Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема разговора – смирение. Батюшка, что такое смирение?
– Кто-то из святых сказал, что смирение – это одежда Божества. Краткое и очень емкое определение, потому что Сам Господь явил в Себе образец этого качества и сказал: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Наши души мечутся с тех пор, как мы утеряли Бога. Наш праотец Адам был изгнан из рая, и с того времени человек находится в поиске Бога. Мы родились не в раю, не общались, как Адам, лицом к лицу с Богом. Но у нас есть некая генетическая память об этом общении, и на самом деле наша душа о нем мечтает, ждет этого общения, надеется на него и им утешается. По мере того, как мы будем приближаться к Богу в своей жизни, наша душа будет упокаиваться. Она все время что-то ищет.
Нет человека, который бы был покоен. С кем ни поговори, на кого ни посмотри, все время озабочен, суетлив, куда-то бежит, чего-то ищет, что-то ему надо. Человек, что тебе в жизни не хватает? Много чего не хватает. На самом деле истинное движение человека – это поиск покоя. Покой может дать только Господь Бог, и Он указывает нам этот путь через кротость и смирение, которое Он нам Сам в Себе явил. Это удивительные свойства души.
Говорят, смирение – та самая брачная одежда, в которой нас могут пустить на брачный пир. Есть притча, когда некий царь устроил брачный пир сыну своему и послал слуг созвать званых. Они отказывались, всем было некогда. Тогда этот господин сказал слугам, чтобы звали всех, кого найдут. Пир наполнился возлежащими, но один из них оказался в небрачной одежде. А что за брачная одежда и почему он оказался единственным? И там оказались люди, совершенно разные и по статусу, и по положению. Что их объединило? Наверное, смирение. Каждый в свою меру смирился. Так и всех святых на Небесах объединяет любовь к Богу и смирение. Бог всех хотел бы видеть на Небесах, в Своих обителях. Но нам необходимо приобрести любовь к Богу и смирение, чтобы иметь возможность там быть.
Кто определяет меру смирения? И кому можно подражать?
– Высшая мера смирения явлена Господом нашим Иисусом Христом, Он смирил Себя, став Человеком. Он, будучи Богом и находясь на Небесах, сошел на землю и принял на Себя нашу человеческую плоть. Как сказано, был послушлив Отцу даже до смерти. Высшее, к чему мы можем стремиться, – это наш Господь Иисус Христос и Его угодники, святые, которые именно таким смирением в первую очередь угодили Богу. Первые века христианства – это века мученичества. Что такое мученичество ради Христа? Это смирение себя перед обстоятельствами. Во все времена угодники Божии являют нам образец смирения, мы учимся у них. Ведь если человек оказался угоден Богу, то нам нужно посмотреть на него повнимательнее, чтобы увидеть те особенные шаги на его жизненном пути, которые помогут и нам тоже угодить Богу. Как этот человек жил, как устраивал свою жизнь, к чему стремился, какой выбор делал, потому что нам известен результат его жизни. Он на Небесах прославлен Богом, прославлен Церковью на земле и явлен нам как образ для подражания. Так что берите любого святого и вникайте в его житие. Старайтесь извлекать моменты вам полезные и удобные для подражания.
Вопрос от телезрительницы: «Есть притча о человеке, который удостоился Царства Небесного. В первый раз он удивится тому, как сам туда попал. Во второй раз он удивится тому, что не увидит тех, кого считал святыми. И в третий раз он удивится, когда увидит там тех, кого считал достойными ада. У меня возник вопрос: что делать человеку после кончины, когда он увидит в Царстве Небесном Иуду?»
– Не увидит. Нам не дано никого судить, и если мы сами рассуждаем на свой вкус, кто достоин, кто нет, то сильно ошибаемся. Тогда нас ждет великое удивление, когда по нашему суду одних мы там не встретим, а других, кого считали недостойными и падшими, наоборот, увидим прославленными Богом. Это касается нашего собственного суда, но есть еще Церковь, которая, как сказано, свята и непорочна, потому что Глава Церкви – Христос. И когда Церковь свидетельствует о чем-то, например, о святости человека, мы верим, что это есть свидетельство Божие об этом человеке через Церковь. Это не просто человеческое измышление, что его решили причислить к лику святых. Нет, прославлению всегда предшествует тщательное исследование жизни этого человека на соответствие заповедям Божиим. И, конечно же, глубокая молитва о вразумлении.
11 декабря мы празднуем память митрополита Серафима Чичагова, который много потрудился для прославления преподобного Серафима Саровского. Он сам ездил в Дивеево, много общался с сестрами, лично знавшими преподобного Серафима. Там была Паша Дивеевская, Параскева, ее очень любил преподобный Серафимом. Будущий митрополит Серафим общался с ней и услышал следующее. Она говорила: «Мне батюшка Серафим сказал, чтобы ты, отченька, передал государю-императору, что пришло время прославить преподобного Серафима». Он говорит: «Матушка, как я могу это сделать? У меня нет таких путей». Она ответила: «Я все передала тебе, и теперь как есть, так и делай». Он долго думал, как можно все это организовать, и ему, конечно, от Господа, была дана такая мысль: собрать сведения о батюшке Серафиме и написать летопись Серафимо-Дивеевской обители. Она стала главным литературным трудом всей его жизни. Митрополит Серафим тщательно собрал в нее все сведения из архивов Саровской и Дивеевской обителей, все это напечатал и представил Государю Императору Николаю II. Царь очень живо все принял и возжелал прославления. В конце 1902 года было первое освидетельствование мощей преподобного Серафима, и, когда их подняли, то увидели, что там только кости. Священный Синод почти в полном составе был против прославления преподобного Серафима. За это были только император, один митрополит, и, в то время еще архимандрит, Серафим. Однако в 1903 году преподобный Серафим был прославлен. Я не буду пересказывать всех событий, которые этому предшествовали, многое препятствовало прославлению, и люди, и обстоятельства, но Господь все разрешил. Прославление состоялось при огромнейшем стечении народа. Мощи были освидетельствованы и прославлены, а преподобный Серафим стал одним из наших любимейших русских святых, заступником и молитвенником о каждом из нас. Каждый человек может засвидетельствовать, что если о чем-то попросишь батюшку Серафима от всего сердца, от всей души, особенно если не себе, а кому-то, то всегда бывает от него помощь.
На самом деле заданный вопрос несколько некорректен. Если сам человек кого-то возвеличил или унизил, то он частенько ошибается. Если же Церковь приняла решение о ком-то или о чем-то, то мы принимаем это уже как волю Самого Господа, явленную через Его Церковь. Поэтому мы не подвергаем сомнениям святость тех святых, которых Церковь прославила, и не дерзаем менять мнение Церкви даже в отношении тех, кого она не то чтобы каким-то образом осудила, но есть среди знаменитых людей просто отлученные от Церкви. Это не осуждение церковное, а свидетельство о том, что человек совсем разошелся с Церковью. Она свидетельствует этим актом отлучения, что он сам и его мнение, учение и жизнь не имеют отношения к Церкви. Вот и все. Так что дай Бог нам встретить в жизни такого человека, кто мог бы для нас быть истинным примером на пути к Царству Божию.
Вопрос от телезрителя Димитрия: «Батюшка, я не раз прочитывал, что мы должны всеми силами, с призыванием имени Божия, избегать падений греховных, не впадать ни в какой грех. Но если это случится, ни в коем случае нельзя отчаиваться, потому что падения приводят нас к смирению, и через них Господь избавляет нас от самого главного греха: гордыни. Что скажете по этому поводу?»
– Господь, желая нашего спасения, пытается вести нас царским путем. Ибо нет воли Божией на то, чтобы человеку много страдать и болеть. Невозможно прожить вообще без болезней и страданий, но Господь хотел бы, чтобы радости у нас в жизни было больше. Человек по своей гордости часто задирает нос, превозносится и хвалится. Это хуже для него, чем какие-то неосторожные слова и поступки или неисполненные обещания, потому что гордость делает его неспособным к покаянию. Если не останавливать возрастание в гордости, то он достигает такого состояния души, когда уже не может покаяться, не видит в себе никакого греха и недостатка. У него всегда виноваты только те, кто вокруг него. Это состояние погибельно во всех отношениях, потому что в нем нет пути к спасению. Чтобы нам не вырасти в своей гордыне до такого ужасного состояния, Господь нас смиряет разными путями. То болезнью, то неудачами, то какими-то ошибками, то через людей, которые над нами властвуют и не всегда проявляют к нам доброжелательность. Это хорошо. Как в псалме написано: благо мне, яко смирил мя еси. Замечательные слова. Благо человеку, когда Бог его смирил. Болезненно, иногда до слез неприятно, потому что больно, но это великое благо. Человек поплачет, поскорбит, успокоится, вытрет слезы и потом лицом просветлеет, посмотрит на ситуа- цию другими глазами и скажет: слава Богу, что так. Это лучше, чем было. Даже если какая-то серьезная потеря в жизни. Когда он будет искать Божия, Господь ему всегда откроет причину и этой потери, и этой скорби, чтобы не роптал, а возблагодарил Бога за нее.
Не ведет ли смирение к чувству постоянной вины и депрессии?
– Нет, не ведет, просто некоторые путают смирение с постоянным самоуничижением, когда человек все время не верит в милосердие Божие и говорит: я никудышный, Бог меня не простит. Хотя в Евангелии Господь нам всем говорит, что нет такого греха, который бы не простился, кроме хулы на Духа Святого. Поэтому такой человек как бы отвергает волю Божию о себе и не хочет этого прощения, но пребывает в постоянном самоуничижении, не внимая слову Божию. Смирения не бывает без послушания Богу. Отвергающий слова Божии, слова Священного Писания не может считаться смиряющимся.
Двое плачут, может быть, о своих грехах. Один плачет и говорит: «Господи, я перед Тобой много согрешил, но надеюсь и верю в Твое милосердие; и по слову Твоему не считаю себя погибшим, но буду стараться возвращаться на пути Твои». А другой плачет и говорит: «Мне нет прощения, я совсем погиб». Он загоняет себя в глубочайшее уныние. Как-то одного старца спросили, что такое печаль. Он ответил, что печаль – это когда человек постоянно думает о самом себе. Некое нескончаемое саможаление. Такой все время себя жалеет и сползает в уныние. При этом он может говорить очень даже покаянные слова: «Я грешный, от Бога отпал, людям много зла сделал». Но при этом пребывает в состоянии саможаления и неверия Богу. Настоящее смирение – это постоянное учение. Гордый не собирается и не хочет ни у кого ничему учиться. Он самодостаточен, считает себя всезнающим, всегда правым и достойным, а смиренный понимает, что он мало что знает. Он не может сказать, что вообще ничего не знает или, наоборот, знает все. Он говорит: «Я знаю Бога. Он мне открылся, дал мне веру и Свои заповеди. Как я скажу, что ничего не знаю? Это будет неправда. Я знаю мало, нахожусь только в начале пути, но верю, что Господь мне поможет этот путь одолеть, каким бы он мне ни казался трудным и длинным, иногда даже непостижимым. Если Господь со мною, то я верю, что этот путь пройду». Такой человек смиряет себя, признавая свою немощь, и говорит: «Господи, без Тебя ничего не могу».
Смирение начинается с признания, что без Бога я не могу ничего: «Господи, Ты будь со мною, позволь мне всегда быть с Тобою и научи меня этому, открой мне Твои пути и проведи меня ими». Смирение подразумевает и труд, и в то же время признание недостаточности этого труда. Иной скажет, мол, все понятно, ходи каждый день в церковь, молись как можно больше, меньше спи, меньше ешь, читай псалмы по ночам и скоро станешь преподобным Серафимом. Нет, если мы будем подражать лишь внешней стороне жизни святого, то никак не достигнем святости и даже можем прийти в состояние, которое иногда именуют прелестью, когда человек приписывает себе то, чего не имеет.
Святость – это соединение души человека со Святым Духом. Как мы знаем из Священного Писания, Дух дышит идеже хощет. Не так, что я Его сейчас поймаю и заставлю быть во мне или каким-то образом смогу понудить Его. Нет. Дух, идеже хощет, дышет. Святые вели такую жизнь, что Дух Святой захотел быть с ними, и не только в их жизни, но и по смерти с ними пребывает. Это некий индикатор нашей духовной жизни. Апостол Павел говорит, что нужно смотреть на плоды жизни. Плод духовный – мир, радость, благость, долготерпение, кротость, воздержание, любовь. Приобретаем мы эти плоды, есть ли они в нас? Если да, то мы как-то движемся по тому пути, который Господу угоден. А если нет, то и нет. Но определить, как говорите, степень смирения самому человеку невозможно. Смиренный всегда считает себя недостойным и с радостью принимает любую хулу в свой адрес, всякие порицания и укоры, считая, что это действительно справедливо. Так что если вас что-то обижает, например, в жизни, то смирения еще недостаточно. Обиженному в Царство Небесное не войти, он так раздувается от своей обиды, что узкими вратами, которыми Господь призывает нас всех войти, не протиснешься.
Как приобрести смирение? Какие советы Вы бы дали?
– Смирение – это вершина лестницы. Нижняя ступенька – терпение. Для начала надо просто терпеть. Стараться не возмущаться, когда случается что-то неприятное. Иногда человек шел, поскользнулся и начинает всех ругать. Мол, песком не посыпают, люди ноги ломают, да тут можно вообще шею свернуть. Идет и ворчит всю дорогу до дома, а можно было потерпеть. «Господи, помилуй, слава Богу, не упал и ничего не сломал. Вот милость Божия. Господи, как же Ты ко мне милосерден! Любишь меня. Я мог бы сейчас грохнуться со всего маху и костей не собрал бы, а Ты меня удержал. Слава тебе, Господи». Можно потерпеть, пусть даже сказали что-то неприятное или сделали что-то несправедливое.
Вторая ступенька этой лестницы – долготерпение, потому что нас частенько не хватает надолго. Особенно если в один день случается несколько неприятных моментов. Все-таки терпение лопается, а надо бы упражняться в долготерпении, чтобы его хватало надолго. Как это делать? За все благодарить Бога, не позволять себе роптать и никогда не жаловаться, не возмущаться. Бог захотел, Бог благословил, Бог попустил. Слава Богу, это хорошо, даже если неприятно. Нужно долго терпеть.
Третья ступенька – это смиренномудрие, когда человек поступает смиренно по мудрости, когда он приводит себе на ум слова Священного Писания, поучения святых отцов, эпизоды из их житий как назидание себе и, подражая им, старается поступать так же. Он еще не приобрел смирения, но, подражая людям смиренным, поступает смиренномудро.
Четвертая ступень – само смирение. Оно еще сопряжено с бесстрастием. Тогда человека уже не радует похвала или приобретение, не огорчает хула или какие-то неудачи в жизни. Такой человек за все благодарит Бога и искренне радуется всему, что в его жизни происходит. Святитель Лука писал: «Я полюбил страдание». Это тоже есть свидетельство смирения, ведь люди страдания ненавидят: «Сколько можно? Почему я? Как же это долго, как несправедливо!» А святой говорит, что полюбил страдания. Смиренный человек любит посланные ему Богом страдания.
Батюшка, давайте ответим на вопросы телезрителей. Алексей задает вопрос: «Как смириться со смертью близкого человека?»
– Вспомнить о том, что эта разлука не вечная, что мы всегда идем друг за другом. В жизни мы часто разлучаемся с нашими любимыми и близкими. Когда уходим на работу, мы разлучаемся на целый день. Когда человек вынужден уехать в командировку, мы разлучаемся на несколько дней. Когда, например, батюшку, переводят на служение в другой храм или даже город, мы с ним разлучаемся на многие месяцы. Так что смерть – это просто временная разлука. Умерший к нам не вернется, но мы к нему придем. Будем за него усердно молиться, и тогда Господь сподобит нас встретиться. Когда мы перейдем от этой жизни в ту, будущую, нас встретит тот, о ком мы молились, о ком мы, может быть, немножко печалились, о ком скучали, и будет радость от этой встречи. Этим можно себя утешать. Еще бывает так, можно себе на ум приводить, что человек исполнил то, что Господь ему на земле определил. Пришло ему время освободиться от бремени земной жизни, которая подобна оковам, висящим на нашей душе. Нас ведь все время что-нибудь тяготит. То скорбь, то болезнь, то печаль, то какая-то неприятность. Это некие оковы на нашей душе, а тут Господь решил человека освободить от них. Представьте себе, вы вдруг оказались закованными в кандалы или в колодки, тяжелейшие, причиняющие вам невероятные страдания. Вы с кем-то подружились, породнились, полюбили друг друга, и вдруг этому человеку говорят, что его отпускают, снимают с него эти колодки, он выходит из тюрьмы. Скорбно ли вам? Ты бы тоже хотел выйти. Подожди, твое время придет. Поэтому имейте в виду, что для многих людей, особенно если человек тяжело болел, смерть – это освобождение от болезней и скорбей, которые он нес здесь, от тягот, которые он претерпевал. Порадуйтесь за него.
Записал:
Федор Поплавский
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.