Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1273) → Священник Алексий Дудин: Достаточно ли быть хорошим человеком, чтобы спастись?

Священник Алексий Дудин: Достаточно ли быть хорошим человеком, чтобы спастись?

№40 (1273) / 21 октября ‘24

Беседы с батюшкой

Тема передачи: может ли спастись просто хороший человек? Это для меня довольно сложная тема. Буквально за час до того, как приехать на работу, я шел по улице, и рядом шли несколько молодых людей с девушками, и кто-то из них сказал: «Хороших людей значительно больше, чем плохих». Я подумал, что это прямо к нашей передаче, а потом задумался, что же такое «хороший человек»? Потому что у каждого из нас есть свое собственное представление о том, что такое «хороший человек». У молодых людей одно, у людей более старшего возраста – свое. Что такое «просто хороший человек» и какое такой человек имеет отношение ко спасению?

– Это очень важный вопрос. Особенно в наше время, когда идет упрощение всего, в том числе тех норм и правил, которые перед нами ставит Церковь. Эти нормы и правила многовековые и спасительные. Они ограждают нашу духовную жизнь от тех падений, которые в обществе зачастую считаются нормой.

Что значит «хороший человек»? Наверное, тот, кого мы считаем хорошим. Наше суждение о ком-либо на чем-то построено. Как Вы сказали, оно построено на наших жизненных установках. Потому что одно дело – то, что считается хорошим в молодежной среде, а другое дело – то, что считается хорошим в среде зрелых людей. А еще есть и третье – то, что считается хорошим в Церкви. Почему? Попробуем на эту тему порассуждать.

Что значит «хороший человек» с точки зрения Бога? Наверное, никто не будет спорить с мыслью о том, что ничто нечистое не войдет в Царствие Божие, и люди готовы принять в своем сердце эти слова Священного Писания. Рядом с Богом, с чистотой, светом, с радостью не может пребывать человек грязный, мрачный, унылый. Он диссонирует с Царством Небесным. Ему там самому будет плохо. Поэтому для того, чтобы человеку попасть в Царство Небесное, для того чтобы он был пригодным для Царства Небесного, ему нужно к этому приготовиться – очистить свое сердце и стать своим, родным Богу. Также нужно стать сродником для святых, потому что они прежде всего являются наследниками Царства Небесного. Мы знаем, что Господь зовет и ждет всех. Но спасаются и приходят к Богу отнюдь не все люди. Потому что не всем Бог нужен.

Суды Господни отстоят очень далеко от человеческих судов. То, что считается высоко у людей, зачастую бывает мерзостью у Бога. Это мы знаем из Священного Писания. Наверное, самая яркая вещь, с которой трудно примириться современному человеку, – это то, что мы должны быть целомудренными. Причем мы должны быть целомудренными не только в своей жизни, но и в своих помыслах. Мы знаем, что огромное количество проблем, претензий, бед в жизни происходит от того, что люди не хранят свое целомудрие.

Еще раз повторю, что это не только границы брака, не только верность супругов друг другу. Это все соблюдается и в других религиозных конфессиях. Так, например, в мусульманском мире существуют целые системы безопасности от нарушения супружеских границ. Но Господь от нас требует целомудрия и в помыслах. А это серьезная, тяжелая вещь, ее современному человеку очень трудно воспринять, потому что весь мир пропагандирует свободную жизнь, свободные образы нехранения своего взгляда. Но человек должен еще хранить и свои помыслы. Потому что мы знаем, что всякий, кто вожделел в своем сердце, уже любодействует. Современному человеку очень важно помнить, что такие границы существуют с древних времен и доселе.

В житии святого Василия есть мытарства блаженной Фео- доры. Вот на этих мытарствах бесы блуда больше всех похвалялись, что они утащили людей в ад. Человек наиболее удобопреклонен к падению именно в этой сфере. Это очень тяжелая сфера для современного человека. Но Церковь здесь должна отстаивать чистоту, и чистоту не только человеческих действий, но и мыслей. Это очень важный момент.

Мы должны быть не просто хорошими людьми, как говорится: «Был хороший парень и больше ничего». Мало того, что мы должны уклоняться от зла, но, как говорит Господь: уклоняйся от зла и делай добро. Здесь очень важно понимать, что человек должен не только отказываться от зла, но должен активными действиями быть соработником Богу, соработником Христу.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Кто кроме Бога вообще может ответить на этот вопрос? В Евангелии сказано: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Поэтому, по моему мнению, спастись может не только хороший человек, но даже очень плохой. Вспомните разбойника на кресте».

– То, что вы говорите, – правда, но разбойник на кресте был спасен не потому, что он плохой, и не потому, что ему повезло. Некоторые, особенно протестанствующие, говорят, зачем быть хорошим человеком, зачем напрягаться, зачем мучиться, зачем каяться, зачем поститься, если достаточно воскликнуть: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», и ты будешь спасен как этот самый разбойник.

Но вот по поводу подвига этого разбойника мне хотелось бы сказать особо. Ведь зачастую современный человек даже близко не понимает, что совершил этот разбойник на кресте. Он был осужден на самую страшную казнь того времени. Распятие было самой страшной, самой позорной и самой мучительной казнью, ведь смерть на кресте продолжалась в течение нескольких дней. Для того, чтобы сделать вдох, человек провисал на руках. Он вынужден был постоянно проворачиваться на прибитых руках и ногах, и это превращалось в бесконечную пытку. Если мы себя вспомним, например, не выспавшимися, голодными или как-то огорченными, понятно, что даже из-за какой-то ерунды в этой жизни мы часто раздражаемся. Вы помните, что, когда Христа распяли, все вокруг Него, в том числе и второй разбойник, поносили Его. И перебороть ненависть, злобу, которые были прямым следствием этих нечеловеческих страданий, – величайший подвиг. В момент своего самого страшного испытания в этой жизни благоразумный разбойник сумел не уйти в эгоизм, не уйти в себя, но увидеть кротость, любовь и смирение Христовы.

Христос молился за Своих распинателей, просил: «Отче, прости им, не ведают, что творят». И именно в этот момент у Христа оплеванного, Христа униженного, Который, с точки зрения того мира, был самым слабым в тот момент, разбойник просит, чтобы Он помянул его во Царствии Своем. Он увидел Его праведность, Его любовь. Разбойник понял и принял, что действительно достойное по делам своим приемлет. Где вы видели злодея, который раскаивается, тем более в такой тяжелой обстановке? Он действительно совершил величайший подвиг. Пусть он и не столь долго длился по времени, но это был подвиг величайший.

Уверяю вас, когда мы окажемся на смертном одре, очень тяжело будет довериться Богу в тот момент, прочувствовать милость Божию, не озлобиться. Эти слова, которые родились из покаянного сердца разбойника, были следствием величайшего подвига. Поэтому не надо этот подвиг обесценивать, считая, что ему это легко далось, и что Господь за такой малый подвиг первым ввел его в Царство Небесное. Нет, его подвиг был велик.

Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Как я думаю, хороший человек – это мирское понятие. Это в миру мы так называем людей, судя по каким-то внешним критериям. А у Господа Бога требования более строгие. Но у меня вопрос другой. Я слышала выражение, что к вере приходит тот, кого Господь выбирает. То есть не каждый человек может своими стараниями, своими трудами, своими мыслями прийти к вере, а кого Господь выбрал. Получается, мы перекладываем ответственность на Господа Бога: мол, я плохой, потому что Ты Сам меня не выбрал. Или, может быть, я неправильно понимаю это выражение? Объясните, пожалуйста».

– Сказано в Евангелии: не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16). Это ошибка, когда всеведение Божие люди воспринимают как некое предопределение. Давайте посмотрим на самый яркий пример всеведения Божия, которое при этом не спасло человека. Скажите, мог ли Иуда спастись?

Я думаю, что он мог спастись. Но таково было его произволение. Не потому, что Господь его избрал на то, чтобы он стал предателем, а потому, что его сердце так легло. Господь знал об этом, как Всеведущий, до последнего старался Иуду спасти, пытался достучаться до его сердца. Он спрашивал: «Иуда, лобзанием ли предаешь Сына Человеческого?»

Это, кстати, один из примеров для тех, кто желает быть праведным неким обрядоверием. Мы знаем, что для того, чтобы спастись, нужно ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, ставить свечки, писать записки – это само собой, это все хорошие люди делают. Но как нам относиться к тому, что Иуда причастился, и после этого в него вошел сатана? О как! Представляете, человек приобщился самой большой святыни! И Господь дал ему приобщиться, не остановил его. Например, священник, стоя с Чашей, смотрит, был ли человек на Исповеди, спрашивает, готовился ли к Причастию. Для чего он это делает? Для того чтобы человек не повторил этого греха (у Иуды был страшный грех предательства), чтобы всегда подходил к Богу разумно.

Наша праведность, ее ждет от нас Господь, лежит не в плоскости исполнения тех обычаев, которые, в общем-то, лучше нас исполняли ветхозаветные фарисеи. Они исполняли весь закон и предания старцев. Но Господь говорит: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20). Поэтому наша праведность должна исходить из сердца. «Даждь ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23:26). Вот это, пожалуй, самое тяжелое в христианской вере. И это то, обо что люди чаще всего спотыкаются.

Зачастую приходит некто в церковь и просит определенное количество инструкций, которые дадут ему возможность считать себя перед Богом праведным, исполнившим основное. Я как-то общался с людьми и предложил им такую задачу. Представьте себе хорошего человека, который с соседями хорошо себя ведет, помогает, всегда убирает улицу, стрижет газон, не оставляет за собой мусора, всем мило улыбается. Вот такой замечательный человек, всем соседям нравится. Но при этом он никогда не вспомнит и не поздравит с днем рождения своего отца, живущего в соседнем городе. Как можно относиться к тому, кто забросил своих родителей? Можно ли его назвать хорошим? Наверное, нет. Потому что наши отношения с родителями – это во многом наши отношения с Богом. Потому что жизнь мы получаем опосредованно через наших родителей. Господь дает нам возможность продолжения рода человеческого, и через наших родителей мы получаем жизнь.

Если забывший родного отца и мать не может быть в нашем обществе признан правильным и хорошим, то тем более, как можно считать правильным и хорошим человека, который забыл своего Небесного Отца, создавшего Небо и землю и давшего нам все то доброе, что мы здесь имеем?

Вопрос телезрителя Николая: «Я много раз слышал, что разбойник попал в рай потому, что раскаялся. Но, наверное, тут другое: он не раскаялся, он просто поверил в Иисуса Христа, в Царство Божие. А все ученики разбежались; получается, они предали Христа, перестали верить, что Иисус Христос – это Сын Божий. Мне кажется, разбойник был единственным, кто поверил Иисусу Христу на слово, поэтому попал в рай».

– Я бы с вами всецело согласился, если бы Христос на Кресте проповедовал. Но Христос на кресте не проповедовал. Единственное, что мы слышим на Кресте, – Он молился о тех, кто Его распинал, чтобы Господь не вменил им это в грех, потому что они не ведают, что творят. Господь на кресте усыновил Иоанна Богослова Своей Пречистой Матери, а Ее отдал на попечение апостолу Иоанну. Он не проповедовал о Царстве Небесном, не говорил на кресте: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Его проповедь уже совершилась, на кресте совершалось последнее дело – Его жертва, Его искупление, Его страдания.

Разбойник стал свидетелем только действенной проповеди Христа о любви. Христос явил любовь к распинающим Его, явил любовь к окружающим Его апостолам, Своей Пречистой Матери, и именно этой любовью был пленен разбойник. И именно через эту любовь, а не через проповедь, он совершил дело своего покаяния.

Вопрос телезрителя Олега из Санкт-Петербурга: «Батюшка, что Вы думаете о том, что „хорошими делами прославиться нельзя”?»

– Первая фраза, по-моему, из песни старухи Шапокляк: «Хорошими делами прославиться нельзя». Действительно, хорошими делами (если они действительно хорошие и совершаются Бога ради), нельзя прославиться. Истинно так. Христос сказал: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:3). В семье, если жена, например, творит какую-то милостыню, пусть об этом не знает даже муж (если, конечно, это не сильно влияет на семейный бюджет, это тоже должно быть разумно). И если муж делает что-то благое, лучше перед женой не хвастаться; максимум можно сказать своему духовнику о том, что делаешь те или иные дела, чтобы духовник мог скорректировать, если надо. Больше ни перед кем открывать добрые дела нельзя и прославляться добрыми делами не стоит.

Если все-таки есть необходимость в обществе об этом рассказать, то можно сделать так, что это доброе дело сделали все. То есть это не я сделал, а мои соратники, неравнодушные прихожане, например. Это дело Господь совершил через меня, грешника, а я не помешал Богу сотворить через меня это доброе дело. Это если есть необходимость рассказать об этом добром деле или служении.

Сейчас часто у священников берут интервью, и мы должны рассказывать о том, что делает Церковь, к чему призывает, какие дела должен творить христианин, в том числе должны показывать собственным примером. Господь говорит: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Любовь прежде всего выражается в делах любви, а не только в декларациях: мол, я тебя люблю. Важно, что ты по отношению к другому делаешь, как к другому относишься. Это очень важный момент. Поэтому хорошими делами прославиться можно, а прославляться нельзя.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс