Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1284) → Священник Стахий Колотвин: Тихая радость Рождества

Священник Стахий Колотвин: Тихая радость Рождества

№3 (1284) / 20 января ‘25

Беседы с батюшкой

Давайте поговорим о Рождественских днях. Что важно делать, что не нужно делать? Как подготовиться к празднику?

– Во время подготовки к празднику у нас – Рождественский пост. Но ведь так было отнюдь не всегда. Если мы посмотрим на уставные указания, то пост однозначно во всех монастырях древности соблюдался только в Рождественский сочельник. В других, более строгих монастырях постились не один день, а три дня перед Рождеством. А уже потом, на протяжении веков, нарастали дополнительные дни Рождественского поста, причем по интересной причине. Монастырям завещали то или иное поместье, то или иное пожертвование от богатого, знатного человека, который просил молиться о своей душе, за упокой души родственников своих, а монахи брали обязательство держать дополнительные дни поста. Эти дни поста потихонечку накапливались, и получался длинный Рождественский пост. Примерно тысячу лет назад собрали Собор, который постановил ограничить пост: ни в каком монастыре дольше сорока дней поститься нельзя, иначе это будет умаление Великого поста, который играет первостепенную роль в Церкви, в аскетической жизни и в жизни мирянина, далекого от монастырской действительности.

Полтора года назад мы были с паломниками в Египте, там Коптская Церковь – тоже христиане, но, увы, другая конфессия. Приехали еще до Рождественского поста, но в один монастырь нас не пустили, говорят: Рождественский пост начался. Думаю: неужто по другому календарю живут? А потом выяснилось, что у них в Средние века были гонения, и к Рождественскому посту добавили еще три дня. Патриарх Коптский сказал: давайте будем поститься. И пост у них длиннее. Но у православных случилось вот это жесткое ограничение, поэтому пост не длится дольше сорока дней.

Тем не менее, если мы оглянемся на дни Рождественского поста, мы не увидим таких постных моментов, как в Великом посте. Например, особого круга богослужений. То есть богослужение не поменялось, но говение, ограничение в пище есть.

Мы ставили общую задачу. Надеюсь, у вас получилось, дорогие друзья, за прошедшие дни Рождественского поста обратиться к ветхозаветным книгам, книгам пророческим, почувствовать ожидание Пришествия Мессии. Мы-то ждем всего лишь сорок дней, а люди ждали и не знали, сколько еще осталось. Может, еще тысячу или две тысячи лет придется ждать. Может, Спаситель уже на днях придет. Такое у них ощущение было. Мы чуть-чуть это потеряли. Можно сказать, мы, люди новозаветные, избалованы тем, что Христос уже родился, что Он с нами. Мы крест на груди носим и знаем, что Господь уже пришел, воплотился и за нас умер, пострадал, Он нас воскресил. То есть мы уже получили результат. Но все-таки и для смирения, и для выстраивания своей духовной жизни очень полезно оглянуться в ветхозаветные времена.

Дорогие братья и сестры, до Рождества совсем чуть-чуть осталось, но, если мало внимания было уделено Ветхому Завету в эти дни, откройте пророка Исаию, которого цитирует евангелист Матфей, когда описывает события Рождества. Почитайте его, почувствуйте его ожидание. Хоть немного уделите этому время. Это действительно более важная задача, чем приготовить вкусный рождественский салат, хотя это тоже дело очень благодарное – о близких надо позаботиться.

Вопрос, который каждый год задают наши телезрители, касается календаря. Что мешает нам отмечать Рождество 25 декабря, как это было до революции?

– Да мы и отмечаем, как до революции, 25 декабря.

– Это если мы по церковному календарю смотрим, то в Минее Рождество как раз 25 декабря. Но некоторым хочется до Нового года отметить Рождество.

– Конечно. И многие Поместные Церкви отмечают Рождество Христово 25 декабря. Уже даже отпраздновали, уже 6 января святки заканчиваются у них. Мы идем на службу Сочельника, а у них уже Крещение Господне, воду освящают. Но все-таки и в Русской Православной Церкви, и на Горе Афон, и на Святой Земле, и в самой базилике Рождества служба именно 7 января, по новому стилю.

Дорогие друзья, надеюсь, среди юных зрителей телеканала «Союз» найдутся долгожители, которые доживут до XXII века и увидят, как календарь сместится еще на один день. И будет Рождество уже 8 января. Но, как мы видим, над Христом время не властно. Уже столько столетий прошло, но нас не смущает, что мы Рождество празднуем не 1 января. Хотя летоисчисление ведем от 1 января, а Рождество у нас 25 декабря, если по старому стилю.

А до революции было как?

– До революции люди отмечали сначала Рождество, а потом Новый год. Сейчас, можно сказать, система приоритетов поменялась. Раньше сначала бурно праздновали Рождество, а потом, спустя несколько дней, уже были новогодние гуляния... Теперь все поменялось местами.

Но, можно сказать, Господь нам посылает то, что мы заслуживаем. Да, для многих Новый год – тихий семейный праздник. И не нужно бояться и верующему, воцерковленному человеку в кругу семьи попраздновать, пообщаться. Это никак не будет противоречить нашей подготовке к Рождеству Христову. Господь всегда за то, что умножает любовь, Он будет на нашей стороне. Но если мы посмотрим на новогодний разгул, который нередко случается, увы, у нас, богоносного народа, то почему мы потом удивляемся и вопрошаем: «Господи, почему Ты нам эпидемии посылаешь? Почему военные действия, почему страдания?» А посмотрите, как Новый год празднуется, когда главная задача – без памяти напиться. Причем мы видим, что 1 января по новому стилю празднуется память мученика Вонифатия. А до революции, когда был старый календарь, никакого совпадения празднования Нового года и памяти мученика Вонифатия не было. А мученик Вонифатий как раз покровитель тех, кто борется с недугом алкоголизма. Это человек, который блудил, пьянствовал и смог свои грехи перевесить мученическим венцом и наследовать Царство Небесное.

И вот так часть страны напивается до беспамятства в Новый год, и светлый семейный праздник превращается в вертеп разбойников, а ведь каждый дом, каждая семья – это малая Церковь. И Господь говорит книжникам, саддукеям: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. И это к каждой семье может относиться.

Есть семья как домашняя Церковь, где действительно светлые, добрые отношения любви. А есть такое, когда семья превращается, увы, в настоящий вертеп разбойников, когда там сплошные разгулы в новогодние праздники. Люди ведь себя так в другие дни года не ведут. С человека, который каждый день под забором валяется, понятно, уже и взять нечего, это печальная ситуация. Но когда приличные люди теряют человеческий облик – это страшно. Господь ведь не против застолья, Он не против того, чтобы люди выпили немного. Господь за то, чтобы праздник был. Но человеческий облик при этом терять нельзя.

И постоянным прихожанам, которые приходят во время ночной службы исповедоваться в том, что с семьей праздновали Новый год, я обычно говорю, что у нас есть документ об участии верных в Евхаристии; и не надо на ночной службе вставать в очередь, чтобы два греха перечислить, но при этом помешать тем людям, кто пришел с желанием по-настоящему поменять свою жизнь.

Так пост был же, батюшка!

– Если каешься, должен впредь поступать иначе. Если ты говоришь: «Ой, батюшка, я нарушил пост в празднование Нового года и пришел в этом покаяться», – то ты не должен в следующем году уже нарушать пост. А если и в следующем году собираешься дать себе какие-то послабления, то не надо и каяться тогда в этом. Иначе твоя Исповедь получается лжесвидетельством перед Господом. Перед Крестом и Евангелием ты будешь лжесвидетелем.

Да, вот такая перемена календаря, большевики нам тут наломали дров, и мы расхлебываем последствия. Но если хочешь со своими родственниками провести время новогодних праздников, то надо просить у батюшки благословения на послабление поста в новогоднюю ночь. Понятно, что у каждого своя ситуация, и кому-то священник, понимая, что у человека есть проблемы с алкоголем, скажет: «Нет, тебе точно нельзя никаких послаблений, лучше вообще не ходи на праздник, а то потеряешь человеческий облик». Но большинству прихожан священники действительно скажут: иди, со своей семьей попразднуй, и не надо приходить каяться в этом в Рождество. Если ты берешь на что-то благословение, то священник никогда не благословит на грех.

Послабление поста для праздника – это не грех. Это фарисеи и саддукеи о Христе говорили, что Он с мытарями, с блудниками пирует. А Господь говорит: «А Иоанн Предтеча? Он аскет, ходит в лохмотьях, ест мед и кузнечиков…». И фарисеи не знали, что ответить. Поэтому, дорогие братья и сестры, лучше приходить на службу Рождества, не отвлекаться, но если серьезное что-то случилось, то во время службы сочельника исповедоваться. А ночью придут как раз те, кто будет переживать, что они потеряли облик в новогоднюю ночь, что, например, с Пасхи в храм не ходили...

Я помню, исповедовал ночью, а надо было идти причащать. А стояла еще часть людей, по которым было видно, что они не знают даже, как толком креститься. Я говорю: «Пожалуйста, друзья, не уходите, я сейчас причащу, вернусь и вас исповедую». Возвращаюсь, а там один или два человека – люди не дождались. И они не дождались в том числе и потому, что кто-то просто пришел сказать: «Вчера я с кем-то поругался». Или: «Сыр съел на новогоднем застолье». Но ты же отгоняешь заблудшего своего собрата во Христе! А Господь что говорит? Оставить 99 овец, которые не потерялись, и пойти к этой сотой овце. Если ты умеешь привести кого-то в Церковь, такой талантливый миссионер, то, конечно, может быть особая ситуация. Господь каждому говорит: «Иди и проповедуй» (см. Мк. 16:15). Но если не умеешь как-то особо проповедовать, людей в Церковь приводить, то хотя бы не мешай тем, кто пришел в Церкви остаться. Эта исповедь на Рождество, на Пасху, конечно, вещь не очень естественная. Надо праздновать, надо не отвлекаться, но все-таки, дорогие друзья, надо, чтобы те люди, которые приходят редко, в следующий раз пришли не на Пасху, а чуть-чуть пораньше.

Прошу Вас обратиться к зрителям с благими пожеланиями.

– Дорогие друзья, может, были какие-то грозные слова, наставления, но все-таки я наде- юсь, что вам праздник Светлого Рождества Христова принесет настоящую, тихую радость. Что те бурные торжества, которые Новый год нам принес, уже остались немножко позади, вы уже насытились эмоциями. И сейчас, надеюсь, в душах всех вас поселится тихая радость, тишина души, встреча со Христом, что переживает каждая душа, стремящаяся к Богу.

На этом пути, конечно, будут искушения – лукавый не дремлет. Накануне большого праздника всегда будут большие искушения. Но это не значит: «Ой, батюшка предупредил с экрана, что будут большие искушения. Я могу им поддаться, но ничего… В случае чего на Исповедь подойду». Нет, если ты предупрежден – ты вооружен, и совершенно необязательно, что ты в эти искушения попадешь. Как если идешь по тропе, а там стоит большой капкан, это не значит, что надо в этот капкан наступать. Можно искушения переступить, можно их обойти. Встреть Христа Спасителя! Пастухи оставили все свои дела. Волхвы оставили свои дела. Ангелы с Небес летели, тоже у них какие-то ангельские дела наверняка были, но все равно они все пришли прославить Господа. Поэтому нужно тоже отложить всю суету.

Может быть и другая крайность. Если придут близкие, неприкаянные, голодные, это не значит, что ничего по дому делать не нужно. Нет, это делать можно. Как раз дни поста – это те дни, когда ты больше труда и заботы предпринимаешь. И поэтому надо воспользоваться этими выходными днями, чтобы и навести порядок, и что-то приготовить. Главное – не откладывать это на последние часы перед службой. Когда останется уже чуть-чуть времени, лучше прилечь, отдохнуть, чтобы была ясная голова, чтобы был какой-то запас сил в нашем бренном теле. Потому что тело наше бренное, нам придется с ним когда-то расстаться, но пока – это храм нашей бессмертной души, как говорит апостол Павел. И Сам Господь Вседержитель, Творец Неба и земли, почтил нашу человеческую природу, наше человеческое тело, нашу человеческую душу Своим воипостазированием (этот высокий и сложный богословский термин показывает, что Христос реально с нами). Христос пришел к нам, главное – чтобы Он с нами на протяжении всего года остался, не помешать этому.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс