Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1263) → Архимандрит Александр (Глоба): Сейте доброе семя!

Архимандрит Александр (Глоба): Сейте доброе семя!

№30 (1263) / 12 августа ‘24

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Протоиерей Игорь Илюшин: О болезнях души

Обратимся к Евангельскому чтению, к тем словам, которые могли слышать в храме. Мы слышали значение притчи о сеятеле. Христос рассказывал притчу о сеятеле ученикам, но те ее не поняли… Христос толкует Сам Свою притчу. В ней мы сталкиваемся с четырьмя типами людей, их Христос ассоциирует с типами земли. Посеянное на плохой почве, при дороге не вырастает, а в духовном смысле лукавый похищает посеянное при дороге, как птицы, которые поклевали зерна. Посеянное в каменистых местах: люди, которые услышали слово Божие, вроде бы готовы его принять, но наступают скорби или гонения, и они отрекаются от слова Божия, сознательно или несознательно, но перестают следовать слову Божию. Третье – когда семя посеяно в терние. Наверное, наиболее актуальный сейчас в нашей стране тип человека, который слышит слово Божие, но под влиянием мирских забот, богатства, роскоши, стремления хорошо и безбедно жить забывает про слово Божие и стремится больше заработать, получить больше удовольствия от жизни.

И единственный успешный тип, когда человек воспринимает слово Божие и его в своей душе взращивает. Очевидно, что первые три типа людей забывают слово Божие, или же они в период гонения от него отрекаются, или же роскошь жизни заставляет их забыть о слове Божием. Очевидно, что такие люди и не стали бы слушать слово Божие. Зачем же Христос тогда рассказывает об этих типах? Важен ведь только четвертый. Надо бы только о четвертом рассказывать.

– Такая проблема существует во всем мире, потому что человек хочет быстро, надежно разбогатеть, решить свои проблемы и жить в свое удовольствие. Наверное, нет нации, которая могла бы представить особенных людей, что были бы освобождены от сладости земной, мирской жизни. Все хотят получить быстро и много.

Почему Христос приводит такое собрание типов сердца (или души) человека? Христос этим не открывает что-то новое, но Он констатирует, что такое есть. Притча носит назидательный характер, и Сам Христос как бы дает ответ, каким должен быть человек со своим сердцем, душой, чтобы слово Божие, которое сеет Сеятель Господь (а сейчас это епископы, священники, катехизаторы), его подготовило. Чтобы почва была разрыхленная, существует целая культура подготовки такой почвы, пригодной для принятия семян...

То есть необходима внутренняя работа над самим собой. Если нужно подготовить, допустим, поле, то его надо очистить от камней, сорняков, сделать так, чтобы это поле было удобрено, то есть либо посеять определенные травы, чтобы удобрить эту почву, либо унавозить ее, но сделать ее такой, чтобы она дала богатый урожай.

То есть здесь нужно смотреть между строк, не просто так эти типы людей существуют. Господь показывает, что есть люди с определенными внутренними проблемами, неподготовленные, живущие мирским, временным, непостоянным. Слово Божие коснулось их, они соприкоснулись с ним, но птицы это склевали (это различные духи злобы поднебесной, различные искушения, они похищают все).

Люди как бы с тернистым насаждением, имеющие различные увлечения душевные, какие-то забавы, что мешает процветать в них слову Божию. Сейчас это молодежь, допустим, которая употребляет наркотики, занимается чтением литературы по оккультизму, склонна к магизму, сквернословию, различным молодежным моментам, что отдаляют от Церкви, от слова Божия. Такой вот тип людей. И в Евангелии он очень подчеркнут.

Но самое важное, что Господь нам показывает: почву плодородную надо подготовить. Она не сама собой образовалась. Над ней поработали, ее удобрили, оформили, то есть произошла культурологическая революция с этим участком. И каждый призван к этому эволюционному процессу, или революционному… как хотите, но это какая-то агрессивная работа над своим «не хочу», над своим «не могу» и над своим «ничего не получится». Надо надеяться на Промысл Божий спасительный, надо оставить свою лень, прибегать к таинствам Церкви, читать Священное Писание, поучения святых отцов. И таким образом взрыхлять свою почву постами, молитвой, доброделанием, милостыней. Эти дела подготавливают определенную почву для того, чтобы в дальнейшем слово Божие, посеянное в ней, укоренилось и принесло результаты.

Давайте обсудим немножко второй тип людей, которые забывают о слове Божии, когда начинают наступать невзгоды. Сложно сохранить в себе слово Божие, когда начинаются разного рода невзгоды. Это могут быть личные скорби, переживания, смерть близких. Часто смерть близких от веры немножко отталкивает. Или это могут быть массовые гонения на Церковь… Имеем ли мы право говорить тогда о том, что люди в таких гонениях, отступая от слова Божия, когда их жизнь подвергается угрозе, поступают неправильно, хотя пытаются сохранить свою жизнь?

– Дело в том, что Господь нам обещает за такой результат вечную жизнь и помощь в обретении Царства Небесного. «Блаженны изгнанные за правду». Христос нас об этом предупредил. Поэтому самое главное для верующего – не иметь страха перед правителями мира сего, перед обстоятельствами, но уповать на волю Божию. Это очень сложно… Взять тех же Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию, когда казнь происходила таким образом, что мать захотела не первой умереть за свою веру, а сначала посмотреть, как умрут ее дочери, убедившись в том, что они умерли за Христа, за Бога, за Истину, а потом и она сама получила мученический венец.

Это показывает нам прежде всего, что человек должен верить в то, во что он верит. Как бы парадоксально это ни звучало. Очень часто бывает так, что некто ходит в церковь, приступает к таинствам, и вдруг какие-то обстоятельства, какой-то информационный вброс злопыхателями Церкви… Понятно, что эта информационная повестка недолго живет, но есть люди, которые клюют на этот крючок и говорят: «Все, мы в церковь ходить не будем, молиться не будем. Оказывается, там все по-другому».

Здесь человек открывает свою глупость и обнажает свое неверие, которое он активно прикрывал личиной особого почитания, особой веры, но произошли обстоятельства, которые открыли истинное положение дел. Нам необходимо работать над собой, чтобы наша вера не была основана на чудесах. Люди фотографиями делятся, рассказами различными, что там чудо произошло, там чудо произошло, там мироточение, там что-то сверхъестественное... И вот этим подпитываются, но забывают о том, что самая главная духовная поддержка и благодатная помощь происходит от тихого дуновения ветерка – ежедневной молитвы, совершения своего молитвенного правила, богоугодных дел, прибегания к таинствам Исповеди и Причастия, к Соборованию, если есть душевные, духовные, телесные недуги. И здесь получает человек определенную помощь.

Но самое главное – это работа над собой. Причем она должна происходить не в определенном формате, когда я от сих до сих должен сделать определенное правило, а потом уже заниматься другими делами, может быть, даже и согрешить в чем-то. Нет. Надо все время растягивать пространство молитвы на весь день, а в дальнейшем на всю свою жизнь, чтобы пребывать в таком состоянии, когда ты думаешь и сердцем, и головой, чтобы не приступать ко греху. Когда лукавый своими стрелами начинает осаждать кого-то различными мыслями, различными желаниями, какими-то движениями, надо включать и сердце, и голову и приступать к молитве, чтобы не идти у него на поводу. Потому что начинает он с малого, а потом человек совершает и большие беды, большие грехи, которые могут привести к тому, что он опять отпадает от Церкви.

И опять бес ввергает такого человека в уныние, да так, что он даже может покончить жизнь самоубийством, то есть совершить такой грех, который уже невозможно исправить. Поэтому надо помнить, что каждый свой день следует благословлять именем Божиим, проводить день с именем Божиим на устах, ложиться спать, призывая имя Божие, то есть необходимо начинать и заканчивать свой день по-христиански.

А начинать нужно с малого, как бы складывая кирпичик к кирпичику, и потом из этих кирпичиков выстроится большое здание. Каждый наш день – это как бы такой кирпичик. Прожили мы день, поблагодарили Бога, и Господь дает нам следующий день. Святые отцы говорят: если Господь посылает нам еще день, нужно приступать к нему с духовной нищетой, с благодарностью, с особым желанием прожить его благочестиво, чтобы завтра начать день следующий.

Если вернуться к притче о сеятеле, как Вы считаете, может ли человек за время своей жизни превратиться из одного типа земли в другой? С одной стороны, понятно, что все мы призваны к тому, чтобы стать той самой доброй землей, которая воспринимает зерно слова Божия и приносит многократный плод. Но нам важно поставить себе диагноз в данную минуту, в данный день, по завершении дня и сказать себе: «Я сегодня был такой землей. Но можно ли завтра мне стать другой землей? И можно ли мне сегодня быть добрым христианином, а завтра поменять слово Божие на роскошь?»

В принципе, я говорю не про определение всей жизни, не про выбор жизненного пути, а про выбор каждого из нас в конкретный день, про наши столкновения с конкретными жизненными обстоятельствами и про то, как мы их воспринимаем.

– Прежде всего нам нужно помнить слова Господа: в чем застану, в том и сужу. И какой землей ты себя ни представлял бы, если имеешь память смертную, помнишь эту формулу, то живется тебе проще и легче. Человек может очень легко перейти из состояния каменистой почвы в плодородную, когда Господь поставит его в определенные обстоятельства.

Если, находясь в состоянии непреодолимой гордыни, озлобления, он сталкивается с определенными трудностями, болезнями, сложными жизненными обстоятельствами, то его сознание может кардинальным образом измениться, и он из тщеславного, горделивого, жестокого превратится в агнца, который захочет изменить все неправильное на своем пути, считая это несовместимым с христианским учением.

Вы спросите, каким образом это может произойти? Когда апостол Павел, гонитель христианства, встретился со Христом, Господь изменил его сердце, ум, сознание, и тот стал совершенно другим. Но сначала, будучи Савлом, он оставил определенный отпечаток в среде иудеев, которые его знали, а после встречи с Христом, после принятия Крещения и благодатной силы Господа Иисуса Христа стал первоверховным апостолом.

Учение Церкви – это переданные через апостола Павла переработанные и дополненные слова Христа. Христос очень много говорил о Небе, о душе, о сердце, а приблизить все это к жизни сумел апостол Павел опять-таки через Духа, Которого послал ему Господь.

Мы не можем сказать, что для Бога что-то может быть невозможным, если даже гонитель христиан стал проповедником Царства Небесного и не побоялся умереть за свою проповедь, потому что ему была открыта вся правда о Царстве Небесном. Апостол Павел знал, что жизнь человека временна и что Господь обязательно примет в Свои обители покаявшегося, ставшего впоследствии верным, надежным Его учеником.

Как Вы думаете, атеизм – это, согласно притче, своего рода один из видов почвы или все-таки кем-то упорно насаждаемая идеология? Может быть, это одно из состояний души человека? Господь не зря отмечает, что человек может быть разным в восприятии слова Божия, и получается, что атеизм – это какая-то временная неспособность воспринимать слово Божие? Или же это некая антирелигия, имеющая какие-то свои основы, а одна из этих основ – это отречение, отвержение Бога?

– Атеисты – глупые люди, противоречащие сами себе, потому что уже давным-давно доказано, что все науки вышли из науки богословской. Всем научным рядом доказательств, изучением проблем занималось богословие. Потом от него отпочковалась философия, а уже от нее – другие науки.

Корень всех научных вопросов заложен в богословии. Поэтому люди, желающие изо- бразить из себя звезду, это всего лишь отблески непонятно какого огонька, который, может быть, где-то и сверкнул. Но называющие себя атеистами, умными людьми, это, как правило, ограниченные, находящиеся в замороженном состоянии личности, которые хотят при помощи самых великих, славных, благодатных явлений на земле – веры, благодати Господа нашего Иисуса Христа – прославиться их отрицанием.

Мы сталкиваемся с явлениями, которые могут подчеркивать и доказывать несостоятельность насмешек, несостоятельность информации, что доносят до нас люди, называющие себя атеистами. Но пусть они попробуют доказать, что Бога нет. И вообще, отрицание какого бога имеется в виду? Здесь, пожалуй, речь идет не об атеистах, а скорее об агностиках, по-нашему – незнайках.

Да, наверное, жесткий радикальный атеизм остался в прошлом, а вот агностицизм – это популярное современное явление. Более того, это очень популярный тренд. Сегодня популярно быть агностиком.

– Но с такими людьми неинтересно разговаривать. Ты предлагаешь тему, а они с нее спрыгивают путем подмены понятий. Формальной логики для них вообще не существует, они живут по какой-то своей логике. То есть в ведении споров, диалогов, дискуссий для них не существует никаких правил.

Мы правильно назвали агностиков незнайками, а с незнайками просто-напросто неинтересно. Можно на них посмотреть, улыбнуться и помолиться за них, чтобы Господь дал им ума, мудрости и благодати, чтобы они почувствовали теплоту Божественного присутствия в своем сердце.

Но можно ли разговаривать с ними, чтобы посеять доброе зерно?

– Посеять доброе зерно – это рассказать о Боге, о том, что Христос Воскрес. Эти люди должны работать над своей почвой. Из-за рубежа приезжали различные псевдохристиане, они привозили свою литературу, чтобы отвлечь, оторвать нас от Православной веры. А мы по-другому исполняем волю Божию, мы работаем на перспективу – сеем зерно, испытываем человеческое сердце, излечиваем человеческую душу молитвой, постом, благодатными таинствами.

Многие, считающие себя христианами только потому, что прочитали несколько стихов из Ветхого Завета, из Нового Завета, из Псалтири, думают, что они уже имеют все, чтобы называть себя спасенными и спасать других. Но когда в жизни таких людей возникают непростые обстоятельства, они обычно отказываются от своих убеждений, ломаются, убегают и принимают другую веру, может быть, даже не христианскую. За таких можно только помолиться; и можно сказать им, что двери православного храма для них всегда открыты.

Скажите, в роли сеятеля могут выступать только архиереи, священники, катехизаторы, миссионеры или мы тоже в чем-то можем быть сеятелями? Имеем ли мы на это право?

– Ну, Вас через таинство диаконской хиротонии Сам Господь призвал к этому.

А прихожане храма?

– Прихожане храма, которые соприкасаются с Божественной благодатью, читают Слово Божие, «Закон Божий», тоже набираются этих семян, – семян веры. А не зная ничего, как будешь сеять семя веры? Что будешь сеять? Можешь сеять только свою глупость. Да, ты будешь сеять семена, но не те, которые нужно. И таких сеятелей очень много. Вот человек посплетничал, и он тоже посеял. Поэтому здесь нужно сказать: освободи свое лукошко от плевел, насыпь в него зерна доброго, нужного для Царства Небесного, и сей его, возвещая Царство Небесное.

Сейчас многочисленные средства массовой информации создают определенный информационный шум. И это не только новостные ресурсы, но аналитические. Появляется все больше и больше людей, которые, благодаря социальным сетям, сайтам, делятся своим мнением без какого-либо запроса. Говоря словами из притчи, люди становятся сеятелями, хотя не имеют для этого ни квалификации, ни определенных прав. То есть они и сеять не умеют, и сеять им нечего. Мы же стараемся взрастить на своей земле доброе семя. А как нам избегать всех нехороших семян?

– Сказано, что почву нужно подготовить, да и сеятель должен быть не наемником, а заинтересованным человеком, который следит за состоянием почвы. Тернии могут и сами вырасти, но могут быть и посеяны, мы же только что говорили с вами о том, что есть люди, сеющие сорную траву.

Естественно, нам нужно проводить определенную работу – ограждать почву, готовую принять семя, использовать средства, которые могли бы уничтожать сорную траву и способствовать нормальному росту полезных растений, нужных человеку для пропитания. Образ семени в притче выбран не случайно. И это семя какого растения, зерно какого растения? Того растения, что дает плод, нужный человеку для того, чтобы прожить определенный период времени. То есть это растение нужно для жизни.

Если бы сорная трава, бурьян, тернии давали жизнь, может быть, они тоже имели бы положительное значение, но в них нет никаких положительных свойств, одна горечь. А если это растение типа дурмана, то можно еще отравиться и умереть. И ведь это растение тоже рассеивается, у него есть семена.

Отец Александр, прошу Вас подвести итоги нашей программы и напутствовать наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры! Я благодарю всех вас за проведенное с нами время. Я еще и еще раз хочу всех вас попросить оказывать посильную помощь телеканалу «Союз». Выберите для себя сумму, которую вы могли бы ежемесячно перечислять телеканалу «Союз», чтобы мы чаще встречались и разбирали различные важные православные темы и несли вам слово Божие.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс