Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1265) → Епископ Скопинский и Шацкий Питирим: Стараться любить врагов...

Епископ Скопинский и Шацкий Питирим: Стараться любить врагов...

№32 (1265) / 26 августа ‘24

Архипастырь

Окончание. Начало в №31, 2024 г.

Владыка, как Вы понимаете слова: И враги человеку – домашние его?

– Мы уже немножко начали об этом говорить. Бес действует через наших близких. Потому что они привязаны к нам любовью. Любовью плотской, не духовной. Еще другое место из Евангелия: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. Действительно, бывает такая любовь чисто душевная, эгоистичная, страстная. Как правило, родителей к детям. Иногда и детей к родителям, но реже. Современные дети особо не почитают родителей. И эта страсть может мешать человеку любить духовное. Особенно часто это касается матерей. Мать не может отпустить свое чадо, хотя оно уже выросло. Дочь вышла замуж или сын женился, и матери мешают и в конце концов разрушают их семьи, потому что не могут отпустить своих чад.

И в большей степени эта фраза о том, когда близкие мешают прийти к Богу. Это было сказано Спасителем во времена язычества. И мы знаем такие примеры из житий святых. Например, великомученица Варвара. Отец собственноручно пытал дочь, причем жесточайшим образом. И ведь он ее безумно любил. Она была его единственной дочерью, на нее он возлагал все свои планы. Она была смыслом его жизни. И вдруг этот смысл уходит: она начинает жить не так, как он хочет, становится христианкой. Она становится изгоем, и ему невозможно было быть отцом такой дочери. И это настолько задело его эгоизм, его самость, что от этой безумной любви и привязанности он резко обращается к чудовищной ненависти и пытает свою дочь, а в конце концов убивает.

Это очень яркий пример, как может перевернуться любовь родителей и ближних. Слово-то одно, а сколько у него воплощений в нашей жизни? В русском языке это одно слово, в греческом больше слов, которые обозначают любовь, – и более высокую, и более низкую, и дружескую, и так далее. Мы выражаем одним словом, поэтому иногда бывает некоторая путаница в уяснении слов Священного Писания. Но основной смысл мы все-таки считываем: когда наши близкие мешают служить Богу или разрушают нашу семью, мы не должны их слушаться. Мы взрослые люди и отвечаем за себя. Родители отвечают за нас, пока мы в их власти, пока маленькие, пока подростки. Как только мы становимся самостоятельными, родители за нас не отвечают, мы сами несем за себя ответственность. И родители должны это понимать. Но, к сожалению, этого часто не происходит.

А как молиться за обижающих нас?

– Главное – молиться. И это самое трудное. Когда тебя обидели, совсем не хочется молиться, искренне не получается. Надо просто молиться: «Господи, дай мне силы молиться за обижающих. Прости, не вмени в грех этому человеку то, что он строит какие-то козни или обидел меня». Просто надо начинать молиться за обижающих, просить у Бога помощи, чтобы это состояние прошло. А когда отпустит, тогда и молиться будет легче. Нужно себя понуждать. Вообще, в нашей христианской жизни всегда нужно себя понуждать. Святые отцы об этом говорили: понуждать себя к молитве, особенно за врагов, за тех, кто нас обижает. Очень легко и даже приятно молиться за благодетелей. А попробуй помолиться за тех, кто обидел, ограбил. Меня недавно оштрафовали, причем ни за что, на огромную сумму, на триста тысяч. И, конечно, хочется рвать и метать, а надо молиться: «Господи, вразуми их, чтобы они пришли в себя». Я сейчас молюсь, чтобы они отпустили нам этот долг, потому что мы не были виноваты. Такие ситуации бывают, и в первый момент сразу возмущаешься и неправильно себя ведешь, но потом начинаешь молиться, и ситуация исправляется.

Мы должны прощать людей, которые нас ненавидят, приносят нам зло. Как научиться прощать искренне?

– Как мы вообще чему-то учимся в жизни? Мы тренируемся. Первый раз не получилось, второй раз не получилось, третий, но с пятого, с десятого получится. Так же и здесь. Надо просто тренироваться. В жизни часто повторяются одни и те же искушения, пока мы не научимся их преодолевать. Одно и то же идет и идет. Мы как бы все время наступаем на одни и те же грабли, пока нам не надоест, пока не набьем себе шишек на лбу этими граблями. Это такая школа. Потом мы научимся прощать, и все получится. А когда мы приобретем опыт прощения, то поймем, насколько нам самим стало легче. Когда мы кого-то не прощаем, нам плохо, мы мучимся, а когда простили, отпустили, то чувствуем легкость, у нас благодать, нас озаряет свет. И понимаешь: зачем мне это мучение, когда лучше сразу простить?

Легко прощать, когда у тебя просят прощения. Гораздо труднее, когда не просят. Но тем не менее надо. «Господи, я хочу простить, хотя прощения не просят, но Ты знаешь все». И главное, чтобы не было внутренней обиды, чтобы она ушла. А если просят прощения, то надо сразу прощать. Сразу. И тогда все будет так, как нужно. Все будет на своих местах.

А можно ли простить без любви?

– Да, у нас так и бывает, сразу же не полюбишь врага. Любовь потом уже приходит (а, может, и не приходит). Иногда бывают такие неприятные для нас люди, что лучше держаться от них на расстоянии. Это совершенно иные по духу люди. И не надо специально навязываться к ним в общение, нарываться на неприятности. Лучше держаться от них подальше. Но, бывает, общаешься с ними по работе. Или в монастыре на послушание тебя с таким человеком поставят (иногда и специально) для того, чтобы ты исправлялся.

Надежда Павлович, написавшая книгу про Оптину пустынь, рассказывала случай про Нектария Оптинского. Был такой известный художник Бруни, его мама поселилась рядом с Оптиной, купив там себе домик (они были дворяне, то есть средства у них были, это было еще до революции), и ходила на службы, окормлялась у отца Нектария.

Проходит неделя-вторая, и батюшка ей говорит: «Ну что, благодушествуешь?» – «Ой, благодушествую, батюшка. Так мне хорошо здесь, в Оптиной». А у батюшки в приемной сидит какая-то монашка. Он говорит: «А это Татьяна, монахиня, пусть она у тебя поживет». – «Ой, батюшка, конечно, конечно». Эта дворяночка, даже не подозревая ничего, согласилась по послушанию. Причем она устраивала у себя дома светские салоны. Там были люди, представители высшего света, которые тоже поселились в Оптиной (это же было модно в конце XIX – начале XX века). Они собирались у нее дома, общались. А с этой монахиней Татьяной у нее сначала были очень дружеские отношения, даже добросердечные. Она открылась ей как-то в беседе, когда у них еще все хорошо было, и рассказала про грехи своей молодости, как она блудила, во всех подробностях.

А потом вдруг между ними черная кошка пробежала (бес очень легко может это сделать). И эта монахиня, которая у нее жила, когда ее хозяйка собрала у себя светское общество, при всех начала рассказывать грехи ее молодости. Представьте, что там началось! Потом они приходят к старцу Нектарию, смотрят в разные стороны. Батюшка все это знает, но он это сделал специально. Специально поселил их вместе, чтобы они прошли эти искушения, друг к другу притерлись, как камушки. В монастыре такое тоже часто бывает, а тут он безо всякого монастыря устроил такое...

Они так прожили год или даже больше, то есть постоянно у них были конфликты, какие-то ссоры – невыносимо было. Она уже сто раз пожалела, что разрешила этой монахине жить у себя, но выгнать ее не могла, потому что старец на это не благословлял. Потом произошла революция, и эта монахиня всю семью спасла. То есть они были настолько не приспособлены к тем условиям, в которых оказались, что, наверное, умерли бы с голоду. Монахиня на каком-то блошином рынке меняла вещи на продукты, на хлеб. У сына хозяйки родился ребенок, ему тоже нужно было питание. Татьяна спасла всю их семью. И потом у них уже никаких конфликтов не было, Татьяна стала родным человеком, членом их семьи, они сблизились. В советское время они уже были не разлей вода.

А батюшка заранее прозорливым взором все это предвидел, что нужно их соединить. Заодно и духовную пользу им принес. Через их вражду вскрылись все их язвы, внутренние болезни. Тогда они были врагами, а потом стали очень близкими, родными людьми.

Так и у нас по жизни бывает, и с близкими тоже: то поругаемся, то помиримся. А к концу жизни уже, глядишь, сидят старичок со старушкой – и такие благообразные...

Владыка, а что нельзя прощать?

– Все надо прощать. Нет такого, чтобы человеку можно было что-то не простить. Господь Бог тоже все прощает, не прощает только нераскаянный грех. Есть такая фраза, но она не про то, что Он не прощает, а просто человек не кается. А так что бы против тебя ни совершили, надо простить. Взять Христа – какой грех против Него не совершили? Это и клевета, и избиение, и предательство, и убийство. И Он всем все простил. Так и мы должны поступать. То есть нет такого греха, который простить нельзя.

А можно простить, но, как Вы сказали, не общаться с человеком, ограничить общение с ним?

– Да, если получается так, что с человеком у нас вообще теряется душевный мир и мы не справляемся с этим. Мы не должны специально устраивать себе то, что преподобный Нектарий устроил этим двум женщинам. Преподобный Нектарий так может, мы – нет. У нас нет такого духовного опыта и дерзновения, как у святых. Поэтому самое правильное, простое и новоначальное действие – дистанцироваться от человека, который тебе неприятен или создает искушение. А еще, как говорится, на расстоянии любить легче. Поэтому лучше не связываться.

Следующий вопрос от телезрителей: «Вразумляет ли Бог родителей, в том числе через приемных детей?»

– Конечно, Бог может вразумить через кого угодно, и не так важно, приемные дети или нет. Но с приемными детьми – особая тема. Это же не родные дети, у них тоже есть наследственность. С ними, конечно, тяжелее будет. Непросто бывает, но с Божией помощью все преодолимо. Обычно приемных детей берут, когда нет своих. И часто бывает так, что взяли приемного ребенка, а потом свои дети пошли. Господь благословил. Да, Господь вразумляет и через приемных детей. Через всех может Господь вразумить.

На Литургии есть такое прошение к Богу: «Господи, спаси благочестивыя». О ком речь? Как понять, кто эти благочестивые?

– Там дальше продолжение было: благочестивых цариц и царей. А сейчас у нас осталось прошение обо всех благочестивых, какие есть. Конечно, в первую очередь это правители. В советское время обрезали это прошение, потому что о представителях советской власти, наших партийных руководителях трудно было сказать, что они благочестивые. И поэтому просто оставили: «Господи, спаси благочестивыя». А имена тех из наших правителей, кто благочестивый, Господь Сам знает.

Как понять, есть ли воля Божия на конкретное дело?

– Волю Божию очень сложно бывает понять. Тут молиться надо. Хорошо, конечно, у духовника, спрашивать благословение. Когда оно есть, тогда есть воля Божия. Но внутренние подсказки тоже бывают. Когда воли Божией нет, дело и не идет, и когда ты его оставляешь, у тебя облегчение, будто камень с души упал. То есть понятно: значит, на это не было воли Божией.

Но как-то искусственно, какими-то умозаключениями или упражнениями, действиями это понять бывает очень сложно, пока до конца не доведешь дело. Бывают иногда и трудности, и препятствия, несмотря на то что воля Божия есть. То есть нужно смотреть: например, начал дело, потом вроде не пошло, немножко как-то отступило. И смотришь, какая у тебя реакция. Если тебе легче стало от этого – значит, нет воли Божией. А если тебе будет плохо – значит, воля Божия есть, тогда надо продолжать.

Еще вопрос, похожий на предыдущий: «Как поступить, когда сомневаешься в правильности выбора решения?»

– Вообще, прежде чем принимать какие-то решения, нужно спрашивать совета. Как говорят святые отцы, хорошо бы, конечно, у священника, у духовника. Подходишь к своему батюшке и молишься про себя: «Господи, вразуми батюшку, чтобы он знал, что мне ответить». И нам самим надо понять, как спросить правильно. Потому что иногда бывает так, что в вопросе уже ответ заключается. Такого не должно быть. Мы не должны так спрашивать: уже все решили, а Вы, батюшка, только благословите. Нет. Нужно действительно спрашивать, какова воля Божия, так поступить или иначе, такое решение принять или нет. И молиться: «Господи, вразуми священника, чтобы он мне ответил правильно, открыл мне Твою волю».

Если священника рядом нет, то можно у ближнего, у благочестивого человека спрашивать совета. Если уж совсем никого нет – спросить у того, кто есть, если бывает критическая ситуация. То есть иерархия такая: в первую очередь спрашивать у духовника, опытного священника и обязательно помолиться: «Господи, скажи, есть ли Твоя воля на это?» И уже по вере вашей духовник ответит, есть воля Божия или нет.

Светлана спрашивает: «Как бороться с гневливостью и раздражительностью?»

– Молчать, прямо заткнуть себе рот. Что такое гнев? Это змея, которая в тебе сидит. Допустим, вот сосуд – и в нем змея. Нужно пробку заткнуть (пробка – это наш рот), и змея от недостатка кислорода там сдохнет. Она сначала там покрутится, повертится, а потом сдохнет. А если мы будем все время давать волю своему гневу, выражать его, то ничего не получится. Не победим эту змею, она так и будет в нас жить.

Следующий вопрос: «Вчера было ровно девять дней со дня смерти моей бабушки. Как научиться отпускать потерю и переживать смерть близкого человека?»

– Это тоже возможно только в молитве. То есть заказывать панихиды и ходить на них, на могилке тоже молиться, свечки ставить. И со временем эта боль будет утихать. Конечно, боль утраты со временем только как-то притупится. Тем более если это любимая бабушка, ее всегда будет не хватать.

Но когда мы молимся за наших усопших, у нас сохраняется общение с ними. Они же не просто куда-то пропали, в небытие канули, они живы. У Бога все живы, только мы с ними видеться не можем, то есть мы с ними как бы в разлуке. И надо понимать, что когда-нибудь мы с ними увидимся. А общаться мы можем с ними теперь через молитву, через поминовение.

Последний вопрос: «Как привести людей, не знающих Творца, к Богу?»

– Только своим собственным примером. Ни в коем случае никому ничего не навязывая. Потому что Бог Сам приводит к Себе. Мы думаем, что сейчас будем красноречиво соловьем петь и навязывать что-то кому-то. Такое агрессивное поведение обычно отталкивает. Как правило, этим занимаются неофиты, горя неофитским огнем. А со временем человек как-то успокаивается и понимает, что бесполезно кричать или что-то говорить.

Но молиться надо, чтобы видели, что христиане – люди честные, справедливые, добросовестные, милосердные, что они меняются в лучшую сторону, а не в худшую. Чтобы изменения в лучшую сторону увидели в нас. И тогда тоже захотят быть такими. И, самое главное, у христиан есть (не всегда, но бывает, особенно после Причастия) мирное состояние души, о котором говорил Господь.

У человека неверующего, страстного, мирского в душе буря, смятение, полное смущение. А когда он приходит к священнику, особенно к монаху, который в келье сидит, четочки перебирает и имеет в душе, в сердце и вокруг себя благотворный мир, то он в эту мирную атмосферу погружается, и ему тоже хочется, чтобы у него был этот мир. Чтобы наконец-то он хоть чуть-чуть отдохнул от своего ужасного смятенного состояния.

Когда человек обретает мир, это производит очень сильное впечатление. И после первой Исповеди и Причастия то же самое бывает. Потом он уже начинает ценить, что у него появилось мирное состояние. Это состояние бывает трудно удержать. Но даже то, что оно может быть, – это уже для человека бывает таким потрясением, что он может свою жизнь повернуть на 180 градусов. Ощущение мира в душе, в своем сердце – это очень важно.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс