Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, Вы в нашей епархии человек новый. Расскажите немного о себе.
– Действительно, я совсем недавно оказался на уральской земле, 27 августа начался отсчет моего пребывания здесь. В Екатеринбургскую епархию я был направлен как выпускник Московской духовной академии. Путь моего духовного образования начался в 2014 году, когда я поступил на бакалавриат, затем я продолжил обучение в магистратуре Московской духовной академии, после этого – в аспирантуре. Таким образом, 10 лет за партой, затем преподавал.
Учебный комитет направил меня в Екатеринбургскую епархию в первую очередь именно в качестве преподавателя местной семинарии. По благословению отца Корнилия несу послушание на регентском отделении как преподаватель истории Русской Православной Церкви. Это связано с моим профилем историка, так как я обучался на кафедре церковной истории. Мои научные интересы – история Древней Церкви, но волей-неволей я должен знать всю историю.
Также на вечернем отделении регентского факультета есть возможность заниматься на подготовительном отделении со слушателями вечерних курсов по основам православного богослужения, так как я – сотрудник кафедры церковно-практических дисциплин в Екатеринбургской семинарии. Литургика всегда была областью моих интересов, я всегда изучал литературу о том, как формировалась Литургия. Все это мне очень интересно.
Я очень люблю фразу: «Если хочешь что-то понять сам, попытайся объяснить это другому». В процессе обучения студентов заново начинаешь открывать для себя какие-то вещи, по-новому на них смотреть. Этот опыт очень полезный. И я очень рад, что у меня есть возможность чем-то поделиться и узнать что-то новое. Это что касается моего образовательного опыта.
Священный сан я принял в 2021 году, будучи еще студентом Московской духовной академии. Мое служение проходило недалеко от Сергиева Посада, где я жил и учился, – в городе Пушкино Московской области (на полпути между Москвой и Сергиевым Посадом). В замечательном храме Пресвятой Троицы в городе Пушкино прошли три года моего священнослужения. Всегда с большой благодарностью вспоминаю об этом храме.
Не без Промысла Божия, оказавшись в Екатеринбурге, я был назначен в храм Большой Златоуст, главный придел которого посвящен сошествию Святого Духа. Тропарь праздника тот же, поэтому можно сказать, что я снова в Троицком храме. Как и в академии в Троице-Сергиевой лавре у Троицы на службе, так и в храме в городе Пушкине, так и в Екатеринбурге. Поэтому я очень рад, стараюсь во все вникать, знакомлюсь и с городом, и с областью. Пытаемся совершать небольшие семейные вылазки и за пределы города, чтобы познакомиться поближе.
Очень радуюсь, что здесь есть друзья-однокурсники, с которыми мы вместе обучались в Московской духовной академии. Поэтому ощущение, что мы приехали не на новое место, а вернулись в семью. Нас все тепло принимают, и те люди, которых мы уже знаем, избавляют нас от чувства, что мы с семьей где-то на чужбине. За все это хочется сказать слова благодарности и Богу, и гостеприимной екатеринбургской земле.
Совсем недавно Вас назначили на должность председателя отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. Это ответственное служение. Какие первые решения, трудности? На что в первую очередь обратили внимание?
– Зайду немного издалека. Я внутренне не знал, готов ли нести послушание на таком поприще. Потому что за те два года, которые мне удавалось совмещать преподавание и обучение в аспирантуре Московской духовной академии, я хорошо понял систему высшего образования. В семинарии все эти вещи тоже не вызывают вопросов. А вот система среднего образования осталась в прошлом, когда я сам сидел за партой как школьник. И, погрузившись в нее вновь, я обнаружил, что многое изменилось за прошедшие годы. Школьный учитель работает в более сложных условиях, у него нет такой свободы творчества, как у преподавателя высшей школы он должен четко придерживаться следовать программе.
Здесь, на екатеринбургской земле, тоже есть своя специфика взаимодействия Церкви и школы. Где-то люди настороженно относятся к священнику. Например, в Пушкино я был прикреплен к конкретной школе, и меня там всегда были очень рады видеть. Директор приглашала меня на 1 сентября, чтобы сказать ученикам напутственные слова, мы встречались и в конце года, и в течение года. В Екатеринбурге работа выстраивается больше именно с педагогами. Знакомясь с педагогами, приходится заново зарабатывать авторитет, потому что для них я чужой человек.
Все-таки я из системы высшего образования, в школе учителем не работал, образование не педагогическое. Но есть опыт нашего Владыки, митрополита Евгения, который тоже ступил на этот путь и принес очень богатые плоды своего служения. Поэтому после каждой встречи с ним по поводу работы отдела, я выхожу заряженный, с намерением идти в школу к учителям, директорам, начальникам районных отделов образования и выстраивать с ними взаимоотношения.
Приоритет в работе – это преподавание «Основ православной культуры» в школе. И дело не в том, что мы как-то пытаемся навязать это школам. Есть большой запрос от учителей, есть запрос от родителей и детей. И наша задача – предоставить педагогам доступ к хорошим материалам для преподавания «Основ православной культуры», чтобы они могли чувствовать себя в этом предмете уверенно. Потому что большинство педагогов – люди светские, и, выходя на эту религиозную стезю, они, конечно, немножко теряются, переживают, что могут донести до детей что-то неправильно. Они хотят быть в этих вопросах хорошо образованными, подкованными. И эту возможность как епархиальный, так и синодальный отделы на всех уровнях создают.
Мы идем к директорам, педагогам и предлагаем им и формы обучения, и платформы обучения, готовы обеспечить их всем необходимым. Надо заметить, что со стороны Синодального отдела эта работа делается очень качественно. Сегодня преподавание «Основ православной культуры» и материалы для этого сделаны настолько качественно, что многие задаются вопросом, почему по другим предметам не настолько интересно все сделано. Хочется поделиться этими новостями, этими возможностями как можно с большим количеством людей. Эта работа уже началась. Год заканчивается, я во все это окунулся только в конце октября. Считаю, что 2025 учебный год будет сферой сугубо моей ответственности, где за каждый провал буду отвечать исключительно я.
На пленарном заседании региональных Рождественских чтений сказали, что в Свердловской области выбор среди школьников «Основ православной культуры» возрос. Это так?
– Да, это действительно так. Из года в год этот показатель, к счастью, растет. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но динамика положительная. И это без учета того, что есть небольшие уголки нашей епархии, где этот запрос поставлен слабо, но не в силу того, что там это игнорируется, а в силу того, что плохая осведомленность. Есть большая надежда, что, когда мы и там всех проинформируем о том, какие есть замечательные возможности у педагогов, процент вырастет. Наша задача – познакомить с красотой Православия в первую очередь. Проценты все равно не отображают, что количество учеников растет с каждым годом. И даже если процент маленький, на самом деле все большее количество детей имеет возможность приобщиться к своей православной культуре не формально, не скучно и рутинно, а именно по-настоящему в нее погрузившись, с любопытством с их стороны в первую очередь.
Вы сказали, что педагоги – зачастую светские люди. Для них Синодальный отдел разработал специальные обучающие курсы на платформе «Клевер лаборатория». Расскажите немного об этом.
– Я не называл эту платформу, хотя ее подразумевал. Вступив в должность, я сам теперь обучаюсь на этой платформе. Я зарегистрировался на ней, будучи еще студентом Московской духовной академии, потому что узнал, что есть замечательная возможность, пройдя обучение на этой платформе, получить доступ к преподаванию «Основ православной культуры» (ОПК) в школе. Было понимание, что было бы здорово, если бы «Основы православной культуры» преподавались как минимум верующим человеком, а священником – еще лучше. Педагоги делились, что от школьников звучат, например, такие вопросы: «Я поругалась со своей одноклассницей, мы помирились, конфликт исчерпан. Нужно ли исповедоваться в этом?» Педагог теряется, что ответить. Человеку с богословским образованием будет легче объяснить ребенку, что грех – это болезнь, что эта греховная болезнь провоцирует ссору. И даже если вы помирились, грех все равно сидит внутри, и нужно пойти на Исповедь, чтобы уврачевать болезнь, в результате чего вы вообще перестанете с кем-либо ругаться (в идеале).
На платформе «Клевер лаборатория» такие вещи преподносятся очень интересно, увлекательно. Поэтому я и сам обучаюсь на этой платформе, и в процессе несения своего послушания знакомлю с этим педагогов. Владыка Евгений очень активно включился. На прошлой неделе мы с ним были в городе Верхняя Пышма, где было собрание директоров и учителей предмета ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»), где он предложил вариант обучиться на платформе «Клевер лаборатория» и преподавать этот предмет гораздо интереснее.
Мы сидели с одной сотрудницей администрации (собрание проходило в здании администрации), и она спросила, может ли она как мама зарегистрироваться на платформе. Ее это очень увлекло. Там действительно очень много материалов и для родителей, и для просто заинтересованных людей. Она тут же начала в телефоне регистрироваться. Потому что невозможно остаться равнодушным, познакомившись с тем, какая работа делается для учителей, для детей, для будущего страны.
Пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений в нашей епархии, на мой взгляд, прошло с очень большим размахом: интересные доклады, организация, приглашенные гости – все было на очень высоком уровне. Это то, что мы увидели своими глазами на открытии, на пленарном заседании. А какие еще важные и интересные события прошли или еще будут проходить в рамках наших епархиальных чтений?
– Так называемый муниципальный этап в этом году у нас немного шире по срокам. И поэтому там, где уже прошел региональный этап, в некоторых местах осталась возможность провести муниципальный этап в дополнение к региональному. И буквально на днях я буду выступать в городе Березовском на муниципальном этапе. Еще есть такие площадки, где в более семейном формате есть возможность педагогам определенного округа еще раз встретиться, пообщаться на актуальную тему 80-летия Великой Победы.
Из самых ярких событий после регионального этапа я бы назвал еще состоявшееся 13 декабря открытие всероссийской акции «История России в великих святых». Замечательный конкурс, организованный Всероссийской партией «Единая Россия» в сотрудничестве с Русской Православной Церковью и Екатеринбургским домом учителя.
Как выглядит эта работа? Сначала мы собрали учеников, познакомили их с самим конкурсом и его условиями. А дальше каждый старшеклассник (речь идет об учащихся 8–11 классов) сам выбирал из перечня в положении о конкурсе выдающегося святого Русской Православной Церкви. По договоренности с региональным штабом мы решили включить в список еще уральских святых, потому что это тоже замечательные люди.
И на этом открытии 13 декабря мы в первую очередь познакомили школьников с уральскими святыми – святым праведным Симеоном Верхотурским, священномучеником Константином Меркушинским и с Царской Семьей (сделав акцент именно на их внутрисемейных отношениях). Познакомившись с этими святыми и с общим списком святых, каждый ребенок имеет возможность создать свой проект, рассказать о святом младшим классам.
А затем, загрузив на специальную платформу свой проект, каждый ребенок претендует на то, чтобы выиграть во всероссийском этапе конкурса и поехать летом или осенью в «Артек». Мотивация, конечно, хорошая, но цель не только в том, чтобы все побывали в «Артеке» (хотя мы всем этого желаем, чтобы в конце лета там было как можно больше екатеринбуржцев). Но самое главное, чтобы и старшеклассники познакомились друг с другом. Когда ученик расскажет о святом ученику, это может иметь гораздо больший эффект, чем если это сделает учитель, тем более священник.
Это замечательная инициатива, мы горячо ее поддержали. Екатеринбургский дом учителя методически нас обеспечил, дал программу, как это правильно сделать, чтобы дети услышали, захотели, заинтересовались конкурсом. У них это получилось на самом высоком уровне. 13 декабря в мультимедийном парке «Россия – Моя история» состоялась эта презентация, и дети ушли воодушевленные.
Что нас ждет в рамках общецерковного этапа Рождественских чтений в Москве? Где посмотреть анонсы, как принять участие?
– Приглашаю к участию всех, потому что большинство площадок открыты. Ежегодно Рождественские чтения проходят на всероссийском и международном уровнях. Это место, где обсуждаются самые актуальные вопросы, предлагаются самые новые современные решения для взаимодействия школы и Церкви.
В этом году международный этап пройдет в Москве в конце января (с 25 по 30 января). К участию приглашаются все желающие. От нашей епархии также будет делегация. Видимо, в новом послушании я должен буду ее возглавить. Мы планируем участвовать в первую очередь на площадках в тех панельных дискуссиях, что будут посвящены основам православной культуры, среднему образованию и клевер-лабораториям.
Все эти анонсы, помимо того, что публикуются на сайте самого Синодального отдела религиозного образования и катехизации, очень хорошо представлены на всех платформах и СМИ Екатеринбургской епархии. В силу того, что наш Владыка Евгений – председатель этого Синодального отдела, у нас очень хорошо налажено сотрудничество. И в целом есть такое намерение (пользуясь случаем, скажу и как бы обяжу себя этим), чтобы епархиальный отдел нашего Владыки тоже был образцовым. Чтобы он всегда мог приводить нас в пример, а не так, чтобы ему говорили: вы чего-то от нас требуете, а у вас самих есть пробелы.
Тема чтений в 2025 году – 80-летие Победы. Этот праздник объединяет всех нас и, конечно же, важен для каждой семьи в нашей стране. А что лично для Вас и Вашей семьи значит День Победы?
– День Победы в нашей семье всегда праздновался как праздник семьи, потому что по отцовской линии были участники Великой Отечественной войны. Даже не все верят, что такое возможно, но мой дедушка успел поучаствовать. В 1944 году его, 18-летнего парня, мобилизовали, у него были медали за освобождение Братиславы. То есть он уже участвовал в сражениях за освобождение Европы от немецко-фашистских захватчиков. Память об этом нам всегда как-то прививалась, передавалась. День Победы всегда был выходной день, поэтому в школу не нужно было идти, и целый день по телевизору показывали фильмы о войне. То есть смотреть их – это было прям любимое дело.
У нас были друзья, у них тоже дедушка был ветераном Великой Отечественной. У него была армейская каска, фляга. Он нам все это давал, мы это все на себя надевали и тоже любили во все это играть. По маминой линии родственников угоняли на работы в Германию. Они освободились после окончания войны, вернулись домой, испытали на себе все ужасы войны, поэтому это было памятно. Они пережили и голодные времена, и эту ссылку, будучи вывезенными на работы в Германию. И мама нам прививала, и бабушка говорила, чтобы даже крошки на столе не оставались, они трепетно относились к хлебу. Все эти вещи очень запомнились мне с детства.
Все-таки я отдаю себе отчет в том, что в силу возраста я не до конца осознавал это. И в процессе обучения уже в стенах академии я застал юбилей и 70-летия, и 75-летия Победы. В рамках проходивших мероприятий была возможность сесть и провести свое небольшое исследование. К 75-летию Победы я даже написал научную статью (она, правда, так и не была опубликована). Материалы конференции о подвиге духовенства блокадного Ленинграда так и не вышли в печать. Но есть целый пласт информации о том, как Русская Православная Церковь участвовала в Великой Отечественной войне, реально приблизив победу.
И люди об этом не знают. Они говорят: мы слышали про святителя Луку (Войно-Ясенецкого), про танковую колонну Дмитрия Донского и эскадрилью Александра Невского. И на этом в идеале знания исчерпываются. А на местах была огромная работа Церкви. Я подготовил тогда доклад и выступил с ним на конференции, и, как оказалось, спустя пять лет эта информация стала еще более актуальной. И в этом году, воспользовавшись возможностью, на муниципальном этапе чтений в Екатеринбурге я тоже выступил с докладом на секции. Одна из педагогов подошла ко мне и сказала: «Вы знаете, я впервые что-то узнала об участии Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне».
Даже если один человек об этом узнал впервые, я считаю свою миссию выполненной. И в Верхней Пышме тоже был на муниципальном этапе. Там выступала девушка, молодой учитель, она первый год преподает в школе. И она подготовила доклад о священнослужителях в Великой Отечественной войне. Я как участник только выразил со своего места благодарность и всяческую поддержку, что эта тема развивается. И все участники собрания выразили пожелание в 2025 году в рамках обсуждения этой темы, чтобы участие Церкви в Великой Отечественной войне тоже было полноценно освящено и донесено до детей.
Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.