Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1272) → Протоиерей Петр Мангилев: Мы призваны к святости

Протоиерей Петр Мангилев: Мы призваны к святости

№39 (1272) / 14 октября ‘24

Беседы с батюшкой

Мы встречаемся в день памяти праведного Симеона Верхотурского, любимого на Урале и за его пределами святого. Святость – особая материя. И все же каждый из нас призван к святости. Святой Симеон праведником не родился, он совершал подвиги, которые в итоге привели его к праведности. Правильно ли я понимаю, что святости может достичь каждый?

– Совершенно правильно. Мы призваны к святости. И мы видим, что в Священном Писании, в Апостоле собрание христиан называется собранием святых. Собственно, это предназначение христианина – стряхнуть с себя ветхого человека и созидать нового, который призван к жизни с Богом и к святости. Мы призываемся к этому состоянию. Так что почитание святых, памятование о святых для нас – важное путеводное дело. Подражая жизни святых, мы можем приходить к этому состоянию.

В этом и заключается суть прославления святых. Мы знаем и понимаем, что у Господа Бога святых много, гораздо больше, чем прописано в церковном календаре, в житиях святых. Эти святые угодили Господу Богу, и Господь Своих святых знает. Но тех или иных святых Он являет Церкви, и это явление святых, прославление святых в жизни Церкви происходит для нас с вами, чтобы мы, видя их подвиг, их служение Богу, святую жизнь, могли, подражая им, и свою жизнь созидать.

То есть задача прославления святых – приуготовление нас ко спасению, воспитание в нас той самой святости. Всякий человек в жизни, думает он об этом или не думает, воспитываясь, берет себе в пример тех людей, которых видит. Маленький человек видит своих родителей и научается от них доброму, если они совершают добрые поступки; если видит дурные примеры, то может воспринимать дурное, подражая родителям. Возрастая, видит каких-то других людей и подражает им. И очень важен в жизни пример добродетельной жизни, пример святости. Господь являет нам Своих святых, обращает наше внимание на их святую жизнь, чтобы мы, подражая им, могли спастись.

Есть такие святые, которых считаешь очень близкими и родными. Например, святитель Николай Чудотворец не входит в Собор русских святых, но в России это, пожалуй, один из самых любимых святых, своего рода феномен, я бы сказал. Святой Симеон тоже широко известный святой. Почему так получается, что какие-то святые становятся более известными, более любимыми?

– Здесь много моментов. И первый – для каждой эпохи характерны свои святые. В каждой местности есть свои святые, подвиг которых является более близким жителям именно этой местности. Каждая эпоха имеет свою задачу, свои испытания, свои трудности. Образ святости показывает, как можно прожить в тех или иных жизненных условиях, чтобы спасти свою душу. Поэтому подвиг одних святых бывает более актуален в определенный период времени и в меньшей степени может быть актуален в другой период времени. Потому что появляются иные задачи, иной образ жизни, иные вызовы времени и другие святые, которые эти задачи как-то решили в своей жизни и показывают нам жизненный пример.

Понятно, что всякая жизненная ситуация может случиться с любым человеком, и пример мучеников, святителей и преподобных актуален всегда. Но в какие-то времена бывает в большей степени важен и актуален определенный тип подвига, и определенный святой может стать нам более близким.

Что касается святителя Николая, то не только в Русской Церкви, но и в других Православных Церквах отношение к нему особое. Он как-то по-особенному близок многим. Может быть, мы видим во всей полноте воплощение образа идеального святителя, который объемлет своей любовью и своим попечением всех, не оставляя без внимания и заботы ни одного человека. То есть мы видим в нем образ всеобъемлющей любви, и, естественно, прилепляемся к нему сердцем.

Праведный Симеон действительно наш святой, он ходил по нашей земле, жил в близкое нам время. Его подвиг важен для нас. И его подвиг, и его жизнь так просты и понятны, что мы можем задаваться вопросом, что особенного в его подвиге. Жил человек, шил шубы, ловил рыбу, ходил на богослужение, молился. Нам кажется, что многие люди так живут. Но на самом деле важно его постоянство в исполнении заповедей Божиих. Нам на сегодняшний день важно задуматься над сутью и содержанием подвига святого праведного Симеона.

XVII век – время очень сложное во многих отношениях. Прошла Смута. Он родился в смутные, тяжелые годы. Возможно, рано потерял родителей. Но потом жизнь начинает восстанавливаться, страна стремится к созиданию идеального православного царства. Кажется, жизнь приобретает ровное течение. Но в середине XVII века приходят потрясения в виде старообрядческого раскола, возникают какие-то восстания и бунты. Хотя и формируется в это время идеал добродетельной христианской жизни и праведная святость.

Праведный Симеон оказывается в Сибири. Сама по себе Сибирь XVII столетия – тоже очень сложное жизненное пространство.Это новый, вновь осваиваемый регион, куда приезжают люди иногда авантюрного склада, дерзкие по характеру. В Сибирь государство ссылает преступников. Это такая специфика освоения края, когда на окраины выселяют людей асоциального образа жизни, асоциального поведения. Эти люди начинают на новом месте свою жизнь, которая не всегда добродетельная. И в этих условиях человеку необходимо выстроить свою жизнь как христианину.

С одной стороны, сейчас у нас мир в целом комфортный, устроенный и уютный. С другой стороны, мы видим отход от многих христианских нравственных норм, постепенное размывание тех или иных нравственных устоев. И человеку бывает трудно сопротивляться. Вроде бы нет активного гонения, но есть гонение на христианские ценности. Христианин в определенном смысле всегда мученик, потому что всегда находится в теснении от мира. Просто это теснение в одном случае бывает активным, агрессивным, подавляющим, а в другом как бы сладким греховным сном окутывает человека и усыпляется совесть, доброе делание, постепенно происходит обмирщение, втягивание в греховный порядок жизни.

Праведный Симеон, оказавшись в обществе, которое было сложным по составу и не всегда добродетельным в силу специфики заселения края, должен был прожить свою жизнь как добрый христианин, исполняющий Христовы заповеди. Это чрезвычайно трудно.

Можно привести в пример другого сибирского святого – Василия Мангазейского, тоже прославленного в XVII столетии. Он пострадал за то, что не захотел участвовать в греховных делах своего хозяина, купца. Житие Василия Мангазейского в большей степени показывает нравы, тогда царившие. И это проблема для человека, который хочет сохранить свою христианскую совесть, хочет вести добродетельную жизнь, когда окружение не во всем дружелюбно к такому поведению.

В этом смысле праведный Симеон актуален для сегодняшнего дня. Он оказывается близок нам, с одной стороны, простотой своей жизни. С другой стороны, своим стоянием в христианской истине.

Говоря о подвиге праведного Симеона, я хотел бы обратить внимание на одну деталь его жития, она мне представляется важной для сегодняшнего времени. Сейчас в обществе мы очень ориентированы на успех, на то, чтобы быть первым в тех или иных делах, на какое-то сверхдолжное воздаяние за свой труд, часто не столь великий. Праведный Симеон был мастер своего дела, хорошо шил шубы с нашивками. Это ремесло могло приносить ему очень приличный доход, он мог жить безбедно, потому что был хорошим мастером. Но, как повествует житие, он оставлял работу чуть недоделанной, и хозяин уже мог в принципе доделать все сам. Он принимал поношения от хозяина и иногда не принимал оплату за свой труд. Люди сердились и его выгоняли, потому что он не сделал работу хорошо.

Сознательный отказ от воздаяния за сделанное, сознательное принятие поругания за хорошую работу, отказ от тщеславия даже в малой толике – все это очень диссонирует с современным состоянием жизни, такое поведение кажется странным в определенном смысле. Но это и заставляет задуматься, насколько часто мы сосредоточиваемся на мирской славе, мирском успехе, достижении временных целей и насколько важно вечное, а не временная похвала или какой-то успех, которые сейчас есть и в этот же момент проходят, исчезают. Вот разница.

Если мы посмотрим на его подвиг и обратимся к сегодняшнему времени, глубоко задумавшись, то его служение, хотя он жил в XVII столетии и ловил рыбу на берегах реки Туры, оказывается очень актуальным для сегодняшнего дня. Потому что он заставляет нас задуматься и переставить акценты с суетности этого мира на более глубокие и вечные смыслы.

Мы знаем, что память святого Симеона отмечается три раза в год. Почему так сложилось?

– Первый день памяти – 31 декабря. В этот день в 1694 году преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков) объезжал епархию и приехал в село Меркушино, где из земли вышел гроб праведного Симеона, и уже началось почитание праведника. Эта могила была известна, к этому гробу уже приходили, и, собственно говоря, почитание началось немного раньше. Но 18 декабря 1694 года преосвященным Игнатием, тогда Правящим архиереем Тобольской епархии, произошло освидетельствование мощей, и это как бы момент церковного удостоверения и прославления праведного Симеона. Тогда не было формальной процедуры канонизации. Она, конечно, была к общероссийскому почитанию, и уже прославлялись святые на Соборах, но процедура только складывалась. А к местному почитанию святые прославлялись постановлением Правящего архиерея.

Поначалу митрополит Игнатий отнесся к этому с недоверием, потому что участвовал в комиссиях по канонизации святых, осматривал мощи, был экспертом, как бы сейчас сказали, в этом вопросе. Но потом было несколько удостоверений чудес, которые описаны им в житии (житие написал он). На обратном пути из Верхотурья митрополит Игнатий снова заехал в Меркушино и еще раз поклонился мощам.

Отец Иоанн Никулин (он занимался жизнеописанием митрополита Игнатия) говорит, что в вещах, что остались после его смерти, была частица мощей праведного Симеона, которую он привез в Москву. То есть он глубоко почитал праведного Симеона.

Вторая дата памяти – 25 сентября – была установлена в 1704 году. По благословению митрополита Филофея (Лещинского) было совершено перенесение мощей праведного Симеона из села Меркушино в город Верхотурье, в Верхотурский Николаевский монастырь. Это произошло 12 сентября 1704 года. Эти дни памяти праздновались до недавнего времени.

Третий день памяти – 25 мая – возник уже в последние десятилетия. Дело в том, что мощи праведного Симеона были изъяты и находились в запасниках музея. Иногда их выставляли в экспозицию антирелигиозного музея. Был забавный случай, он даже описан на страницах печати. Один антирелигиозный музей хвастался, что после того, как были выставлены мощи праведного Симеона в экспозицию музея, посещение музея возросло. И они поставили это в заслугу своей атеистической работе, потому что было кратное возрастание посетителей музея. Но на самом деле это паломники приходили поклониться мощам праведного Симеона. В начале 30-х годов мощи убрали, и они хранились в музее скрытно.

В 1946 году архиепископ Товия хлопотал о том, чтобы мощи передали Свердловской епархии, но это не удалось сделать. Получилось это сделать в 1989 году. В апреле мощи праведного Симеона были из музея переданы епархии, а 25 мая торжественно принесены в храм на Елизавете, то есть состоялось явление мощей праведного Симеона верующему народу. Это третий праздник, который был установлен. По благословению Святейшего Патриарха он внесен в календарь в начале 2000-х годов. Но этот день почитался на местном уровне, владыки служили у мощей, когда они были в храме на Елизавете в Екатеринбурге и потом, когда в 1992 году они были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь и обрели свое место там, где им и должно пребывать.

Мы кратко изучили биографию, житие святого праведного Симеона, но все равно, наверное, у наших зрителей остались вопросы. Посоветуйте, что можно еще почитать, чтобы узнать о нем больше.

– Что можно почитать о праведном Симеоне и о других святых Екатеринбургской епархии? Есть очень хороший сборник, подготовленный сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря, – «Жития святых Екатеринбургской епархии». Там собраны жития всех подвижников благочестия, всех святых, одвизавшихся в нашей епархии. Это очень назидательное чтение. Там есть и житие святого праведного Симеона Верхотурского. Начать следует, наверное, с этого сборника.

Сейчас почти все пользуются сетью интернет. Можно найти его житие на сайтах и Верхотурского Николаевского монастыря, и Ново-Тихвинского женского монастыря. Полагаю, что и на сайте Екатеринбургской епархии есть сведения о святых.

К 30-летию перенесения мощей праведного Симеона в Верхотурский Николаевский монастырь (напомню, в 1992 году это состоялось) Екатеринбургская епархия издала календарь на 2022 год, и он как раз посвящен праведному Симеону. В этом календаре опубликованы и достаточно пространное житие праведного Симеона, и акафист святому. Календарь с материалом о праведном можно найти на сайте Екатеринбургской духовной семинарии в разделе изданий семинарии. Все желающие могут скачать его. Там не только житие святого праведного Симеона и акафист, но и много другой полезной информации.

Раз Вы заговорили о «Екатеринбургском православном календаре», можно сделать анонс. Наверняка готовится календарь на 2025 год. Какой теме он будет посвящен?

– В 2025 году – 140 лет Екатеринбургской епархии. Епархия была открыта как самостоятельная в 1885 году. Епископ здесь появился раньше, в 1833 году, когда учредили викариатство. Но викарий – это епископ, который находится в подчинении у правящего епископа. В 1885 году учреждена самостоятельная епархия. Это был уникальный случай, когда на территории одной губернии – две самостоятельные епархии: Пермская и Екатеринбургская. Екатеринбург тогда входил в состав Пермской губернии, был уездным городом, а не губернским. В составе четырех зауральских уездов была учреждена Екатеринбургская епархия, началось самостоятельное бытие. И новый календарь посвящается 140-летию епархии.

140 лет – не такой большой срок для епархии, потому что в Русской Православной Церкви есть епархии, которым более 1 000 лет. С них начиналось Православие на Русской земле. Но эти 140 лет были очень непростыми, потому что епархия испытала все тяготы XX столетия. Здесь есть свои мученики, свои святые. И, конечно, календарь касается основных вех жизни Екатеринбургской епархии и рассказывает о ее современной жизни. Теперь это митрополия, в ее составе пять епархий. О текущей жизни митрополии в этом календаре тоже можно узнать. Ну и традиционно в календаре есть справки о святых, которые прославлены здесь, входят в Собор Екатеринбургских святых, дни их памяти, тропари им.

Будем ждать скорейшего выхода календаря из печати. Батюшка, спасибо Вам за этот разговор, поздравляю Вас с праздником святого праведного Симеона.

– С праздником! Святый праведный Симеоне, моли Бога о нас!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс