Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1272) → Протоиерей Вадим Буренин: Свобода в Церкви

Протоиерей Вадим Буренин: Свобода в Церкви

№39 (1272) / 14 октября ‘24

Беседы с батюшкой

Свобода в Церкви может подразумевать несколько аспектов. Первый – Господь создал нас свободными людьми, и такими мы и должны быть в Церкви. С другой стороны, это может быть вседозволенность, когда я чувствую себя настолько свободным, что считаю, что со своей молитвой могу входить в любой монастырь. И третий момент – свобода от Церкви. Все эти аспекты могут быть в контексте нашей темы. Вы вошли в Церковь ребенком и, наверное, в то время не думали о свободе. Что для Вас значит понятие свободного человека в Церкви и свободы в Церкви в общем смысле?

– Ребенок, как правило, еще не раб греха. У него нет таких пороков, которые бы вносили какие-то комплексы в его взаимоотношения внутри Церкви. Он совершенно свободен в прямом и переносном смысле. Не зря Господь говорит: будьте как дети. Ребенок в церкви не чувствует никакого дискомфорта. Конечно, если это ребенок из здоровой семьи во всех смыслах этого слова.

Но бывают и больные дети. У нас в храме неоднократно были больные дети, в том числе онкобольные, и каждый раз мы относились к ним с любовью и наблюдали, насколько ребенок, несмотря на свои серьезные переживания, боли, страхи, в церкви оттаивает и чувствует себя очень и очень благодатно. Это очень важно. Здесь как раз и раскрывается тайна Святой Троицы. Священник каждый раз молится и произносит, что человек получает благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и Причастие Святого Духа. И это делает человека человеком. В нем есть образ Божий. То есть, находясь в Церкви, человек может достигать богоподобия.

Совсем недавно мы молились святым мученицам Вере, Надежде и Любови. Эти три девочки были так воспитаны мамой, что чувствовали, что без Церкви не смогут жить. Они не могут отказаться от Церкви, не могут отказаться от веры в Бога. Эта тайна Святой Троицы, которую они прочувствовали, позволила им стать настоящими свидетельницами истины перед лицом вечности, перед Богом и людьми.

Очень важно, чтобы человек везде оставался самим собой, таким, какой он есть на самом деле. И если он не раб греха, то несет величайшую ответственность, которая дана ему Богом. Свобода для него – величайшая ответственность. И эти девочки настолько прочувствовали эту ответственность, что для них стала невозможна жизнь на земле без Творца и Создателя. Дети могут свидетельствовать об истине, причем в совершенно разном возрасте. И свидетельствовать так, что этому могут удивиться и многие взрослые люди и начать брать с них пример в твердом вероисповедании. Об этом строки Священного Писания: будьте как дети.

Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Молодежь зачастую боится переступить порог храма. Они считают, что столкнутся там со множеством запретов, что у них не будет свободы. Как родителям объяснить детям то, что в Церкви не запреты, а радость общения с Богом?»

– Я сам многодетный отец, приходил в общеобразовательную школу и проводил внеклассные занятия у своих детей. И каждый раз приглашал ребят посетить храм, рассказывал его историю. Кстати, сегодня 270 лет со дня рождения императора Павла I. Каждый раз рассказывая на приходе историю самого прихода и тех православных людей, которые в нем молились (это и Александр Васильевич Суворов, и Александр Сергеевич Пушкин, и многие-многие наши великие соотечественники), я знакомил ребят с величайшей историей и нашего государства, и Русской Православной Церкви. Многие важные события происходили и происходят именно при участии Церкви и священнослужителей. А после были чаепитие и беседа. У ребят была возможность задать нам вопросы. И в таком живом общении происходило воцерковление очень и очень многих. В нашем городе есть и другие настоятели, которые так же, как и я, приглашают школьников в храм, в собор, в монастырь и рассказывают именно о важном – о нашей истории, вере, культуре. И таким образом они способствуют тому, чтобы люди, на сегодняшний день боящиеся зайти в храм, сомневающиеся или имеющие какие-то другие обстоятельства, познакомились с Русской Православной Церковью.

Я предлагаю школьникам и учащимся колледжей прийти к нам в храм. Приходят совершенно юные ребята, мы с ними общаемся. И сами приходим к ним. Мы не должны только молиться в храме. У нас есть возможность приходить к представителям нашего общества и общаться с ними, предлагать познакомиться с нашими приходами, соборами, монастырями.

Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как поступать с детьми и внуками, если они не хотят ходить в церковь, не хотят молиться и больше интересуются земной жизнью? Надо их оставить в покое и уповать только на волю Божию?»

– Мы постоянно сталкиваемся с такими ситуациями. Всех нас интересует земная жизнь. Мы не можем, живя в обществе, быть в стороне от него. Нас интересуют разнообразные события, происходящие вокруг, нам нужно отвечать на те или иные вызовы. И мы стараемся отвечать, осуществляя и открытое социальное служение, и просветительскую, миссионерскую, катехизаторскую деятельность.

На сегодняшний день представители Церкви прикладывают все усилия, какие возможно приложить, чтобы свидетельствовать об истине. И каждый раз, когда необходимо побеседовать с теми, кто ничего не хочет слышать о Боге, если они согласны, мы, безусловно, беседуем. В домашних условиях у всех есть возможность за чашечкой чая поговорить о том, что действительно важно. Более того, в какой-то момент можно познакомить своих родных и близких с теми или иными важными событиями, которые происходят в том числе и в жизни нашей области.

Недавно мы совершали память святого благоверного князя Александра Невского. В Санкт-Петербурге были организованы прекрасные выставки, различные мероприятия, лекции. Была возможность посетить не только Александро-Невскую лавру и разные храмы, но и музеи, услышать информацию, которая поможет задуматься о действительно непреходящем. Поэтому не проходите мимо того, что может и вам оказать определенную помощь и содействие. Если вы посетите ту или иную лекцию или мероприятие вместе со своими родственниками, то и сами духовно обогатитесь.

Например, в Павловском дворце начинается цикл лекций, посвященных Павлу I. Есть и много других возможностей постараться донести до своих родных и близких истину Христову. И здесь надо и самим приложить определенные усилия, что-то почитать, с чем-то познакомиться, постараться так донести до других свою веру, чтобы родные сказали, что им это действительно нужно, что эта информация принесет им пользу. Уповать только на то, что я что-то кому-то порекомендовал, а он после этого должен куда-то пойти и что-то начать делать, по меньшей мере, странно. Чтобы человек, тем более взрослый, духовно преобразился, нужно приложить большие усилия. Даже апостол Павел после своего обращения ко Христу определенный период времени получал духовное вразумление, наставление. Это очень и очень важно. И для этого нужно определенное время. И намерение благое. Человек действительно имеет свободу выбора. И он должен свободно выбрать Бога, выбрать добро, совершенствоваться в добре. И когда он направляет свободу в мирное русло, то действительно получает от Бога, как говорил Серафим Саровский, благодать, то есть Божественную энергию и силу, и дальше творит дела Божии. Наоборот, тот, кто добровольно выбирает не Бога и правильную жизнь с Ним, а зло, насилие, сам лишает себя свободы. В момент выбора он отказывается от свободы, ведь она есть только в Боге. Когда человек совершает какие-то поступки, за которые потом может быть мучительно больно, он становится рабом, заложником греха, какой-то страсти, того, что уводит его от Бога.

Бывает и такая ситуация, когда человек понимает, что у него есть сильная страсть. И пытается ей противостоять. Например, он страдает от алкоголизма и понимает, что ему нужна помощь, и просит ее у Бога. Но у него уже развилась химическая зависимость, ему трудно, потому что есть какие-то рефлексы, сложившиеся десятилетиями. Здесь очень важна помощь тех, кто находится рядом. Неоднократно у нас были такие случаи, когда тот, кто был рядом, своей праведной жизнью из десятилетия в десятилетие, своей кротостью, терпением и смирением способствовал тому, что страдающий зависимостью близкий действительно духовно преображался, отказывался от той или иной страсти и жил дальше в Боге совершенно свободно, ревностно, ощущая себя счастливым. И в церкви он чувствовал себя комфортно, уютно, благодатно.

Я ощущаю себя в церкви свободным, но при этом должен все-таки быть дисциплинированным. Какими законами нужно руководствоваться с теми, кто ведет себя не так, как не высказывать им этого и так далее? Свобода – это осознанная необходимость. Но тогда получается, это не столько свобода поведения, сколько свобода по отношению к другим людям. То есть прежде всего я должен принимать других людей свободными, а только потом себя. Или как?

– Когда человек приходит в какое-нибудь медицинское учреждение, он приходит с тем, что ему здесь могут оказать помощь, и верит в то, что она действительно будет оказана. Но ему там могут нагрубить или нахамить.

Или сказать: придите-ка в другой раз. Документы не подготовлены и так далее. Но мы понимаем, что здесь оказывается помощь... Так и когда мы приходим в полицию. Независимо от того, какой там сотрудник, человек точно знает, что здесь представитель правопорядка и те действия, которые нужно сделать в правовом поле, совершаются именно здесь. Это точное понимание.

И когда человек приходит в церковь, он тоже должен понимать, что пришел к Богу, поэтому именно Господь и управит то, с чем он пришел. Главное – тоже приложить усилия. И если он начинает это делать, Господь будет помогать. Так начинается соработничество с Ним. Это очень важно. Господь помогает каждому в том, что пойдет ему на пользу. Свои действия человек обязательно должен согласовывать с волей Божией. И когда он поступает в соответствии с вероучением и идет по тому пути, который ведет в Царство Небесное, все произойдет так, как должно. Бывают трудности, сложности, но, преодолевая их, человек доказывает и Богу, и в том числе самому себе, что он и дальше с помощью Божией будет достойно проходить свой земной путь.

Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «Действительно, если в церкви что-то не понравилось, показалось обидным, батюшка или работники сказали что-то не так, многие говорят, что нужно пойти в другую и найти такого батюшку, который будет по душе. Я считаю это неправильным. Это своего рода испытание. Вот такой человек попался на твоем пути, и это надо воспринимать как должное. Может быть, я ошибаюсь».

– Хорошо, когда есть такая возможность, как у вас в Ярославле, пойти в один храм, в другой и пообщаться с разными священниками. Это возможность обрести того пастыря Церкви, который, на ваш и его взгляд, сможет оказывать вам духовную помощь. Это немаловажно, потому что бывают такие ситуации, когда люди чувствуют неприятие друг к другу. Священнику тоже может быть сложно общаться с тем или иным человеком, потому что у них совершенно разный уровень. Скажем, пришедший в храм – спортсмен, а батюшка больше любит культуру, театры, выставки. Может быть, он даже пришел из этой среды. И тут будут определенные сложности во взаимоотношениях. А другой батюшка – бывший спортсмен. И он хорошо понимает другого спортсмена и сможет дать правильный духовный совет, потому что пережил в жизни все то, что сейчас переживает этот человек. Таким образом он окажет ему максимально возможную духовную помощь. Поэтому не стоит пренебрегать большим количеством духовенства. В больших городах это милость Божия, когда имеется возможность, пообщавшись с разными священнослужителями, обрести для себя того, с кем общение пойдет на пользу твоей душе. И священник тоже, общаясь с кем-то, прикладывает усилия, чтобы максимально ему помочь.

Бывают ситуации, когда людям сложно определиться. Тогда нужно молиться и просить Бога, чтобы Он помог, вразумил и управил. И верить в то, что Господь, как Человеколюбец, из Своей неизреченной Божественной любви окажет нам помощь и содействие. И мы потом будем сами удивляться, как Он все дивно устроил. Я неоднократно слышал о том, как Господь помогал людям, эта помощь спустя какое-то время становилась очевидной, и люди обращались к Богу и священнослужителю с огромной благодарностью.

В то же время мы должны не забывать о том, что жизнь Церкви весьма многогранна. Да, некоторые уходят из Церкви. И в Священном Писании говорится: чтобы зерно могло произрасти и принести плод, в обязательном порядке необходимо, чтобы оно упало на добрую почву. Человек должен быть основателен, должен желать познакомиться с истиной, несмотря ни на какие трудности. Ведь, если у него куплен билет в театр или на какое-то представление, на поезд, а погода плохая, он все равно попытается добраться туда. А в Церкви мы приходим к Господу, Который пошел на крестную смерть ради того, чтобы мы имели вечную жизнь вместе с Ним. Он купил нас ценой Своей собственной крови. Понимая и осознавая это, мы должны дальше жить и трудиться в Церкви. Когда мы так пребываем в Церкви, Глава которой Христос, то пребываем в полной свободе. Более того, эта свобода дает нам возможность всем вместе единым сердцем, едиными устами служить нашему Господу.

Когда же человек в церкви чувствует дискомфорт, так как ему не нравится общение со священником, то это какое-то внутреннее расстройство. Или свечница посоветовала подойти к батюшке. Или он сказал, что нужно обязательно молиться, читать утренние и вечерние молитвы, приходить на богослужения, а человек говорит, что у него работа, дела семейные и так далее. Просто нет времени на все на это, но при этом он хочет, чтобы у него в жизни было все так, как ему хочется. Здесь как раз проявляется определенная греховность, нежелание преодолеть ту греховную ситуацию, которая у него есть. Когда он раздражен от того, что ему посоветовали что-то, это не является нормой. Так человек сразу лишает себя свободы. Это раздражение не дает ему возможности дальше пользоваться той свободой, которая есть в Боге. Он ограничивает себя. Ему посоветовали молиться, а он говорит, что у него нет времени. Посоветовали побеседовать с батюшкой, но он отказывается, потому что занят. То есть сам ставит себе определенные рамки, заборчики и тем самым лишает себя свободы внутри Церкви. И дальше уже не имеет возможности этой свободой пользоваться, потому что она есть только в Боге.

Непонимание того, чего человек лишает себя, очень страшно. Потом это ограничение идет дальше: у него помимо раздражения появляются обида и осуждение. И это все действует на психику, на человеческую душу и тело. И вместо того, чтобы получить благодатную помощь, Божественную энергию и силу, человек сам себе наносит вред. Это не свечница или священник что-то там сказали... Сам он воспринимает то, что ему сказано, именно таким образом. Тот, кто хочет обидеться, обидится. А если не хочет обижаться, а хочет решить проблему, будет пытаться это делать. И раз он пришел в церковь, то попытается решить ее именно так, чтобы это было во славу Божию.

У человека также может быть какая-то внутренняя убежденность: зайду на всякий случай в церковь, чтобы убедиться, что и здесь ничего не получится. Подобного рода вещи тоже имеют место. И они, конечно, совершенно недопустимы. Это говорит как раз о том, что на сегодняшний день мир нуждается в том, чтобы Церковь постоянно свидетельствовала об истине и говорила о том, что есть грех, как правильно поступать, как правильно вести себя. Это не должно быть потаканием страстям. Если некто пришел в храм, ему не понравилось, как там что-то сказали, и он отходит в сторону, то это его личное желание. Остается только перекреститься и помолиться: «Господи, помоги, вразуми и просвети этого человека». Это тоже очень важно. А еще лучше помолиться вместе.

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс