Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Замечательные вопросы пришли в этот раз, мне очень нравятся. Первый вопрос: «Как правильно воспитывать троих сыновей, чтобы они были друзьями и опорой друг другу?» Мне кажется, сейчас мы очень мало задумываемся о том, чтобы внутри семьи были замечательные, хорошие отношения, чтобы все жили в дружбе, мире и гармонии.
– Многие родители жалуются. Я тоже знаю семью, где растут три мальчика, которым пять, семь и девять лет. И они уже что-то делят. Я помню, мы со старшим братом ничего не делили, все было тихо, спокойно. Большая разница, правда, между нами была – семь лет, поэтому я все время был в подчиненном положении. Никаких драк не было; когда разница в семь лет, особо не подерешься.
Начинается все с родителей. Апостол Павел говорит: кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8). Благо, еже жити братии вкупе (см. Пс. 132:1). Поэтому дома родителям надо следить за тем, чтобы не было эгоизма; если что-то делаем, то вместе. Накрываем на стол вместе, каждый в меру своих возможностей. Если ребенку три года, он может блюдце пустое на стол принести или хлеб, который старший порезал.
Часто родители руководствуются поговоркой: хочешь сделать хорошо – сделай сам. И, получается, дети как бы в стороне. Спрашиваю у девочки, у которой день рождения, ей исполнилось 14 лет: «А ты что маме не помогаешь?» Она говорит: «Я помогаю». – «Каким образом?» – «Я маме не мешаю». Вот такая интересная логика.
Поэтому, конечно, важна жизнь вне квартиры: какие-то поездки, паломничества, совместные труды. Когда нет интернета, начинается общая беседа, рассказы, игра, то есть дети начинают искать самодостаточности внутри семьи, а не на стороне.
Вы рассказывали, что у Достоевских было принято один час проводить за совместным чтением. Это же тоже сближает.
– Это идеально. С восьми до девяти вечера ежедневно сначала его родители читали детям, а потом Достоевский читал уже своим детям. Потом, естественно, было обсуждение. Это в идеале. Хорошо, когда люди умеют находить сами для себя занятость и время. Кто-то сказал, что сейчас огромная проблема в том, что человек не знает, что делать со свободным временем. Человек не может побыть один; если появляется свободное время, ему надо выйти в мир или уткнуться в телефон, а там – переписка или новости. Какое-то клиповое мышление. Человек не может себя занять, все время в телефоне. А тогда уже никто и не нужен.
Надо выбирать время и создавать условия для совместного общения, игры. Вы правильно сказали про чтение. Но кто сейчас читает книги? Родители сами ничего не читают. А потом удивляемся. Но если ты ничего не посеял, что пожнешь? Если ты ничего не вложил в ребенка, что получишь?
Воспитание и образование – это чрезвычайно важно. Я все время говорю, что в огороде лопух, борщевик и крапива растут сами, а чтобы выросли картошка, клубника, огурцы с помидорами, за ними надо постоянно ухаживать. Если не будешь воспитывать, получишь дикий лопух, а не сына.
Как сейчас находить ключик, если вокруг пропагандируется эгоизм? Смотреть телевизор невозможно.
– Увы, самомнение, самоутверждение, в центре мира «я». Как говорил Достоевский, ставят свое «я» на место Бога.
Сейчас уступки воспринимаются почему-то как слабость. Если уступил – значит, слабый, ботаник, как сейчас принято говорить.
– Это абсолютно неправильно.
Я сейчас вспомнила книгу. Мама одного из наших весьма известных священников пишет… Они жили в коммуналке; две маленькие комнатки... Наверное, это уже было после войны, когда начинали возвращать священников из ссылок. Но им все равно надо было жить за сотым километром, и они останавливались у них. Всех принимали в этой маленькой коммуналке, где самим было тесно. Причем мама всех обстирывала. Жили тяжело, трудно. Представляете, сколько было любви к совершенно незнакомым людям!
– Ради Христа.
Когда я это читала, было недоумение. Сейчас, когда мы живем более-менее благоустроенно, в хороших квартирах, не знаю, как мы приняли бы вернувшегося из ссылки.
– Как говорил старец Зосима в романе «Братья Карамазовы», вещей все больше, а любви все меньше. Это середина XIX века, хотя и про наше время это можно сказать.
Я рада этому вопросу, что сейчас люди задумываются об этом. По-моему, Дмитрий Сергеевич Лихачев (который, собственно, воспринимался как совесть нации, был очень уважаем всеми) говорил, что из жизни нашей уходит такое понятие, как доброта. Люди не мыслят категориями доброты. Если спросить родителей, какими они хотели бы видеть своих детей, они назовут что угодно...
– А доброта будет на 8–9-м месте. Хотят, чтобы дети были успешными и умными. Но особенно успешные и умные сдают родителей в дом престарелых, потому что те мешают успешности.
В продолжение темы следующий вопрос: «Грешно ли делать добрые дела только для того, чтобы увеличить шанс попасть в рай? Мол, эти поступки зачтутся». Естественный вопрос; я думаю, многие об этом думают.
– Доброта для человека должна быть так же естественна, как мы дышим, как мыслим. Добрые дела, дела милосердия делать надо как угодно: с этой мыслью, без этой мысли.
Лучше делать, пусть даже с этой мыслью. Спрашивают: это грех?
– Конечно, не грех. Это говорит о том, находится человек в состоянии раба, наемника или сына. Состояние раба или наемника, когда делаешь ради награды. Но надо делать из состояния сына. Старец Паисий сказал потрясающую мысль. Если праведника спросят, зачем он подвизается, живет по-христиански, если в раю все места уже заняты, праведник скажет: «Ну и что? Я так живу и буду жить ради моего любимого Господа».
Достоевский пишет: «Если бы мне сказали, что истина вне Христа, я бы остался со Христом, нежели с истиной».
– Потому что в жизни не нашел ничего премудрее, разумнее, добрее, светлее, жертвеннее, искреннее Христа. Он пишет это в одном из своих писем.
Следующий вопрос: «Есть огромное желание прийти в церковь, но не имею понятия, как себя вести в храме. Боюсь осуждения. Что делать?»
– Есть такие люди, которые дожили до 35 лет, но ни разу не были в больнице. Но потом приходит какая-то болезнь, и человек понимает, что без больницы уже не обойдется. И, поверьте, там расскажут: к какому врачу зайти, где заплатить. Врач посмотрит анализы. И так далее. Главное – оказаться в том месте, в котором делают здоровым тело. А храм – для здоровья души. Поэтому стоит только оказаться в храме – и все встанет на свои места.
Конечно. Вообще в храме нужно обычное поведение нормального человека. А уж где свечку поставить – всегда объяснят.
– Кто хочет – ищет средства; кто не хочет – ищет причины. Надо вести себя по-человечески, ничего не надо выдумывать.
Мне кажется, что злобные бабушки, о которых все время пишут, – это какой-то анахронизм.
– Это выдумки людей, которые не хотят ничего в своей жизни менять. Это все равно что сказать: «Я в больницу не пойду, потому что охранник на входе мне показался угрюмым». Но при чем здесь охранник? Они могут всякие быть. Ты пришел в больницу, и твое дело – не по сторонам смотреть, а установить правильный диагноз и получить правильное лечение, делая все возможное для своего здоровья.
Следующий вопрос: «Есть ли литература о православной этике, в частности о правильном поведении на клиросе?»
– Это, наверное, написал человек, который стал ходить на клирос и вдруг заметил, что во время пауз люди болтают, сидят в телефонах. В храме надо себя вести как в доме Божием. Если вы заняты каким-то делом, будьте заняты им до конца. Тяжело себе представить, чтобы во время концерта скрипач в оркестре свою партию отыграл и, пока отдыхает, достал телефон, чтобы что-то там смотреть. Нет; он спокойно сидит, дожидается своей партии. Молитва, богослужение – это общее дело. Мы должны делать свое дело со страхом Божиим, потому что находимся в храме.
Знаете, у староверов какая православная этика на клиросе? Длинная-длинная указка. Я была на концерте в Доме музыки и была ошеломлена. Вышел регент с длинной указкой, метра полтора, если не больше. Я сначала не поняла, зачем ему такая длинная указка, но потом поняла: наверное, когда поют что-то не то, очень легко достать этой указкой до певчего.
– Вот и вся этика… Вообще проклят всякий творящий дело Господне с небрежением (см. Иер. 48:10). Благоговейны сотворите сыны Израилевы (Лев. 15:31). Все начинается со страха Божия. Как мне однажды сказал отец Иоанн (Крестьянкин): не забывай первого дня, когда переступил порог храма, как себя вел. Потому что проходит какое-то время, и люди в храм Божий не входят, а вваливаются, как завсегдатаи. Не забывайте своего первого дня в храме: сколько было благоговения, трепета, робости, благоговейного страха.
Батюшка, Вы правы. Этому надо учиться и себя воспитывать. Мы, христиане, должны сами себя воспитывать.
– Как сказано в Писании: ты оставил первую любовь твою. Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся (Откр. 2:4–5). Поэтому этот совет отца Иоанна надо всем нам запомнить.
Следующий вопрос: «Муж против того, чтобы я ходила в храм, но я все больше и больше хожу в церковь, думаю о том, чтобы уйти в монахини. Какую литературу можно до этого почитать?»
Иулиания Муромская как-то собиралась в монахини. И муж ей сказал: «И не спасут нас одежды черные, как и не посрамят нас одежды белые». Это сын ее оставил такие очень интересные воспоминания, я читала. У них была большая семья, но Иулиания очень хотела стать монахиней. И муж ей сказал, что надо все-таки детей воспитывать.
– Как старец Амвросий говорил, сиди лягушка в своей луже – а то будет хуже. Для людей семейных это уже крайности: будучи в браке, мечтать о монашестве. Если только под конец жизни... Муж с женой – как нитка и иголка. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: если вы пришли к вере, постарайтесь ничего резко не менять во внешнем. Погибали вместе, а спасаться так одна? Вы две лошади в одной упряжке. Не может одна резко повернуть в сторону, не перевернув общую повозку. Постарайтесь ничего резко не менять во внешнем, меняйтесь внутренне и своей тихой обходительностью, послушанием, смирением, добротой, сердечностью и мужа приведете к Церкви. И постарайтесь сделать так, чтобы он в вас видел ту же привлекательную женщину, а не монахиню, на которой он вовсе не женился.
Замечательный совет. Знаете, меня иногда приглашают выступить на православном радио, и я обращаю внимание на то, как некоторые православные женщины одеваются. Все-таки светские женщины должны одеваться, естественно, опрятно, скромно, но, простите, ходить не в монашеской юбке, не в монашеских ботинках.
– А потом женщины начинают задаваться вопросом, почему вдруг муж стал смотреть на сторону. Потому, что вы начали себя менять во внешнем... Кстати, старец Амвросий говорил: тот, кто уступает в семье, приобретает. Хорошо бы, чтобы мы все это запомнили. Ради любимого человека надо, так сказать, свою волю, свое хотение оставить на втором плане. Апостол Петр сказал: служите друг другу, каждый тем даром, какой получил (1 Петр. 4:10). Даром любви и доброты, который есть у всех, мы должны служить внутри семьи своей, но не ограничиваться только ею...
Очень интересный вопрос, который мне весьма понравился: где граница юмора для православных христиан?
– В свое время преподобный Серафим Саровский сказал: «Веселость – не грех, она прогоняет уныние». Он приходил на клирос и видел уставшую братию. Потому что одно из самых тяжелых послушаний – богослужение и клиросный труд, труд певчих. Чаще всего такой талант имеют процентов тридцать из всего количества братии, и получается, что все на них. Готовить, стирать, убирать, сажать, строить, сторожить могут многие, а петь умеют далеко не все. Так вот, Серафим Саровский, видя уставшую братию, поддерживал их, и у них появлялось и усердие, и внимание, а усталость куда-то проходила. Серафим Саровский пользовался этим для пользы братии.
Старец Амвросий Оптинский говорил: «От ласки у людей бывают другие глазки». Он тоже в шутливой форме передавал наставления, которые заходили как вода в сухую почву. Например, он говорил: «Сестра Минодора, держись среднего тона! Возьмешь высоко – будет нелегко, возьмешь низко – будет склизко. А ты, Минодора, держись среднего тона».
Где граница? Юмор не должен касаться личностей, переходить в насмешки над каким-то человеком. Это может быть какая-то абстрактная веселая история или какой-то христианский православный анекдот, который не касается конкретной личности, находящейся рядом. Тем более стоит обходить юмор на церковные темы, когда он граничит с кощунством. Надо все время фильтровать, потому что много чего сочиняется людьми, далекими от веры.
Вспомнился сейчас один из анекдотов:
– Слушай, а что это у тебя муж под кроватью сидит?
– А он у нас в доме хозяин – где хочет, там и сидит.
Кстати, из этого анекдота можно вывести назидательную мысль. Старец Паисий сказал: когда женщина пытается в семье встать на место мужа, она этим оскорбляет Бога, потому что место жены – за мужем. Мужчине присвоен знак единицы, женщине – нуля. Когда жена стоит за мужем, оценка семьи – 10. А когда хитростью и уловками жена становится впереди мужа во всех семейных вопросах, тогда оценка семьи 01, а это в сто раз меньше, чем 10. Поэтому, если жена хочет, чтобы исполнилось желание, – только совет, согласие, уговоры, но никак не ультиматумы.
Вспоминается одно средневековое четверостишие:
Добро и ласку обнаружа,
Вы переделаете мужа.
Юмор, конечно же, разгоняет уныние. Но, когда мы собираемся какой-то компанией, не дай Бог скатиться в сплетни и осуждения, а вот добрые, светлые, с юмором истории должны быть наготове. Потому что в компании надо быть не ведомым, а ведущим, особенно, если вокруг люди полуцерковные; не надо быть в их облаке, они должны находиться в нашем облаке.
Вспомнилась одна история. Старцу надо было добраться до Александрии (в Египте). Надо было как-то запрыгнуть на осла, а он уже был престарелым. Он разбежался, но сил не хватило – и он ударился ослу в бок. Тогда он взмолился: «Все святые молите Бога обо мне». Разогнался и так прыгнул, что через осла перелетел. Встал, отряхнулся и сказал: «Все святые, помогайте, но не все сразу-то».
Вопрос: «Как жертвовать в храме, если нет денег?»
– Старцу Амвросию однажды задали такой прямой вопрос, и он ответил: «Сказано: жертва хвалы прославит Меня» (см. Пс. 49:23). Жертва Богу – это и твое богослужение, и твои добрые дела ради Бога. Если нет трудовой копейки, прими участие в жизни храма, в трудах социального служения Церкви, делах милосердия. Например, какой-то ремонт в храме, субботник – всегда нужны рабочие руки. Или висит объявление в храме: дорогие братья и сестры, летняя пора, сажаем цветы. Или субботник к празднику Пасхи, дню Святой Троицы. Своими руками что-то для церкви сделай; руки есть – можно что-то сделать.
С другой стороны, старец Амвросий переводит это в духовный план. Жертва хвалы прославит Меня. То есть прославляй Бога жизнью и своей молитвой – вот это и будет настоящая жертва для Бога. Надо жить по-христиански, а не так, как все в мире живут. Жизнь по-христиански – это самая главная наша жертва.
Следующий вопрос: «Как бороться с агрессией коллег по работе? Все сказанное мною переворачивается и доносится руководителю. Как работать с такими людьми, не потеряв любовь к ближним?»
– Хотя бы не злиться, не мстить и не становиться таким же. Но, к сожалению, должен сказать, что то, что говорят о нас люди, на 70% правда. На ровном месте такого не бывает. Значит, надо обратить на себя внимание: значит, есть какая-то нелюдимость, вычурность, эпатаж, эгоизм. Начать с этого.
Во-вторых, если дело касается веры, то лучше промолчать. Молчание – золото. Есть три безобидных темы для разговора (правило трех «п»): погода, политика, птички. Надо общаться...
Англичане всегда говорят о погоде. Беспроигрышный вариант.
– Когда человек на работе молчит, это подозрительно. Даже если ты верующий человек, а коллектив неверующий, все равно надо уметь поддержать разговор, чтобы не быть белой вороной. Апостол Павел говорит: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковыми жертвами благоугождается Бог» (Евр. 13:16). Что значит «жертвами»? Потому что разговор ерундовый, пустой, и жалко тратить на это время. Но ты должен время потратить, потому что находишься в коллективе, это твоя работа, твои коллеги. Пусть они увидят в тебе доброго, рассудительного, порядочного человека. Пройдет время – и они что-то спросят о вере. Например, спросят: «А ты была в Дивеево?» – «Да, была». – «А я так в Дивеево хочу съездить!» Другая скажет: «А я в Оптину пустынь хотела...»
Ты просто сопроводишь человека – а его коснется благодать. И он будет благодарен, что ты составила добрую, светлую компанию. Лишь бы люди знали, что ты человек Церкви и к тебе в нужную минуту можно обратиться. А дальше Господь все устроит. Поэтому надо искать мира, общительности и простой человеческой человечности.
Батюшка, спасибо, благодарю сердечно за Ваши очень интересные ответы. Всегда получаю колоссальное удовольствие от общения с Вами. Спасибо, что Вы уже столько лет с нами!..
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-20-07-2024;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-27-07-2024
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.