Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда мы смотрим телевизор, нас больше всего интересуют новости: тот-то поступил вот так, а тот-то – так, политики что-то сделали, и мы думаем: «А я бы поступил иначе! А вот я бы сделал вот так и так». Получается интересная вещь. Мы думаем о мире, о проблемах всего мира и размышляем об этом как эксперты. Но сами в этот момент мы сидим на диване и не то что не можем что-то сделать, а только про себя думаем: «Вот если бы я был большим начальником, я бы все изменил». Теория о том, что мир могут изменить только очень богатые и влиятельные люди, чрезвычайно популярна в обществе. Может ли обычный человек изменить мир?
– Это очень глубокий и очень неоднозначно трактуемый вопрос. Действительно, на поверхности лежит идея о том, что надо обладать определенной властью и тогда что-то можно сдвинуть. Многие именно этим вдохновляются, когда идут в политику, полагая, что именно политики влияют на мир. Очень интересны по этому поводу рассуждения о роли личности в истории Льва Николаевича Толстого в романе «Война и мир». Но мне в этом смысле ближе по духу герой Достоевского из «Братьев Карамазовых» Иван, который сказал, что очень легко любить человечество, любить именно человечество, но странное дело: чем больше я люблю человечество, чем меньше я нахожу в себе способности любить отдельного человека.
Вот эта страсть – мыслить планетарными, вселенскими масштабами: «Если бы у меня…, я бы тут точно сделал…» – отвлекает от главного. А главное, если совсем в точечку свести, просто филигранно сформулировано преподобным Серафимом Саровским: «Спаси сам себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот это, мне кажется, надо взять за отправную точку. Получается, чтобы изменить мир, нужно изменить ту единственную часть мира, которая тебе подвластна.
Вопрос телезрителя из Гатчины: «Если начать с семьи и просто попросить прощения у своих родителей, а родителям, как бы тяжело им ни было, простить своих детей, у каждого попросить прощения, искренне попросить прощения у Господа, неужели мир не изменится к лучшему?»
– Конечно! Это как раз то самое, к чему я хотел подвести, и Вы меня немножко упредили. Дело в том, что если поверхностно подойти к фразе преподобного Серафима Саровского, то может возникнуть недоумение: как это «спасись сам»? Получается, ты все остальное отодвигаешь на задний план и занимаешься только самоспасением. А как же остальные? Но здесь как раз и кроется такая тонкость, что спасти самого себя можно только, изменив самого себя. Соответственно, та единица, та единственная часть этого мира, на которую я действительно могу повлиять, – это я сам.
Даже если изменюсь только я сам, а все остальное гипотетически останется неизменным, то это уже будет микроскопическое, но изменение мира. Но правда заключается в том, что, когда изменяюсь я, непостижимым образом вокруг меня тоже начинает все меняться. Объяснения этому находятся разные. Например, подобное притягивает подобное. Человек становится добрее, и к нему начинают тянуться более добрые люди. Еще одно объяснение: добро от того, кто пытается в себе его возгреть, или себя ему посвятить, мистическим образом распространяется на других.
Мне кажется, механизм здесь не имеет никакого значения. Здесь важен факт того, что для того, чтобы изменить мир, нужно начать меняться самому. Вот это то единственное, что мы можем сделать для того, чтобы реально этот мир изменился. Вот теперь самое главное и самое, наверное, непростое во всем этом: а как измениться самому? Это так легко сказать: «Давайте совершенствоваться! Давайте будем добрее! Давайте будем любить друг друга!» А это, оказывается, самое сложное.
Как священнослужитель Русской Православной Церкви я могу сказать, что в нашей Церкви есть два таинства: Причастия и Исповеди, которые иногда соединяются вместе, а где-то таинство Причастия отделяется от таинства Исповеди. Но так или иначе, если что-то происходит нехорошее в мире, будь то семья или коллектив, будь то что-то такое, что происходит на большей периферии, начать надо с покаяния. Это то самое главное, что я могу сделать, чтобы мир изменился.
Звучит парадоксально, но опыт поколений, опыт святых показывает, что это именно так. Праведный праотец Авраам вопрошал у Бога, который направлялся в Содом, чтобы попалить город: «Не будешь ли Ты разрушать город, если найдется 50 праведников, 40, 30, 10?» Это означает, что даже в самом греховном месте все держится на праведниках. Может быть, их пример единичен. Может быть, он не так заразителен для окружающих. Над ними могут смеяться. Но правда остается правдой: все держится на них.
Поэтому, когда начинаешь делать что-то хорошее в пределах своих возможностей и понимаешь, что ты в общем ничего не добиваешься, что мир как лежал во зле, так и лежит, пусть это не обескураживает, не сбивает с толку. Потому что изменения происходят. Просто они происходят не так очевидно, как хотелось бы. Но тут тоже есть премудрость Божия. Потому что, если бы сразу было видно, что вот я сделал что-то хорошее, и все сразу стало хорошо, как тут удержаться от тщеславия, что какой я молодец, смотрите, я тут одним мановением руки сделал сразу всех счастливыми.
Для нас самый главный пример – Господь Иисус Христос. Уж Он обладал такими полномочиями, такой властью, такой силой, но ведь не принимали Его, ругались на Него и в конце концов убили. Хотя, казалось бы, вот кто может изменить мир. Но Он Своей кротостью, Своим смирением, Своей деликатностью показал, что не надо вмешиваться, не надо пытаться менять других, – меняйся сам.
Мы как-то говорили о том, что мир можно изменить, если сделать простые вещи, – убрать мусор или камни, перегораживающие ручей. Мне нравится, что есть волонтеры, выполняющие свою работу не по принципу, какой я молодец, а просто потому, что есть желание помочь людям. Это ведь тоже меняет мир, в том числе тех людей, о ком мы заботимся. В этом случае мы тогда все-таки способны на поступки, которые могут поменять мир?
– Да. Мне кажется, при всей неочевидности того, что вот такими маленькими, незаметными делами мы что-то по-настоящему меняем, изменения действительно происходят. Тут самое главное – не искать видимых результатов. Мой пастырский опыт показывает, что в большинстве случаев люди, которые берутся бескорыстно делать что-то полезное, на первых порах встречают непонимание и даже проходят через стадию отчаяния, когда им кажется, что то, что они делают, никому не нужно. У того же Достоевского в «Записках из мертвого дома» есть замечательная мысль о том, что уничтожить человека просто: для этого достаточно доказать ему, что то, что он делает, никому не нужно. Время от времени, может, враг рода человеческого, может, Господь попускает такое, чтобы человек не превознесся. Потому что очень часто, не скажу, что в подавляющем большинстве случаев, но очень часто люди, которые по-настоящему делают что-то очень хорошее и доброе, проходят через стадию вот такого отчаяния, когда кажется, что все, что они делают, никому не нужно.
Но вдруг пришедший откуда-то из прошлого человек говорит: «Знаете, как Вы повлияли на мой мир в свое время одним только словом?», или какое-либо событие показывает, что нет, все не зря! Я сам, к сожалению или к счастью, в своей пастырской деятельности тоже с таким сталкиваюсь, когда ты утыкаешься в ощущение собственной ненужности. Бывает такое. Казалось бы, люди приходят и вопросы задают. Но вот начинаются одни и те же вопросы. Ты вроде как все это разъяснил, но все равно приходят и спрашивают, куда ставить свечки, и не хотят слушать. В таких случаях думаешь: «Зачем я все это делаю?» Но вдруг приходит человек и говорит: «А помните, мы с Вами разговаривали? Этот разговор изменил мою жизнь». Вот тут ты понимаешь, что все не зря.
Здесь самое важное – не ждать результата, не ждать того, что вот я сейчас произведу какой-то такой сдвиг, который сразу всем станет очевиден. Именно поэтому, наверное, мы уповаем на политиков. Ведь их деятельность видна. Политик что-то сделал, и сразу всем стало хорошо или, наоборот, плохо. Сразу понятно, что это плохой политик. Его надо поменять, и все сразу станет хорошо. Ничего подобного!
Очень показателен пример времен Спасителя: казалось бы, правители были, что называется, клейма негде ставить, тем не менее Господь ни слова не сказал ни про общественный строй, ни про то, каким должен быть начальник. Он говорил о том, что меняться нужно самому человеку. Причем каждый должен сам для себя принять это решение. И вот это изменение себя потихонечку может привести к изменению мира.
Понятно, что мы не можем повлиять на то, чтобы кто-то вокруг нас менялся. Хотя так хочется! Скажем, в книге «В помощь кающимся» перечисляются грехи. Человек читает и думает: «Прямо узнаю своего соседа. А вот это – копия моя свекровь (или теща)». И тяжелее всего увидеть в этом самого себя. Поэтому желание восстановить справедливость вокруг себя путем изменения того, кто рядом (это касается и семейной жизни, и трудового коллектива, и других сфер), как правило, терпит крах. У каждого же свое понимание справедливости, свой взгляд на вещи, свои ценности, которые можно очень легко задеть случайным образом, и человек просто сломается.
К сожалению, часто кажется, что ты восстанавливаешь справедливость, что справедливо с кем-то поругался, но потом оказывается, что ты не до конца рассмотрел ситуацию, не учел какое-то обстоятельство, и то, что ты сделал, несправедливо. И бывает стыдно. Поэтому надо всякий раз себя одергивать и не пытаться менять людей вокруг себя в надежде, что тем самым восстановишь коммунизм в отдельно взятой стране. Вот это мне кажется очень важным.
Есть такой термин «заочное осуждение». Это когда мы смотрим новости и говорим, что тот-то правитель в Америке поступает так-то и так-то. Это заочное осуждение. То есть мы не размышляем о путях Господних, а, получается, осуждаем. Возникает еще один вопрос. На Исповеди мы говорим: «Имею волю каятися». То есть имею желание исправить свои грехи, распроститься с ними, преодолеть, победить их. Ведь Исповедь, если она искренняя, действительно может что-то в нас поменять. Вы говорите, что люди считают, что они каются в одном и том же. Мы трудимся, как на поле, выдергивая сорняки. И, может быть, в данном случае что-то все-таки меняется не только внутри нас, но и вообще? Ведь если мы перестаем грешить, то мир становится лучше.
– Да, но здесь очень тонкий момент. Мне часто приходится сталкиваться с тем, что люди, регулярно приходящие на Исповедь, в какой-то момент начинают с горечью констатировать: «Я не меняюсь. Хочу измениться, но не меняюсь, всякий раз исповедуюсь в одном и том же. Что же делать? Я не туда иду или как-то неправильно каюсь?» Не скажу, что я эксперт в покаянии, потому что и священники, которые принимают Исповедь, тоже в свою очередь исповедуются. Все мы учимся тому, что такое настоящее покаяние.
Если порассуждать на эту тему, то настоящее покаяние – не перечисление грехов. Перечисление грехов – это своего рода протокол о намерениях, когда ты понял, в чем должен измениться. Очень важно понять, что мы должны меняться не для того, чтобы стать идеальными, красивыми, безупречными. Дело не в этом, а в том, что человек должен устранить те препятствия, что возникают между ним и Богом. Поэтому, обозначая на Исповеди направление своей деятельности в этом вопросе, человек Богу обещает, что будет стараться это в себе исправить.
Собственно, покаяние начинается не с момента перечисления грехов на Исповеди, а с того момента, когда ты отошел от Исповеди и начал с грехами бороться. Вот это и есть покаяние. Мне доводилось видеть, люди приносили список грехов по состоянию на такое-то число. То есть просто сдают грехи.
У кого-то общая тетрадь, у кого-то листочек. И смысл в том, что человек как бы обнулил все грехи, а потом начинает грешить заново. Но это даже не близко к покаянию. Потому что покаяние – это когда начинаешь с собой бороться.
Я заметил интересную закономерность (это мое наблюдение, я могу ошибаться) – когда человек приходит ко мне на Исповедь и приносит огромный список того, в чем он собирается каяться, я задаю провокационный вопрос: «С чего Вы собираетесь начать в деле исправления себя, согласно Вашему списку?» Обычно говорят: «Не знаю. Это все мои грехи». Тогда я говорю человеку, что, отойдя от Исповеди, он должен держать в уме весь этот список, и постоянно что-то вычеркивать: вот с этим справился, с тем справился. Спрашиваю: «Сможете так сделать?» И он с сомнением отвечает: «Наверное, нет».
Тогда я рассуждаю, может быть, немножко дерзновенно, но по аналогии с тренером в спортивном клубе. Ведь когда кто-то хочет развить мышцы, он же не накачивает сначала одну мышцу, потом другую, потом третью. Грамотный, опытный тренер подсказывает ему, в какой последовательности нужно потихонечку возрастать. Я могу ошибаться, но у меня складывается впечатление, что Господь подчас выступает в роли такого тренера.
Например, человек никогда не завидовал, а тут вдруг его начинает обуревать зависть. Он приходит в храм совершенно ошарашенный и говорит, что никогда в жизни за собой такого не замечал. Тогда я ему говорю: «Наверное, это в Вас сидело, но до поры до времени Господь не открывал Вам эту часть Вашей души, потому что Вы еще не были к этому готовы. Потому что было что-то более актуальное: например, раздражительность, пьянство, с чем надо было бороться в первую очередь. Потом, когда Вы более или менее привели это в норму, Господь показал, что теперь нужно обратить внимание и на эту часть души, что здесь тоже дырочка, которую нужно залатать». Через какое-то время зависть проходит, и человек думает: «Неужели я исцелился?» Нет, подожди. Просто Господь показывает: здесь пока хватит, теперь обрати внимание вот на это.
Вот такое мое практическое наблюдение. Мне кажется, что, когда появляются внезапно страсти, о которых ты даже не подозревал, или они у тебя были, но тебе казалось, что ты их давно поборол, тем самым Господь премудро показывает, как нужно бороться с собой. Это и есть то самое изменение, что каждый может внести в свою душу и тем самым изменить мир.
Через какое-то время можно оглянуться назад и заметить (только аккуратно, чтобы не возгордиться), что еще полгода назад при встрече с этим человеком ты бы вспылил, а теперь благодушно к нему относишься, и нет в тебе ни раздражительности, ни зависти. Что-то произошло, причем произошло как-то незаметно, и ты стал немножко другим.
Оценивать себя, конечно, дело неблагодарное, потому что всегда хочется, чтобы сразу был очевидный результат. Нет, так не будет. Это работа кропотливая, долгая, но это стоит того, чтобы тратить на нее время. И вот тогда происходит маленькое, постепенное изменение мира, вокруг тебя потихонечку становится светлее. Мне так кажется. На самом деле я просто делюсь впечатлениями от общения с людьми.
Продолжим наш разговор о том, способен ли один человек изменить мир. В революционное время, когда были массовые гонения на Церковь, люди объединились для защиты Церкви. Есть такое выражение «едиными устами»: то есть много людей вместе, как один, славят Господа. Нам, конечно, очень хочется, чтобы рядом были люди, которые помогали бы нам изменяться. Мы вместе молимся на Литургии; есть молитвы по соглашению. В этом случае мы можем сказать, что много людей могут стать как один человек, и этот человек сможет изменить мир?
– Сразу вспоминается Маяковский:
А если
в партию
сгрудились малые –
сдайся, враг,
замри
и ляг!
Мы, по слову апостола, – члены Тела Христова. Каждый из нас – клеточка организма. И каждая клеточка имеет свою функцию, играет свою роль. Если болит рука, то болит весь организм. Каждый важен. Мне очень нравится фраза (не помню, где я ее вычитал), что Бог любит каждого больше всех. В этом смысле каждый человек Церкви Христовой бесконечно важен для Бога. Соответственно, мы составляем единое целое.
Я не берусь говорить о молитве по соглашению, я достаточно осторожно к ней отношусь после того, как ее немножко дискредитировали в Болгаре, еще где-то. Было заявлено, что это гарантированный результат, а это не очень хорошо. Но если мы имеем в виду, что люди молятся вместе (где двое или трое собраны во имя Мое…), то это уже такое объединение, которое предполагает, что ты не один, что Господь среди нас, что мы действительно выступаем единым целым.
Мне очень нравятся слова (по-моему, это сказал Антоний Сурожский), что самый главный для тебя человек – тот, с кем ты разговариваешь прямо сейчас. Поэтому, когда мы ждем, чтобы кто-то нам помог, Господь посылает человека, который нам что-то подсказывает, или который нас раздражает, например. Это же тоже Господь посылает. Для чего дается тот, кто тебя раздражает? Потому что это такой тренажер для смирения, например. Научись общаться с ним, не теряя мирности, а потом сможешь поблагодарить его за то, что он помог тебе в таком замечательном деле, чтобы ты стал лучше.
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.