собственной духовной значимости начинают думать, что они уже духовно опытные, и пытаются молиться за других, совсем посторонних некрещеных людей. И это иногда плачевно заканчивается, потому что здесь примешивается грех гордыни, и за этот грех можно в духовном плане очень много плохого получить, можно просто духовно повредиться.

Молитесь за своих родных, за своих близких. Если это младенцы, то есть особый чин поминовения младенцев, которые не были крещены. А если это уже взрослые люди − подавайте за них милостыню, это духовно безопасно. Читайте за них краткую молитву Льва Оптинского, это тоже духовно безопасно. Можете в частной молитве дома тихонечко за них помолиться, сказать: «Господи, милостиво помяни сродника моего, знакомого моего…». Это будет на пользу.

Что касается канона мученику Уару, то, действительно, сей мученик, живший в IV веке, совершил подвиг. Когда женщина по имени Клеопатра, с риском для своей жизни, вынесла истерзанное тело Уара и похоронила его под видом останков своего мужа, то в житии сказано, что мученик, в знак благодарности ей, совершил молитвенный подвиг за ее некрещеных усопших сродников. Но, во-первых, не сказано, что они попали в Царство Небесное напрямую, а во-вторых, не нужно пытаться искать хитрых путей. Хитрых путей в Царство Небесное нет. Есть пути смирения, самоотвержения, пути милости. Но хитрых путей нет. И если вы надеетесь, что найдете специальную молитву мученику Уару и он решит все проблемы ваших усопших некрещеных родственников, то это не так. В этом отношении вокруг мученика Уара даже сложилось некое, к сожалению, сектантское мировоззрение, что он имеет особую благодать и что достаточно ему помолиться – и некрещеный человек автоматически попадет в Царство Небесное. Ничего автоматически не происходит. Мученику дана особая благодать, он для той женщины, которая с риском для своей жизни вынесла его святые мощи, оказал некое духовное благодеяние. Но это скорее исключение, которое подтверждает общее правило.

Христос сказал, что человеку необходимо креститься от воды и Духа, и поставил это условием вхождения в Царство Небесное. И об этом не нужно забывать.

В праздник Крещения Господня десятки, сотни тысяч людей отправляются погружаться в прорубь. До сих пор существует, на мой взгляд, очень ложное представление, что в праздник Крещения, 19 января, окунувшемуся в прорубь прощаются все грехи. И это просто массово культивируется. Разъясните, пожалуйста, эту историю.

– Думаю, что грехи прощаются ровно настолько же, насколько, допустим, они отмываются в бане. Я в Псковской области частенько бывал, и там выходят мужики из бани и говорят: на мне никаких грехов нет, все в бане отпарил! Ничего автоматически в Церкви не происходит. И по милости Своей Господь может услышать молитву верующего, который, погружаясь в купель, просит, чтобы Господь очистил его через эту благословенную воду, освященную великим чином. И исцелил его душу и тело. Но только если христианин действительно усердно молится и просит. А если он просто с молодецкой удалью нырнет в прорубь, то ничего автоматически не произойдет.

Мне помнится реальное событие, которое до революции произошло у нас здесь, в Петербурге. Как раз к вопросу из Гомеля о том, что делать, если родственники насильно крестят своего родного человека. Наши пьяненькие мужики в праздник Крещения поймали иудея и крестили его в проруби. И этому иудею пришлось обращаться к Правящему архиерею, потому что после этого события иудейская община его отвергла, сказали: ты теперь христианин, к нам больше не подходи! Он обращался к митрополиту с просьбой помочь решить эту духовную проблему, возникшую благодаря лихости таких поборников благочестия, любителей крещенских купаний. На что иудею дали официальный ответ из митрополии, что это Крещение подневольное и недействительно. Соответственно, он не крещен и дальше спокойно может пребывать в своей иудейской общине. Такую официальную бумагу ему в митрополии выдали.

И этот случай хорошо разъясняет вопрос и с насильным Крещением, и с той крещенской водой, которая, безусловно, является великой святыней, является даром Божиим, но действует ровно настолько, насколько человек сам хочет этот дар принять и насколько к Богу обращается с тем, чтобы Господь его оживотворил через эти благословенные воды.

Что делать, когда человек находится уже при смерти, отходит к Господу некрещеным и желает креститься, но священника рядом нет?

– Наверное, многие об этом знают, но я напомню, что в случае необходимости любой христианин может совершить это таинство Церкви. Он может взять воду, даже обычную воду при неимении святой воды, прочитать Трисвятое до молитвы «Отче наш» и совершить Крещение. Крещальную формулу лучше бы выучить всем наизусть, она звучит так: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца (аминь), и Сына (аминь), и Святаго Духа (аминь)». И в этот момент трижды человека или поливают водой, или, если есть возможность, лучше его в воду погрузить, потому что от воды и Духа происходит рождение в Царство Небесное. Но важно, чтобы было соизволение самого человека, потому что если кто умирает и не хочет креститься, то его это не заставишь, даже если будешь на него давить, говорить: «Если ты меня любишь, обязательно крестись!» Если будет такое подневольное Крещение, то пользы это не принесет ни тому, кто крестится, ни тому, кто настаивает на этом деле.

Есть вещи, в которых даже наш Всемогущий Господь, Всесильный и Всемудрый, не может помочь. Если нет человеческого соизволения, то Бог человека никогда не насилует. И нам не нужно этого делать. Но если человек соглашается принять Крещение, то, конечно, в случае необходимости любой мирянин должен знать, как это делается. Обычно в больницах хорошие медсестры всегда знают, как крестить. В какой-то экстренной ситуации любой христианин может это таинство совершить.

Святейший Патриарх выпустил специальный рескрипт молитвы о самоубийцах. Я просто нашим телезрителям советую заглянуть в этот текст. А Вас, батюшка, прошу благословить наших телезрителей.

– Я хочу благословить наших телезрителей искать прежде всего Царства Небесного и правды Его. Не надо пугаться, что Бог суров, что Он обязательно с тебя спросит. Нет, Бог наш − любящий Отец, Он стоит рядом с нами, Он стучит в наше сердце, льет за нас слезы, Богородица за нас молится при Кресте Господнем. Господь нас любит, ждет и ради нашего спасения готов сделать все. Так давайте же будем этим пользоваться и ответим на любовь Божию. Сейчас идут Святки, святые дни, давайте будем больше думать о Боге, больше с Ним общаться, Его благодарить и спасаться любовью Господней! И вот на это да будет с нами Божие благословение!

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс