Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1284) → Иерей Владимир Тоготин: Нам нужны вечные сокровища

Иерей Владимир Тоготин: Нам нужны вечные сокровища

№3 (1284) / 20 января ‘25

Беседы с батюшкой

Отец Владимир, предлагаю обсудить вечное Евангельское слово. Попробуем и сегодня извлечь из него несколько актуальных смыслов, которые могли бы помочь нам в нашей жизни.

Предлагаю к разбору эпизод о том, как фарисеи просят у Христа некоего знамения с Неба, вероятно, для того, чтобы Он каким-то сверхъестественным явлением подтвердил истинность Своего учения. На это Христос ответил: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами?

И Христос сказал, что знамение не дастся этим людям. Но почему? Неужели Христу тяжело было показать фарисеям какое-либо знамение, которое, может быть, убедило бы их в том, что Его путь, Его учение правильные?

– На протяжении всех Евангельских Книг фарисеи постоянно искушают Христа и требуют от Него конкретных доказательств. Христос не хочет давать им знамение по той причине, что оно ни в чем не убедит их.

Мы знаем притчу о богаче и Лазаре. Когда богач уже оказывается по ту сторону земной жизни, он просит Авраама, чтобы Лазарь предупредил его братьев или дал им какое-то знамение, чтобы они перестали жить нечестиво. Авраам же сказал, что все это без толку, потому что какие бы чудеса ни совершал Господь, люди не верят и не вразумляются ими. И Евангелие доказывает это.

Вспомним и замечательное чудо – воскрешение Лазаря. К чему же оно привело? К распятию Христа! То есть фарисеи и высшее фарисейское начальство не только не поверили Христу, а, наоборот, стали еще больше негодовать и еще больше завидовать. И все это привело к смерти Христа.

Любое чудо, происходящее по воле Божией, точно так же не принимается людьми. Возьмите, например, обычного верующего человека, молящегося Богу об исцелении от какой-либо болезни или о совершении некоего чуда. Ситуация у него тяжелая.

И вдруг случается чудо – Господь дает просимое. Мы как бы со стороны наблюдаем за этим человеком, за тем, что происходит с ним дальше. Он вроде бы благодарен, сначала радуется, а потом все как будто бы уходит в трясину. Порой забывая поблагодарить Бога, он радуется, потому что исцелен, получил просимое, но думает, что это наверняка произошло естественным путем: таблетка помогла, или врачи помогли, или выдался такой случай.

Память у нас очень короткая, и мы тут же забываем, что это чудо сделал Господь. И это не приводит нас ни к чему полезному, не меняет нас. Естественно, Господь это знает и поэтому дает фарисеям отрицательный ответ на их просьбу о знамении, ведь Он видит их сердце, состояние души. И если бы эти же фарисеи увидели воскресшего Лазаря, они бы наверняка сказали: «Наверное, это какая-то подстава, или инсценировка, или что-то в этом роде».

Сестры Лазаря, наверное, были шокированы этим чудом. А остальные люди, стоявшие во втором, третьем ряду толпы, подумали, что там что-то происходит, кто-то вроде бы воскрес, хотя быть такого не может. То есть произошло чудо, человек вроде бы услышал что-то, но потом все это затягивается в трясину неверия. И, как показывает практика, знамение ничего не дает.

Хотя, когда Господь дает людям с чистым сердцем даже маленькое чудо, для них это чудо является путеводной звездой. Но опять-таки необходимы определенные условия, чтобы сердце очистилось и было способно принять чудо. В Евангелии это называется так: удобрить почву, подготовить почву сердца, чтобы оно было мягким и восприимчивым.

Господь, видя ожесточенные сердца фарисеев, неверие, насмешки, понимал, что никакое чудо их не спасет, и Он сразу сказал, что ничего им не дастся, кроме чуда Ионы, пророка. Господь постоянно говорил, чтобы люди изучали Писание, потому что там все сказано. И Авраам сказал богачу, просившему чуда для своих братьев, чтобы они читали Писание, тогда все у них будет хорошо.

И для нас прекрасный совет: «Читайте Писание, старайтесь внимать ему, и все у вас будет благополучно». Конечно, читать Писание нужно не с настроем озлобления или критики. Нужно воспринимать его с верой и любовью.

Удивительно, что, когда Господь был на земле и совершал чудеса, люди их видели и относились к ним по-разному, хотя были как бы непосредственными участниками этих чудес: бесноватый стал нормальным, слепой прозрел, мертвый воскрес. А мы сегодня призваны к тому, чтобы поверить, что когда-то это было. То есть Своих современников Господь убеждал в правоте Своего учения, показывая настоящие чудеса, и они действительно происходили перед их глазами, а мы почему-то должны поверить в то, что написано в книге, хоть сами никогда этого не видели. И возникает вопрос: почему так? Почему те люди это видели, а мы не можем увидеть вживую, как воскресает человек или как слепой становится зрячим? Мы должны лишь поверить, что когда-то, 2 000 лет назад, это действительно было.

– Это крайне маленький отрезок времени – всего лишь один миг по сравнению со всем временем мироздания. На самом деле Господь и сейчас дает какие-то знамения. И сейчас существуют чудеса, и восприимчивые люди их видят. Но дело в том, что, когда Господь пришел на землю, в тот короткий отрезок времени, находясь со Своими учениками, Он имел возможность все это показать людям. Но Господь не мог быть на этой земле в таком состоянии постоянно. Естественно, это был коротенький отрезок.

И здесь вспоминается Евангелие, когда Фома не верил. Помните, Господь говорил ему: блаженны невидевшие и уверовавшие. А Фома требовал свидетельств. Он говорит: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, не поверю. Господь опять давал нам такие Евангельские моменты, чтобы мы поняли, что мы должны все брать на веру.

Когда мы читаем Евангелие, Господь все равно с нами, Он касается нашего сердца через определенный дух. Если человек знакомится с Евангелием с чистым сердцем, с расположением, любовью, то Господь касается его сердца и дает ему чудо, наверное, в качестве благодати, чтобы он мог уверовать.

Конечно, просто так трудно поверить в чудо, когда знаешь, что ничего не случилось. И где взять чудо, если у тебя его нет? Но даже если человек находится в состоянии неверия, тем более если он, например, больной или озлобленный, как правило, Господь все равно касается его сердца. Каждый должен быть восприимчивым к чуду, и чудо помогает немножко открыть духовное зрение, открыть глаза и уверовать.

Ученики Христовы все видели воочию. Но вспомните, что произошло после распятия: они как будто забыли все эти чудеса и просто разбежались. Петр сказал, что он не ученик Христовым, трижды отрекся от Христа. Когда же прокричал петух, он заплакал, все вспомнив.

Ученики Христовы видели все чудеса, они были свидетелями воскрешения Христом Лазаря, дочери Иаировой, юноши – сына вдовы, на их глазах происходило множество исцелений. Почему же, когда Христа распяли, все испугались и разбежались, затворились где-то в горницах и забыли, что Учитель – это не просто учитель, а Сам Господь, что Он творил такие чудеса? Просто мы, люди, быстро все забываем.

Господь на примере Фомы наверняка специально показал, что нам нужно прежде всего стараться иметь веру, а не бегать за чудесами, потому что чудеса, как правило, не дают ничего определенного. Пока человек не имеет открытого сердца, чудо его не спасет, потому что он тут же его забывает.

Мы очень быстро все забываем. Мы забываем благодарить Бога, близких… Это забвение, с одной стороны, спасает нас. Если бы у нас не было забвения, то накипь грехов, событий просто взорвала бы наш мозг, мы бы сошли с ума. И поэтому Господь дает нам такое качество – быстро все забывать. С другой стороны, Господь дает и благодать. Если мы восприимчивы к этой благодати, то начинаем обретать в сердце Бога и, читая Евангелие, начинаем верить в чудеса.

Мне вспоминается книга митрополита Антония Сурожского, где он описывает свои воспоминания, когда он был еще неверующим юношей. Чтобы доказать учительнице «Закона Божия», что все Евангельские книги – это выдумки, он стал их изучать. Юноша был смышленым, интересующимся, думающим, и он сказал: «Я сейчас прочитаю Евангелие и докажу, что все это сказки».

И с ним произошло чудо. Читая Евангелие, он реально почувствовал присутствие Христа. Когда я прочитал эти строки, на глазах у меня были слезы, потому что подобная реальность происходит с любым христианином: читая Евангелие, он чувствует присутствие Христа, когда с ним что-то происходит.

Или, например, ощущения в Великую Пятницу, когда люди приходят с крестного хода, и после длительного поста и молитвы диакон вдруг возглашает: «Да Воскреснет Бог!» Конечно, практически у всех нормальных христиан на глаза наворачиваются слезы, потому что чувствуется благодать и радость, что вот уже завтра мы будем встречать Воскресшего Спасителя.

Это касается сердца восприимчивого. Для меня интересно наблюдение: когда человек окунается в эту сферу, в Евангелие, он обретает Христа, невидимо, но реально. Вот такие интересные вещи происходят в жизни. Поэтому нам совсем необязательно искать какие-то сверхъестественные чудеса, это порой бывает для нас неполезно. Просто нужно жить по совести, стараться стяжать нравственные ориентиры, изучать духовные законы, данные нам Господом в Евангелии, и бороться с грехом. И тогда мы обретем и свет, и благодать.

Вспоминается наш соотечественник, знаменитый пастырь, учитель – святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он тоже согрешал, как обычный человек, но, согрешая, каждый раз тут же каялся. У него есть очень интересные книги, есть дневнички. Замечательна его книга «Моя жизнь во Христе», его письма. В ней он как раз все это описывает.

К примеру, он пишет: «Когда я согрешаю, то сердце мое как будто бы стесняется, и от этого мне становится плохо, плохо физически. Но как только я покаюсь Богу, и Господь прощает меня, в моей душе появляется пространство и духовное солнышко опять озаряет мое сердце». Вот такое интересное описание приводит святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе».

Кто не читал эту книгу, обязательно прочитайте. И нужно читать постоянно, на протяжении всей жизни эти его знаменитые письма, которые открывают нам много интересного, много духовных законов. В этой книге он рассуждает о Евангелии, Святой Евхаристии, о том, что человек не может жить без причащения. И когда он причащается Святых Христовых Таин, сердце его становится восприимчивым для света, для Христа, он видит такие вещи, которые не видит простой человек.

Простому человеку не дано видеть то, что видит верующий, причащающийся Святых Христовых Таин. Есть свидетельства наших святых соотечественников (и необязательно соотечественников), дающих нам ориентиры, по которым мы все понимаем. Тем не менее нам ни в коем случае нельзя искать чудес, каких-то прозорливых людей, якобы могущих помочь и так далее. А люди бегут к гадалкам, к каким-то прозорливцам…

Помните конец XIX века, когда было повальное увлечение спиритическими сеансами? Доходило даже до того, что люди вызывали души, не понимая, что это связь с силами тьмы. Они хотели приоткрыть завесу, узнать, что будет завтра, послезавтра… Но это неполезно для нашей души. Для нашей души полезно жить так, как завещал нам Господь – как птицы Небесные, сегодняшним днем. У нас есть пища, есть кров, есть во что одеться. Нужно жить и быть верным Христу – своему Богу, своему Создателю.

А когда мы начинаем любопытствовать, а не проявлять любознательность, то ничего хорошего не происходит. Любознательность – это хорошо. Мы должны изучать духовные законы, творения святых отцов, они дают нам ориентиры, отвечают на непонятные для нас вопросы, и это совершенно другое дело.

То есть нам нужно различать праздное любопытство, не приводящее ни к чему хорошему, а только ко греху, и изучение духовных законов, Евангелия, святоотеческой литературы, наших соотечественников, таких, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Иоанн Златоуст.

Например, святитель Иоанн Златоуст оставил огромное эпистолярное наследие – толкование на Евангелие от Матфея и различные толкования на какие-то другие вещи. Он пишет очень легко воспринимаемым слогом. Например, какие-то архаичные святоотеческие творения уже трудно читать, а святитель Иоанн Златоуст как будто бы писал вчера, есть такое ощущение. Читаешь – и все очень просто и вместе с тем мудро.

Нам нужно постепенно знакомиться с нашими литературными памятниками и святоотеческим наследием, и сейчас у нас прекрасная жизненная ситуация – к ним имеется доступ. А если вспомнить 30–40 лет назад, когда мы были еще молодыми, детьми, все это было недоступно. Нельзя было достать даже Библию, не было практически никакой литературы.

Я вспоминаю, что у нас от прабабушки осталась старая-старая Библия, и родители прятали ее в шкафу. Я знал, где она лежит, потихонечку брал ее и читал, когда никого не было дома. Как-то все это было закрыто. А сейчас все открыто. Можно прийти в любой храм и взять бесплатное Евангелие. А кто хочет, может купить хорошие подарочные Евангелия. Молитвословы тоже можно купить или взять бесплатно.

Есть книги, и есть прекрасная вещь – интернет. Конечно, от него бывает много зла, но можно извлечь и много добра. Есть прекрасные церковные библиотеки, и с ними можно познакомиться. Если кому-то, например, не нравится читать по гаджетам, можно все распечатать, и сейчас это недорого, потому что, наверное, у всех есть принтеры. Можно скачать и распечатать любую книгу и познакомиться с ней.

Сейчас, слава Богу, мы живем во время благоприятное, когда есть прямой доступ ко всему, и нужно этим пользоваться, дорожить и понимать это, не отвлекаясь на пустые вещи. Например, бывают новости пустые, однобокие, и тот, кто их составляет, естественно, делает это со скидкой на какой-то свой взгляд. А ведь одну и ту же новость можно представить в десяти диаметрально противоположных вариантах. Один может сказать: «Как здорово! Произошло такое событие!» А другой скажет: «Какой кошмар! У нас беда!» Поэтому все новости в какой-то степени иллюзорны. И лучше нам интересоваться вечным.

Господь говорил, что нужно собирать сокровища, которые можно унести туда, где они не гниют, где моль и ржа их не подтачивают. Нам нужны вечные сокровища – знания о любви, о красоте, об умении жить с близкими, дающие нам вечную жизнь. Вот эти знания нам обязательно нужны.

Вы сказали интересную фразу, что красота преображает душу человека. А как это происходит? Я никогда не задумывался, что чем красивее храм, тем более сильное воздействие он оказывает на душу. Это действительно так?

– Конечно. На моих глазах очень много людей пришли в храм именно по его красоте или сладости церковной (есть такое выражение). Но, к сожалению, надо констатировать такой факт, что все же большинство прихожан приходят в храм по печали, по горю. У нас в храмах очень много вдов, очень много людей, лишившихся детей. И это неестественно: ребенок умирает, и человек находит смысл жизни в храме только потому, что другого смысла в его жизни нет.

Хотелось бы, чтобы привлекала именно красота храма, потому что красота таинственно проникает в наше сердце, преображает его и преображает наше зрение. А красоты сейчас очень много, нужно только ее искать. Открылись, реставрированы многие красивые монастыри, храмы. А какое красивое и разнообразное церковное пение! Когда слушаешь его, просто не знаешь, не ангелы ли это поют на небе... Это потрясающе, и это, наверное, тоже тайна Божия, что Господь спасает нас через красоту.

Простые светские люди любят ходить в музеи. Может быть, это неплохо, когда человек пришел в Третьяковскую галерею или в Русский музей в Санкт-Петербурге и получил какой-то эстетический заряд. Но уже более высокий этап – приходить не в музей, а в храм. Там тоже очень красивая обстановка, красивый дух. А какие замечательные фрески! И я думаю, что храм многих преображает.

Нам, русским людям, Господь оставил очень много красоты – древних шедевров. Например, есть храмы, помнящие еще домонгольские времена. Посетите Великий Новгород, если кто-то там еще не был. Там очень много домонгольских храмов. В них заходишь, и просто дух захватывает.

Все мы знаем знаменитую церковь Покрова-на-Нерли. Когда на нее смотришь, действительно начинаешь видеть, что не человеческие руки ее создали, настолько потрясающие пропорции, гармония храма. Видно, что Господь делал этот храм руками верующих, наверное, точно так же, как писалось Евангелие.

Есть такой вид живописи – иконопись, и любой иконописец скажет, что икона – это Евангелие в красках, а церковная архитектура – Евангелие в камне. И человек, проходя мимо храма, особенно старинного, видит, что это нечто Евангельское. В его сердце происходит что-то таинственное, он замирает, и душа его преображается через эту красоту. В Старой Ладоге, в Смоленске есть много домонгольских храмов. Конечно, нам, русским людям, нужно все это изучать, нужно посещать храмы, и мы будем потихонечку преображаться и быть с Богом.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс