Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1278) → Психолог Наталья Злобина: Детям о предпринимательстве

Психолог Наталья Злобина: Детям о предпринимательстве

№45 (1278) / 1 декабря ‘24

Учимся растить любовью

Зачем говорить с детьми о предпринимательстве?

– Хотела бы начать с того, что около 80% осознанности закладывается в возрасте до 6–7 лет. Если говорить о возрастной психологии, то мы знаем, что до полутора лет у ребенка закладывается глобальное доверие либо глобальное недоверие к миру. И примерно до шести лет закладываются такие качества, как умение сострадать, сопереживать, сочувствовать. Если мы не заложим в ребенка эти качества изначально, то потом получим то, что получим. Я всегда говорю, что воспитание и образование должны начинаться с дошкольного возраста.

Если говорить об успешном предпринимательстве, то в конечном счете большие организации, чтобы достичь высокого уровня развития, ориентируются на качество продукта и на конечного потребителя. Поэтому можно говорить о том, что предпринимательство рано или поздно вырастет в благотворительность в том числе, иначе бизнес просто не выживет.

Организации заинтересованы в том, чтобы сотрудники оставались у них надолго, они вкладываются в их обучение, практику. Грамотные руководители стараются создать для своих сотрудников комфортные, приятные условия для работы. Мы знаем, что есть такие поощрения, как премии, какие-то страховки, путевки (не только для самого сотрудника, но и для членов его семьи). Таким образом, организации заботятся о своих сотрудниках, заботятся о качестве продукта, делая его таким, чтобы продукт мог изменить жизнь покупателя к лучшему. И это тоже можно считать благотворительностью.

Создание рабочих мест – уже благое дело. Крупные организации (скажем, районного значения), решая свои бизнес-задачи, сталкиваются с такими проблемами, когда нужно построить дороги, провести электричество, построить детский сад, школу, чтобы улучшить качество жизни своих сотрудников.

Если мы углубимся в дореволюционную историю предпринимательства, то увидим, что русские купцы не только строили заводы и фабрики, но и храмы, монастыри и больницы. Все это благотворительность. И об этом нужно и важно рассказывать нашим детям.

То, что Вы сейчас сказали, звучит прекрасно. Но большинству людей, я думаю, предприниматели кажутся совсем иными, не такими, как Вы описали. Кажется, что они совсем не нацелены на потребителя и на то, чтобы сделать его жизнь лучше, а нацелены на собственную выгоду, что они экономят на конечном продукте и так далее. Таких примеров очень много. И мы знаем примеры, когда не было построено ни детских садов, ни дорог, то есть о жильцах в микрорайоне никто не задумывался. Я всего лишь хочу сказать, что есть две разные модели. И из этого как будто бы вытекает ответ на наш вопрос, зачем с детьми говорить о предпринимательстве, да еще и с точки зрения веры. Все-таки мы обращаемся в основном к верующей публике, наша целевая аудитория – верующие люди. Так вот, мы говорим об этом как раз для того, чтобы был тот самый вариант предпринимательства, который описали Вы, а не тот, который описала я. Я правильно понимаю Вашу мысль?

– Да, совершенно верно. Так как я состою в Союзе православных предпринимателей, меня пригласили участвовать в организации мероприятий для конкурса, который называется «Наследие выдающихся предпринимателей России». Организаторы конкурса – Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Союз православных предпринимателей – партнер конкурса. В рамках мероприятий этого конкурса мы как раз рассказываем о том, что в дореволюционной России было множество примеров, как наши русские купцы следили за своей репутацией. Купеческое слово было твердым и непоколебимым; качество продукции, которую производили купцы, было, как говорится, на века, потому что от этого зависела репутация. В предпринимательском деле участвовали все: и жены купцов, и дети, и внуки, и племянники, то есть практически весь род. Какие-то знания передавались из поколения в поколение. Мы знаем такие купеческие династии, которые существовали в дореволюционной России и очень успешно развивались. И Россия очень быстро набирала обороты в своем развитии.

Возможно ли вернуться к такой модели?

– Мне бы очень этого хотелось. Наверное, потому этот конкурс и организовывают, чтобы рассказывать об этом нашим детям и ориентировать их на то, чтобы предпринимательство было социально ответственным. Понятно, что все мы платим налоги, но этого недостаточно. Нужно, чтобы в голове у каждого предпринимателя был ориентир и на конечного потребителя, и на тех, за кого он несет ответственность, когда создает рабочие места.

Да, я согласна, что есть масса совершенно противоположных примеров, но я не хочу сейчас об этом говорить, мы все с этим живем и об этом знаем. Я думаю, проблема была и после революции, и в 90-е годы, когда был развал и хаос. Но в наше время, когда стремительно развивается интернет, многие следят за репутацией. Рейтинг компании, отзывы клиентов – все это моментально отслеживается из любой точки мира. Поэтому сейчас предприниматели стали больше задумываться о том, чтобы быть социально ответственными.

А как это можно преподнести детям? Вы говорите, что у вас конкурс. Там проходят какие-то лекции, встречи с предпринимателями? Как разбить стереотип, присущий особенно верующим людям, что ты либо честный человек, либо зарабатываешь деньги? Как его преодолеть? И можно ли это сделать, работая с детьми? Ведь они – наше будущее.

– Конечно. И мы стараемся делать это и в рамках конкурса. У нас намечен образовательный проект в рамках конкурса, будут лекции офлайн, но также они будут доступны бесплатно и online. Также мы будем организовывать встречи с предпринимателями, которые поделятся своим опытом, расскажут о том, как они смогли добиться успехов, о своей деятельности, о том, чем они занимаются. Также проводятся ярмарки (не только православные, хотя, кстати, сейчас и православных ярмарок много).

Например, недавно мы участвовали в ярмарке Kids Business; она была направлена на развитие предпринимательских способностей у детей. Я говорю «мы», имея в виду, что у нас есть творческая студия «ИзоДетки» на Васильевском острове в «Палате ремесел», где мы учим детей рисовать. Кроме этого, мы хотим заложить в детей осознание того, что их труд может быть значимым, полезным и может быть не только оценен, но и нести какую-то пользу. С одной стороны, дети рисуют для себя, учатся каким-то навыкам; с другой стороны, они уже начинают задумываться, как рисовать так, чтобы это понравилось конечному потребителю. Пусть для начала это будет мама. Но если, допустим, дети захотят продать свои картины, попробовать себя в роли предпринимателя, то они должны задумываться о том, как рисовать картину так, чтобы ее захотели приобрести. То есть закладывается клиентоориентированность.

А как соблюдать баланс между самовыражением, собственным представлением о прекрасном и клиентоориентированностью? Вы как-то это объясняете детям, чтобы у них не было соблазна быть нацеленным исключительно на потребителя, а все-таки делать то, к чему призвал Господь, то есть реализовывать свой талант? Ведь это очень трудно – найти золотую середину.

– Мне кажется, это нужно хорошо разделять. Когда что-то делаешь для продажи, вкладываешь в это свою душу, свой талант. Но чтобы развить свой талант, позволяешь себе рисовать именно то, что чувствуешь, что хочешь в моменте передать людям. И это, скорее всего, будут работы для музеев, потому что вряд ли такие картины будут востребованы большинством людей. Тем не менее написание таких картин (либо создание любого другого продукта) позволит развить свои внутренние способности, таланты, понять себя.

Кстати, у нас в студии живописи раз в месяц проводятся арт-терапевтические занятия, не нацеленные на конечный продукт. На таких занятиях дети могут рисовать все, что хотят, любыми красками, любыми материалами. Для меня важно понять, что у ребенка внутри, о чем он думает, переживает, какие у него страхи. Потом на основе этих рисунков я провожу анализ и довожу до родителей какую-то важную информацию, на что им обратить внимание, какие качества в ребенке развить. Это может быть даже с элементами профориентации. Например, я говорю детям: «Давайте будем рисовать себя в будущем, добившимися каких-то высот в своих талантах». Дети очень легко справляются с этим заданием, а потом я комментирую что-то родителям.

Наталья, Вы долгое время руководили воскресной школой, поэтому хорошо знаете, как говорить с детьми о вере. Когда соприкасаются тема предпринимательства и вера, наверняка приходится находить какие-то особенные слова для родителей и детей, чтобы объяснить, что предприниматель не есть зло, что есть и другие примеры. Мало того, нет ничего плохого в том, что ребенок мечтает стать предпринимателем. Наоборот, ему можно помочь реализоваться, но сделать это грамотно, чтобы его дело было построено на тех принципах, которые Вы уже озвучивали. То есть всегда помнить о тех, кто вместе с тобой делает это дело. Скажите, пожалуйста, какие примеры, какие слова можно привести детям, чтобы преодолеть эти барьеры?

– Я стараюсь обратиться к истории. Ведь в нашей истории масса людей, с которых можно брать пример. Один из самых ярких примеров – Серафим Вырицкий. Он был очень успешным, пожалуй, самым богатым купцом в дореволюционной России. Потом, как мы знаем, он раздал все свое имущество нуждающимся и ушел в монашество. Это очень интересный пример. Я изучала житие Серафима Вырицкого. Этот удивительный человек смог совместить в себе все – и любовь к Родине, и веру. Ведь он не бросил страну во время революции, не уехал. У него было много возможностей перевезти все свое имущество за границу, но он этого не сделал. Он рисковал жизнью, его могли расстрелять так же, как и сотни других купцов. Но Господь миловал, он остался в живых, потому что был нужен. Он просиял как святой, как подвижник. Хотя его сына все-таки расстреляли. Серафим Вырицкий – пожалуй, самый яркий пример, на который стоит ориентироваться, у него есть чему поучиться. Насколько я знаю, у Серафима Вырицкого был свой магазин в Гостином дворе...

Да, он мехами торговал.

– Его называли меховым королем. Он продавал меховые изделия даже царской семье, Романовым. В нашей истории всегда были люди, у которых есть чему поучиться.

В Союзе православных предпринимателей есть нацеленность на детей. Я сама была членом конкурса, который проводил Союз православных предпринимателей Санкт-Петербурга среди студентов и школьников. Они снимали видеоролики о значимых местах нашего города, которые появились благодаря предпринимателям своего времени. Ролики были талантливые, условия для их создания, видимо, были хорошими. То есть Союз предпринимателей позаботился о том, чтобы и участники были талантливыми, и работы были талантливыми; в общем, чтобы мостик между молодежью и Союзом православных предпринимателей был выстроен. Это лишь одно событие, с которым я соприкоснулась. Я думаю, таких событий много. Значит, все-таки нацеленность на молодое поколение у Союза православных предпринимателей есть. Есть ли среди них люди, готовые встречаться с молодежью, встречаться с детьми и настраивать их на правильное предпринимательство?

– Конечно, есть. Хочу сказать, что практически все члены Союза занимаются благотворительностью. Это не то чтобы обязательное условие, но по-другому не получается. У нас есть члены Союза, отвечаюющие за тюремное направление. Есть члены Союза, которые читают лекции в институтах; есть те, что ходят с лекциями в школы. У нас созданы обучающие видеоролики, они находятся в открытом доступе, их можно найти в интернете. Есть предприниматели, которые создают какие-то раскраски и дарят их либо продают за небольшие деньги. Они нацелены и на патриотизм, и на обучение детей истории. Нацеленность на то, что, если ты предприниматель, то несешь социальную ответственность. Это очень важно. Пожалуй, это даже один из важнейших критериев. Чтобы вступить в Союз православных предпринимателей, нужно быть прихожанином какого-то храма и при этом заниматься благотворительностью.

Вы уже упомянули ярмарки, и вы их устраиваете с участием детей, где они продают свои работы. К таким событиям в православной среде неоднозначное отношение. Если это чисто благотворительный проект, тогда понятно. Но правильно ли, что мы учим детей зарабатывать деньги? Мне кажется, ничего плохого в этом нет, если это правильно преподнесено. Дети могут попробовать свои силы, могут понять, что то, что они делают, годится не только в подарок маме, но и может быть оценено кем-то еще. По-моему, это здорово. Но как подготовить родителей и детей, чтобы они правильно подошли к этому, чтобы это не стало способом заработать на одноклассниках? Например, у нас в школе был мальчик, который продавал фантики, был таким бизнесменом. Не знаю, как сложилась его судьба, наверное, у него все хорошо. Он был очень предприимчивым, умел реагировать на спрос (и тогда товар повышался в цене), умел оценить, что и за сколько нужно продать. Но почему-то это не вызывало у одноклассников уважения, несмотря на то что его товары, скажем так, покупали. Как сделать так, чтобы образ предпринимателя был уважаемым, чтобы ребенок не стыдился, что он может продать сделанное своими руками, и при этом думал о какой-то ответственности и делал так, чтобы это было безукоризненно с точки зрения морали, этики и православного вероучения?

– Я хочу ответить на этот вопрос немножко с другой стороны. Я уже больше пяти лет занимаюсь благотворительностью. Вы, наверное, помните, что у нас есть летний реабилитационный лагерь в деревне Раздолье для семей с детьми-инвалидами. Этот лагерь мы создавали вместе с отцом Борисом. Я исходила из своих потребностей, поскольку у меня тоже был ребенок с особенностями, и нужно было что-то делать, чтобы девочка социализировалась, получала какую-то помощь, навыки ведения хозяйства и так далее. Сначала мы очень активно взялись за это, получали президентские гранты, гранты фонда «Православная инициатива». Нам помогали друзья. Но со временем я поняла, что одних грантов мало, потому что и педагогам нужно платить зарплату, и бухгалтеру ежемесячно платить зарплату, платить налоги. Если хочешь, чтобы это была не разовая акция, а что-то постоянное, стабильное, то должна быть система. Все это требует постоянных финансовых вложений.

И я задумалась о предпринимательстве. Ведь надо где-то брать деньги, невозможно же все время просить. Тогда я решила, что мы будем производить изделия из керамики, которые можно будет продавать. И это конечный результат нашего педагогического труда. На самом деле проделана очень большая работа, чтобы детки с особенностями развития (обращаю внимание, что это не нормотипичные дети, а дети с аутизмом, синдромом Дауна, умственной отсталостью) в сопровождении волонтеров могли сделать какой-то конечный продукт, который бы еще и пользовался спросом. Это очень большая работа!

Так вот, мы решили продавать керамику, чтобы иметь хоть какую-то финансовую подпитку. И я столкнулась с тем, что нужно изучить секреты предпринимательства: маркетинг, клиентоориентированность. Я поняла, что без этих предпринимательских навыков я не смогу заниматься благотворительностью. Я уже говорила, что как благотворительность в какой-то степени предпринимательство (нужно обладать предпринимательским мышлением), так и предпринимательство рано или поздно выльется в благотворительность. Потому что невозможно все время зарабатывать и зарабатывать. Если хотите, чтобы у вашей фирмы была хорошая репутация, рано или поздно вы все равно начнете чем-то подобным заниматься.

В идеальном варианте – точно. Те стереотипы, которые я сегодня озвучивала, я не разделяю, но они не на пустом месте возникли. Так вот, мне кажется, чтобы эти стереотипы были преодолены обществом, предприниматели должны сделать свой шаг по направлению к обществу. Мне кажется, эта встреча может произойти, и это будет взаимовыгодное дело. Хорошо бы дойти до того варианта, о котором Вы говорили раньше, когда купцы строили школы, открывали больницы... И это было не только для того, чтобы сохранить свою репутацию, но и для того, чтобы спасти свою душу. Как Вы думаете?

– Я думаю, это действительно взаимосвязано. Если мы говорим о патриотизме, то, конечно, хочется видеть, чтобы деревня (или город), где ты жил, тоже процветала. Потому что в этой деревне (или городе) живут твои друзья, твои родители. И хочется, чтобы твои друзья тоже были успешными и у твоих родителей, твоих учителей, наставников все было хорошо. Начинаешь думать не только о себе, но и о тех людях, которые рядом с тобой.

Я знаю истории современных предпринимателей, которые, добившись большого успеха в Санкт-Петербурге, Москве или еще где-то, потом возвращались в свои города и строили там детские площадки, спортивные площадки, парки. И они это делали от души, потому что им хотелось сделать что-то хорошее для того места, где они родились и выросли.

Если взглянуть на это с православной точки зрения, с точки зрения христианского мироощущения, тут тоже есть ответ. Таланты бывают разными. Можно быть не только художником или поэтом. Может быть и предпринимательский талант; реализуя его и одновременно служа Богу, можно прийти к тем идеальным, немного утопическим, на мой взгляд, картинам, которые Вы сегодня нарисовали, но которые, в общем-то, достаточно близко, надо только двигаться в этом направлении.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс