Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы часто слышим фразу, что семья – это малая Церковь, и что вера в семье объединяет разные поколения. Мы вспоминаем, как наши бабушки исповедовали веру. Я помню время, когда о вере в семье говорить было если и возможно, то делали это столь редко, что можно сказать – этого и не было. Сейчас тема «семья и вера» обсуждается на различных общественных площадках. Вы – руководитель семейного клуба в храме Димитрия Солунского. Как Вы оцениваете эту проблему? Хорошо ли сейчас все или ничего не меняется? Может, все по-другому у тех людей, которые приходят в семейный клуб?
– Наше дело заключается не столько в том, чтобы оценивать, сколько открывать те перспективы для семьи, которые заложены Богом изначально. Конечно, семья – это величайшая возможность в том числе и послужить Богу. Так что семья и вера все-таки взаимосвязаны. Это связь прежде всего с верностью. Слова «вера» и «верность» одного корня. То есть это верность и друг другу. В семье должна быть общая цель служения Богу. Потому что вера – это все-таки верность Богу, верность Его заповедям.
Мы знаем, что злые духи, бесы веруют и трепещут, и ненавидят Бога. Иногда человек тоже имитирует такую веру. У таких людей часто начинаются проблемы в самой семье. Если человек не обратится к верности, к тем идеалам, которые подразумевает это понятие, все будет разваливаться. Потому что верность – это не только сохранение плотской верности в семье, но еще и служение. Если мы говорим о служении Богу, то мы понимаем, что под верностью подразумевается еще и любовь к Богу. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. Мы видим, что верность и любовь сопряжены с какими-то обязательствами, которые человеку необходимо исполнять в своей жизни.
Сейчас, когда молодые люди знакомятся (даже в верующих семьях), бывает так, что слышишь и от воцерковленных родителей: «Пусть поживут, пусть узнают друг друга: подходят они друг другу или нет. Им же еще учиться надо. Им надо как-то в жизни состояться». Либо говорят: «Не спеши. Не торопись. Тебе надо сначала состояться в жизни». Получается, что семья тут же начинает разрушаться. Выстраиваются такие понятия: чтобы создать семью, нужно не просто проявить служение через это своему ближнему, в том числе и Богу, а иметь из этого какую-то выгоду.
Самое страшное, что иногда даже родители просто предлагают будущей молодой семье пройти, что называется, тест разврата: «Не надо сейчас жениться. Поживите так». В конечном счете получается довольно страшная вещь. Но это весьма распространено. Возникает ощущение, что бывают избранные заповеди. Человек говорит: «Я же не монах, не священник». И выбирает себе некую модель поведения, когда примиряет себя с судом совести и Бога... Я думаю, самая главная заповедь в отношениях в семье – это любовь. Если любовь существует в семье, то это ведет к исполнению и других заповедей. Если любви нет, тогда семья живет во лжи. Общались ли Вы с такими людьми, которые были на грани возможного разрушения семьи, но, пообщавшись с другими участниками семейного клуба, приходили к тому, что семью необходимо сохранить?
– Добрый пример становится такой свечой, от которой можно зажечь и свою угасающую свечечку. Очень важно пребывать в общем храмовом служении, в храмовом пространстве, общине, где есть примеры добрых семей. Семейный клуб при нашем храме тоже призван показывать, как правильно жить. Клуб посещают люди, которые, может, уже преодолели какие-то кризисы в своей семье. Конечно, это постоянный процесс. Не бывает такого, что всегда все гладко, в любой момент можно споткнуться. Какой бы срок семья ни прожила, на любом этапе можно сказать не то слово. Самое главное, чтобы во всех сложных конфликтных ситуациях всегда было желание друг друга простить, преодолеть конфликт.
Мы перестаем не только слушать, но и слышать друг друга. Это беда нашего времени. Мы все в работе. Общение супругов занимает, может, час-два до отхода ко сну. Это всеобщая проблема. Может быть, есть какой-то совет по поводу того, как в это время услышать друг друга? Может, стоит сказать друг другу те слова, которые мы планировали сказать на день рождения? Как здесь поступать?
– Точно так же, как и с верой в Бога: вера без дел мертва. Поэтому верность в семье, служение друг другу, обращение друг к другу должны быть постоянными. Мы нашу любовь должны постоянно подтверждать делами. Пришел кто-то пораньше, можно навести дома порядок. Может, так заведено, что какие-то дела делает только жена (моет посуду, убирает ванну, туалет, выносит мусор и чистит картошку). В этом смысле эти стереотипы нужно ломать, и мужу проявлять широту души и выполнять эти обязанности. Может, даже не пораньше прийти, а просто ночью встать и что-нибудь сделать. Например, помыть полы на кухне. Серафим Саровский поначалу стоял на камне, совершал духовные подвиги в молитве. Мы не можем идти куда-то в лес. А доброе дело, которое мы можем сделать, будет как наше стояние на камне, и его можно сделать с той же молитвой. Почему нет? Зато жена проснется, придет на кухню, а там чистота и порядок. У нее будет радостно на сердце. Это как раз будет подтверждением любви делами. Так же и с добрыми словами. Всегда можно принести какую-то радость. Уходя из дома, можно написать записку: «Я тебя люблю, дорогая жена!» И прикрепить ее где-нибудь...
Хорошо, что Вы об этом сказали. У меня есть знакомая семья, которая завела такой обычай: муж купил клейкую бумагу, каждый день пишет что-нибудь или просто рисует сердечко и прикрепляет на холодильник. Однажды у него закончился этот блок бумаги. А супруга настолько привыкла к этому, что не могла понять, что случилось; подумала, что муж ее разлюбил.
Перейдем к следующему вопросу. Знаю одну семью, где, к моему огромному сожалению, есть проблема: муж если не каждый день, то через день или каждое воскресенье выпивает по рюмочке. Поначалу жена не реагировала: мол, ничего страшного, рюмочка за ужином. Но потом эта проблема стала расти, в результате начались скандалы. Я хочу спросить по поводу семейного бытового пьянства: как это возможно преодолеть? И стоит ли обращать особое внимание, если это только рюмка в воскресенье?
Конечно, стоит обращать на это внимание и разговаривать с мужем, выстраивать какие-то правила. Для начала должны быть определены даты: пусть это будет какой-нибудь праздник. На самом деле эта страсть не останавливается. Это беда. Сначала человек каждую неделю в выходные начинает выпивать, потом каждый день вечером ему нужно снять стресс, потому что он перетрудился на работе и так далее. Человек всегда себя оправдает. Конечно же, это разрушает семью. Если это уже переходит рамки, то нужно, во-первых, молиться; во-вторых, разговаривать; в-третьих, супруге ставить какие-то условия. И вообще, ставить вопрос о целесообразности дальнейшей совместной жизни. Потому что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» одной из причин для развода является медициной засвидетельствованный алкоголизм одного из супругов. Если человек будет вести такой образ жизни, это действительно приведет к настоящему алкоголизму.
Мы провели не одну передачу по поводу греха винопития и всяких других зависимостей. Не свидетельствует ли грех пьянства об отсутствии любви? Ведь если бы у человека все время был в душе праздник, наверное, ему не нужно было бы подогревать себя алкоголем или наркотиками.
– Это как раз и есть нарушение верности. То есть человек, по сути, начинает служить уже не своей жене, а самому себе. Я всегда говорю, что в сердце каждого есть прекрасный трон, на нем должен восседать Господь, Которому мы должны служить, воздавать славу, исполняя Его Божественные заповеди. Вторая заповедь, данная нам, – это служение ближнему, любовь к ближнему. Поэтому в брачном союзе служение должно быть во главе угла.
А пьянство разрушает эту связь.
– Пьянство – это служение себе, это пренебрежение и Богом, и супругой. Человек полностью замыкается на себе, уходит в то, чтобы целенаправленно доставлять себе удовольствие. Но по факту это совсем не удовольствие, а разрушение. Дьявол обманывает: человек поначалу испытывает мнимое удовольствие, а в итоге разрушается полностью, испытывает и моральную, и телесную неудовлетворенность, такое разрушительное, неприятное чувство, которое можно назвать муками совести.
Мы давно забыли такое слово, как «целомудрие». Если вдуматься в корень слова, то здесь и мудрость, и цельность. Но сейчас мы видим, что происходит на наших телеэкранах: идет нарушение именно этой заповеди прежде всего. Как можно сохранить целомудрие? Я имею в виду человеческое целомудрие, не только девство наших дочерей, но целомудрие как смысл существования в современном обществе. На мой взгляд, это одна из сложнейших для исполнения заповедей Господних. Сказано: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.
– Здесь должен быть личный пример. И молитва. Понятно, что подростки, вырастая, всегда пытаются изолироваться, немного отойти от родителей, попробовать модели поведения мирских людей. Вот если бы в семье всегда царило то самое целомудрие!.. Откуда мы берем этот термин? Из Библии, из Книги Притчей, которая читается Великим постом. Там как раз речь о мудрости как о величайшей ценности, она сопряжена прежде всего со страхом Божиим. Мудр тот, кто имеет страх Божий. Страх Божий не как страх наказания от Бога, а как страх потерять некое единение с Богом вследствие нарушения Его заповедей.
То есть страх обидеть Бога.
– Это страх лишиться возможности пребывания с Богом, страх того, что вследствие каких-то действий мы можем оказаться вне Бога, с дьяволом. Мудрость в том, что мы признаем, что служение Богу – самое главное в нашей жизни. И мы должны сами работать над этим, а не просто учить детей: мол, так не одевайся, туда не ходи, делай то-то, читай столько-то молитв. Наши поучения, как и что нужно делать, могут вызвать только неприязнь и аллергическую реакцию. Это однозначно навредит. Сказано: обрати внимание на себя, на свое сердце, свое устроение.
Насколько ты связан с Господом? Как ты молишься: формально читаешь молитвы или действительно предстоишь перед Господом, лицезреешь Его в своих молитвах, сердцем чувствуешь предстояние перед Господом? Ты можешь в своих молитвах попросить о своих детях, чтобы Господь Сам их умудрил, просветил Своим Божественным светом. И эта молитва, как благодать Божия, как некая созидающая энергия, будет влиять на ребенка.
Нужно всегда стараться давать ребенку мудрые советы. Не просто какие-то указания, а что-то смысловое, спокойное и некатегоричное, говорящее о том, что ему нужно делать свой выбор. Если делать выбор в пользу служения Богу, в пользу исполнения Божественных заповедей, твоя жизнь будет созидаться. Потому что заповеди Божии являются критерием счастья, созидательной энергии в жизни человека. Благодаря этой созидательной энергии, можно сказать, и строится семья.
Если же для человека не важно исполнение заповедей, он выходит за рамки и погружается в разрушительную энергию греха. Особенно это чувствует ребенок. Поэтому, конечно, нужно молиться за ребенка, и самим родителям идти путем духовного совершенствования. Тогда семьи будут хорошими.
В нашем обществе отношение к пожилым людям, мягко говоря, пренебрежительное. Но почитание отца и матери, своих родителей – это особая заповедь. При этом, когда родители становятся старыми, больными (деменция, склероз и прочее), дети порой отдают их в дом престарелых. Как человек может рассчитывать на уважение собственных детей, если отправил свою мать (или отца) в дом престарелых? Что в этом случае вообще можно требовать от своих детей?
– Бумеранг возвращается. Тот, кто сам не соблюдает этой заповеди, не видит этой грани, конечно же, не сможет воспитать в своих детях правильное отношение к себе. Некоторые погружаются в работу, ставят во главу угла зарабатывание средств и думают, что дети оценят то, что родители купили им машину, квартиру, еще что-то. На самом деле по факту так не бывает. Я много раз сталкивался со случаями, когда эти труды не ценятся.
Невозможно обрести любовь вне Бога, потому что Бог – Источник любви. И как бы человек ни пытался обойти это, как бы ни пытался найти альтернативу, ничего не получится, все разрушится. Самое главное, чтобы он действительно пытался духовно познавать Бога и любить Его, то есть пытался исполнять заповеди, ходить в храм Божий, участвовать в таинствах Церкви.
Мы забываем об истинном богообщении. Истинное богообщение – это все-таки таинство Причащения. Вне этого таинства человек, можно сказать, имитирует духовную жизнь. Он может иногда приходить в храм, ставить свечу, загадывать желания, просить что-то у Бога или даже благодарить Бога за что-то. Но, приходя в храм Божий, он сталкивается со священником, и тот начинает объяснять, как важно исповедоваться, причащаться, приобщаться к тем таинствам, которые Христос преподал для нашего исцеления, преображения, созидания, чтобы была настоящая, живая жизнь с Богом. Знаю по многим примерам, что иной поначалу (например, после того, как стал крестным, крестил ребенка) вроде бы и приходит на Исповедь, Причастие, несколько раз походит, а потом перестает посещать храм Божий. Получается, что истинная вера в Бога как бы отходит на второй план. А еще люди ищут какие-то причины, что кто-то виноват, или что-то не нравится, или времени нет. Кому-то не нравится священник, кого-то в храме обидели, кому-то свечницы не нравятся, кому-то не понравилась мысль, кем-то высказанная.
Приведу пример из Древнего патерика: один прихожанин перестал посещать храм Божий. Священник пошел к нему домой, увидел, что дверь открыта, зашел. Прихожанин молча сидел на кресле возле горящего камина. Священник поздоровался, тот молча кивнул, указывая на соседнее кресло. Священник сел в кресло рядом, и они вдвоем смотрели на горящий камин. Потом священник подошел к камину, взял щипцы, достал из камина одно полыхающее полено и положил рядом на металлическую корзинку. Вскоре полено потухло, превратившись в головешку. Потом он взял эту головешку и положил обратно в камин: она сразу же начала полыхать, гореть. После этого священник молча пошел к выходу. И вдруг этот прихожанин произнес: «Спасибо, батюшка, за Вашу проповедь». Вот такая молчаливая проповедь.
В отрыве от храма Божия, в отрыве от соединенности с Богом мы не можем создать настоящую семью, потому что в семье должен присутствовать Бог. Без таинств Церкви это невозможно. Получается, что человек преследует какие-то другие цели. Например, цель семьи – это воспитание детей. Это неправильная цель. Или цель – зарабатывание денег...
...Или жить семьей в свое удовольствие. Есть такие семьи (чайлдфри), которые отказываются от рождения детей для получения максимального удовольствия, путешествуя по всему миру и так далее... Еще один вопрос, связанный с верой в семье. Мы всегда хотим, чтобы в семье был лад. Но при этом редко видим семьи, где молятся вместе, хотя бы перед едой и после еды. Какой должна быть семейная молитва – пространной или короткой? Одна семья может жить по одному правилу, другая – по-другому. Или существуют некие общие правила поведения в семье как малой церкви?
– Общего правила, как мы знаем, нет. Например, у нас в семье в разные периоды было по-разному. Пока дети были маленькими, мы рядом с их кроватками перед сном читали молитвы. Потом дети становятся старше, и, думаю, в каком-то возрасте от ребенка нужно отойти, ребенок должен сам молиться. Я слышал выражение одного старца: не мешайте ребенку молиться, ему может ангел явиться, а вы заставляете его читать тексты. Очень важно дать ребенку возможность побыть наедине с Богом. Но пример должен быть, дети должны видеть, что родители молятся. И не надо их заставлять молиться. Бывает такое, что детей начинают заставлять...
И тогда мы теряем детей в Церкви.
– Да. Возникает аллергия на молитву, нежелание молиться. Свобода должна быть.
Вы как священник наверняка принимали много исповедей от детей. Какие требования Вы предъявляете к детям, когда подходит исповедоваться, например, семилетний ребенок?
– По-разному. Бывает, что ребенок маленький, меньше семи лет, но сам изъявляет желание исповедоваться, что-то просит, о чем-то спрашивает. Например, бывает, ребенок спрашивает: «Что мне сделать, чтобы папа не пил?» Или: «Как мне помолиться, чтобы родители не ругались?»
То есть ребенок все равно думает о любви в семье?
– Да. А бывает такое, что ребенок подходит и читает мамину записку, что сделал то-то и то-то.
Когда-то наступает момент, что мы уже по болезням своим или по возрасту перестаем работать и прочее. Можем ли мы в этом случае надеяться на своих детей? Или мы можем надеяться только на Господа и никоим образом не должны рассчитывать на своих детей?
– Надо рассчитывать и на детей тоже, просить их об этом, обращаться к ним. Я вспоминаю, когда мама или папа вдруг заболевали, они всегда говорили мне: «Помолись за меня». Не нужно стесняться, нужно просить детей, давать им такие духовные задачи: «Помолись за меня».
Они обращались к Вам как к священнику: «Сынок, помолись за меня». Могу ли я своей дочке сказать: «Дочь, помолись за меня»?
– Да, обязательно. Это будет, с одной стороны, смирение; с другой стороны – большая ответственность для самих детей, они могут себя проявить в этом. И это тоже будет способствовать созиданию семьи...
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.