Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1284) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Главная встреча в жизни – со Христом

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Главная встреча в жизни – со Христом

№3 (1284) / 20 января ‘25

Архипастырь

Владыка, мы записываем эту программу незадолго до наступления 2025 года, а в эфир она выйдет уже в праздничные дни. Я считаю, важно об этом сказать. Мало ли что произойдет между записью и эфиром, а мы на это никак не отреагируем. Чтобы нас за это не осуждали.

Предлагаю тему, которая в любой ситуации важна для человечества, – пришествие в мир Спасителя Господа Иисуса Христа. Он родился в Вифлееме Иудейском. В гостинице, которую названый брат царя Давида Кимгам построил над пещерой в Вифлееме, не хватило места для Святого Семейства. И тогда старенький Иосиф Обручник, Дева Мария, беременная Младенцем Христом, спустились в пещеру (там Мария и родила Христа), которая была и гаражом, и хлевом для животных, и кладовой. Они оказались в цокольном этаже. И это очень символично, к сожалению. Потому что очень часто бывает так, что Бог в нашей жизни находится где-то на цокольном этаже, на задворках. Что надо понять, что сделать, чтобы отвести Ему достойное место в душе и жизни?

– Когда людям, которые никогда в своей жизни не испытывали голода или жажды, рассказывают о тех, кто испытывает голод и жажду, говорят, что со страждущими нужно чем-то поделиться, они этого не понимают. Людям, не имевшим такого тяжелого жизненного опыта, невозможно объяснить, что такое нужда, что такое страдание. Чтобы человек оценил то, что у него есть, обстоятельства жизни иногда ставят его в такие ситуации, когда он вынужден голодать, жаждать, и только тогда он понимает, как голодают или страдают другие.

Так получилось, что люди действительно не захотели пустить Бога в центр своей жизни, не захотели открыть двери своих домов. Царь не открыл двери своего дворца. И Бог оказался в подвале, в самом неприспособленном для жизни месте, когда Он пришел в этот мир. Но этим Бог показывает, что готов прийти в самое недостойное место, готов смириться, чтобы открыть Себя людям. Господь страдает и показывает: чтобы встретиться с человеком, Он переносит все страдания. И это особый знак.

Человеку, чтобы встретиться с Богом, порой тоже необходимо перенести страдания. Когда он сыт, доволен своей жизнью, то в этой системе координат встретить Бога бывает очень трудно. Когда в нашу жизнь вторгаются лишения, война, болезни, пусть это нас не пугает, как это не испугало Бога. Представляете, если бы Христос пришел на землю, родился в этом подвале и сказал: «Ухожу отсюда»? Сразу было бы Вознесение, и не произошло бы спасения рода человеческого.

Если в нашу жизнь приходят скорби, лишения, это означает, что Господь посылает их нам, чтобы мы смогли с Ним встретиться, чтобы мы пережили хоть какую-то малость, немного подобную тем лишениям, которые претерпел Он. Господь смирился. От славы Своего Небесного бытия, от полноты бытия с Отцом и Духом Святым Сын Божий приходит на страдающую, скорбную, наполненную смертью землю, чтобы поделиться с нами Своей жизнью. Чтобы принять это, нужно потерпеть, поскорбеть.

Мудрый выбирает добровольный путь навстречу Богу. Преподобный Сергий Радонежский уходит от вполне обеспеченной жизни в Ростове Великом, из небедной семьи своих родителей. Уходит от нормального человеческого жития в леса, чтобы поскорбеть, попоститься, чтобы не разменять возможность встречи с Богом на суету жизни. И он обретает Бога.

Святые мученики выбирают страдания, пролитие собственной крови, чтобы в страдании встретиться с жизнью Христа. В этом году я впервые как-то очень остро прочувствовал дату, когда Церковь отмечает день памяти святого великомученика Георгия.

Несколько раз в году дни его памяти. Колесование...

– Самый главный праздник – 6 мая. Вы правильно упомянули о колесовании, этот день памяти в ноябре...

В Палестине каждый год в этот день идет дождь. Там очень чтят святого Георгия и мусульмане, и христиане. И каждый год в этот день дождь. А ведь для Палестины дождь – благословение. Там точно знают, что это святой Георгий.

– Колесование – это же казнь, мучение. Колесование в ноябре, а кончина его в мае. Что же получается? Получается, что пытки, мучения, которые были ему уготованы, начались в ноябре и продолжались до мая. Шесть месяцев святой Георгий невероятно страдал. Почитайте его житие: и камень ему на грудь клали, и голодом морили, и куда только его не помещали. Для него этот мучительный путь обретения встречи со Христом продолжался шесть месяцев. Но жизнеописатель говорит о том, что лицо его сияло радостью, слова его были невероятно сильными, потому что в этих скорбных обстоятельствах он встретил Христа.

Почему я напоминаю об этом? Чтобы не смущалось наше сердце, не скорбело, когда к нам приходят болезни, какие-то искушения. Это значит, что мы от человеческого представления о жизни начинаем потихонечку двигаться ко Христу, к этой пещерке, где смиренный Бог начинает страдать ради нас. Он страдает, мы страдаем. Мы движемся навстречу друг другу, и эта встреча происходит. Когда она происходит, тогда Вифлеемская пещерка наполняется светом. Тогда ангелы приходят и поют рождественскую песнь. Тогда простые люди, пастушки, вдруг открывают величайшие тайны бытия, недоступные философам, а цари свое богатство кладут к ногам Христа.

Тайна Рождества удивительна! Не надо думать, что если мы хотя бы раз прочитали о Рождестве Христовом, или посмотрели об этом фильм на канале «Союз», или посетили музей Святого Семейства в Екатеринбурге, то мы уже все знаем. Мы что-то узнаем тогда, когда сами путем своей жизни пойдем навстречу Христу, а Он – навстречу нам. И эта самая главная встреча в нашей жизни может произойти.

Я подумала о Божией Матери, когда Вы сказали, что Господь не испугался. Он же Господь, чего Он может испугаться? А вот Матери Божией было чего пугаться. Совсем юная Девушка, Которой выпали и величайшая честь, и величайшее испытание, страх и ужас. То, на что Она дала Богу согласие, могло закончиться побиением камнями, смертью от рук солдат Ирода, чем угодно. Когда мы видим Ее во славе, мы нередко забываем Ее подвиг, Ее отвагу и отвагу, веру и верность старенького Иосифа Обручника. Ему это все надо было? Оказывается, надо. Вот такие они удивительные. Просто, когда смотришь на икону, все это остается на задворках сознания, потому что они во славе. Мы забываем о тех испытаниях, через которые они прошли.

– Когда смотришь на обстоятельства собственной жизни, приходит понимание: то, что нам посылается и чего мы порой не хотим (какие-то сложности, сложность выбора, сложность исповедания, скорби, голод, болезни), не для того, чтобы нас унизить, растоптать, а для того, чтобы Бог стал нам нужен, чтобы мы вспомнили о Нем.

Матери Божией очень нужна была встреча с Богом, Она искала ее в детстве, юности. И Господь увидел это стремление, Он пришел к Ней. Мы говорим в молитве: «Прииди и вселися в ны». Он пришел и вселился в Нее. Это был ответ Божий на Ее искания. И для нас это напоминание, что надо искать Бога. Господь найдет форму, найдет место и время, когда Он встретит нас самым явным образом. Главное, чтобы мы этого хотели.

Если мы не будем этого хотеть, Он все равно придет и встретит нас, но так, что эта встреча будет страшной. Для кого-то Второе Пришествие Христа будет ужасным. Как сказано в Апокалипсисе, люди будут говорить горам: падите на нас и сокройте нас (Откр. 6:16). Чтобы спрятаться, скрыться. Я хочу пожелать всем, кто сегодня с нами в эфире, чтобы мы хотели, искали встречи с Богом. Господь знает меру каждого из нас, и в эту меру в свое время Он и выйдет навстречу. Сегодня мы встречаем Его родившимся.

В социальных сетях незадолго до Нового года стал очень популярен шуточный дневник христианина в пост. День первый, наверное, знаком многим: «Было тяжелое утро. Целую вечность стоял у холодильника, разглядывал два яйца, недопитое молоко и ветчину. Не мог определиться, какой грех на себя взять: выкинуть еду или начать пост омлетом с ветчиной». Но если серьезно, то выбор бывает гораздо круче: жестокость или милосердие, правда или ложь, верность или предательство. Что для Вас является камертоном, маячком, который в момент выбора начинает звучать или мерцать и помогает взять верную ноту и правильный курс?

– Вспоминаю свой первый в жизни Рождественский пост (мой первый осознанный пост был именно Рождественским). Я был еще совсем юным, не очень понимал, что и как, но уже переступил порог Церкви, уже принял участие в таинстве Исповеди и таинстве Причастия. Я понимал, что должна начаться новая жизнь, что предстоит что-то великое и Рождественский пост – это подвиг, в который надо вступить. Совершенно не было проблем с тем, чтобы стоять перед холодильником и бороться... Сложность заключалась в том, что нужно было впервые перед окружающими, перед сотрудниками, людьми, с которыми я работал в коллективе, друзьями сказать, что теперь все по-другому, что в моей жизни появилось что-то новое, и объяснить, что именно.

Я помню, пришел на работу в организацию. Были непростые 90-е годы. В этой организации был замечательный руководитель Александр Михайлович, который заботился о своем коллективе в те непростые годы. Он привозил кусок баранины, повар варил щи. То есть он поддерживал коллектив: люди приходили на работу, а их ждал обед. Я приехал и почувствовал запах мясной солянки. Невероятно вкусно! Но солянка меня не волновала. Я думал о том, что сейчас мне принесут обед, скажут, что шеф наготовил, а я должен отказаться. Почему? Как это объяснить? Для меня это было самым сложным моментом.

То есть солянка меня совсем не смущала, а вот объяснить людям, почему я отказываюсь от их гостеприимства, от радости, которой они хотят поделиться, было непросто. Непросто начать этот разговор: не буду с вами кушать, хлебушка нарежу к чаю. Но какая же радость была, когда я сказал! А это в основном были светские люди, действительно далекие от этого, но они с уважением отнеслись к моему выбору. Я тогда был молодым человеком, мне было, может быть, 20 лет. Но они с добротой, пониманием и уважением отнеслись к взрослому выбору молодого человека. Сказали: «Все хорошо, шефу не скажем, чтобы его не расстраивать». И стали заботиться обо мне, кормить: то макароны принесут, то лучок пожарят.

А ведь могли сказать: «Глупость какая-то. Что за блажь такая? В секту какую-то вступил». Но люди увидели в этом другое: мол, мы сами еще не можем к Христу сделать шаг навстречу, а вот этот юноша шаг сделал; сами не можем, но хоть ему поможем, его поддержим. И это была большая радость для меня.

И когда стоишь, например, перед наполненным холодильником и не знаешь, съесть яйца или их утилизировать, эта задача не решится, если ум и сердце не обратятся к мысли, ради Кого ты это делаешь. Ради Христа. Христос в ответ тем сотрудникам, с которыми я работал, подал такое утешение, а тебе подаст ответ на вопрос, что с этим делать. Собери это и отнеси тем, для кого будут в радость и эти яички, и ветчина. Разве с тобой рядом нет больных, пожилых или детей? Я думаю, тот ответ, который Господь подскажет, принесет столько же радости, сколько у меня было радости в том офисе, когда люди сказали: «Ради Христа не обижаемся и поможем еще».

Спасибо, Владыка, за то, что поделились. Мне кажется, важно сказать, что это была за организация. И еще важно сказать, какое высшее учебное заведение Вы окончили. Мне кажется, это наш козырь. Потому что иногда звучит: вы, православные, мракобесы непросвещенные. А когда люди узнают, что Вы дружите с космонавтами, с которыми одно высшее учебное заведение окончили, это работает. Поэтому давайте откроем тайну.

– Начнем с того, что организация была строительной, занималась монтажом вентиляционных систем. А я, молодой инженер, занимался IT (сейчас это так называется). Я много интересного узнал о жизни, о том, как непросто строятся здания и какой большой труд во все вкладывается. Я стал этим заниматься, поскольку в то время у нас возникли сложности с оборонной промышленностью, куда был, собственно, определен научно-исследовательский институт. Двенадцать лет я провел в этом НИИ. Но там ничего не платили, поэтому одной ногой я был в НИИ, а другой – в строительной организации, чтобы как-то поддержать близких и не быть обузой для окружающих.

Конечно, я очень благодарен прекрасной научной школе – Московскому авиационному институту. Он дал путевку в жизнь, познакомил с большим числом прекрасных людей, с которыми мы поддерживаем отношения по сей день и которые сегодня продолжают строить, созидать нашу страну.

Владыка, Вы – председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Близятся Международные Рождественские образовательные чтения. В этом году тема такая, что эти чтения становятся площадкой стояния за правду. Как стоял за нее Георгий Победоносец. Кстати говоря, 2024 год некоторым нашим соотечественникам было приятно считать годом дракона, а 2025-й – годом змеи. Можно говорить о религиозной безграмотности, а можно порадоваться: зовем на помощь Георгия Победоносца, который победил (согласно разным вариантам его жития) обоих. Значит, и здесь он со всякой нечистью расправится. И он расправился с ней очень убедительно, например, в середине XX века – когда в нашу страну пришла фашистская чума, эта чума была побеждена окончательно в день Георгия Победоносца, на Пасху. Поскольку близится время открытия Рождественских чтений, наверняка Вы думаете о том, как все пройдет.

– Для кого-то Рождественские чтения начнутся в конце января, с 26 по 30 января будет активно работать этот форум. Но для меня и для коллектива Синодального отдела чтения уже давно начались. Потому что проходят оргкомитеты, мы собираемся и обсуждаем, как все пройдет, на каких площадках, в какие даты, каких людей нужно пригласить. Мы готовим замечательную концертную программу, она состоится в Государственном Кремлевском дворце после пленарного заседания, которое откроет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Мы, как почтальоны, как почтовые голуби, уже напечатали пригласительные билеты и активно их рассылаем по всей стране. Это очень непросто, потому что заявок от желающих попасть на пленарное заседание пришло около десяти тысяч, а количество мест во дворце в два раза меньше. Люди хотят, а мест нет. Значит, надо как-то ужиматься. Мы испытываем большие скорби, когда приходится людям отказывать в их желании. Тем не менее работа кипит.

Тема Рождественских чтений – 80-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что год только наступил, мы уже целиком погружены в эту тему. В какой степени это погружение? В прошлые годы, когда мы говорили о 70-летии Победы в Великой Отечественной войне, о 75-летии Победы в Великой Отечественной войне, всякий раз мы рассказывали, что когда-то что-то было, что мы должны об этом помнить, не забывать, должны рассказать об этом детям, внукам, чтобы они понимали, как это было. Но сегодня это происходит. Господь нам попустил вновь это пережить.

В этом, кстати, нет ничего нового. Перед событиями 1812 года настолько велика была любовь наших соотечественников ко всему западному, французскому, к Европе, что стыдились говорить на русском, говорили по-французски...

Господь полечил.

– Господь полечил тем, чем заболели. Через сто лет, в начале XX века, мы полюбили свободу, равенство, братство, полюбили всех этих горе-философов, которые несли свои новые учения, и опять стыдились своей веры. И когда открыли двери к тому, к чему стремились, когда пустили на двор всю эту демократическую революционную либеральную массу, то крови нахлебались... Тогда, в 1812 году, необходимо было пережить войну, чтобы вылечиться, изблевать эту заразу. Так и здесь: запустили процесс в 1917 году, а лекарство пришло позже.

И сегодня ровно это же переживаем. Тридцать лет безудержного счастья: «Мы развалили Советский Союз, изгнали коммунистов – ура! К нам сейчас придет западный цивилизованный мир, он нас научит!» Чему? И мы сейчас видим, чему пытаются научить в Европе, в Америке. И это ужас. Это убийство образа человеческого в человеке. Мы говорим, что Бог пришел к людям. Такое ощущение, что хотят из людей сделать зверушек, чтобы некому было Бога встретить, не к кому было Богу прийти.

И вот сегодняшнее противостояние: война, которая происходит, – и невероятный подвиг людей. Люди сразу вспомнили, кто они. Проснулись и святой Георгий, и Кутузов, и Нахимов, и Жуков с Рокоссовским в наших генах, в нашей крови. И, конечно же, проснулась вера. Только сейчас Святейший Патриарх на заседании Священного Синода напоминал о том, сколько у нас священников несут свое служение в войсках, насколько востребованы пастыри на войне и насколько их там не хватает. И такая цифра прозвучала, что востребованность в десять раз больше, чем их там имеется сегодня.

Это хороший знак, когда людям нужна вера, слово о Христе. Но, к сожалению, для этого тоже пришлось довести ситуацию до таких скорбных обстоятельств, что льется кровь. Я очень надеюсь, что ни одна капелька крови наших воинов не будет пролита зря, что это будет как живительное лекарство для нашего народа, для нашего ума. Вот об этом будет идти речь на Рождественских чтениях, что лучше ценить веру, Божий дар, наследие наших предков, не доводя до войны и кровопролития. А в нормальных, мирных условиях дорожить, передавать, сохранять богатство, которое у нас есть. Рождественские чтения – то пространство, где мы об этих смыслах напоминаем, раскрываем их во всем многообразии. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс