Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1265) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Отвращайтесь зла!

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Отвращайтесь зла!

№32 (1265) / 26 августа ‘24

Архипастырь

Владыка, спасибо за то, что Вы пришли к нам. Мы очень рады этому, и наша радость абсолютно искренняя. А разговор наш, как всегда, пойдет о вопросах духовных, и я бы хотела предложить тему «Слово».

Слово в христианстве – одно из имен Сына Божия, и эту драгоценность Господь дал людям, и мы можем использовать ее как во спасение, так и в погибель: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Вот об этом хотелось бы сегодня поговорить.

– Конечно же, слово имеет очень большое значение. Одним словом Господь сотворил весь видимый и невидимый мир: да будет свет, – да будет все необходимое для сотворения этого мира. Слово имеет очень большое значение и силу для всех нас.

Господь изрек для нас Свое слово, чтобы мы им жили, воодушевлялись, наставлялись, чтобы направляли свою жизнь именно словом Божиим. И больше здесь ничего не скажешь, потому что Бог для нас является абсолютно всем, Он Создатель, Творец видимого и невидимого мира. Отсюда нам следует почерпнуть назидание, что слово для нас имеет очень большое значение, потому что и нам Господь может дать созидательную силу, которую мы можем применить для своего блага и для блага всех людей.

Мы воспринимаем слово Божие сердцем, умом, мыслями. Этим словом мы назидаемся, чтобы правильно поступать в тех или иных ситуациях, это слово мы можем сказать и другим людям, чтобы оно благотворно действовало и на них. И это очень важно, потому что слово – большой дар, который дал нам Господь, чтобы мы могли словом укреплять людей в благом делании.

Мы знаем, что Господь говорил Свое слово ученикам, ученики передавали его другим людям, и через слово вера Христова распространилась по всей земле. Это происходит и до сих пор. Слово Божие имеет силу отвращать человека от зла, от греха. И нам очень важно усваивать слово Божие, важно, чтобы оно имело большую силу, чтобы могло воздействовать на человека, отвращая его от зла, от сомнений в вере и так далее.

Мы знаем, что апостол Павел говорил не в премудрости человеческой, он говорил от всего сердца, от всей души, от всей своей простоты, и слово его имело очень сильное воздействие на людей. И мы должны воспитывать себя так, чтобы наше слово было добрым, созидательным.

По слову преподобного Серафима Саровского, ум человека должен «плавать» в словах Евангелия. Апостолы же говорят, что мы должны приобретать разум Христов, разум Евангельский, чтобы говорить не своими словами, но словами, почерпнутыми из Слова Божия. Эти слова имеют большую силу для нашего назидания, нашего освящения и нашего просвещения. Словом мы обращаемся к Богу и просим у Него прощения, исцеления, помощи, словом мы просим, чтобы Господь очистил нашу душу. Когда мы соединяем свое слово с сердцем, с умом, то оно более действенно, чем когда мы просим о чем-то машинально, походя.

Слово имеет очень большое значение для нашего спасения, поэтому нужно ценить слово, ценить наш язык и освящать его Словом Божиим, чтобы он не был испорчен никакими скверными словами, которые сейчас, к сожалению, произносят все, от мала до велика, и даже дети.

А почему мы слышим нехорошие и даже матерные слова от детей? Потому что они слышат их от взрослых, и это очень печально отдается на состоянии детской души. Так бывает потому что люди не воспитаны в слове Божием, они не освящают свой разум, свою душу и свой язык словом, которое Господь дал нам, чтобы мы славили Бога, могли радовать им ближнего своего, чтобы этим своим словом могли нести людям добро, радость, утешение.

Но словом можно и оскорбить человека, и причинить ему всякое зло, и даже убить его. А ведь Слово Божие говорит о том, что нельзя причинять никому зло, нельзя обижать людей. Поэтому очень важно, чтобы мы поняли, что наше слово не для того, чтобы кого-то обидеть, оскорбить, унизить, а для того, чтобы нести добро, ведь Господь Своим словом принес на землю добро, всю красоту нашей природы, да и нас Он сотворил Своим словом.

Созданные словом Божиим, мы прекрасные, добрые, хорошие люди. И мы не должны словом делать себя хуже, чем мы есть. Не должны осквернять свое слово и уходить на сторону, противоположную Богу, – на сторону дьявола, который словом своей гордыни потерял славу Божию, понес наказание от Господа и словом осужден на вечные мучения.

Как мы видим, слово имеет очень большое значение, и мы должны быть внимательными к тому, что говорим, ведь сказано в Священном Писании: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Оправданы мы будем, если слова применяем во благо, а осудимся, если слова наши применяются во зло, когда мы кого-то обижаем, когда говорим скверные слова и так далее.

Сегодня мы слышим, как на фронте общаются наши солдаты и офицеры, которых мы очень любим, за которых молимся, и нам становится не по себе от тех слов, которые они произносят, даже когда радуются своим успехам. И радуясь, и скорбя, они произносят матерные слова, и это очень печально.

Нам всем нужно научиться радоваться добрым словом, потому что доброе слово приносит добро, мир, благословение Божие. А злые слова – они не Божии, а дьявольские, и они причиняют только зло, оскверняя нашу душу. Почему этими словами мы должны служить дьяволу, если мы можем служить Богу для нашего же блага, освящая добрым словом себя и своего ближнего, принося благо себе и другим?

Недобрыми, матерными словами мы оскверняем себя, людей вокруг нас и всю нашу атмосферу. В бесовской атмосфере зла остается совсем мало добра, а святые отцы говорят, что мы должны даже воздух освящать добрыми словами молитвы. Они советуют нам, когда мы остаемся наедине с собой и с Господом, вслух произносить Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», – чтобы эти слова освятили наш дом, чтобы враг рода человеческого не причинил нам зла.

А когда мы видим, чувствуем, что враг борет нас, нужно защищать себя молитвой, словом Божиим, именем Христа Спасителя, чтобы враг не имел к нам доступа. А он имеет к нам доступ, если мы осквернены греховными, нехорошими словами.

Если мы посмотрим вокруг себя, то увидим, что среди нас есть бесноватые. В таких людей вселяется бес, и уже не человек управляет собой, а бес им управляет. Когда в прелесть бесовскую впадал благодатный старец, который жил в молитве и посте, первое, что делали бесы с таким человеком, – произносили его языком самые скверные матерные слова. Матерные слова языком человека, который всю жизнь славил Бога!

Поэтому, если мы слышим, что кто-то ругается матом, мы говорим, что в нем действует бес, что это бесовские происки. Такой человек подражает, служит дьяволу, выполняя его волю, даже если он и не хочет этого делать, и даже если просит прощения.

Человек не может этому противостоять.

– Да, он совсем не может противостоять этому. А мы, получается, добровольно произносим матерные слова, и это очень плохо. Где же здесь наша культура, наше образование, границы нашей нравственности, духовности? Так быть не должно.

Поэтому нам нужно всячески стараться, чтобы мат исчез из жизни нашего общества и остались только добрые слова, освящающие наше сердце, нашу душу, наш разум и наших ближних. Мы призваны к тому, чтобы заботиться не только о себе, но и о ближнем своем, и должны приносить людям добро и радость. А как можно это делать? Только добрым словом, добрым отношением к своему ближнему.

Если вернуться к теме войны, то мы должны понимать, что эта война не случайна. Из истории человечества мы знаем, что войны бывают тогда, когда человек удаляется от Бога. А от Бога удаляют человека, в том числе, и матерные слова, потому что произносящий их исполняет волю дьявола. Мы говорим, что для того, чтобы войны не было, нужно приближаться к Богу, отказавшись от всех греховных привычек, оскверняющих человека, наполняющих его ненавистью, злобой и так далее.

Из Ветхого Завета мы знаем, что богоизбранный народ почитал Единого Истинного Бога, что он вел нравственную жизнь, и нападавшие на этот народ не имели успеха. Но враги старались ввести богоизбранный еврейский народ в заблуждение, в безнравственность и бездуховность, – развратить его. И когда это у них получалось, еврейский народ был побежден, причем неоднократно.

Сколько раз еврейский народ был пленен, попадал и в вавилонский, и персидский плен, но, когда эти люди даже на обломках своего существования каялись и снова хотели вернуться к нравственности и духовности, к чистоте и святости, к которым призывает Христос, тогда Господь опять их собирал в эту страну, и они укреплялись, отстраивали храмы, опять молились истинному Богу. И это повторялось в истории несколько раз. И сколько раз они падали, столько раз Господь наказывал их войнами и неприятностями.

Даже если взять Всемирный потоп, о котором все знают, он уничтожил весь человеческий род, кроме восьми человек. Господь уничтожил людей не потому, что такой злой, а Он уничтожил зло, уничтожил грех, заразу греха, потому что она могла заразить и этих восьмерых, которые еще оставались преданы Богу. Тогда никакого добра на земле не было бы, и смысла жизни на земле тогда бы не было. Смысл жизни на земле есть тогда, когда есть добро, мир, согласие, есть жизнь по воле Божией. Это залог того, что если люди живут на земле добродетельно, богоугодно, то Господь уготовил для таких людей вечную жизнь, вечное благо, вечный мир. И если перенестись уже в Новый Завет, то Христос Спаситель пришел на землю для того, чтобы нас возвести на Небо.

Мы знаем, что Адам и Ева были изгнаны из рая за гордость, непослушание, невоздержание в посте. То есть им там, в раю, тоже дан был пост, но они нарушили этот пост, предали Бога. Они послушались не Бога, а дьявола. И вот за это Господь их изгнал из рая. Но Господь, по Своему милосердию, уже тогда сказал, что будет время, когда Он придет и искупит людей от этого греха, потому что Он знает, что они сами не смогут это сделать. И Он пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы, вочеловечился и принял на Себя грехи всего человечества, вознес их на Крест, омыл их Своей честной Кровью и открыл для нас двери рая.

И теперь все мы можем добродетельно жить здесь, на земле, для добра, для мира, для Бога, для Царства Божия, для вечности. Делая добро, мы тем самым приобретаем благо и здесь, на земле, и на Небе. А если здесь будем укореняться во зле, то смысла в такой жизни нет, потому что после этой жизни начнется жизнь другая, где будут две дороги: одна в рай, другая в ад. И если мы зарабатываем себе дорогу в ад, то Богу это неприятно, потому что Он за нас претерпел крестные страдания, чтобы вывести нас из ада. А мы сами лезем в этот ад, и во второй раз Он не пойдет на Крест, чтобы нас искупить. Он говорит, что если люди не хотят воздерживаться и жить по заповедям Божиим, то есть Книга Апокалипсис, в которой написано, что будет, если человек не хочет жить по воле Божией, а хочет жить по воле дьявола.

Поэтому мы сейчас и говорим о том, что очень важно созидать добро через слово, через добрые слова назидания, а не через те злые слова, которые мы порой произносим. Как я уже говорил, удивительно, когда люди, радуясь, произносят, мягко говоря, плохие слова, слова нецензурные. И скорбят с матом, и ненавидят тоже с матом. Это показатель, какую степень нравственности человек сейчас имеет. Это показатель падения нашего общества в грех. Когда мы радуемся, мы должны говорить добрые слова. Когда скорбим, тоже должны обращаться к Богу со словами: Господи, помоги! А не с матом. И мы должны славословить Бога, благодарить Бога за то, что есть успех в каком-то деле. И в сегодняшней специальной военной операции тоже есть успехи. И мы должны в своей радости не матом выражаться, а сказать слова благодарности тем, кто поступил героически, совершил подвиг.

И, конечно, надо Бога благодарить, потому что героизм совершается не одними силами человека. Это он о себе мнит, что сам все сделал. На самом деле Господь избрал именно этого человека, чтобы он совершил подвиг и спас многих или избавил людей от какого-то зла, от неприятеля. Поэтому благодарить надо Бога, что мы победили, чего-то достигли. А наше поведение – это показатель того уровня нравственности, который сейчас в нашем обществе есть. Очень неприятно это слышать, видеть, и хотелось бы, чтобы слова, которые я сейчас говорю, дошли до сознания каждого человека, чтобы мы жили нравственнее, чище, более духовно. Потому что те слова, что произносят сейчас, это грязь, это зло, это не Божии слова, а бесовские. И поэтому надо от них отходить, к хорошему это не приведет никогда.

Ведь наши солдаты в былые времена, когда была вера, когда умы и сердца людей были освящены верой в Бога истинного, ум был освящен словами Священного Писания, знали Слово Божие, которое Господь нам оставил на этой земле, они шли в бой со словами из Священного Писания. Посмотрите на Александра Невского, Великого князя, святого нашей Церкви. Словами из Священного Писания, из Ветхого Завета, из Псалтири он воодушевлял своих солдат и сам шел в бой. И этими словами он побеждал врага, потому что с ним был Бог. И Бог ему помогал, потому что человек без Бога слабый, а с Богом сильный.

И в этом секрет, почему Александр Невский малой дружиной побеждал регулярную армию западных стран. Они напали на Россию в годы правления святого благоверного князя Александра Невского. Надо читать Писание и взять на вооружение слова из Священного Писания, с этими словами идти на доброе дело, на защиту своего Отечества.

А мы защищаем Отечество от чего? От неверия, от зла, ненависти, злобы, от антихристовой силы. Мы защищаем Отечество от безнравственности, которую нам хотят навязать в нашей жизни, от того безобразия, что на Западе творится, той нравственной испорченности. У нас тоже есть проблемы с нравственностью, но они хотят это еще усугубить, чтобы мы совсем стали безнравственными.

Поэтому сейчас идет война за добро, за мир, за благополучие, за то, чтобы в сердцах наших был Бог, была вера. И эту веру истинную, православную, сейчас защищают наши солдаты и офицеры. Нужно это все понимать. И мы им благодарны за их труды. Но нужно, чтобы и слова их были Божиими, благодатными, и тогда они принесут еще больше сил, больше возможностей побеждать нашего внешнего врага, который хочет нам принести зло.

Сатанизм.

− И сатанизм, да. Поэтому очень важно наше слово, чтобы оно было не в осуждение, не вводило в грех, а служило тому, чтобы народ восстал от греха и жил добродетельно, богоугодно, по заповедям Божиим, потому что заповеди Божии, эти святые заповеди дают нам возможность жить с Богом, для Бога, для Царствия Божия, для вечности, для своего благополучия как на земле, так и на Небе. И мы должны жить с пониманием того, что, трудясь здесь, на земле, совершая добро, мы одновременно с тем, что здесь созидаем атмосферу добра, очень важную для нас, в то же время строим себе Царство Божие на Небе. Два Отечества – земное и Небесное. Мы должны их получить. И Господь так судил, чтобы мы здесь, на земле, готовились через добро к вечному благу, которое уготовил Господь любящим Его. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Каждое посещение Божественной литургии должно укреплять нашу веру

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Мы все знаем, в честь какого события этот праздник установлен – события особенно чудесного на фоне всего того, что происходило во время земной жизни Спасителя. Господь призывает на высокую гору ближайших к Нему апостолов и перед ними преображается, то есть меняется внешне. Он не просто человек из Галилеи, Которого почитали ученики, называя его Учителем, и поражались Его чудесам и словам, но Он – нечто большее, что просто великий Учитель. И свидетелями Божественного присутствия на горе Фавор стали ученики Спасителя, которые увидели рядом с Ним древних пророков и поняли, что это действительно Сын Божий. А ученики были к этому готовы, ведь накануне в Кесарии, недалеко от места, где Господь преобразился, Спаситель их спрашивает: «А за кого Меня почитают люди?» (Мф. 16:15). Стали перечислять: некоторые – за Илию, некоторые – за Моисея, некоторые – за каких-то других пророков, которые были в прошлом, но ныне явились в Твоем Лице. Тогда Господь спрашивает: «Ну, а вы за кого Меня почитаете?» И Петр говорит нечто неожиданное, абсолютно не проистекающее ни от одной из бесед Спасителя. Петр отвечает: «Ты Христос, Сын Божий», то есть Ты Мессия, Спаситель мира. Как же этот простой рыбак увидел в своем Учителе не просто сильного человека, чудотворца, но обещанного пророками Спасителя мира? Господь говорит: «Не плоть и кровь тебе это открыли». Действительно, Божественным Духом обрел это ведение апостол и провозгласил великое свидетельство о том, что их Учитель Иисус из Назарета есть обещанный Спаситель мира.

 
Архипастырь

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Чем люди ближе к Богу, тем ближе они друг другу

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс