Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1263) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Избегайте крайностей!

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Избегайте крайностей!

№30 (1263) / 12 августа ‘24

Архипастырь

Владыка, давайте поговорим немного на отвлеченную тему, но я думаю, что неважных тем в нашей программе не бывает. Я назвал эту тему так: «Предметы роскоши». Скажите, что, на Ваш взгляд, в нашем современном мире можно считать роскошью? Есть ли здесь какие-то границы?

Наверняка то, что 20 лет назад считалось роскошью, сегодня просто обыденность. Например, если мобильный телефон когда-то считался диковинкой и был только у «новых русских», то теперь это чуть ли не предмет первой необходимости. Что все-таки в нашем современном мире верующий человек может считать роскошью?

– Я думаю, что как в современном мире, так и десять, и сто, и тысячу лет назад роскошью всегда считалось и считается некое излишество. Мобильный телефон до поры до времени считался роскошью не потому, что эта вещь совершенно излишняя, а потому, что тогда она стоила дорого, и позволить себе это могли далеко не все люди.

В наших передачах мы неоднократно вспоминали слова известного ученого, исследователя, богослова, искусствоведа отца Павла Флоренского: «Я не знаю ни одной хорошей вещи на свете, которая вместе со словом „много” не стала бы отвратительной». Когда у человека чего-то слишком много либо есть что-то слишком дорогое, выходящее за рамки его потребностей, то в какой-то степени это можно отнести к предметам роскоши.

Благочестивый человек должен стремиться к скромности во всем – в одежде, обиходе, в быту, в обращении с ближними. Это позволяет избегать крайностей, а, следовательно, впадать в роскошь. Скажем, если человек выбирает какую-то вещь, он должен ответить для себя на вопрос, для чего она ему.

Если, например, есть два аналога какой-то вещи – отечественного и зарубежного производства и они по качеству, по каким-то показателям вполне соответствуют друг другу, человек все же стремится приобрести импортную вещь, и не потому, что она удобнее или практичнее, а потому, что его коллеги, сослуживцы, соседи или родственники скажут: «О, какая у тебя хорошая вещь!»

Помню, как в начале 90-х годов, когда Советский Союз распался и железный занавес между Западом и Востоком исчез, на территорию бывшего Советского Союза хлынули товары из-за рубежа, в том числе и товары продовольственные в очень красивых, блестящих, ярких упаковках. Тогда нам казалось, что это образец того, какими должны быть продукты.

Когда в продаже были подобные продукты питания отечественного производства в обычной бумажной упаковке, человек предпочитал иностранную продукцию только потому, что из-за этой яркой обертки она выглядела лучше, привлекательнее.

Со временем мы поняли, что наши отечественные продукты качественнее, безопаснее и полезнее, чем импортные продукты в ярких упаковках. Это же можно сказать и о непродовольственных, более значимых товарах. И если сейчас человек приобретает ту или иную вещь, он делает это не в погоне за роскошью, а из соображений необходимости.

Но бывает, что он приобретает какую-то вещь для того, чтобы раздувать свое самомнение, свою значимость: я – обладатель того-то и того-то. В наше время я от многих слышал, как люди стремятся приобрести какие-то гаджеты – очередную 5-ю, 25-ю или 45-ю новую модель мобильного телефона и так далее, тратя огромные деньги.

Но разве прежняя модель гаджета не удовлетворяет тем потребностям и нуждам, которые имеет этот человек? Конечно же, в новых версиях есть дополнительные функции, но вряд ли в повседневной жизни они понадобятся, если только он не профессионал в этой области.

У многих людей – обладателей новомодных телефонов, я замечал лишь одну цель, с которой они его купили. Чтобы показать его кому-то из своих знакомых и сказать: «А у меня последняя модель!» Ну, очень хорошо, что это последняя модель, но она уже явно является предметом роскоши. И здесь дело даже не в стоимости, ведь когда мы говорим об излишествах, предметом роскоши может быть и что-то очень дешевое, но излишнее.

Но предметом роскоши может не быть что-то дорогое, если это действительно жизненно необходимо. Например, жилье. Понятно, что квартиры, даже самые скромные, стоят значительно дороже, чем гаджеты. Но если человек собрал деньги и приобретает квартиру, то она не является предметом роскоши, потому что ему она жизненно необходима.

Говорят, скромность украшает человека, и она должна быть присуща всем нам. Это тот верный ориентир, который позволяет нам не заблудиться в жизни и не совершать необдуманных поступков не только с духовной, но и с прагматичной точки зрения.

Правильно ли я понимаю, что благочестию человека нисколько не повредит, если он, выбирая себе автомобиль, предпочтет машину иностранного производства, оснащенную автоматической коробкой передач, потому что ею удобнее управлять?

– Если в мозгу у тебя засела дилемма – покупать иностранную машину или нашу, то я думаю, что здесь заложено нечто неправильное. Человек должен задаваться другим вопросом – для чего ему нужна машина? Если машина нужна, чтобы передвигаться по городу, то нужно выбирать качественную, чтобы с ней было меньше проблем в случае ремонта.

Если этим требованиям отвечают и наши, и иностранные машины, то между ними нет никакой разницы. Здесь человек ориентируется в том числе на свои финансовые возможности. Но если он рассуждает так: «Обязательно куплю иностранную машину, ведь если куплю нашу, мне будут говорить, что я езжу на не очень престижной машине». А что значит – машина престижная или непрестижная? Если она качественная, если меньше проблем с ее ремонтом, то почему бы ее и не купить, даже если она и отечественного производства?

Я довольно часто встречался с таким явлением, что наши вещи куда более прагматичные и служат дольше, чем какие-то иностранные. В свое время я приобрел холодильник белорусского производства, хотя мне упорно навязывали холодильники западного производства. Этот холодильник служит уже, наверное, лет двадцать, ни разу не был в ремонте, и он вполне меня устраивает. Одновременно со мной мои знакомые приобрели холодильник западного производства, и он уже многократно ремонтировался.

Поэтому здесь не должно быть ориентиров – наше или не наше. Это как бы некое проявление нашей ущербности, последствие того, что нашему народу долгое время внушали, что все наше плохое, никуда не годится, а все иностранное хорошее. На самом деле это далеко не так.

Ни для кого не секрет, что нас, православных, нередко обвиняют в том, что в наших храмах слишком много роскоши, и приводят в пример храмы других конфессий, куда заходишь и видишь голые стены и одну маленькую иконочку, и все молятся. Почему же в наших храмах столько роскоши?

– В наших храмах я вообще не вижу никакой роскоши. Ведь что такое роскошь? Роскошь – это когда человек пользуется тем, что ему не нужно. Если же мы говорим о храме, то это уже роскошь храма Божия. Во все времена человек для Господа, для храма отдавал все самое лучшее.

Что же в храме считается роскошным? Старинные иконы, написанные давным-давно преподобным Андреем Рублевым? Сейчас они стоят не миллионы и даже не миллиарды, потому что нет таких денег, которыми можно было бы оценить эти древние иконы-раритеты. Когда иконописец их только написал, они были недорогими, но люди хранили и берегли их веками.

Что-то другое в других местах никто не сберегал, и такой роскоши нигде не осталось, а в храмах все это осталось, оно передавалось из поколения в поколение. И когда через чудотворные иконы либо через какие-то другие святыни люди получали помощь от Господа, то из благодарности они отдавали храму все самое лучшее, что у них было, поэтому святые чудотворные иконы веками украшались дорогими окладами и прочим.

Когда в храме мы смотрим на все это, мы видим, что здесь совсем не роскошь, а проявление благодарности многих и многих поколений людей той или иной святыне. Поэтому то, что иногда воспринимается как роскошь, на самом деле роскошью не является. Человек всегда отдавал самое лучшее тому, что касается богослужения, что касается Господа, и благодаря этому его душа возвышалась.

Мы помним картинки из прошлого. Например, старинную русскую деревню с обычными деревянными домиками, среди которых возвышается кирпичный храм Божий. Конечно же, отличавшаяся от других строений церковь Божия не была предметом роскоши или излишеством, она не служила гордыне человеческой, а была жизненно необходима.

Когда где-то появлялся храм, вокруг него сразу же начинала развиваться жизнь. Все мы знаем, что город Томск получил свое начало с указа Бориса Годунова, повелевшего не только построить здесь крепость, но воздвигнуть в ней храм во имя Святой Живоначальной Троицы. На этом фундаменте и начал созидаться наш город.

Мне думается, подобного рода вещи не должны рассматриваться в этой плоскости – роскошь это или не роскошь, потому что это вещи совершенно другого порядка.

Можно ли сказать, что когда люди говорят, что в храмах роскошь, все это от лукавого? Мы же читаем в Евангелии, как Иуда сказал о том, что не нужно было тратить деньги на миро, а лучше было бы отдать все нищим, и в итоге Иуда оказался предателем. По-моему, это из той же серии.

– Я не берусь судить, как это можно было бы расценивать. Я думаю, если человек считает, что он должен жить в роскоши, а храм может быть и в каком-то сарае, то это в корне неправильно.

В Библии есть другие ориентиры. Например, царь и пророк Давид еще в ветхозаветные времена сделал своей столицей Иерусалим, и там для него был построен дворец, и это его уязвило (хотя дворец – это громко сказано, современная археология свидетельствует, что по нынешним меркам он был достаточно скромным). И царь Давид воскликнул: «Как так? Я живу в доме, а Господь пребывает в палатке, в шатре! Нужно построить храм, достойный Господа!» Замечу, что тогда Иерусалимского храма еще не было, ветхозаветная Церковь использовала храмы-скинии. По сути, это были большие сборные палатки, разделенные на три части, их евреи переносили с места на место после выхода из Египта, шествуя по пустыне и затем войдя в Землю обетованную. И такой храм был построен.

Я никогда не слышал от верующих, что в храме Божием есть что-то излишнее. А если об этом говорят какие-то люди, которые в храме никогда не были, либо они заходят туда как гости, то им ли судить о том, как должно быть в храме Божием?

Обычно такие дискуссии начинают люди других конфессий.

– Люди других конфессий пусть вначале посмотрят на себя. Но мы не будем никого осуждать.

Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 28 июля Русская Православная Церковь отмечает память святого равноапостольного Великого князя Владимира, в Крещении Василия. Почему именно его называют равноапостольным? Да, он был крестителем Руси, но ведь все началось с его бабушки Ольги.

– Равноапостольная княгиня Ольга стремилась к христианству и приняла веру Христову, она способствовала тому, чтобы вера Христова потихонечку распространялась и по лицу Русской земли.

Но если говорить о начале христианства на Руси, то на самом деле оно связано и не с княгиней Ольгой, потому что еще почти за сто лет до Крещения Ольги, в 860 году, Константинопольская Патриархия внесла в список епархий Русскую епархию. То есть еще при Патриархе Фотии на Руси была своя епархия, было христианство.

Мы знаем, что начало развития христианства связано с походом к Константинополю князей Аскольда и Дира, когда наши далекие предки были готовы ограбить и разорить этот город. Тогда по благословению Патриарха Константинопольского был совершен крестный ход, и ризу Пресвятой Богородицы, хранившуюся в Константинополе, с крестным ходом принесли к берегу Босфора и опустили в воду, призывая помощь Божией Матери. Внезапно началась сильная буря, которая разметала корабли русов, и наши предки воочию увидели силу Божию и силу заступничества Пресвятой Богородицы, и многие из них вернулись на родину уже христианами.

Мы знаем, что святой апостол Андрей прошел через русские земли и посеял там первые семена христианства. На юге нашего Отечества, в Причерноморье, где было много греческих колоний, также существовали христианские приходы.

С князем Владимиром связано бурное развитие христианства в русских землях. Когда князь Владимир принял Крещение, это был не просто всеми уважаемый человек, но он был главой русских земель, и на пример главы смотрели многие его подчиненные, которые ранее либо по боязни, либо по нерешительности не были готовы сделать этот шаг. Вдохновленные примером своего князя, они также стали подвигаться к принятию веры Христовой, поэтому при князе Владимире христианство стало распространяться очень интенсивно.

Началось распространение христианства с Киева, где прошло массовое Крещение киевлян, затем эти процессы продолжились и в других регионах. Так Русь стала по преимуществу христианской, хотя и до этого христианство на Руси присутствовало. Мы считаем князя Владимира равноапостольным, потому что он не только способствовал принятию христианства русскими людьми, но и всячески заботился о духовном просвещении своего народа.

Князь Владимир был инициатором не только строительства храмов, но и создания при этих храмах училищ, библиотек. Одной из таких церквей была Десятинная церковь в Киеве, князь Владимир обеспечил ее всем необходимым для того, чтобы выполнять миссию просвещения русского народа.

В день памяти князя Владимира мы всегда празднуем и день Крещения Руси, и этот праздник в настоящее время не только церковный, но и государственный, потому что это событие на самом деле стало поворотным событием в истории нашего государства, оно определило духовный код нашего народа.

Русский народ, ставший православным, обрел опору в жизни, и эта опора помогла ему выстоять в самых тяжелых обстоятельствах, ведь нашему Отечеству не раз угрожала явная погибель. Это было и во времена половцев и печенегов, и во времена монголо-татар, когда был написан памятник древнерусской литературы «Сказ о погибели земли Русской», автор которого неизвестен (считается, что он южнорусского происхождения из Северо-Восточной Руси).

Потом были Смутные времена, когда Москву захватили интервенты, и казалось, что русской государственности пришел конец. Но всякий раз, опираясь на Православную веру и обращая свои молитвы к Богу, наш народ выходил из трудных ситуаций. Так что выбор князя Владимира и Святой Руси в пользу Христа стал основополагающим. И весьма справедливо, что праздник Крещения Руси – общенародный праздником, вне зависимости от того, насколько люди религиозны.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Всякий раз, когда у меня получается регулярно молиться, на ум приходят какие-то посторонние мысли, соблазны, теряется молитвенный настрой. Как с этим бороться?»

– Вопросы, связанные с тонкостями духовной жизни, лучше обсуждать не в телепередаче, а со своим духовником. Ведь ни один врач не возьмется лечить больного через телепередачи.

Но если говорить в общих чертах, то сосредоточенная молитва дается человеку не только по его желанию. То есть мало сказать самому себе: «Сегодня я постараюсь собрать свои мысли и молиться сосредоточенно». Мысли будут рассеиваться, пока ум не приучится к молитве, а для этого нужно много потрудиться.

Святые отцы говорили, что молитва в своем развитии имеет несколько уровней. Начинается все с собирания помыслов на словах молитвы. Помыслы наши рассеиваются, но мы пытаемся собирать их на словах молитвы, которую произносим, они снова разбегаются, но мы снова их собираем. Такой труд уже подвиг, за который Господь благословляет человека.

Со временем молитва становится более внимательной и сосредоточенной. Я не говорю о такой степени развития молитвы, когда она входит в сердце человека и он уже молится внимательно и сосредоточенно не только в состоянии бодрствования, но даже во время сна.

Но если человек сразу же ставит себе задачу: «Вот сейчас я напрягусь и постараюсь, чтобы моя молитва была внимательной», то произойдет некое разбалансирование, что ли, потому что он явно к этому еще не готов. Никто не начинает строить дом с крыши – сначала необходимо заложить фундамент, а затем возвести стены. Так и у молящегося должна быть последовательность в молитвенном делании.

Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому пришла одна женщина с подобного рода вопросом. Она пожаловалась на то, что помыслы ее рассеиваются, и преподобный Амвросий неожиданно для нее обличил ее в грехе гордыни, говоря: «А кто ты такая, чтобы у тебя была сосредоточенная молитва, какую имели только святые угодники Божии? Разве ты столько же потрудилась, сколько потрудились они над молитвенным деланием?» И преподобный Амвросий порекомендовал ей то, о чем я сейчас сказал, – собирать помыслы на словах молитвы, и это необходимое условие начального молитвенного делания.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс