Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1276) → Ираклий Пирцхалава и схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби): Без Бога ничего не будет!

Ираклий Пирцхалава и схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби): Без Бога ничего не будет!

№43 (1276) / 11 ноября ‘24

Творчество

Ираклий, первый вопрос Вам. Многие телезрители знают Вас как известного исполнителя. Ваши песни неоднократно занимали верхние строчки хит-парадов. Вы редко даете интервью, потому что не нуждаетесь, видимо, в раскрутке, в так называемом хайпе. Однако сегодня Вы у нас здесь, на православном канале, вместе с отцом Серафимом. Расскажите, какие метаморфозы произошли в Вашей жизни и какой проект, какое событие ждет москвичей и гостей столицы совсем скоро?

Ираклий Пирцхалава: – Хочу поблагодарить, что пригласили нас перед нашим концертом, перед очень важным для нас событием, о котором мы обязательно упомянем. Почему я здесь сегодня? Потому что у нас такой информационный повод – концерт «Слава Богу за все». Это концерт духовной музыки, и отец Серафим принял мое приглашение. И хор монастыря Тринадцати Сирийских Старцев в селе Канда (где я, по благословению отца Серафима, еще и алтарник), который я очень люблю, приезжает в Москву. Для меня это невероятно. Мечта сбылась.

Пел я всю жизнь. И, конечно же, из любви к Богу хотелось посвятить Ему свое творчество. Но я не знал, в какой форме это сделать. И, слава Богу, Господь послал мне отца Серафима. Он подошел ко мне в алтаре кафедрального собора Святой Троицы в Тбилиси на Патриаршей службе, и мы с ним познакомились. Я узнал, что он поет на арамейском языке. Это меня очень заинтересовало.

На языке, на котором говорил Спаситель?

– Абсолютно верно. Новоарамейский язык. Ассирийцы – носители этого языка. Представляете, целое поселение ассирийцев, монастырь, где поют на арамейском языке. Ну, это мурашки. И я счастлив там бывать. Службы там на арамейском языке, песнопения на арамейском языке...

отец Серафим: – Единственный православный храм в мире, где проводится Литургия Иоанна Златоуста на арамейском языке. Ну, даст Бог, будет больше.

Отец Серафим, расскажите, пожалуйста, как родилось ваше сотворчество с Ираклием? Потому что я знаю, что Вы поете в основном акапельно. А тут все-таки появляется аранжировка, что-то новое для Вас.

отец Серафим: – Все-таки мы используем какие-то инструменты. Никогда не пел и никому не советую петь под фонограмму. Над первой песней, которую мы исполнили с Ираклием, долго работали. Ираклий очень простой в общении, а я немного тяжелый. Мне все время что-то не нравилось. А на самом деле мне не нравилось то, что он может сделать больше, а делает меньше. Я говорю так: или выдаем на все сто, или просто не будем работать.

Судя по всему, ученик послушный оказался?

отец Серафим: – Да, слава Богу, он послушен. Именно смиренен. И мы сделали «Покаяние» на самых красивых высоких тонах, где Ираклий на самом деле показал вокальное мастерство, а не просто где-то спокойные ноты, а где-то и высокие. Вот так мы поработали, а потом у него родилась идея, чтобы мы сделали «Искушение».

И над «Искушением» нам еще предстоит поработать. Мы его первый раз презентуем вместе. Он написал слова, музыку, и отдельно еще и вокализ на арамейском языке. Будет что-то красивое, я надеюсь.

Ираклий Пирцхалава: – Я сразу вспоминаю после вашего вопроса первые съемки нашего клипа «Покаяние», которые происходили в Грузии, в Вардзии. Это наскальный город, где есть монастырь. Мы там с батюшками познакомились.

отец Серафим: – Там разные локации были, тяжелые для выступления, потому что стоять на горе, где буквально рядом с тропинкой обрыв, на самом деле рискованно.

Ираклий Пирцхалава: – Но я никогда не забуду свою реакцию. Эту историю, наверное, я буду рассказывать своим внукам. Потому что я наконец-то уговорил отца Серафима поехать на съемку клипа. Сейчас он – отец Серафим, монах в схиме. А тут съемка... Он ни разу не снимался в клипе. И лишь потом я узнал, что в его ассоциации клип – это один раз спел и ушел. А первый дубль – рабочий, можно сказать. То есть еще предстоит снять другой ракурс, другую локацию и так далее. И отец Серафим там два раза, по-моему, спел. Он даже не понял, что первый раз мы снимали, он подумал, что это репетиция. Второй раз спел и говорит: «Ну, все, я поехал». – «Куда поехал? Мы только начали…».

А мы ехали 6 часов из Тбилиси до монастыря, до этого места в Вардзии. Ехать очень долго. «Как куда? Там меня монахи уже ждут в монастыре. Я уже обещал, я должен ехать». – «Подожди, у нас же еще несколько дублей должно быть здесь, потом там». – «Каких несколько дублей? Я тебе что, актер что ли? Я монах! Я поехал. Пока, все». Я говорю: «Отец, дай мне хотя бы 10–15 минут». – «Ладно, 10–15 минут у тебя есть».

И мы за эти 10–15 минут (это были самые быстрые съемки в моей жизни) перемещались от одного места до другого, две камеры одновременно снимали. И когда съемки закончились, я был уверен, что материала у нас нет. Но как-то, Божией милостью, получилось смонтировать.

отец Серафим: – Там даже много материала получилось. Красиво.

Давайте мы прямо сейчас покажем этот клип нашим телезрителям, после чего продолжим.

Транслируется видеоклип на песню «Покаяние».

Руки к Небесам,
Знаю я и сам,
Сбился я с пути,
Тяжело в груди.
Господи, прости!
Вот моя душа,
Как она грешна,
Словно вся в огне,
Но поможет мне – покаяние!
Знаю я не свят,
Бог за нас распят
И для нас Воскрес
В Царствии Небес.
Каждому свой крест,
Ты открой мне дверь,
Каюсь я теперь.
Верю, что во тьме
Светом будет мне –
покаяние!

Ираклий, «Слава Богу за все» – так и называется Ваша новая песня, которая буквально на днях вышла.

Ираклий Пирцхалава: – На днях вышел клип на нее.

Я так понимаю, что песня посвящена 20-летию Вашей сольной карьеры.

Ираклий Пирцхалава: – Нет, песня посвящена Богу. Я славлю Богу, благодарю Его в этой песне. Никакое отношение к 20-летию карьеры это не имеет.

Но все-таки дата как раз совпадает.

Ираклий Пирцхалава: – В этом году – да, 20 лет моей карьеры. В октябре, 20 лет назад, состоялся первый сольный концерт артиста по имени Ираклий Пирцхалава.

Поздравляю Вас! В Вашем деле это очень весомая дата.

Ираклий Пирцхалава: – Спасибо. А вот концерт как раз-таки приурочен именно к этой дате, потому что я сегодня делаю так называемый мейнстрим, поп-музыку. И параллельным курсом идет проект «Metamorfosi», с которым мы сегодня у вас в гостях. Этот проект объединяет православных людей разных стран.

И первая коллаборация, если можно так назвать, была с отцом Серафимом. Я очень рад, что еще ряд певцов и музыкантов к нам присоединяются. И первый концерт, первый шаг мы делаем в Храме Христа Спасителя, в Зале Церковных Соборов. Конечно же, это для меня очень знаковая вещь в 20 лет сольной карьеры. Весной состоится еще сольный концерт поп-музыки. Это уже отдельная история. Вот так я отмечаю годовщину.

«Слава Богу за все» – конечно же, в названии сказано все. Клип снимали на Афоне. Мне кажется, это первый клип, который вообще снимали на Афоне. Потому что где-то нас не благословляли снимать, где-то благословляли, где-то мы хотели снять, но очень не благословляли, и мы как-то немножечко подкрадывали. И вторую часть мы сняли в Ниловой пустыни, на озере Селигер. Невероятный храм. В клипе принимал участие детский хор.

Расскажите, как Вам удается совмещать шоу-бизнес и веру православную, популярность и смирение?

Ираклий Пирцхалава: – Я не очень люблю словосочетание «шоу-бизнес». Я считаю, что занимаюсь музыкой, а не шоу-бизнесом. И даже если это поп-музыка и что-то не о Боге. На протяжении всей жизни я с этим связан, начиная с пяти лет, когда начал играть на скрипке, потом пел в хоре и так далее. Если вы клоните к тому, что это не сильно совместимые вещи – вера и моя профессия, то такое мнение я слышал.

Я не то чтобы клоню к этому, мне кажется, что в этой профессии много искушений.

Ираклий Пирцхалава: – А где их нет, в какой профессии? Я, конечно, могу быть неправ…

отец Серафим: – ...но Бог простит, если покаяться.

Ираклий Пирцхалава: – Вот это – самое главное. Он уже поставил точку, дальше продолжать смысла нету. Конечно, профессия не из простых, но, когда человек идет и кается о своей жизни, а не только о своей профессии, только тогда у него появляется шанс, чтобы Бог простил.

отец Серафим: – Простите, пожалуйста, я вмешаюсь… Тут все-таки нужно отметить, что искушения будут от нашего второго рождения, то есть от нашего Крещения, и до конца жизни. Касательно искушений, скорее всего, Вы хотели сказать, что что-то может иногда вскружить голову. Все-таки слава, популярность – это все бывает на первых этапах. То есть год-два, а потом ты понимаешь, что чем выше ты забираешься, тем лучше еще больше опустить голову и более смиренно и кротко к этому относиться. И Ираклий с этой задачей справляется.

Обычно говорится так: «Сам себя не похвалишь, другой не похвалит». Но в этом случае Ираклий о себе не заявляет никогда. Он прост в общении, отзывчив на любую просьбу, исповедуется и причащается.

Есть моменты, когда кто-то просто посещает монастырь, кому-то приятно встать в алтаре, то есть для кого-то это что-то значит. Но Ираклий это делает ответственно. Пономарь – это не что-то значимое само по себе, это сослужение священству, диаконству. И он реально служит, и мы реально его видим служащим. То есть он не просто так надел пономарский стихарь.

На мой взгляд, такие искушения, что иногда начинается звездная болезнь, характерны все-таки для первых трех лет. А потом потихоньку все это уходит, ты понимаешь, что ты не тот, как о тебе думают.

Я так понимаю, что без Бога ничего не будет.

отец Серафим: – Сто процентов.

Ираклий Пирцхалава: – С батюшкой особо не возгордишься, потому что он умеет всегда смирить словом, делом, юмором. Я очень благодарен за твои слова. Но это не значит, что нет пунктиков гордыни, тщеславия в моей Исповеди. Обязательно есть.

Прямо сейчас давайте послушаем еще одно произведение.

Ираклий Пирцхалава: – Мы сказали о песне «Слава Богу за все», давайте покажем клип на нее.

Транслируется клип на песню «Слава Богу за все».

Руку дай мне Свою, в час,
когда на краю
Сохрани и спаси, за все меня
прости.
Откровение мое, и спасение
мое,
Даже в каждом молчании
слава Богу за все,
Слава Богу за все.

В душе моей душа Твоя
И целый мир и вся Земля.
В руках Твоих мой каждый
вздох,
Ты знаешь все, не нужно
слов.
Преклонив колени, я пою,
любя:
Аллилуйя.

Руку дай мне Свою, в час,
когда на краю
Сохрани и спаси, за все меня
прости.
Откровение мое, и спасение
мое,
Даже в каждом молчании
слава Богу за все,
Слава Богу за все!

Вдруг оступлюсь, Ты не суди,
Ты за руку меня веди.
За каждый миг благодарю,
За то, что верю и люблю.

Преклонив колени, я пою,
любя:
Аллилуйя.

Руку дай мне Свою, в час
когда на краю,
Сохрани и спаси, за все меня
прости.
Откровение мое, и спасение
мое,
Даже в каждом молчании
слава Богу за все!
Слава Богу за все!

Преклонив колени, я пою,
любя:
Аллилуйя.

Руку дай мне Свою, в час,
когда на краю,
Сохрани и спаси, за все меня
прости.
Откровение мое, и спасение
мое,
Даже в каждом молчании
слава Богу за все!
Слава Богу за все!

Ираклий, а как Вы пришли к Богу? Вы в интервью рассказывали, что было два прихода. Сначала Вы заходили в детстве с мамой в храм, а потом Вас в храм привела боль. Можете вспомнить, что это было?

Ираклий Пирцхалава: – Благодаря маме. По ее примеру я и своих детей с детства водил причащаться в храм. Это заложенный в детстве фундамент. И я помню, как меня даже хотели выгнать из музыкальной школы, потому что серьезно ставился вопрос о вере. Это сейчас мы можем спокойно ходить в храмы. В советское время мы с мамой не верили, что может быть иначе, потому что в Грузии такого не было, а в Москве было. Во всяком случае, мы не сталкивались с этим, когда приезжали в Грузию: ходили в храм и ходили.

В Москве кто-то увидел нас заходящими в Елоховскую церковь и написал директору кляузу. Серьезно ставился вопрос об исключении меня из музыкальной школы. Учителя, конечно, стали высказываться, особенно преподаватели по скрипке и по хору. Они сказали: «Мы не отдадим Вам мальчика».

Я помню этот разговор. Преподаватель по скрипке говорила маме: «Нана, вы что делаете? Вы хотите загубить сына?» «Вы почему в церковь вошли?» Мама улыбнулась, смотрит на меня, мы переглянулись: «В смысле?» И вдруг мама (она мегрелка, такая хитроумная) говорит: «А Вы что, не были в Елоховской церкви?» Преподаватель по скрипке оторопела, говорит: «Нет». – «Вы знаете, какой там хор поет? Да туда каждый преподаватель должен прийти послушать, и каждый ученик должен прийти». Мама не стушевалась и сказала, что мы пришли хор послушать. Наоборот, застыдила их. Конечно, этот фундамент родители дают.

А осознанный приход был уже после «Фабрики звезд»?

Ираклий Пирцхалава: – Да. Скажем так, я чувствовал себя не очень хорошо, потому что организовывал всевозможные вечеринки – бывало по семь вечеринок в неделю. Я организовывал всевозможные фестивали. Параллельно занимался музыкой. И эта ночная жизнь забирала очень много сил. Я просто не знал, что делать. Пришел в Сретенский монастырь на вечернюю службу и просто стоял. И так происходило месяцами. Я просто стоял. Я не знал, когда креститься, как исповедоваться – ничего не знал. Приходил и питался благодатью. Это было, скажем так, неосознанно. Просто я понимал, что это единственное мое спасение. И вот так я набирался сил. Утром приходить не мог, потому что иногда вечеринка заканчивалась тогда, когда Литургия начинается, – в 7 утра. И вот я по вечерам так ходил долгое-долгое время. Наверное, этот момент я назову «Сретенский монастырь». Никогда его не забуду. Это прям часть моего сердца.

Отец Серафим, Ираклий рассказывал о своем приходе к вере. Я в интернете нашел сведения о том, какой был путь у Вас. И должен признаться, что был впечатлен... Мне кажется, что это история из художественного фильма. Как такое бывает? Пожалуйста, познакомьте нашу аудиторию со своей биографией.

отец Серафим: – Думаю, художественным фильмам далеко до красочной жизни человечества. Я не могу похвастаться тем, что как-то особым путем пришел к Богу.

Но был ряд событий.

отец Серафим: – Это Грузия, там все верят, все ходят в храм. В 11 лет мама мне подарила детское Евангелие, и я выучил его практически наизусть. Для меня это было красивой сказкой. Она очень меня успокаивала. Я ложился спать, читая ее, и спокойно спал.

Потом появились верующие другой деноминации, если можно так сказать (наверное, это была мода такая), мы их называем в Православии еретиками. Я думаю, этого достаточно, чтобы не говорить о той деноминации вслух. И вот когда они цитировали какие-то моменты, я говорил, что нельзя читать этот стих, не прочитав предыдущий. И я его зачитывал, а потом уже зачитывал последующий стих. И мне очень нравилось, что я это знаю.

Но чтобы сказать, что я прям верил в Бога… Я зажигал свечку в храме, приходил домой радостный и говорил: «Мама, я в храме был, свечку поставил». И я думал, что я самый верующий. А как таковой веры все-таки не было... (Окончание в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Kanon-Shiarhimandrit-Serafim-Bit-Haribi-Chast-1;
https://tv-soyuz.ru/Kanon-Irakliy-Pirchalava-i-shiarhimandrit-Serafim-Bit-Haribi-Chast-2;
https://tv-soyuz.ru/Kanon-Irakliy-Pirchalava-i-shiarhimandrit-Serafim-Bit-Haribi-Chast-3

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс