Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1262) → Протоиерей Александр Трушин: Стремись вслед за Христом

Протоиерей Александр Трушин: Стремись вслед за Христом

№29 (1262) / 5 августа ‘24

Беседы с батюшкой

Телезритель пишет, что муж бросил жену и ушел к матери. Та сказала, что на это воля Божия, не надо было жениться. Более того, он забрал жилплощадь и оставил жену ни с чем. В конфликтах приходится выбирать: либо мама, либо жена. И часто выбирают маму. Один мой приятель говорит так, что жена может быть и не одна, а мама все-таки одна, поэтому надо выбирать маму. Что мы можем ответить на этот вопрос? Такие ситуации, к сожалению, встречаются часто.

– Это печальная ситуация и совсем не редкий случай. Сейчас мы часто встречаемся с молодыми людьми, которые немножко легкомысленно относятся к понятию «семья», к понятию «мама» и к тому, что надо отвечать за кого-то. Мне один из командиров пожаловался, что сейчас стало очень трудно подбирать командный состав: люди не хотят отвечать за свои поступки. Это очень показательно.

Это в условиях специальной военной операции?

– Мы говорим о характерах, которые готовятся не к специальной военной операции. Общество выковывает мужчин не для этого. Они воспитываются и должны стать опорой, защитой. Но что-то происходит, идет не туда, и мужчины становятся женственными. Если заглянуть в художественную и историческую литературу, может быть, беда в том, что мужчины становятся женственными в периоды мирного времени. И только военные действия становятся жестким фильтром, когда появляются мужчины, проявляющие свой настоящий мужской характер, а женственные уходят на задний план.

Печально еще то, что эта цепочка тянется не в одном поколении. Мы столкнулись с проблемой, что мамы, которые воспитывали своих сыновей без мужей, воспитали их очень женственными, то есть не умеющими отвечать за вверенных им от Бога супругу, детей, они боятся ответственности. Не говоря уже о том, что молодой муж, бывает, повисает на рукавах жены, буквально как еще один ребенок. Сейчас есть такое, и это очень печально. Но будем надеяться, что трудности воспитают настоящих мужчин из тех молодых мальчиков, которым внушают, что они только и должны, что окончить институт, получить хорошую профессию и сидеть в офисе в белой рубашке, ничего не делая за хорошие деньги. И ни за кого не отвечая. Хочешь – женишься, хочешь – не женишься. Это буквально против Бога.

В венчальных молитвах мы слышим слова: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Сейчас этого соединения не происходит. Было ли это раньше? По-стариковски хочется поворчать, что реже. Сейчас сплошь и рядом. И что самое удивительное: мужчины на эти замечания еще и обижаются. Не соглашаются, что виноваты и не потянули (такое самооправдание), а обижаются.

Хотелось бы, чтобы Православная Церковь воспитывала людей, которые могут практически применить свою веру. То есть не только знать наизусть Евангелие и историю иконописи, не только читать псалмы или акафисты. Теоретических знаний у человека может быть очень много, а по жизни при этом он ничего не делает из того, что знает.

Хорошо делают те батюшки, которые буквально требуют практического применения. Вот ты ходишь на Исповедь и все время жалуешься, что поругался с женой. Один раз поругался, другой. На третий раз батюшка говорит, что если еще раз услышит, что ты не промолчал, не воздержался, а опять поругался, то он не благословит к Причастию в ближайшее время. Думаю, должно подействовать. То же самое касается и женщин. Ты Евангелие читаешь? Читаешь. Слышишь его в храме каждый раз. Будь добра – примени на практике.

Мы читаем: если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло. Почему я должен каждый раз на Исповеди от одних и тех же людей выслушивать, что они зависли в телефоне, по три часа смотрят сериалы, не могут оторваться? Евангельские слова о чистоте ока ни о чем тебе не говорят? Не может быть, чтобы человек, ходящий в храм, ни разу не вспомнил: «Господи, прости мне, какая стыдоба! Сижу и развлекаюсь. Смотрю и смотрю. Помолиться мне некогда, помочь по храму пойти некогда, потому что все время у меня уходит на сериалы». Если вспоминаешь, что сказал Господь, и не делаешь этого, значит, борешься с этим. Тебя не касается, что Бог говорит? Почему ты борешься с Его словами и заветами? И после этого называешь себя христианином?

...Конечно, нужно, чтобы мужчины учились брать на себя ответственность за вверенную им жену. Но на чужой роток не накинешь платок. Хотелось бы, чтобы и тещи, и свекрови держали язык за зубами. Особенно мамы сыновей. Чтобы не потакали своим сыновьям ни в разводах, ни в каких-то нападках на жену. Это было бы очень хорошо. А дальше уже, как Господь покажет.

Тем более обидно, когда эти люди являются прихожанами храмов. То есть это не посторонний светский человек, который не знает этих правил. Наверняка у этой мамы тоже есть духовник, которому она расписала какая безобразная жена у ее сына.

А есть ли смысл это рассказывать? Ведь уже сын выбрал, ушел. Какая дальнейшая роль матери, когда сын женился? Какие обязанности у свекрови или тещи в этом моменте?

– Нужно, чтобы мамы не совали нос в молодые семьи. Но они не могут удержаться: пытаются корректировать, воспитывать...

А в каких случаях можно вмешаться?

– Ни в каких случаях не надо. В конце концов, думаю, у жены тоже есть голова на плечах, и она вполне может повести себя правильно, согласно той ситуации, которая создалась в семье. По опыту видно, что если в семье произошла ссора, то муж с женой всегда помирятся, а если туда влезли мамы с обеих сторон, то будет сильный раскол.

Все усугубится.

– Конечно. И зачем? Священники говорят, что роль родителей только помочь чем-то. Посидеть с детьми, пока супруги пойдут погуляют. Или поддержать финансово. Мы тоже уже об этом говорили. Вот только такая положительная роль: чем-то помочь семье.

И вновь можно вспомнить немало семей, которые рассказывают, как благодарны маме, которая появлялась, забирала постельное белье, все перестирывала, переглаживала и через несколько дней приносила все чистенькое, свежее. И так далее. То есть мама вела себя тихо, спокойно, всегда улыбалась, всегда поддерживала. Дети искренне благодарны матери за такое ее отношение к молодой семье. Это очень немаловажно.

Поэтому хорошо бы нам читать Евангелие, особенно тем людям, которые не первый год в храме и уже очень большого мнения о себе. Чем дольше ходишь в храм, тем более требовательно ты должен относиться к самому себе. Не к окружающим, а к самому себе. И чем больше человек возрастает, тем более строго он должен вести себя именно по отношению к самому себе. Это было бы очень хорошо. И тогда было бы видно, что этот человек ходит в храм: по тому, как тихо он себя ведет, не участвует ни в каких ссорах, пьянках, матерщине. Сейчас людей очень захватывают теоретические знания и неумение применить их на практике. Очень хотелось бы, чтобы все мы научились этому.

Как богословие: оно должно быть жизнью, иначе ты просто говоришь слова.

– Согласен.

Вопрос от телезрителя: «Какие последствия от грехов, в которых уже принес покаяние? Может ли грех, который ты совершил в отношении людей (принес им какое-то зло, печаль), сказываться на личной, семейной жизни, на детях? Или покаяние снимает все? Попускает ли Господь такому человеку оказаться в подобной ситуации? Особенно если при этом он старается попросить (у кого можно) прощения, делать добрые дела. Все равно идут какие-то нестроения. Как этого избежать? Как жить с этим?»

– Прежде всего не надо лезть в волю Божию. Мы не знаем, какой момент, какой путь выбрал Господь, чтобы мы вразумились, перевоспитались и наше покаяние было истинным, а не словесным. Понятие «покаяние» у многих наших современников путается с понятием «исповедь». То, что ты перечислил, не значит, что принес покаяние. Это значит, что исповедовался.

Покаяться – это прежде всего изменить свое поведение, изменить форму своего мышления. И уже обладая новым мышлением, начинаешь делать первые шаги, добрые дела. Тогда будет покаяние.

А добрые дела – дело нешуточное. Это не один раз принести кому-то батон хлеба и пакет молока. Когда начинаешь делать добрые дела, нечистый дух так восстает, что тут же появляются люди, которые начинают тебя осуждать, завидовать и так далее. Человек, делающий добрые дела, очень хорошо чувствует нападки нечистых духов. И тут покаяние должно проявить себя в том, что ты не ропщешь на них, а считаешь нормой. Раз есть нападки нечистых духов, значит, действительно делаешь что-то нужное. Если ты всем люб и никто никаких нападок не проявляет, значит, происходит что-то не совсем то. Значит, где-то у тебя лицемерие. Поэтому человеку, встающему на путь покаяния, некогда и нет необходимости перечислять, за что ему то и это. Он просто идет к Богу, старается делать добрые дела, менять свою жизнь, и если что-то происходит, значит, на то воля Господня. Значит, по-другому не получается.

Только что был праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. На что жалуется Павел? Дано мне жало в плоть, ангел сатаны. И он трижды просил у Бога избавить его от такого сатанинского вторжения. На что Господь ответил ему: довольно для тебя благодати Моей, то есть «терпи эти нападки от врага рода человеческого». А почему мы-то не должны терпеть? Почему мы все время высчитываем, что это было за то, а это за это, а теперь все исчерпал и ничего не должно быть? Неправильно это. Господь Сам знает, какими путями нас воспитывать. И может быть, без трудностей и каких-то скорбей мы просто чего-то не поймем. Мы должны принимать это со смирением, терпеливо.

Возвращаемся к Священному Писанию: ибо сила Моя совершается в немощи. Что тут подразумевается? Немощь – это не тогда, когда болезни. Некоторые говорят: «Батюшка, я перенес операцию, но в немощи моей совершается сила Господня». Стоп, это не тот разговор. Немощь подразумевается, когда я хочу справиться с грехом и не могу. Пытаюсь, но грех или какая-либо страсть опять меня борет и одолевает. Я никак не слажу с ней, но стараюсь. Вот это немощь. И тут Господь приходит на помощь, чтобы мы с этой немощью справлялись, могли ее пересилить. Но только с Божией помощью.

И если у меня немощь и я уповаю на Бога, что я буду вспоминать: за что мне это? Какой отчет я буду делать? Это на Исповеди у батюшки мы делаем отчет за неделю, как нахулиганили. А перед Господом никаких отчетов и перечислений нет. Были грехи, покаялся – все, не делай больше этих грехов. Это первая ступень.

А вторая ступень – старайся другим сделать добро, чтобы Господь был милостив к тебе за эти добрые дела. Уже не перечисляем, не кладем на весы, сколько ты сделал до этого и сколько сделаешь потом. Просто стремись вслед за Христом.

Люди нередко начинают перечислять, за что им то или это. Этим отличаются люди малоцерковные. Заскочат в храм, свечки ставят. Потом завязывается разговор, и оказывается, что женщине велели 12 свечей поставить за аборт – и все простится. Она убила человека и хочет за двенадцать свечек это решить. Или, например, знаю женщину, которая регулярно ходит к гадалкам, а потом обязательно приходит и ставит семь свечей, чтобы загладить этот грех перед Богом.

Или вроде люди верующие, причащаются, исповедуются, но еще обращаются ко Вселенной, создают какие-то гороскопы.

– Да, обращаются к солнцу, разговаривают и обнимаются с деревьями.

Злободневная тема – это миграционные вопросы, постоянно происходят какие-то стычки, даже убийства. Один из достаточно известных блогеров написал, что это нашей нации за то, что мы миллионами убивали своих детей. Еще добавлю, что чуть ли не половина абортов происходит из-за того, что мужчина заставляет беременную женщину сделать аборт. Ответственный мужчина такого бы не допустил. Может, эти проблемы и есть следствие нашего безответственного отношения к самим себе? Некого обвинять, надо посмотреть на себя.

– Это больной вопрос. Думаю, на этом этапе надо обратиться и к врачам, которые принимают молодых мам. Уже не один год просматривается тенденция, когда врачи, разговаривая с беременной женщиной, убеждают ее сделать аборт. Это омерзительно. Они, наоборот, должны ей помогать. У меня был один напряженный разговор с таким врачом. Она говорит: зачем ей еще дети? у нее и так двое. Буквально перед нами была мусульманка, ее в коридоре ждал муж с детьми, их пять или шесть. Я поинтересовался, советовали ли и ей сделать аборт. Врач замялась, покраснела и оборвала разговор.

Это самый настоящий фашизм внутри нашей нации. Эти люди натянули на себя белые халаты, но остаются фашистами.

Поэтому так дороги те врачи, которые, тем более будучи церковными, всячески поддерживают молодую беременную женщину. Юные будущие мамы, бывает, нервничают, а врач находит успокоительные слова, проявляет к ним доброе отношение, и потом рождаются прекрасные дети.

Это очень непростой момент. А ведь некоторые врачи, которые дают советы про аборты, тоже ходят в храм, ставят свечки, бывают на Исповеди. А некоторые мамы тоже дают своим дочерям советы делать аборт. «Квартирка маленькая, один ребенок уже есть. Зачем вы будете еще рожать?» Что ж ты борешься с собственным родом, с собственной семьей? Что происходит в голове этой матери? Почему не давали советов насчет абортов, допустим, в течение войны, после войны? После 1945 года рождаемость была прекрасная. Упадок наступил потом, но не в 1945 году, не в 1947-м. Даже если что-то происходило или мужа убивали на войне, матери всячески помогали своим дочерям. А что сейчас происходит с людьми? Что за убеждения такие появились? В том числе и у старых матерей.

Некоторые из них сейчас приносят покаяние.

– Покаяние, что они заставили дочь сделать аборт? Хорошо, когда покаяние. Только ситуацию уже не исправишь.

Можно отговорить других.

– Только так. Если не дал родить своим детям, то хотя бы поддержи других. Постарайся как-то загладить свою вину перед Господом. Надо искать пути исправления, искать милости в глазах Божиих.

Вот так выстраивается цепочка. Аборты связаны еще и с мамами, и с папами. С мужьями, которые боятся потерять комфорт или какую-то долю дохода. Так он себе пива купит или накопит на машину, а тут придется ребенка одевать, обувать. Ему не хочется расставаться со своим комфортом. И это будет называться культурой народа? Или мы будем говорить, что Господь в гневе потом не даст развития такому народу? Есть такое в истории. На примере народов, о которых сказано в Ветхом Завете, мы можем много такого увидеть. Те народы, которые проливали кровь своих людей, потом переставали не только развиваться, а исчезали с лица земли. Поэтому наше самомнение, что мы Святая Русь и так далее, – это хорошо для красивых картинок.

В чем святость Руси? Есть какая-нибудь статистика, как определить процент истинно верующих людей? Я слышал, что их около 2,5 процента. Кто-то проводил такой опрос, и критерием был не сам факт Крещения, а как часто люди причащаются. И выяснилось, что раз в месяц причащаются около 2,5 процента людей от общего количества объявивших себя христианами. Все остальные крестились – и забыли дорогу в храм.

Просто даже не ходят в храм. Что из этого складывается? Духовность – это вера людей, когда они говорят, что есть Божия воля и они по ней живут. А нравственность – это более низкая ступенька, чем духовность. Но мы видим безнравственность. То есть внешне человек может быть и аккуратно одет, в костюме и галстуке, но он абсолютно безнравственный. Как и атеисты были: преподаватель университета, но убежденный атеист, человек, который приносит разрушения в духовную жизнь.

Тема абортов непростая, и она охватывает не только ту категорию женщин, которые их совершили, а всех людей, связанных с ними. А мы все связаны друг с другом, то есть это проблема всего народа. Мы помним 90-е годы, когда наша страна вырвалась на уровень ведущих мест по количеству абортов в мире (даже не в Европе, а в мире). Что это? Бездуховность, безнравственность? Вот оно – практическое Евангелие: размышления того же мужа, или мамы, или свекрови беременной женщины. «Я читаю Евангелие, хожу в храм. Дочка (или сноха) забеременела, посоветовать ей сделать аборт или примириться с этим? Будем жить тесно, в квартире будет больше шума, но я не пойду против Бога».

Вот тут это проверяется, а не потом, по прошествии года или двух, когда приходит эта мама и говорит: «Грешна, два года назад убедила дочку сделать аборт». – «Прости меня, но ты же в храм ходишь уже двадцать лет. Почему ты два года назад советовала дочке сделать аборт? Значит, твои предыдущие восемнадцать лет в храме ничего не дали? Тогда чего ты здесь стоишь и глазами хлопаешь?» Должно быть вот такое вразумление. Что-то должен человек понимать. Какое-то должно быть влияние на людей.

«Посоветовала? А теперь думай, как ты будешь просить у Бога прощения». – «Я акафист почитаю. Я решила в монастырь съездить». – «Не надо ехать в монастырь. Подумай, как ты изменишь свое поведение». Дай Бог, чтобы со временем таких людей становилось меньше. Действительно, Русь поднималась и расправляла свои крылья именно как Святая Русь.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс