Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1265) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Чем люди ближе к Богу, тем ближе они друг другу

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Чем люди ближе к Богу, тем ближе они друг другу

№32 (1265) / 26 августа ‘24

Архипастырь

Владыка, не знаю, как Вам, но мне всегда приятно, когда есть обратная связь от наших телезрителей. Я объединил несколько житейских историй и предлагаю Вам поговорить о любви, ведь любовь – это центральное чувство, которое есть в Православии. Я предлагаю назвать нашу программу так: «Как полюбить?»

– Что ж, давайте попробуем.

Первая житейская история от нашей телезрительницы. Она спрашивает: «Как мне любить человека, если он сильно изменился с момента нашего знакомства?» И далее она говорит о том, что сложно укладывается в голове. Когда они какое-то время прожили вместе, у них сильно заболел ребенок. Мама ребенка очень переживала, что ребенок может умереть. Ее муж, который когда-то был заботливым и нежным, спокойно ей сказал: «Ну, умрет – можно родить другого». И эта женщина спрашивает, как можно любить этого человека в такой ситуации и стоит ли его любить?

– Мы часто выносим суд о ком-то, поняв историю по-своему, по-своему ее истолковав, потому что мы во многом строим свое суждение на основании своих собственных представлений, понятий, а они не всегда бывают объективными. Большая беда для человека, если он ставит свой суд на место суда Божия.

Вот женщина говорит, что ее муж изменился и совершил поступок, который она оценивает как однозначно плохой. Но, если посмотреть поглубже, даже в самой фразе ее мужа можно усмотреть совершенно разные мотивы, и не только какие-то греховные, которые увидела телезрительница, задавшая этот вопрос, но и положительные.

Конечно, такого рода вопросы невозможно решать посредством телевидения, потому что здесь столько разных нюансов и оттенков, что однозначно вынести вердикт, не зная всех тонкостей этой ситуации, зачастую не только затруднительно, но и невозможно.

Чем руководствовался человек, когда произнес эту фразу? Я бы не оценивал ее как однозначно плохую. Возможно, он по-своему, не совсем умело и обдуманно, хотел утешить свою супругу, поддержать ее, видя, как она убивается и считает эту ситуацию безысходной. А ведь все действительно могло закончиться по-разному.

Скорее всего, этот человек переживал внутри за своего ребенка, но если бы и он впал в панику, в истерическое состояние, рвал на себе волосы и проливал слезы, то это вряд ли утешило бы мать ребенка. Может быть, мужчина посчитал, что в данной ситуации ему нужно сохранять видимость полного бесстрастия и трезвенности, думая, что если вдруг в этой ситуации произойдет самое худшее, то для родителей все равно не все потеряно, что это не совсем тупиковая жизненная ситуация. Есть и другие варианты, которые не позволят поставить на жизни крест.

И если речь идет о том, что женщина любила своего мужа, когда он был очень хорошим, и перестала его любить и не знает, как полюбить его снова, то ей нужно задать себе вопрос, на самом ли деле любила она этого человека? Разве мы любим кого-то за какие-то поступки? Разве человек – это набор определенных поступков, каких-то фактов из его биографии? Этот вопрос намного глубже.

А если на место этого человека мы поставим, к примеру, своего сына или свою дочь, которые тоже совершают в жизни разные поступки, часто не совсем приятные для родителей, разве мы перестанем их любить? Церковь учит нас, что грех человеческий и человек – это совсем не одно и то же, и Церковь заповедует нам ненавидеть грех, но любить человека. Иногда правда открывается только на суде Божием, и только тогда осудивший может понять, насколько был несправедлив по отношению к другому.

Наверное, каждый в своей жизни сталкивался с тем, что что-то считал глубочайшей несправедливостью. Вот некто, движимый самыми добрыми побуждениями, хотел совершить что-то приятное, доброе, но был не так понят, не так оценен, его поступок был превратно истолкован, и вместо ответной любви и благодарности он терпел поношение, либо кто-то изгонял его из своей жизни.

Если кого-то действительно любили, разве можно перестать его любить по истечении времени? Я думаю, что нет. С другой стороны, любовь – это не просто чувство, когда мы всем готовы улыбаться. Любовь совсем не в этом. Она невозможна без самопожертвования. Господь говорит: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

Господь возлюбил нас жертвенно. Когда Он увидел, что люди погибают во грехе, оставив Свою Божественную славу на небесах, Он пришел на землю, став Человеком, и в конце концов взошел на Голгофу, на Крест, чтобы пострадать и пролить кровь Свою за них. Вот деятельная любовь! Но такая любовь появляется в сердце не сразу, до этой любви нужно дорасти.

В наших передачах мы часто вспоминаем бессмертное творение подвижника Древней Церкви преподобного Иоанна Лествичника «Лествица» и говорим, что в этой замечательной книге он изложил путь духовной жизни в виде тридцати ступеней. Человек, живущий духовной жизнью, постепенно как бы переходит с одной ступени на другую, более высокую. Вершина же этой лестницы – союз трех добродетелей – веры, надежды и любви, а любовь – вершина этой троицы добродетелей.

Это та вершина, на которой человек уже достигает состояния боговидения, когда Господь Сам открывается ему Своей Божественной благодатью, озаряя его сердце, и это состояние в Церкви называется обожением. Конечно же, достигается эта вершина не сразу.

Если мы видим, что тот, кого мы любим, меняется (и, может быть, не в лучшую сторону), мы не должны отворачиваться от него, переставая его любить. Нам нужно попытаться что-то ему подсказать, нам нужно помочь ему. Может быть, в диалоге с ним нам откроется, что все не так уж и плохо, как кажется.

Другое дело, если случай, который описала наша заочная собеседница, далеко не единственный в совокупности каких-то поступков, говорящих о том, что этот человек меняется не в лучшую сторону, и, возможно, у него на это есть свои причины. Может быть, ему не хватает какого-то тепла или еще чего-то, и это заставило его так измениться.

С другой стороны, иногда в подобных ситуациях виноват не только тот, на кого мы возлагаем всю вину. Возможно, определенная доля вины лежит и на том, кто предъявляет такие обвинения, потому что возникающие проблемы, особенно в семейной жизни, не бывают односторонними, то есть здесь всегда есть вопросы как к одному, так и к другому супругу.

И когда мы говорим о любви к человеку, мы не должны забывать о той замечательной схеме, которую когда-то начертал другой подвижник древности преподобный авва Дорофей. Эту схему мы тоже часто вспоминаем в наших передачах. Авва Дорофей говорил, что Бог, Который есть Источник и полнота любви, находится как бы в центре круга, а люди – на его радиусах. И чем ближе люди к центру, к Богу, тем они ближе и друг к другу. А чем дальше они уходят от центра, тем становятся все дальше и дальше друг от друга.

Когда между людьми возникает недопонимание, когда утрачивается возможность понимать друг друга, входить в ситуацию друг друга? Когда мы разрушаем свою духовную жизнь. Казалось бы, какое отношение имеет наша духовная жизнь к взаимоотношениям с нашими близкими? На самом деле прямое: если мы удаляемся от Бога, то становимся и более далекими с теми, кто по жизни должны быть для нас самыми близкими.

Так вот, наше движение к взаимопониманию заключается не только в том, что мы должны сделать шаг навстречу человеку, от которого удалились или который от нас удалился, но должны сделать шаг навстречу Богу, то есть нам нужно привести в порядок свою собственную духовную жизнь, и тогда мы почувствуем, что становимся ближе и к дорогим нам людям.

И когда в семье возникают конфликты, утрачивается взаимопонимание, духовники иногда советуют этим людям чаще бывать в храме, больше времени уделять чтению Священного Писания. Казалось бы, как это может им помочь? С внешней точки зрения никак. Но если человек приводит в порядок свою духовную жизнь, то вокруг него все начинает выстраиваться в более благоприятном ключе.

У преподобного Серафима Саровского есть известная фраза, правда, сказал он ее по другому поводу, но здесь она тоже может быть применима: стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи. Многие люди пытаются исправить других, кто, на их взгляд, плохо, неправильно себя ведет. Они предпринимают какие-то шаги, чтобы их поучать, каким-то образом наставлять, но своей духовной жизнью не занимаются, поэтому все их попытки остаются безрезультатными.

Преподобный Серафим Саровский этой фразой как бы говорит, что наводить порядок в том мире, где мы живем, нужно с самих себя, со своей духовной жизни, со своей души. И если мы наведем порядок в этом, то потихонечку порядок начнет водворяться и в других сферах нашей жизни, и вокруг нас.

Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 9 августа Церковь празднует память великомученика и целителя Пантелеимона. Расскажите, пожалуйста, об этом святом.

– Святой великомученик Пантелеимон – один из самых известных святых в христианском мире. Православная Церковь чтит его именно как целителя. Когда люди испытывают проблемы со здоровьем, часто они обращаются не только к земным врачам, но и возносят свои молитвы этому святому угоднику Божию, который на иконах изображается с особым ковчежцем и ложечкой в руках, как бы доставая из этого ковчежца некие лечебные снадобья и простирая их к молящемуся ему.

При жизни святой великомученик Пантелеимон действительно был врачом, причем врачом хорошим. Как говорит его житие, секрет особого врачебного искусства святого Пантелеимона, изумлявшего всех его современников, был не в том, что он был очень опытным врачом, но и в том, что он делал все с Богом, с Божиим благословением.

Будучи христианином, святой Пантелеимон, начиная врачевание больного, всегда возносил свою молитву ко Господу, и, наряду с медикаментами, которые он применял, действовал и Сам Господь. Это вызывало зависть коллег целителя Пантелеимона, которые по человеческим меркам, наверное, тоже были неплохими врачами, но, поскольку они были далеки от истинного Бога, их врачевание не было столь успешным.

Движимые завистью, они стали составлять доносы на великомученика Пантелеимона светским властям. Они доносили, что Пантелеимон христианин, то есть исповедует запрещенную в то время религию, и на великомученика Пантелеимона обрушились все репрессивные меры тогдашнего языческого государства.

Святой Пантелеимон был арестован. В подобных случаях арестованному христианину всегда предлагалось отречься от своей веры, а если он отказывался это делать, то подвергался жестоким истязаниям. Если человек стойко переносил все мучения, он приговаривался к смертной казни. Такая же участь постигла и великомученика Пантелеимона. Он был подвергнут жестоким мучениям, во время которых Господь неоднократно являлся ему и укреплял его.

Имя Пантелеимон в переводе с древнегреческого означает «всемилостивый», то есть очень милостивый, преисполненный полнотой милости. Но это имя было дано ему не от рождения. От рождения он имел имя Пантелеон – «подобный льву», так его назвали родители. А вот имя Пантелеимон дал ему Господь, явившись ему незадолго до его мученической кончины, и это имя действительно соответствовало тому служению, которое совершал на земле святой великомученик Пантелеимон.

Святой Пантелеимон был приговорен властями к смертной казни через усечение главы. На том месте, где он был казнен, где была пролита его кровь, выросла маслина, которая после его кончины приносила плоды, подававшие исцеление молитвенно обращающимся к святому великомученику и целителю Пантелеимону.

Часть мощей великомученика Пантелеимона, а именно – честная его глава, есть на Святой Горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, где перед этой святыней несут свое служение русские монахи. В день памяти великомученика Пантелеимона в Свято-Пантелеимоновом монастыре совершается торжественное богослужение.

Частица этой святыни есть и у нас, в Богоявленском соборе города Томска. Она была привезена к нам с Афона благодаря одному монаху, ранее подвизавшемуся на Святой Горе, и хранится в особом ковчеге. Каждую неделю по средам ковчег с частицей мощей святого великомученика Пантелеимона износится из особого хранилища, и мы совершаем перед ним особое молебное пение, во время которого богомольцы могут приложиться к этой бесценной святыне и вознести свои молитвы о здравии святому великомученику Пантелеимону, как это делают люди на протяжении уже более полутора тысячелетий.

У меня есть особая папочка, где хранится много записок, написанных в Богоявленском соборе благодарными людьми за помощь от святого великомученика Пантелеимона после молитвы перед его святыми мощами. Святой великомученик Пантелеимон как в древности, так и сейчас не оскудевает своими милостями и своей помощью людям, которые с молитвой обращаются к нему.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Являются ли святынями книги, например, Новый Завет, напечатанные в светской типографии?»

– Святыней является не бумага, не краска, использовавшаяся для печати, и не типографская машина, которая отпечатала эту книгу. Святыня – сами священные тексты, дело здесь совсем не в типографии.

Другое дело, что Священное Писание должно быть напечатано по благословению церковного Священноначалия. Если это издание чисто светское, то туда могут вкрасться ошибки. Ведь никто не может поручиться за то, что там нет никаких опечаток.

Помню, когда в конце 80-х – начале 90-х годов советская власть рассыпалась, преследования Церкви в нашей стране ушли в прошлое и был страшный дефицит духовной литературы, одна светская типография решила напечатать молитвослов.

Поскольку это была очень востребованная книга, по-видимому, люди решили на этом быстро и хорошо заработать. Но так как делали они это поспешно и не очень тщательно, в молитвослове было огромное количество ошибок, в том числе и ошибок комических, когда священные тексты совершенно теряли свой смысл. Например, в акафисте Пресвятой Богородице вместо слов «рыбы безгласные» (то есть не могут говорить) появилось выражение «рыбы безглазые».

Если какая-то духовная литература, особенно священные тексты, изданы без благословения Церкви, то нет никакой гарантии, что тексты там тщательно выверены. Поэтому нам лучше пользоваться литературой, изданной Церковью. С другой стороны, как я уже сказал, святыней является не сам книжный фолиант, а тексты этой священной книги.

«Если человек отошел в мир иной в великий церковный праздник или во время паломничества по святым местам, можно ли считать это добрым знаком для новопреставленного?»

– Когда Господь призывает человека на Свой суд, Он судит не по тому, когда и при каких обстоятельствах тот скончался. С другой стороны, если Господь попустил кому-то уйти в иной мир в большой церковный праздник, то для верующего это особый знак милости Божией.

На Руси всегда считали, что если кто-то умер в день Светлого Христова Воскресения, то душа его, минуя мытарства, идет прямо в руки Господа. Конечно же, загробную участь человека определяет не только и не столько день его кончины, сколько его жизнь, но для благочестивого христианина, скончавшегося в такой день, это великое благо.

Это же можно сказать, если некто отходит в вечность при посещении святых мест. Для неверующего светского человека это может показаться каким-то неблагоприятным обстоятельством, даже может поколебаться чья-то вера: вот человек приехал с паломничеством в к святыням, надеясь получить исцеление от своих недугов, но вдруг у него случается сердечный приступ и он умирает там, где надеялся получить исцеление.

Для светского человека это может стать крахом, и не только его житейских планов, но и крахом веры, потому что надеялся на одно, а получил совсем другое. Но если он действительно верующий, то для него это великая милость Божия.

Из житий святых мы знаем, что многие святые считали великой для себя милостью отойти ко Господу во время молитвы. Например, преподобный Серафим Саровский ушел в вечность, преклонив колени перед любимой иконой Божией Матери «Умиление».

Мой собрат по семинарии, с которым мы учились примерно в одно время и который впоследствии стал Владыкой Зосимой, епископом Якутским, был моложе меня (ему только-только исполнилось 40 лет), и он имел проблемы со здоровьем. Однажды он совершил Божественную литургию, причастился Святых Христовых Таин, и прямо в храме ему стало плохо. Вызвали скорую помощь, но скорая приехала, когда Владыка уже ушел в вечность.

Кому-то может показаться странным: как это священник, только совершивший службу и причастившийся, вдруг умер? Кто-то даже может подумать: «А может быть, этот человек совершил недостойный поступок, прогневил Бога, и Господь забрал его жизнь именно при этих обстоятельствах?» На самом деле это не так. Великое счастье – уйти ко Господу, соединившись с Ним здесь, на земле, через Причастие Святых Его Таин.

Конечно, на эту тему можно немало рассуждать. Но чтобы правильно на это смотреть, нужно особое видение мира, в котором главное место занимает Господь. Если же Бог для человека где-то на периферии и для него всегда более важны меркантильные ценности, то этому человеку будет трудно усвоить то, о чем я сейчас говорил.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс