Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1263) → Протоиерей Игорь Илюшин: О болезнях души

Протоиерей Игорь Илюшин: О болезнях души

№30 (1263) / 12 августа ‘24

Беседы с батюшкой

Будем говорить о душевных болезнях. Это не связано с диагнозами, которые ставят в психиатрических клиниках. Хотя, может быть, и можно дойти и до этого через те внешние проблемы, на которые мы не обращаем внимания. Есть такие выражения: душа не на месте, душа ушла в пятки, болит душа. Возникающие проблемы мы пытаемся решить самостоятельно либо понимаем, что это душевное состояние можно вылечить молитвой, посещением храма, покаянием, а, может быть, оно не проходит и в этом случае. Тревога не уходит. В 70-х годах прошлого века была издана одна книга – стихи молодых поэтов, не профессиональных, подростков. И там я прочел стихотворение, откуда мне запомнилось это: «Вывихнул сустав души». Мы знаем, что такое вывих и как он болит, то есть человек так, видать, пережил это: вывихнул сустав души. Понятно, что такая проблема возникает в жизни часто. Что в этом случае можно сделать?

– Душа – некое внутреннее наполнение, так скажем, нашего тела. Внутреннее «я». Это то, что человеку дано Богом и является прообразом Бога. Это разум, наш ум, воля, чувство. И понятно, что Создатель сотворил нас по Своему образу и подобию, уже дав нам заповеди как некую инструкцию к жизни. Если мы эту инструкцию нарушаем, что-то делаем не так, то какой-то крен происходит, мы движемся не в том направлении. Соответственно, душа начинает болеть, как тело начинает болеть, если опять же инструкции по сохранению жизни и здоровья не соблюдать. Точно так же начинает болеть и душа.

И понятно, что душа – не самая высшая составляющая. Самое высшее – дух. Это высшая устремленность к Богу, желание жить по заповедям Божиим. Но бывает, что и душевный человек, можно сказать, сильно не нарушает Богом данные законы совести... Соответственно, он не чувствует, может быть, этой болезни, живет вроде бы нормальной жизнью, его ничего не беспокоит. Но если смотреть в перспективе всей жизни, душа все равно стремится к Богу, ей выход на состояние духовности необходим. И рано или поздно эта болезнь проявляется в душе каждого. Она как раз выражается в том, что, например, светский человек выстраивает ориентиры, может быть, даже и положительные ориентиры: приобрести профессию, стать богатым, знаменитым. И вот идет он к этой своей цели. А наполнения душа не чувствует.

А каждому человеку наполнение необходимо? Вот ставит он перед собой достижение прямых материальных благ и видит: все у меня в порядке, живу правильно, все нормально, меня Бог любит, если я здоров, богат, и все люди рядом со мной тоже богаты...

Вопрос телезрителя: «Христос, когда умирал на Кресте, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. О душе Он ничего не говорил. И Он же не только Бог, но и Человек. Куда отправилась Его душа? Какой-то абсурд получается. Надо решить вопрос с душой. Что это такое?»

– На самом деле Господь Иисус Христос полностью воспринял человеческую природу, и в Нем, как в любом из нас, пребывали и душа, и дух. Единственное, как мы знаем уже из Писания и Предания Церкви, дух главенствует над душою и телом. Устремленность к Богу есть тогда, когда наши душевные состояния, страстные, греховные, покорены духу. Дух выше. Он полностью господствует и над душой, и над телом. Христос как единственный безгрешный Человек, Бог и Человек, этого высочайшего состояния достиг и показал нам, что это возможно. Некоторые думают, что невозможно: мы телесные, плотские, грешные.

Господь показал, что грех можно победить устремленностью к Богу. Господь потом и сказал: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Это возможно. Он Воскрес и Вознесся на Небеса, вознес наше человеческое естество туда, к Богу. В Церкви Христовой мы как раз имеем возможность через таинство Причастия воссоединяться с Самим Господом и получать и исцеление, и утешение, и наполнение духовное. И наш дух начинает в этот момент господствовать уже над нашими душевными свойствами, которые могут быть и болезненными, но, если они покорены духу, мы исцеляемся от болезни греха.

Вернемся к предыдущему вопросу… Каждый ли может ощущать эту устремленность? Опять-таки, если человек хочет материального, он получает материальное. Успех в том числе, денежный и прочий. И все родственники богатые и замечательные. И все хорошо... Тут можно вспомнить Лазаря, историю про персты и так далее… Вопрос: будет ли у него болеть душа потому, что он живет без Бога?

– Господь хочет, чтобы каждый спасся. Мы об этом многократно слышим в Евангелии, что Господь пришел для того, чтобы спасти всех людей. И, конечно же, у каждого есть такая потребность. Мы это видим на примерах жизни многих людей. Например, можно вспомнить ветхозаветного царя Навуходоносора, правителя Вавилона. И он поначалу Бога чтил, даже молился и понимал, что все, что делает, он делает с помощью Божией. Но потом наступил такой момент, что он начал гордиться, думать, что все-таки сам все делает («мое владычество величественное, я мудр»), и он начал превозносить себя. То есть закон почитания Бога нарушил в своей жизни, и произошла душевная болезнь, когда он поверил в то, что сам могуществен, самый великий царь царей. И Господь, желая его спасения, можно сказать, попустил ему болезнь. Но можно сказать, что спровоцировал болезнь сам Навуходоносор. И он впал в жуткое беспамятство... Хотя в этом состоянии стал славить Бога, и Господь вернул его к царству. И он уже славил Бога.

Хороший пример.

Вопрос телезрительницы: «Если душа смущается и не понимает, что происходит (то ли болезнь какая-то у души, то ли искушение), нужно ли анализировать, что что-то сделал не так? Бывает, слишком на себя надеешься, думаешь: вот сейчас разберусь, что сделал не так, и получается только хуже. Либо просто попытаются внушить, что ты что-то сделал, мол, обязательно подумай. В общем, как избежать этой путаницы, найти баланс, чтобы и самому понять, что случилось, не запутаться в этом?»

– Можно сказать, что Сам Господь отвечает на этот вопрос. Он так и говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. То есть наполню смыслом вашу жизнь и принесу в вашу жизнь тишину, спокойствие, радость, ибо кроток и смирен сердцем.

Дальше, можно сказать, как бы маленькие ориентиры даются, каким образом достигается покой: обретением кротости в сердце и смирением. Смирение – это мирное сердце и мирное принятие любой ситуации в жизни. Бывает, мы по амбициям, тщеславию пытаемся нарисовать какие-то ориентиры жизненные, которые должны в нашей жизни осуществиться. Если этого не происходит, мы расстраиваемся. Либо кто-то с нами не так общается, как мы хотим. Либо хотим достичь каких-то высот в карьере, еще чего-то… А если мы будем подходить к этому без определенного смирения, доверия Богу?.. Может ведь случиться не так, как я задумал, как мне это кажется на данный момент. В этом смысле мы должны доверять Богу. То есть иметь смирение, мирное сердце, кротость.

И в этом нам помогают таинства Церкви, надо лишний раз прийти на Исповедь, исповедоваться, причаститься, получить благословение у священника. Может быть, даже посоветоваться со священником. Если мы идем напролом к своей цели, в этом проявляется наша гордыня. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Ни для кого не секрет, что часто душевную тревогу, душевную болезнь мы лечим алкоголем, не говорю уже про наркотики. Бытовое пьянство, некое постоянство в этом греховном деле – это же тоже попытка залечить душевную боль. Вы занимаетесь этой проблемой уже много лет, есть большой опыт общения с людьми, которые так или иначе пострадали от этой страсти. Можете ли Вы сказать о том, что это как раз как замена Бога?

– Да, это суррогат, самая настоящая ловушка от дьявола для человека, легкий путь к преодолению проблемы, что на самом деле еще больше эту проблему усугубляет. И однозначно с христианской точки зрения это решается только трезвостью, трезвым образом жизни. Нельзя обращаться к злому источнику, разрушительному. Он действительно разрушает тело человеческое, приводит к жуткой болезни, к жуткой деградации. Душа, тело и дух принадлежат Богу, они нам даны для того, чтобы мы славили Бога, чтобы Господь в нас пребывал. И в этом смысле мы являемся храмами Духа Святого, сосудами, где должна благодать Божия присутствовать. Если мы себя наполняем злыми вещами, греховными, питаемся от злого источника, мы удаляемся от Бога и находимся в злом состоянии. Мы уже здесь в аду находимся. И если говорим уже о загробной перспективе, мы точно так же себя просто навеки удаляем от благодати.

«Что спиши, душа моя?»

– Да, деятельно не работаешь над собой, деятельно не борешься со страстями, со страстными проявлениями. Соответственно, ты находишься в болезни. Тем не менее мы же все равно веруем во всеобщее воскресение, но эта болезнь так и останется. Поэтому очень важно выстроить перспективу к Богу, этот истинный ориентир поставить. И бывает, что ложный ориентир человек выстраивает, чтобы было полегче. Он всегда ищет путь полегче, чтобы не прямо к Богу, а хотя бы это было какое-то отражение Бога. И проще ему найти кумира, гуру и оттуда уже черпать какие-то, может быть, даже положительные моменты. Но это не истинный свет. Христос нам как раз показал истинный свет, дал Церковь, через нее, через таинства церковные мы можем исцелить наши души и прийти к истинному Источнику – Богу нашему.

Вопрос телезрительницы: «Я живу одна, у меня нет детей. Так случилось, что умерли. Мне уже за 80. И я беспокоюсь о своей жизни, о немощной старости. Стараюсь своим родственникам (у меня племянников много) помочь. Иногда просят, а больше я сама их одариваю деньгами. Но в ответ от них никакой, как говорится, благости я не получаю. И я за это переживаю. Как мне правильно поступать? Стоит им помогать или нет?»

– К сожалению, наш мир несовершенный. Бывает так, что, делая добрые дела и ища обратной связи, мы ее можем и не получать. И понятно, что мы можем по-христиански к этому относиться, но все равно начинаем печалиться, что нет должной обратной связи. Хотя продолжаем делать доброе дело. Но это уже наш путь, который должен быть сопряжен с тем, чтобы мы научились по-настоящему, по-христиански любить наших ближних. Понятно, если уж совсем неправильное и грубое, пренебрежительное отношение, надо от таких людей отходить. А если мы просто не видим должной заботы?.. Сейчас многозаботливое время, когда заняты все. От самых маленьких детей до людей преклонного возраста. Все чем-то заняты. И эта многозаботливость не дает возможности действительно проявить какую-то любовь, позвонить человеку лишний раз. Это не значит, что они пренебрегают вами. Просто они, скорее всего, решают какие-то важные вопросы в своей жизни. И, конечно, надо на них смотреть добрыми глазами.

Вот пример был у Антония Великого, который молился Богу и спрашивал, есть ли еще великие праведники на земле. Не превозносясь, он спрашивал, объективно, и Господь ему показал, что есть. Сапожник в Александрии, живший прямо в центре города, никого не осуждал, даже видя людей, которые очевидно шли на злое дело, он ассоциировал их с добрыми людьми, идущими в храм Божий помолиться. Вот такое доброе устроение души Господом принимается как добродетель великая, как доброе, милостивое сердце. Понятно, что мы немощны, можем обижаться. Один старец говорил, как справляться с обидой. Тебя обидел кто-то, возьми картофелину, положи в сумочку и носи с собой. Обиделся на другого человека – еще одну картошечку туда положи. Этот человек послушался старца и носил сумочку с картошечкой с собой. А потом из этой сумочки стало пахнуть, потому что начался процесс гниения картошки. Он пришел к старцу и сказал: «Я уже не могу носить эту сумку с собой». И старец ему ответил: «Так и не носи, избавься от нее».

Внутри у нас происходит то же самое. Когда держишь обиду на кого-то, можно сказать, что твоя страстная составляющая души как бы начинает подгнивать и болеть. Это и есть болезнь, только мы не чувствуем запаха гниения, мы чувствуем дискомфорт, боль. А что нам болит? Говорят: «Болит комок страстей, страсти наши болят». Иоанн Златоуст сказал, что лечить эту боль нужно еще большей, более значимой даже в мировом пространстве болью.

И сейчас таких болей много.

– Да. Но прежде всего мы должны думать о страданиях Христа, о том, что Господь пострадал за всех нас. Размышления о страданиях Господа Иисуса Христа исцеляют наши болезни, и мы постепенно избавляемся от этой сумочки.

Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Я слышала, что в последние времена будет много душевнобольных. Скажите, будет ли это зависеть от того, какой была жизнь человека – тяжелой или спокойной? Или же это будет зависеть от других причин?»

– Действительно, в наш век информационной, интеллектуальной перегруженности некоторые просто не выдерживают. Возникают болезни, которые уже должны лечиться медикаментозно, но это несколько другая тема. Но у любой, даже такой болезни, все равно присутствуют зачатки грехов.

Существует такое понятие, как беснование, оно попускается Богом. Бывает, что человек, несущий на себе крест беснования, на самом деле огражден от греха мира. Несмотря на то, что в нем живет бес, он все равно ходит в храм Божий, с трудом, но подходит на Исповедь, причащается. И можно сказать, что такие люди достойно несут свой крест как попущение Божие и исцеляются от болезни своей души.

Я бы еще вспомнил Христа ради юродивых, их при жизни называли безумцами, сумасшедшими, начиная от Василия Голого и заканчивая Ксенией Блаженной.

– Да, но они совершали свой великий подвиг по благодати Духа Святого. Конечно, это очень редкое явление, тем не менее оно есть в Церкви Христовой. Мы преклоняемся перед величием людей, которые всему миру показывали, что они безумцы, чтобы отречься от видимого почитания, от благополучия, от каких-то благ. Они терпели множество невзгод, но от Бога получали духовную награду за такое свое отречение от мира.

Ксению Блаженную практически всю жизнь считали безумной, а не Христа ради юродивой. То есть общество должно было понять, кем на самом деле она являлась, через какие-то чудеса, происходившие по ее молитвам. Так и современному человеку, чтобы излечиться от душевных невзгод, тоже необходимо вмешательство Бога, когда Он даст понять, что пора уже выбираться из тьмы и идти к свету.

– Основное отличие таких людей – святость, духовная чистота. Можно даже сказать, что Христа ради юродивые как бы избрали для себя состояние ребенка, такая у них была детская чистота, чистое сердце. То есть они могли делать вид, что в пост едят мясо, а по ночам молились, клали поклоны, носили кирпичи на церковную колокольню и накладывали на себя великие подвиги, которые впоследствии были явлены.

Только вследствие этого уже можно сказать, что благодать Духа Святого присутствовала на этих людях, и Господь действовал через них – исцелял, что-то предсказывал и так далее. Можно сказать, что Сам Господь жил в них, потому что они полностью отреклись от своего, от служения себе. Своими душами, своими телами они служили Богу, в них господствовал Дух, и они уже действительно были храмами Духа Святого.

Можно бесконечно долго говорить на тему наших душевных болезней. Но давайте подведем итог, как это можно преодолеть.

– Только обратившись ко Господу нашему. Важно понимать, что главное дело Господа Иисуса Христа – чтобы человек получил обратную связь от Бога. Когда мы молимся, это, образно говоря, некое наше сообщение Господу, а обратная связь от Него – таинство Причастия, когда мы принимаем Тело и Кровь Христа и Господь начинает в нас пребывать. Если мы будем регулярно исповедоваться и причащаться, то благодать Божия будет в нас действовать, и наша душа будет выздоравливать, исцеляться.

Как говорил Иоанн Кронштадтский, помолишься, исповедуешься, и вновь Господь дает некое пространство в душе. Отец Игорь, благословите наших телезрителей.

– Божие благословение всем нам на исцеление через Причастие Таин Христовых!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс