Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1262) → Священник Олег Патрикеев: Сила и слабость человека

Священник Олег Патрикеев: Сила и слабость человека

№29 (1262) / 5 августа ‘24

Беседы с батюшкой

В чем сила, в чем слабость? В этом вопросе мы попытаемся разобраться. Отец Олег, когда мы говорим о силе, вспоминаются всякие поговорки. Сила есть – ума не надо. Слабый человек вообще ни на что не способен, потому что он слаб. Если вспомнить школу и фильмы, в которых пропагандируется сила, то в школе, например, кого называют уничижительно ботаником? Это гуманитарий, который, может быть, даже хорошо что-то знает, но он очкарик и слабый. Сильный человек – футболист или баскетболист... Конечно, он пользуется успехом у девушек в классе. А слабый человек и есть слабый. Что с него взять? Но этот парадокс, бывает, и разрушается, когда оказывается, что слабый человек может быть и сильнее в каких-то важных вещах. В чем же сила и в чем слабость человека? Может ли это совмещаться в одном человеке? И культ этот, может быть, не имеет никакого смысла, если мы подключаем к этому вопросу вечность.

– Вы, как всегда, подбираете темы, которые очень интересны в том плане, чтобы разобраться в самом себе. Тема касается души, потому для меня она будет откровением, может быть, какой-то частью Исповеди, ведь все мы прошли через свою слабость, страхи, прошли через Покаяние (те, кто пришел к Богу). И этот момент преодоления своего эго стал победой и силой в нас, новым этапом нашей жизни.

Но до этого момента мы должны немножечко отмотать обратно и посмотреть само свойство человека, его антропологию, чтобы понимать, что есть сила в человеке. Есть сила мышечная, сила ума, сила воли, сила духа. И это все может даже не совпадать в одном человеке. Но, думаю, все равно мы должны начать с Адама: кто есть человек? И тогда мы можем взглянуть на первообраз всего человечества, увидеть в нем вот эту силу, которая является его свойством, свойством человека. Что такое свойство человека? Это его предназначение. Мы можем взять любой предмет, лучше всего свечу, свеча тоже имеет три состава, как и человек (если взять антропологию христианскую: дух, душа, тело). Так и свеча имеет три составляющие: обработка сот пчелками, тонкая ниточка – душа и огонь, который зажигается. И вот когда эти три состава вместе работают, свеча получает свое предназначение. Она получает свойство свечи, заложенного в ней потенциала. Она может быть просто палочкой, пока не загорелась, но когда она возжигается, то может встать перед иконой, может освещать. И тогда она сильна.

Вопрос телезрительницы: «У меня такая беда к старости: не хватает терпения. А из-за этого и раздражительность, и уныние, и беспокойство. И я понимаю, что у меня нет терпения. И нет твердого понимания этой мысли, когда Господь говорит: не бойся, Я с тобой. Как мне обрести это? Я обращаюсь, конечно, к Иисусу Христу и Матушке Богородице. Как мне набраться терпения?»

– Терпение – это свойство воли. Воли души в первую очередь. В человека вообще терпение заложено Богом, особенно в женщинах есть даже порог терпимости, терпимости боли, болевой порог, который для мужчин просто далек... Терпение заложено в нашу антропологию. И у нас есть поговорка: Христос терпел и нам велел. Если мы не можем терпеть другого человека, то это уже духовная проблема. Это наша греховная составляющая. Адам был бессмертен и безгрешен, у него не было возможности грешить, потому что он не знал, что такое грех, а значит, не знал последствий греха.

Мы живем уже в матрице греховной, которая что-то диктует нам, и мы рождаемся во грехе, как говорит об этом святой Давид, с грехом первородным, который передается по наследству. И последствие этого греха мы называем нетерпением, нежеланием, нелюбовью... То есть можем перечислять эти слова с приставкой «не», опознавая это как последствие болезни всего человечества. Мы болеем этим. У детей, например, сопли текут у каждого второго. Но это не значит, что надо просто что-то закапывать в нос – и на этом все. Это последствия болезни. Надо сходить к врачу. Либо сходить к батюшке узнать, почему ребенок ведет себя странно, не слушается маму, не одевается в холод... То есть он совершает грех, хотя его не видно. А грех непослушания не оставляется безнаказанным, без последствия. Не надел шапочку, поэтому сопли потекли. И мы лечим непослушание. Нам надо найти точку отсчета, откуда идет грех, откуда болезнь.

Так и про нетерпение: надо узнать, к кому оно относится. К близким, родным, к дальним, к телевизору, к собачке, погоде. Что вас не устраивает? И вот тогда вы поймете причину: во всем этом кроется нехватка любви, потому что раз нетерпение уже произошло, то человеческая любовь закончилась. То есть у вашей любви, которая в вас заложена Богом, кончился источник. Как у батарейки кончилась зарядка, когда она не может ничего дать. Надо подзарядиться. А как подзарядиться? Это уже опыт совсем другой, духовный. Это и покаяние в том, что не хватает любви к ближнему, и Причастие, и так далее. То есть это все таинства церковные, которые восполняют, восстанавливают человека, тот образ Божий, который был заложен в Адаме явственно. Он этот образ носил как икону. Он был иконой, был отражением образа и подобия Бога. Только отражением пока.

Вопрос телезрителя: «Простить, попросить прощения – это удел сильного человека, но почему-то в обществе это считается слабостью».

– Да, как раз по теме. Абсолютно правильно. Я уже сказал, что закон этого мира, который лежит в грехе, во зле: сила есть – ума не надо. Даже финансовая сила, власть – это большая сила. Если человек этим пользуется не во благо человечеству, она начинает быть разрушительной. Так вот, естественно просить прощения, это духовный опыт: примириться с человеком. А зачем примиряться с человеком, который тебя обидел? Даже руку подать тому, кто тебя обидел, оскорбил, не принято в нашем обществе. А в обществе Иисуса Христа это от обязательств. Потому что есть молитва «Отче наш», которую мы читаем каждый день (прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим). Без этого мы не имеем прощения от Самого Бога. Поэтому это формула, о которой мы должны не просто заботиться, а она должна быть впереди всех наших жертв. Пока мы не примирились с ближним, которого обидели, который нас обидел, жертвы наши (хоть в свечах за пять копеек или за тысячу рублей) не будут приняты. Потому что ты не сделал самого главного в своей жизни: не примирился с человеком. А значит, не примирился и с Богом. Это опять же формула спасения. Поэтому, как говорится, надо спешить примириться со всеми. Почему на смертном одре призывал человек всех близких, родных? Он спешил с ними примириться. И испрашивал у всех прощения перед постом, как мы испрашиваем это в Прощеное воскресенье. Для чего? Да, может, ты умрешь в пост, а без прощения другого человека даже не то что Царства Небесного не увидишь, тебя и к вратам не подпустят.

Не увидишь Царства Небесного как своих ушей. Вот такую поговорку можно придумать. Поэтому примиряйтесь с близкими, переступайте через свое эго – и увидите результат примирения, а значит, и силу действия Святого Духа.

Для меня всегда был особым примером Николай Сербский. Известно его смирение, причем даже перед теми людьми, которые пытались его всячески оскорбить. Он ходил пешком, ему устраивали всяческие козни, но он совершенно не раздражался и никогда никого не осуждал. Или отец Иоанн (Крестьянкин): уж он-то, наверное, мог обидеться на власть, ведь сколько времени он провел в страшных застенках... Но он все время пребывал в радости, хотя здоровья у него не было. И примеров таких можно привести невероятное количество. Но при всем при этом я не могу сказать, что в нашем обществе культивируется сила духа, скорее – сила силы. Что мы можем противопоставить этой пропаганде?

– Она началась не вчера и не закончится до последних дней нашего мира. Гордый Денница вложил гордость в основу всех страстей в человеке. Можно опять вернуться к Адаму, чтобы увидеть всю хронологию действия греха в человеке. Потому что без этого мы будем видеть в человеке только грех. А мы должны понимать, что Адам был безгрешен, значит, образ и подобие, которые в нем были заложены Богом, каким-то образом есть в человеке. В нас этот образ заложен глубоко и таинственно; в Адаме он светился...

Мы должны проследить, как грех вошел в человека. Мы ведь наследники греховного состояния Адама. Если бы мы приняли от него силу духа, которую он имел, и благодать, которую он имел, мы не нуждались бы в спасении, нам был бы не нужен Новый Адам. Но мы знаем из Писания: было сказано еще в раю Адаму и Еве, что родится от семени жены Тот, Кто сотрет главу змия. Это Новый Адам, Который победит гордыню Своим смирением. Победит как Человек. Как Бог Он мог бы легко все расставить по местам, сделать, так сказать, общую перезагрузку, чтобы начать все сначала. Но было бы то же самое, потому что у человека есть свободная воля. Но даже в раю Бог полностью доверял человеку, Он отдал ему во владение весь мир, всю Вселенную, всех животных. Это было полное доверие.

Предательство Адама, которое произошло в раю, – это уже было распятие Христа. Это было первое предательство. И мы должны понимать, что значит человек падшего состояния. Мы видим прекрасного маленького ребеночка, но в нем уже заложен такой ад! И диву даешься, как Бог может изменить человека посредством церковных таинств и приобщения к Церкви.

Вопрос телезрителя Александра из Санкт-Петербурга: «Я хотел бы выразить свое мнение, что сила человека, Богом данная, – в его хотении, желании. А слабость человека – в его плоти: дух воюет с плотью. И еще я хотел бы вернуться к вопросу о талантах по Евангелию от Матфея, который задавал ранее. Я имел в виду талант видения греха и приобретение не количественных талантов, а онтологических. Ведь если человек видит свой грех, он может приобрести противоположный по значению талант».

– Про таланты – прекрасное откровение, очень интересное. Потому что на самом деле человек кающийся является как раз здоровым человеком. А человек, которому покаяние не присуще, неизвестно, – духовно больной. Это диагноз не мой, это диагноз выбора человека: человек сам выбрал смерть, а смерть – это болезнь, это слабость телесная, слабость духовная, слабость веры.

Что интересно, Господь ведь не рассматривает наши силы, Он выбирает немощное. Иногда Он выбирает человека, который презирается в обществе, и награждает его дарами. Каким образом идет этот отбор – только Богу известно. Мы не можем сказать: «Выбери меня». Хочешь быть начальником всем? Тогда сегодня ты будешь рабом: вот тебе оковы. Человек думает: «Но я не хочу быть рабом, я хочу быть начальником!» Нет, дорогой мой, начальник тот, кто раб всем; ты всем будешь угождать, тогда будешь начальником.

То есть в христианстве все наоборот. Точнее, это правильно, а то, как мы живем, – это, наоборот, изнанка. Сатана, дьявол вывернул наизнанку нашу жизнь. Наша духовная жизнь глубоко спрятана, а раскрыты призрачные богатства. Все бегают, ищут то, что нужно на потребу сегодняшнего дня (может быть, и завтрашнего дня). А основным делом – поиском самого себя – человек забывает заниматься: кто я в этом мире? зачем родился?

После того как человек был выгнан из рая, он искал не только смысл жизни, а искал свое имя, пытался увидеть себя, какой он есть. Но ведь поиск самого себя означал и поиск Бога. И естественным образом человек стал выдумывать себе богов, ему нужно было ощутить, что он не одинок. И тут же рядом сатана, который этих богов человеку уже придумал. А самый лучший бог – это сам человек.

Мы знаем религию коммунизма (если назвать это религией как поиск какого-то счастья на земле), когда человек стал богом без Бога. Об этом и говорил дьявол Еве: будете как боги...

И пока не родился Христос, все человечество было в полной тьме. Кто-то искал Бога. Избранный народ, Израиль, искал Бога. Были пророки, предвещавшие пришествие Мессии, но мало кто их услышал. И сейчас проповедь наша не так сильна, чтобы изменить что-то. Очень трудно...

Вот вы спросили, бывает ли в человеке сила и слабость одновременно. Мы можем почитать у Достоевского, как в одном человеке может быть веяние Духа Святого, а через какое-то время человек разочаровывается и становится пособником дьявола. Как выбрать срединный путь, который нас не поколеблет ни вправо, ни влево? Как говорят святые отцы, рассуждение – наивысший и лучший дар Божий.

Так вот, действие греха стало настолько сильным, что человек стал бояться смерти. Это естественно; мы все боимся смерти, и никто из нас не хочет умирать. Смерть грешников люта. Поиск Бога – это поиск бессмертия. Человек в поисках Бога может найти истину, которая освободит его от страха смерти.

Несмотря на то что мы молимся, стараемся вести себя более-менее, все равно через все наше хорошее пробивается тот самый плотский человек, который вдруг становится сильнее самого лучшего в нас. Бывает такое?

– Часто. И, наверное, эта борьба и есть тот подвиг человека, который будет награжден не только в веке будущем, но и в настоящей жизни. Эта борьба подразумевает делание нового человека, поиск нового человека в себе. В нас есть ветхость, которая проявляется в каких-то страстных, желательных функциях нашей воли, когда начинают побеждать плотские вожделения. Дела плоти известны, как говорит апостол Павел; это прелюбодеяние, обжорство и так далее. Но есть плоды Духа Святого, добродетели, к которым человек стремится. Даже побуждение себя к молитве, к чему-то доброму уже идет в зачет, потому что человек этого хотел.

Бывают разные моменты. Бывает, что отпевают человека, который готовился ко Крещению, хотел этого, был оглашенным. Многие крестились своей кровью, когда были убиты за веру. Они не были крещены, но Дух Святой уже действовал в них. То есть действие Святого Духа побуждает человека сопротивляться ветхому человеку. Это борьба, которую, как говорил Федор Михайлович, ведет дьявол с Богом, а место битвы – сердце человека.

Те энергии зла, которые каким-то образом в нас проникают (помыслы, плотские вожделения и так далее), иногда нас побеждают. Иногда Бог попускает этому быть. Наша жизнь христианская – от падения до падения, а не от выигрыша до выигрыша, как в «Спортлото»: сегодня опять выиграл, снова повезло. «Ой, я сегодня опять всех простил, всех люблю». Нет; чтобы всех любить, надо подвизаться, и тогда Бог даст дар.

Вы говорили об Иоанне (Крестьянкине), других подвижниках. Это были дары Святого Духа, которые Бог дал немощному человеку. У отца Иоанна были сломаны все ребра, пальцы.

И в нем была такая сила духа, которая давала ему благодать всех любить, всех прощать! Его прекрасные слова очень простые, но мы их записываем до сих пор. Когда я веду какие-то программы, говорю его фразы, которые, как птицы Небесные, наполняют зал. Например: «Дети, будьте солнышками!» Всего три слова! Будьте солнышками для всех, сияйте, радуйте людей, хотя бы немножко. Мы не так долго живем на этом свете. Неужели мы должны еще гневаться, разрушать семьи, иметь какие-то страшные и опасные размышления в плане духовном, дескать, верю Церкви или не верю? Это недоверие Церкви. Это страшное отпадение от Бога, которое еще ждет человечество впереди, когда придет антихрист и люди будут отступать от Христа. Это будет страшное время, но, увы, об этом сказано в Откровении. И каждый из нас должен понимать: а я-то готов пойти за Христом? Я-то готов пострадать за истину?..

Принятие врага начинается уже сейчас, а не тогда, когда нам скажут: мол, подпиши, что ты отрекаешься. Нет; если ты уже сейчас в мыслях отрекся от Христа, то уже побежишь и печати ставить, оправдываясь как бы добрыми помыслами: «Мне же надо чем-то кормить детей».

Чтобы что-то выросло, нужен труд, полив, отсечение всяческих сорняков и прочее. Это очень серьезный труд. И тогда действительно можно вырастить настоящий библейский сад. В нашем случае, когда мы говорим о силе и слабости человеческой, даже само размышление на эту тему способствует осознанию себя как личности, которую Господь любит. Потому что если в нас не воспитывать личность, то, наверное, мы и не поймем ничего.

– Личность Христа надо воспитывать в человеке. Потому что та личность, которую мы хотим воспитать в ребенке, всегда будет сопряжена с нашим эго. Мы хотим, чтобы наш ребенок был умненьким, благоразумным, ходил в хорошую школу. Для чего мы это делаем? Чтобы немножко наполнить свое эго. Это естественно, потому что мы живем в эго-мире.

Когда мы начинаем взращивать в себе Христа, видеть в себе какие-то Его зачатки, Его духовные возможности, мы вдруг можем простить. А кто это во мне мог простить? Христос. Прекрасно! Я могу быть милосердным, хотя бы чуть-чуть, немножко – Христос во мне это делает. Я могу дать нищему – это Христос через меня дает нищему.

И так постепенно мы поднимаемся к познанию Самого Христа. Мы должны возрасти в меру возраста Христова; если не получится здесь, на земле, то хотя бы на Небесах мы познаем Христа. Но нужно научиться познавать Бога еще здесь, на земле. Где Его узнавать? В себе...

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Россия сегодня предлагает альтернативу цивилизационного развития

Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, дорогой мой собрат! Благодарю Вас за добрые слова, за Ваши труды здесь, в Северной столице, вместе с духовенством, с которым я связан не только узами моего рождения в Северной столице, но и началом моего служения – как священнического, так и архипастырского.

 
Беседы с батюшкой

Священник Илия Макаров: О талантах

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс