Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1278) → Игумен Филарет (Пряшников): Правильная вера

Игумен Филарет (Пряшников): Правильная вера

№45 (1278) / 1 декабря ‘24

Беседы с батюшкой

Тема сложная, и очень бы хотелось разобраться в ней. Дорогой отец Филарет, когда мы говорим о правильной вере, здесь возникают два аспекта. Во-первых, хотелось бы говорить о действительно правильной вере. С другой стороны, мы часто сталкиваемся с тем, что правильная вера оказывается иногда более подверженной обрядоверию, нежели некая неправильная вера. И еще одна проблема: правильная вера, или Православная вера ─ это та вера, что подвергалась всяческим гонениям, да и сейчас иногда гонения есть, но при этом мы все равно не отходим от нее. Так что же такое правильная вера?

─ Апостол Павел говорил, что вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Действительно, в нашей религиозной практике мы с этими моментами осуществления ожидаемого встречаемся. Я всегда привожу такой пример: к засохшему источнику никогда не ходят. А мы наблюдаем, как огромное количество людей посещают святые места, обращаются к святым угодникам Божиим, почитают образы Пресвятой Богородицы, и зачастую видишь, как к этим святыням выстраиваются очереди, чтобы соприкоснуться с тем драгоценным, что есть в жизни верующего. Осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Удивительно: мы не видим тот мир, не можем доказать научным языком присутствие души, но уверены в том, что и будущая жизнь существует, и душа наша бессмертна. И недаром накануне каждого воскресного дня, когда поется «Воскресение Христово видевше», мы исполняем это песнопение так, как будто мы – друзья апостолов, как будто мы – сами апостолы и видим Христа воочию, хотя нас разделяет уже не одно тысячелетие.

Правильная вера – это осознание того, что ты находишься, если можно так сказать, на одной волне с Богом, что ты правильно Его понимаешь, что ты правильно Его слышишь. А Господь, несомненно, слышит всех людей, это такой передатчик. Самое главное, чтобы наш приемник духовной жизни был правильно настроен.

Хочу вспомнить очень сложные времена, начиная с IV по VIII век в истории христианской Церкви, это был период Вселенских Соборов. Почему святые отцы так упорно доказывали, что правильно верить необходимо? Потому, что появлялись различные религиозные, философские направления, гностические системы, искажавшие правильное понимание бытия Бога, бытия человека. Поэтому собирали Вселенские Соборы, поэтому вырабатывались догматы, правила, которыми мы сегодня пользуемся.

Я бы сказал так: с одной стороны, правильная вера – это правильная формула, правильное понимание того, Кто такой Господь, что такое спасение человеческого рода, как Бог относится к миру. Как апостол Павел говорил, мы должны всегда давать правильный ответ вопрошающим о нашей вере. Почему мы учимся, почему читаем книги? Конечно, вера от слышания, от прочтения и, я бы сказал, от изучения тех основ христианства, которые очень нам необходимы. Это одна сторона.

А вторая сторона веры ─ это же всегда доверие. То есть правильная вера равно доверию Богу. Несмотря на то, что тебя окружает и что ты будешь переживать в своей жизни, ты всегда должен понимать, что находишься в ореоле заботы Бога о тебе. Вот это очень важно.

Вопрос от Владимира из Курска: «Существуют ли какие-то ограничения на проповедь священника? Ведь батюшка в своей проповеди может толковать Евангелие по святым отцам, а может немножко от себя. Я в своей жизни слышал, что, допустим, умножение хлебов ─ это никакое не чудо было, а просто евреи взяли и поделились. Или если рука твоя тебя соблазняет, глаз, или нога, то можно их просто физически удалить, даже до этого доходило».

− Очень хороший вопрос, злободневный, потому что, действительно, Священное Писание зачастую нельзя понимать буквально. И по поводу цитат, типа выткни глаз, отруби себе руку, – это же все иносказания. Для того, чтобы мы, не только священнослужители, но и обычные верующие люди, правильно понимали, истолковывали Священное Писание, необходимо открывать толкования блаженного Августина, Василия Великого, Иоанна Златоуста.

Нужно открывать и читать. Конечно, каждый священнослужитель должен иметь академическое образование, чтобы не делать таких ляпов. Помните, притча есть о блудном сыне, который ушел далеко-далеко и питался рожцами? И вот батюшка выходит на амвон и говорит, что этот блудный сын ел рожки, больше ему ничего не давали. То есть вроде смешно, а, с другой стороны, академическое образование, которое обязан получать любой священнослужитель, дает знания, помогает правильно их растолковать, правильно рассказать. И, безусловно, перед службой, в субботу вечером, батюшки открывают места, где дается правильное толкование того Евангельского отрывка, который завтра будет читаться на Божественной литургии. Это обязанность пастырей – правильно проповедовать Слово Божие, чтобы укреплялась правильная вера, чтобы не было суеверий, сказок. Как апостол Павел интересно говорил: «Негодных же и бабьих басен отвращайся». Неспроста же он говорил.

А, с другой стороны, думаю, нужно немножко снисходительнее относиться, если что-то батюшка сказал не так, или использовал не тот падеж. Не нужно сразу ругать его и говорить, какой он, прости Господи, неграмотный. Я думаю, каждый может ошибиться, и я ошибаюсь, смотрю записи нашего телеканала и иногда думаю: «Ай, ну что ж ты тут так неправильно сказал?» Ты ошибки свои видишь, но они возникают не потому, что ты хочешь специально что-то исказить, или как-то испортить, а это бывают просто оговорки.

Так что, с одной стороны, батюшки должны понимать, что они говорят и как говорят. А, с другой стороны, нам нужно быть снисходительнее.

Я практически четыре года отслужил в Александро-Невской лавре, пока не попал в Староладожский Никольский монастырь. А в Санкт-Петербурге очень много людей грамотных, которые ходят в храмы, имеют кандидатские, докторские степени, и там ты уже просто так не отвертишься от серьезных вопросов, не скажешь: «Молись, постись, и Бог тебе откроет...». Нет! Поэтому я говорю, что образование в жизни как священника, так и религиозное образование простых людей дает нам понимание правильности нашего упования, правильности нашей веры. Потому что какие-то моменты мы порой забываем, часто они как-то замазываются, замыливаются.

Открывать толкование на Священное Писание – это самое важное. Священное Писание – вообще центр нашей жизни, поэтому здесь обязанность и священнослужителей, и простых людей, мирян, поучаться Священному Писанию и толковать его по святым отцам.

Мы часто слышим такое утверждение: это очень правильный человек, он все делает правильно, он молодец, он такой хороший. У меня вопрос здесь возникает: неужели абсолютная уверенность в своей собственной правоте приводит нас к правильному ощущению жизни?

– Может ли человек ошибаться, принимая какую-то истину за полнейший авторитет? Что касается религиозных истин, их нельзя, во-первых, толковать по-своему, как говорят, от ветра головы своей, а, с другой стороны, они как железные ограждения, которые не дают нам съехать в ересь или совершенно неприемлемое отношение или мышление о тех или иных моментах церковной практики. Может ли человек ошибаться? Человек ошибаться может, но есть ли в нем твердыня истины, как он сказал, так и определять? Я думаю, что о полнейшей человеческой истине, истине в наивысшей степени, нельзя говорить, потому что со временем мы меняемся, взрослеем, начинаем по-другому смотреть на какие-то поступки, вещи и прочее. Философы говорили раньше, что человек – символ мира. Я думаю, в христианстве немножко по-другому. Здесь всегда есть место определенной Евангельской истины, где действует Бог. Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они с вами поступали. Это самое важное.

Вопрос от Юлии из Москвы: «В последнее время вижу, что некоторые православные люди, даже священники, не могут противостоять искушениям. Я делаю вывод, что духовная жизнь, Причастие и правильная вера не дают гарантию, что ты не пойдешь еще ниже. И мне от этого очень страшно. Хочется каких-то гарантий. Неужели их нет?»

– Гарантия, конечно, есть. А знаете, в чем она заключается? В том, что Господь очень вас любит. И в какие бы прегрешения человек ни впадал, не существует греха, который бы превозмог Божие милосердие. Бог любит нас. Мы не оправдываем грех. Потому что он есть в нашей природе. Наша задача – бороться с искушениями, пороками и грехами. Даже если что-то не получается сегодня, оно получится завтра. Только надо стараться идти к этому, ставить перед собой задачу избегать тех вещей, которые подталкивают вас ко греху. Надежда есть. Это Христос, это вера в Бога. Другой надежды нет под небом. Что, я сам освобожусь? Сам стану сейчас вот таким и буду, так сказать, по водам ходить? Это огромный обман и самообольщение. Нет, без Бога мы очень слабые существа. Но это не оправдывает наши грехи. Я слабый, поврежденный, что мне бороться? Буду вот так, средне? Нет.

И священнослужители, и простые люди, которые посещают храм, стараются выполнять все, но мы не ставим себе цель стать святыми, хотя это наша задача, а хотим хотя бы спастись. Мы призваны к святости. Да, есть ошибки, есть наши грехи. Но давайте вспомним Голгофу. Кого Господь простил? Разбойника. Он что, постился, молился, крестился? Он даже не был крещен. Но Господь в одну минуту сказал, что он сегодня будет с Ним в раю.

Не надо большого ума упасть, большой ум нужен, чтобы встать и не лежать. Потому что лежачего очень легко добить. Уныние, отчаяние. «Зачем мне это надо? Да вообще не пойду. Какой этот смысл? Какой мне смысл исповедоваться, причащаться, когда я не могу от этого отказаться, в чем я грешна или грешен?» И прочее. Друзья мои, нужно внутренняя желание, желание спасения. И не только спасения, а преображения. Правильно вы сказали, Причастие и Исповедь, это все вам в помощь. Все Господь дал для того, чтобы мы до конца не погибли. Поэтому ни в коем случае не отчаиваться, а если согрешили – на покаяние. Опять не получилось? Каемся и плачем, и просим у Бога прощения. Другого пути, другой надежды у нас с вами нет. И Бог обязательно вам поможет, понимаете? Не сегодня, но обязательно поможет. Главное, чтобы были наша уверенность, желание... Потому что Бог не спасает меня без меня. Если я не хочу, если не прилагаю никаких усилий, то ничего не получится. В этом и есть правильная вера. Мы воспринимаем Бога как карателя, но нет, Бог есть любовь, как сказано в Священном Писании. Когда мы не читаем эти строки, мы очень многое теряем. Правильная вера действительно становится такой вот не очень правильной.

Недавно мы были в Царском Селе, в Екатерининском храме, взорванном в 1939-м и восстановленном в 2010 году. Там были найдены мощи священномученика Иоанна Кочурова. И я подумал о том, что отец Иоанн, служивший в Чикаго, мог остаться в Америке и прожить до 100 лет. Но он вернулся в Россию и стал священномучеником. Мне иногда кажется, что правильная вера может быть очень разной. Она может быть такой, какая была у священномученика Иоанна Кочурова, а может быть такая, когда человек лениво приходит на богослужение один раз в год. Но и этот человек называется православным, и Иоанн Кочуров тоже православный, но православный до смерти. У каждого может быть свое ощущение правильной веры. А существуют ли какие-то критерии правильной Православной веры?

– Безусловно, они есть. Здесь сразу приходят на память слова апостола: вера без дела мертва. А знаете, кто самый верующий? Дьявол.

Он знает, что Христос есть.

– Да, но вопрос-то в другом. Мы с вами принадлежим Христу. Он учит нас творить добро и говорит, что наши ближние должны быть нами облагодетельствованы. И мы просим простить нам наши долги, но, к сожалению, мы должники Господа, потому что не выполняем заповеданного Им.

Правильная вера всегда идет рядом с благими, хорошими делами нашей веры. А какие это дела? Помочь обездоленному, защитить обижаемого, причем иногда ценой своей репутации и даже жизни. Мы всегда говорим, что в нашей христианской религии высочайшее положение занимает жертва, потому что Бог принес Себя в жертву за спасение людей. Он и от нас ждет этой жертвы – чтобы мы отдавали часть жизни кому-то, ради кого-то. Это и есть дела нашей веры – помочь человеку, обогреть, поддержать его, разделить с ним скорбь и радость.

Это и есть любовь.

– Да. И не завидовать, не обижаться, никого не обижать. Конечно, это наивысшие точки, и мы становимся должниками Богу, потому что не достигаем этих точек.

Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Если человек живет по совести, но он неверующий, может ли он спастись?»

– Недавно я прочитал интересную притчу о том, спасутся ли хорошие, порядочные, добрые люди. В ней говорится, как к одному богатому властелину пришел человек, и они стали рассуждать. Человек спросил у богача: «Скажи, у тебя есть дети?», и тот ответил: «Есть». – «А есть ли у тебя слуги?» –«Да, есть». – «А кто выполняет твои приказания лучше – дети или слуги?» Богач подумал и сказал: «Дети нет, не выполняют. А слугам я заплачу, и они выполнят». Тогда человек спросил: «А когда ты умрешь, кто получит наследство, – слуги или дети?» – «Конечно же, дети».

Вот и мы получаем Царство Божие, как дети Христа, и другого не дано. Я всегда привожу, может быть, грубое сравнение, пусть телезрители меня простят. Мы сейчас сидим на хороших мягких диванчиках. Эти диванчики сотворили столько добрых дел, но в Царство Божие они не пойдут. Понятно, что они неодушевленные и все такое.

Мы приобретаем спасение через Христа. Если человек здесь не хочет быть со Христом, то он не будет с Ним и там. У нас было тяжелое атеистическое время, но люди все равно ехали за тридевять земель, чтобы втайне покрестить своего внука, чтобы раз в год втайне причаститься.

Вот мы говорим о правильной вере, о том, что должно быть наше внутреннее желание быть верующим. А как понимать добро людей, совершенно далеких от Бога, от религии? Как их будет оценивать Господь, какой Он вынесет им удел или положение, я сказать не могу. Понятно, добро в земной жизни никогда не пропадает. Сделал человек много добра – ему поставят памятник, будут писать о нем в газетах, потом напишут в некрологе, каким он был добрым и честным. А с его бессмертной душой, конечно, будут проблемы.

Вера в Бога дает нам преображение. Возможно, у кого-то это преображение случится даже на смертном одре, за несколько секунд до смерти, как у разбойника. Но мы не можем судить.

Помните, я рассказывал об одном случае, как к известному афонскому старцу Паисию Святогорцу как-то пришел плачущий отец. Старец спросил, чего он плачет, и тот ответил: «Отче, у меня горе – сын покончил жизнь самоубийством. Залез на высокое здание, бросился вниз и разбился. Он в аду, и я всю жизнь буду плакать о нем». Старец обнял его, поплакал вместе с ним и сказал: «Знаешь, сколько раз он прокричал: „Господи, прости!ˮ, и пока летел до земли, как в этом раскаивался?» У Бога столько планов, но мы не можем до конца их понять. Вот такая наша христианская религия.

Поступки, совершаемые нами каждый день, могут делиться на правильные и неправильные. Мы понимаем, что поступили неправильно, и совесть иногда нас обличает так сильно, что становится невмоготу. До какой же степени мы можем дойти в этом обличении себя и при этом не прийти в церковь! Но, если мы считаем себя совсем неправильными, неправыми, может быть, это и есть путь к правильной вере?

– Путь к правильной вере сопряжен с двумя направлениями, о них я говорил в начале программы. Прежде всего это, конечно, признание и соблюдение истин, делающих нас христианами, а второе – наши дела, наша борьба, желание исправиться, жить совершенно другой жизнью.

Когда мы крестимся, мы сочетаемся Христу, приносим Ему обеты верности, и Христос ждет от нас обратной связи. Он любит нас и хочет, чтобы и мы Его любили. И когда мы любим Бога, мы неспособны грешить. Нам это неестественно – грешить, обманывать… Духовная жизнь, наука из наук, как ее называли святые отцы, у каждого человека индивидуальна.

Понятно, что есть общие законы, общие правила, по которым мы стараемся жить, но мы приобретаем личный опыт борьбы со страстями, с грехами. Мы можем почитать, как святые отцы боролись со страстями, например, с блудной страстью, как они отгоняли мысли и прочее. Но пока мы сами не пройдем это, спотыкаясь и приходя в сознание...

Наша жизнь очень коротка, и не нужно ничего откладывать на потом, говоря: «Я пока поживу так, как хочу, а потом, может быть, покаюсь». Часто люди, далекие от правильной веры, говорят: «Я сильно грешный. А моя мама верующая, пусть она ходит в церковь, молится за меня, ставит свечи. А я нет, я сильно грешный. Я, батюшка, к Вам не пойду, даже слова Вам не скажу. Может быть, когда-нибудь…». Так человек обманывает себя.

Я не знаю, что будет со мной завтра, что будет со мной через секунду. Вот я выйду на улицу, и меня собьет машина. То есть это небрежение к своей духовной жизни, когда в тебе искажена вера, а Бог ждет от тебя совершенно другого. В духовной жизни бывает так, что человек отказывается от прогресса и все дальше и дальше отходит от источника жизни – Бога.

А бывает, что человек как бы находится в ореоле. Вот я священник, но у меня это не получается: опять я здесь поступил неправильно. Самое главное – понимать, что ты должен с этим бороться, делать хоть что-то, чтобы в жизни не происходило страшного, – грехопадений и прочего.

Да. Знаете, отче, я бы еще попросил Вас пригласить наших телезрителей приехать в Староладожский монастырь, чтобы там помолиться. Кстати, 19 декабря в монастыре будет престольный праздник.

– Да, день святителя Николая. Традиционно в этот день у нас на богослужении всегда много паломников. Приезжайте, вместе помолимся, возможно, пройдем крестным ходом к Никольскому храму.

Дорогие наши друзья! Мы поговорили о правильной вере, благо у нас есть возможность говорить об этом в прямом эфире. А раз эфир прямой, значит, он проходит, благодаря вам, вашей правильной вере. Если же правильной веры у нас не будет, то не будет и православного телеканала «Союз», не будет возможности говорить на важные темы.

Но с вами мы действительно способны на очень многое. Поддержите телеканал «Союз». И удивительно, что не сотни тысяч рублей помогают, а маленькая лепта в сто рублей, которые присылают наши телезрители. Благодаря этим деньгам, можно победить, и вместе с вами мы станем победителями. Помогайте телеканалу «Союз» и оставайтесь на первом православном.

Записали:
Полина Митрофанова,
Федор Поплавский
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс