Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1273) → Священник Вадим Смоляков: Таинство Священства

Священник Вадим Смоляков: Таинство Священства

№40 (1273) / 21 октября ‘24

Беседы с батюшкой

Мы завершаем цикл передач, посвященных церковным таинствам. Поговорим о таинстве Священства. Как было установлено таинство и в чем его суть?

– Суть таинства Священства в том, что Господь Своею благодатью дает власть Своим ученикам и апостолам руководить земным измерением Церкви. Всем, что связано с церковной жизнью, руководят апостолы. Безусловно, воля Божия действует через них, Господь руководит ими, а они руководят людьми. Лучше всего, мне кажется, эту взаимосвязь можно увидеть в Евангельском чуде умножения хлебов, когда Господь совершает только первое преломление и отдает хлеб ученикам, а все остальное совершают ученики. Все евангелисты это особо подчеркивают: уже ученики раздали хлебы народу.

Точно так же Евхаристию совершает Сам Господь. Но священник, перед тем как берет в руки Святое Тело Христово, произносит молитву, в которой есть слова: «Господи, мы Тебя просим, чтобы Твоей рукой Ты преподал нам Тело и Кровь Твою, а мы преподали этот великий дар людям».

Апостол Павел и другие апостолы в то время, когда церковных общин становилось чрезвычайно много, поставляли там определенных старейшин, пресвитеров и епископов для церковного управления. Также были избираемы диаконы, чтобы, как сказано в Книге Деяний святых апостолов, пещись о столах (см. Деян. 6:2), то есть заниматься сугубо практическими моментами богослужения.

Таким образом, таинство Священства стало отправной точкой взаимосвязи верующих людей со Христом. Когда верующий приходит в храм, он ждет там человека облаченного, с крестом на груди. Этот стереотип сложился за многие века христианства. Пришедший в храм не ждет там непосредственного откровения от Бога. Он ждет человека, который ему все расскажет, растолкует, подскажет. С другой стороны, тот, кто уже давно ходит в храм и окреп в вере за годы усердной, деятельной церковной жизни, тем более ждет в храме священника, как бы странно это ни прозвучало. Когда наступает субботний вечер, уверен, что в любом храме за час или два до вечерней службы у исповедального аналоя начинают собираться люди на Исповедь. Конечно, они ждут, что Христос простит им грехи, но, пока не придет батюшка, этого ведь не случится.

Господь в Своей первосвященнической молитве молит Бога Отца о том, чтобы милость Отца Небесного изливалась на тех, кто уверует по слову апостолов. То есть слово, что апостол проповедует, благовествует, находит отклик в сердцах слушателей. Это слово Христово, Евангелие, которое священник может просто читать, даже никак не комментируя. Но сам человек это не прочитает и уж тем более не растолкует.

Когда апостол Павел наставляет Тимофея, он говорит, что апостолу Тимофею надлежит быть примером. И это еще одна очень важная, скажем так, функция (хотя это слово здесь не очень уместно) священства – пастырь являет образ во всем: куда идти (в Царство Небесное), как идти (дружно, не ссорясь, не ругаясь, не разыгрывая индивидуальное спасение), когда идти (все-таки Божественная литургия совершается не круглосуточно, а в определенное время), где идти (нам очень нужен храм, чтобы совершать дело спасения человеческого). Всем этим руководит пастырь. И христианин чрезвычайно ждет этого руководства, он чувствует потребность в том, чтобы кто-то им руководил.

Есть три степени священства: диакон, пресвитер и епископ. В чем различие этих чинопоследований?

– Три степени священства для того, чтобы, если сказать упрощенно, вышним не заботиться о низшем. Не в плане низших людей, а в плане низших обязанностей. Чтобы было кому храм открыть, сосуды на жертвенник поставить. Чтобы во время отсутствия епископа (у него же храмов много, епархия большая) было кому в каждом конкретном храме совершать богослужение.

Архиерей – это полнота дара Святого Духа, полнота таинства Священства. И архиерей этой полнотой делится, как и любой верующий, получивший что-то от Бога. Делится с теми, кого сначала посвящают в диаконы, совершая диаконскую хиротонию (диакон не может сам совершать богослужение, но он может помогать священнику или епископу), потом из диаконов поставляют в пресвитеры, в священство. Священники – те, кто в отсутствие архиерея, но обязательно по его благословению, с его разрешения и по тем правилам, которые он установит, совершают церковную жизнь в том или ином храме.

Чинопоследование рукоположения диакона, пресвитера, епископа отличается?

– Оно отличается и совершается в разный момент Литургии. Поскольку диакон сам не совершает преложения Евхаристических Даров, его рукоположение совершается после того, как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Поэтому диаконское рукоположение можно совершить также и на Литургии Преждеосвященных Даров, где нет преложения Святых Таин, где они уже пресуществлены. Диакон, которого рукополагают во священники, входит в алтарь раньше, непосредственно перед тем, как совершается преложение Даров. А когда совершается рукоположение епископа, архимандрит входит в алтарь на малом входе. Когда еще не прочитано Евангелие, насколько я помню.

Что дает в нашей будничной жизни воспоминание о том, что есть духовник, священник?

– Помимо человеческой поддержки, в которой каждый из нас нуждается и которую священник дает настолько, насколько дает ему эту возможность Господь, воспоминание о священнике всегда отзывается в сердце верующего определенным сосредоточением. Можно привести житейский пример. Приходит человек на работу, когда начальник еще не пришел, и раскладывает необходимые материалы на своем рабочем месте. Он может делать это вальяжно, как бы неусердно. Но как только приходит начальник, все работники начинают, что называется, стоять смирно и ходить ровным строем.

Так вот, когда вспоминает человек в своей земной практической жизни священника, который является близким священником, тогда отсутствия дисциплины в его жизни становится все меньше и меньше и духовная жизнь, начавшаяся в храме, продолжается в практическом, бытовом пространстве. И у людей очень часто возникают вопросы: «Батюшка, как мне молиться, какие слова говорить? Когда я пытаюсь молиться в этих обстоятельствах, у меня это не получается. Что делать?»

То есть осознание верующего того, что у него есть священник, как бы заставляет его внимательнее ко всему относиться. В частности – к самому необходимому навыку: храмовую жизнь, литургическую, богослужебную, святую внести в свою жизнь, как бы с храмом совсем не связанную, то есть соединить несоединимое. Если человек о священнике не помнит, советов священнических не помнит, то у него, во-первых, даже и не стоит задачи это сделать. Он может легко оправдаться: «В храме я один, а в бытовой жизни другой. Ну и ладно. Люди играют разные социальные роли». Во-вторых, даже если эта задача поставлена, совершить ее без помощи священника практически невозможно. Потому что невозможно получить помощь от того, о ком не помнишь. Как сказано многажды в Ветхом Завете: «Израиль, помни Господа Бога твоего всегда». Помня Бога, к Которому я иду, как я могу забыть о том, через Кого и с помощью Кого в первую очередь это шествие совершаю?

Тема общения со священником обычно связана с огромным количеством стереотипов. Давайте назовем хотя бы некоторые из них.

– Пожалуй, самый удивительный для меня и самый распространенный стереотип: «А разве с батюшкой можно разговаривать?» Этот стереотип прямо всеобъемлющий. Бывает, батюшка не во время службы, а после службы идет по храму и кого-нибудь из прихожан (хотя, наверное, из захожан) о чем-нибудь спрашивает, и человек пугается, вздрагивает от того, что священник начал с ним разговаривать. Я думаю, что-то похожее испытала самарянка, когда Христос заговорил с ней. Вострепетав, она сказала: «Как ты, иудей, разговариваешь со мной? Иудеи с самарянами не сообщаются». Это первый стереотип, и он достаточно легко из сознания исчезает, когда общение все-таки происходит. То есть со священником на самом деле можно поговорить.

Другой стереотип заключается в следующем: «У батюшки нет на меня времени». Конечно, чаще всего священник постоянно чем-то занят, это правда. Но Бог, дающий нам все совершать в свое время, распределяет наше время Сам. Иными словами, если Господь не распределит мое священническое время на разговор с этим человеком, то, сколько бы у меня свободного времени ни было, я с ним не поговорю либо разговор не удастся. А если Бог благоволит встрече с ним, то она произойдет.

Например, батюшка занят какой-нибудь своей священнической обязанностью. Допустим, частички вынимает. Я порой полтора часа это делаю, порой час. С чем это связать? Конечно, можно это привязать к состоянию усталости, сосредоточенности, магнитным бурям, к чему угодно. Но очень часто то время, которое Господь дает священнику чудесным образом где-то сэкономить, нужно кому-то, кто в этом нуждается. И этот нуждающийся находится очень легко.

Третий стереотип еще более сложный. Человек думает: «Где батюшка и где я? Как он будет разговаривать со мной? Как с высоты своей посмотрит на меня?» И это тяжко. Такому человеку чрезвычайно некомфортно не только потому, что он занимает священническое время, но и от внутреннего ощущения того, что происходит.

На самом деле стереотипов гораздо больше, но мы хотя бы об этих скажем. Первый стереотип лечится простым знанием о том, что со священником поговорить вообще-то можно, а очень часто даже нужно. У священника функция не просто служить, не просто Исповедь принимать... Есть еще служение словом. Личным словом, не богослужебным...

Второй стереотип, что священнику некогда, врачуется опытом. То есть некто попросил о беседе, священник сказал: «Да, это возможно, но прости, сегодня никак, а вот в другой день давай поговорим». Человек соглашается и приходит на беседу. Через пару месяцев снова просит о беседе. Священник говорит: «Сегодня есть свободное время. Давай прямо сейчас». Человек говорит: «Ничего себе, я даже не готовился». В моей священнической практике такое бывает часто.

Третий стереотип лечится смирением. А его нам всем очень сильно недостает. Если мы боимся разговаривать со священником, который для нас высоко, то как мы тогда разговариваем с Богом во время своей личной молитвы? Никак, не произносим ни единого слова, кроме того, что написано в молитвослове. Многие люди, к сожалению, еще не открыли для себя полноту именно личного общения со Христом. Либо человек постоянно начинает думать, что сказать, как сказать, где сказать. Такое бывает, кстати, и в общении со священником. Очень много схожего в личной молитве к Богу (богообщении) и общении со священником. Как верующий разговаривает с Богом, так он будет разговаривать и со священником. И наоборот. Это будет очень похоже. Либо он, к сожалению, еще не научился быть по-настоящему честным ни с Богом, ни со священником. То есть в молитве Богу человек еще не до конца открывает то, что у него лежит на сердце, а в беседе со священником думает: «Это говорить неуместно, а вот это батюшка и так знает, а это совсем какой-то глупый вопрос». Но, как я всегда говорю, глупых вопросов не бывает. Если вам кажется, что вопрос глупый, значит – он очень простой. Чем больше вы зададите священнику простых вопросов, тем быстрее перейдете к чему-то более сложному, а это уже не будет отвлекать. Но на самом деле, повторюсь, стереотипов гораздо больше.

Часто мы воспринимаем священника исключительно как того, кто помогает решать наши проблемы. Скажем, когда у нас болит зуб, мы вспоминаем о стоматологе. Когда случилась страшная беда в семье (кто-то скончался, нужно отпевание), вспоминаем о священнике. Правильно ли так относиться к священнослужителю?

– Этот подход неизбежно приведет к тому, что нас будут бояться. Что мы, священники, на самом деле и видим. Например, когда я в рясе с крестом иду по городу, подавляющее большинство людей меня боятся. Такое происходит, если человек видит в священнике только того, кто выслушивает его Исповедь; того, кто, несмотря на его бедственное духовное состояние, ему помогает. Как спасатель, который бросает спасательный круг или, борясь с огнем, вытаскивает из полыхающего огнем здания пострадавшего.

Некоторые видят в священнике исключительно того, кто делает что-то неприятное. Ведь процесс исповедования грехов не может быть ни для кого ровным, спокойным, приятным; он волнительный, напряженный и сложный. Это неизбежно, ведь когда приходится переступать через себя, это больно.

Если кто-то видит церковную жизнь и взаимоотношения с духовенством исключительно в этом поле, то это все больше и больше будет сгущать краски уныния. Человек будет думать: «Вот опять надо к нему идти. Деваться-то некуда – нагрешил ведь. А он опять на меня строго посмотрит, опять мне скажет: мол, опять одно и то же». Это может привести к совсем нехристианскому отношению к жизни.

Апостол Павел сказал христианам, живущим в Духе Святом: всегда радуйтесь. Избавляешься от греха – радуйся. Видишь батюшку – радуйся. А у нас идешь по храму, а люди от тебя шарахаются. Такое часто бывает. Конечно, это неправильное отношение к священнослужителю любой степени священства, будь то диакон, священник, епископ. Но чаще всего это возникает просто потому, что ничего другого пришедший в храм не делает со священником вместе. Мы не зовем священника, когда покупаем квартиру, но зовем, чтобы священник ее освятил. Зачем освятил? Чтобы все работало, соседи не чудили. То есть мы зовем священника для решения проблем. Мы не зовем священника, когда идем устраиваться на работу. «А что ему там делать? Работодатель испугается, да и я буду чувствовать себя некомфортно». Мы не зовем священника во многие сферы нашей повседневной жизни.

Действительно, звать священника на собеседование при приеме на работу можно, пожалуй, в исключительных случаях. Звать священника при покупке жилья я бы тоже не рекомендовал. Но ведь можно со священником эти важные моменты своей земной жизни пережить, рассказав ему об этом. Сказать: делюсь с Вами радостью, у меня случилось то-то... Поверьте, вы увидите священника совсем другим, поймете, что он и радуется с Вами, а не только плачет тогда, когда надо плакать.

И здесь встают вопросы: «А где так с батюшкой поговорить? А стоит ли вообще? А как это сделать?» Когда Господь попускает таким вопросам возникнуть в сердце, на них очень легко найти ответы. Надо просто к батюшке подойти и сказать: «Мне хотелось бы поговорить с вами. Когда это можно сделать?» Лучше всего подойти в тот момент, когда он в подряснике с крестом, но без другого облачения богослужебного. Бывает, батюшка стоит с Чашей и причащает людей, а к нему подходят люди и спрашивают об аудиенции. Тогда реакция священника может быть удивительно неприятной для человека.

Нужно все-таки находить время поделиться со священником своей радостью, просто порассуждать по тем или иным вопросам, которые на Исповеди неуместны. Предположим, кто-то не знает, как ему читать Ветхий Завет. Открыл, прочитал Бытие, прочитал Исход, начал читать Книгу Левит или Числа – и вообще ничего не понял. И что теперь, закрыть Ветхий Завет? Вроде бы на Исповеди об этом не спросишь, но вопрос-то есть. И духовная жизнь начинает хромать, и мирская. Потому что время, которое ты в бытовом пространстве выделил для чтения слова Божия, становится занятым чем-то другим по причине того, что при чтении слова Божия возникла очевидная стена, которую сам ты обойти не можешь.

И таких моментов у людей со временем возникает достаточно много. Самое главное, не бояться священника как такового. Во-вторых, не бояться своего неправильного или глупого вопроса. Повторюсь, таких не бывает. Чем проще вопрос, тем лучше. Решим – пойдем дальше. В-третьих, надо иметь определенную решимость, дерзновение. Как мы имеем дерзновение в личной молитве, когда просим Бога исцелить кого-то. Мы же не знаем, полезно ему исцеление или нет, Бог нам этого не открыл, но мы дерзаем и просим: «Исцели».

Так и здесь: «Батюшка, когда с Вами можно поговорить?» Может быть, батюшка скажет: «Представляешь, у меня есть ровно час времени. Пойдем поговорим». Такое возможно.

Как быть, если со священником долго не получается встретиться или он долго не выходит на связь?

– В современном мире, который в прямом смысле слова пронизан теми или иными техническими средствами связи, со священником возможно общение не только при личной встрече, но и дистанционно, в виде переписки. Переписка со священством существовала всегда. Святитель Феофан Затворник широко известен своими затворническими трудами – письмами. Отец Иоанн Кронштадтский этим известен. Со временем он, конечно, чисто физически не мог на все письма отвечать...

Сейчас все гораздо проще: священнику можно написать. Что касается вопроса о том, чтобы священнику позвонить, тут как раз второй стереотип, что ему всегда некогда, имеет определенное рациональное вхождение в жизнь. Про себя скажу, что мне можно дозвониться только тогда, когда я в храме не служу. Подгадать свободное время у священника сложно. А вот написать ему можно. Необязательно писать «поэму» в трех томах – на это батюшка может очень долго не реагировать, потому что у него сейчас есть пять минут почитать, через полчаса есть две минутки, а ему же хочется целиком воспринять этот текст. Но написать ему можно, если он, конечно, дозволяет. Я дозволяю. Насчет других отцов сказать не могу, но вижу, как многие батюшки точно так же, как я, в свободное время в телефоне очень быстро печатают своим прихожанам те или иные ответы.

Отец Вадим, спасибо Вам за этот разговор и в целом за большой цикл передач о церковных таинствах в жизни современного православного христианина...

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс