Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1260) → Священник Олег Патрикеев: Как стать апостолом?

Священник Олег Патрикеев: Как стать апостолом?

№27 (1260) / 22 июля ‘24

Беседы с батюшкой

Хорошо бы при обсуждении нашей темы не удариться в риторику – мол, все хорошо, замечательно, что если мы будем жить так-то и так-то, то все будет отлично. В теме хочется разобраться. Вот первоверховные апостолы Петр и Павел – мы знаем и предательство Петра, и гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом. Это же удивительно!

Тут и возникает первый вопрос. Что нужно и можно сделать для того, чтобы гонитель Христа, жестокий преследователь учеников Христовых, сам стал Христовым учеником? Способны ли мы стать такими учениками?

– Хочу всех поздравить с днем славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы вспоминаем их жизнь. В день их памяти многие снова прочитали их житие. Оно удивительное, красивое, по нему можно снимать многосерийный сериал о жизни Петра и Павла. Мне кажется, их житием зачитаешься. Только жалко, что мы мало читаем. Ведь о них написано не только в Евангелиях. Есть историки, есть святые отцы, экзегеты, которые писали именно о их жизни (включая их жизнь до знакомства с Христом). Конечно, поражает их самоотверженность и упорство. Наверное, это то, чего не хватает каждому из нас.

Здесь бы я поставил главную точку, по крайней мере, для себя. Это поиск. Поиск истины, поиск правды, так необходимой каждому человеку, каждому в свое время. Мы иногда живем в своем мире, который выдумали сами, в своей матрице. В ней есть какая-то часть правды, ведь мы видим весь мир через призму своего эго и выстраиваем отношения с этим миром в первую очередь через отношения с самим собой. Мне это выгодно, удобно, приятно? Если да, то тогда продолжается взаимодействие с другими людьми. Мы с ними соглашаемся или не соглашаемся, и от этого зависит результат нашей встречи. Мир живет этими законами: ты – мне, я – тебе. В принципе, Ветхий Завет продолжает жить в каком-то образе.

Но вот если человек начинает искать смысл жизни, истину, которая где-то настолько глубока и раскрыта в какой-то тайне, то нужно быть следопытом, разведчиком или искателем. Когда археолог приезжает на раскопки, он ищет артефакты. А когда он это найдет, то радуется больше всего. Он вдруг находит то, что искал. Это становится его драгоценностью, его откровением.

Не об этом ли пишется и в Евангелии, если мы найдем это сокровище? А вот что это за сокровище, какое оно? Ведь мы можем говорить об истине разными языками, и у каждого она будет своя. Возможно, это будет правдой по отношению и к народу, и к человеку, и к животным, и к духовному миру. Но мы знаем, что Истина одна. Через призму этой Истины, имя которой Христос, мы можем разложить все остальное по полочкам: кто я такой в этом мире? С этого начинается дальнейший вопрос к самому себе.

А тогда надо искать ответы. Где мы их будем искать? У философов? Прекрасно! Я именно с этого начал в своей жизни, когда у меня этот вопрос и я стал искать смысл жизни. Вопрос «зачем я живу?» – риторический, учитывая, что я вижу смерть близких, родных, далеких, просто смерть, которая пугает даже детей. Мой первый испуг был в детстве, когда мы хоронили бабушку. Я посмотрел на нее и подумал: «Я тоже буду таким. Неужели я буду таким? Значит, меня больше не будет?» У меня даже сейчас от этого детского воспоминания пробежали какие-то флюиды. Как с этим страхом бороться? Через поиск той истины, которая даст свободу.

В этой прекрасной теме есть еще одно недоумение. Мы все призваны к святости. В Священном Писании написано: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Но стоит только об этом задуматься, как вдруг ты падаешь так, что не то что просто нос разбиваешь, а зубов не остается. Тогда ты думаешь: упал так, что теперь, наверное, инвалид. В том числе и в духовном плане. Как-то мы с Вами разговаривали, и Вы сказали, что в любом случае Бог существует из глубины. Если эту идею отвергнуть, тогда все попытки можно прекратить. В этом случае какой смысл? Тогда и возникает следующий вопрос. Как это ни удивительно, но для нас вопрос о том, как стать апостолом, не риторический, а самый практический, как я думаю. Так вот, как же тогда сделать так, чтобы сказать: «Все равно во мне Бог. Все равно я встану». Что нужно сделать для этого?

– Когда я прихожу в школы к детям на уроки, то, чтобы расшевелить публику, задаю простой вопрос: «Кем вы хотите стать?» Обычный вопрос, но он как раз затрагивает тему духовного развития как ребенка, так и его семьи. У каждого есть папа, мама, у которых есть свои профессии, и некоторые хотят им подражать. Кто-то хочет стать врачом, многие банкирами. Раньше хотели быть президентами. Сейчас таких стало поменьше. Кто-то хочет пойти в полицию, кто-то – стать военным. Жалко, что дети перестали хотеть стать космонавтами. Мы все время об этом мечтали. Космонавтом, пожарным, чтобы прямо на краю пропасти постоять, как у Высоцкого, сейчас мало хотят стать.

Потом я говорю: «Хорошо, прекрасно! А кто хочет стать святым? Поднимите руку». Молчание. Они в полном недоумении. Как? Это профессия? Я говорю: «Вы знаете, это не то что профессия, это смысл профессии». Как вы думаете, каким должен быть банкир, – святым или грешником? Что такое «грешный банкир», понятно. Это вор. А святой тот, кому можно доверить свои деньги, сбережения и прочее. Таксист может быть святым? Да. Врач? Априори! Президент? Президент просто должен быть святым. Святость – это не профессия, это глубина, смысл, источник этой профессии. Если этого нет, все останется на том же месте.

Хорошо, с этим мы разобрались. Теперь встает вопрос: как стать святым? А где у нас учебник святости? У нас тысячи книг о том, как стать святым. Это жития святых. Они-то стали святыми, будучи простыми людьми, грешниками! Они были врачами, военными, президентами, царями и стали святыми. Почему же у нас этот урок проходит мимо ушей? Мы говорим о святых, а мы-то кто среди них? Мы говорим: «Христос посреди нас». А мы-то посреди этого общества истинных христиан? Не в плане подпольной Церкви. Нет! Мы сейчас говорим о нашем духовном стоянии.

Тогда мы видим, что мы еще далече от того центра, имя которому Иисус Христос. Что нам мешает к Нему приблизиться? Мы выстраиваем стенки из своих фобий, страхов, ошибок, грехов, непонимания людей и этого мира. Мы всегда стремимся размышлять, а потом получается осуждать. «Мы рассуждаем, мы не осуждаем», – говорим мы. Но в каждом рассуждении есть оценка. А если ты человека оценил, ты однозначно редко поставишь пятерку своей жене, мужу или детям за какие-то ошибки. У нас всегда будет двойка. Одна и та же оценка. Мы практически все время чем-то недовольны. Это происходит всегда. Где здесь Христос? Где здесь любовь? Она появляется, когда мы приходим в храм и начинаем каяться: «Господи, какой же я грешник! Какой из меня святой?» Получается, мы где-то запинаемся. Мы не можем переступить через что-то. Что нам мешает стать святыми?..

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Из Писания понятно, что если бы не прямое вмешательство Христа, то Савл так и остался бы успешным фарисеем, а Симон с Андреем ловили рыбу. Так что самое главное – непосредственное вмешательство Бога, Божий Промысл».

– Мешает нам то, что мы еще не встретились с Тем, Кому должны подражать. Раньше, в советское время, у нас были лидеры в учебе, передовики и так далее – те, кому нужно было подражать. Эта политика, в принципе, правильная, потому что мы должны так же подражать святым. Апостол Павел говорит: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4:16).

Нам нужны святые, чтобы понять: вот так надо было поступить! А он вот как сделал: его взяли в цепях, а он не стал их осуждать, сидел в тюрьме и молился.

Оказывается, если вдруг случится, что тебя поставили в угол, оставив без Wi-Fi, можно не осуждать учителя или папу с мамой, а просто за них помолиться.

До семнадцатого года наши дети учились на примерах из житий святых, читали Псалтирь и изучали язык по Псалтири. Это ген русского человека, в нем находится святость, в этом гене находится Христос. Наш народ – богоносец и в то же время крестоносец, мы несем крест. Если бы раскрыть этот ген через искусство, снова вернуться к традиции русскости, прекрасной музыке... Поставить какие-то преграды на телевидении и радио, защищая умы наших детей от этих страшных энергий, которые уже влезают как хотят, как будто им дано право командовать в этом духовном мире. Влезают своими фильмами, игрушками, стрелялками и так далее. Это очень опасно. И мы сейчас, увы, пожинаем плоды этого. Поэтому вопрос о том, кто хочет стать святым, который мы задаем в школах, пока висит.

Мы знаем, что апостол Павел был лишь одним из многочисленных фарисеев-гонителей. Их были сотни. Но только к одному обратился Христос, сказав: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Как сказал телезритель Евгений, представим, что этого вмешательства Бога не было бы. Или все-таки Савл был готов к тому, чтобы услышать голос Христа? Во-вторых, вопрос по поводу призыва апостолов. Каждый из двенадцати апостолов пришел к тому, чтобы стать учеником Христовым, по-своему. Они и отказывались от Него, и не могли понять Его притчи, и находились в страхе иудейском. Возникает вопрос: сколько вообще может быть учеников? Мы знаем, что были скрытые ученики Христа. Знаем, что Христос потом избрал и других 70 учеников. Но первые 12 апостолов были именно призваны Христом. Он призывает конкретных людей или мы все призваны стать таковыми?

– Конечно же, есть первые, которые были именно призваны. Мы хотим ответить на вопрос, как стать апостолом. Но апостол – это не профессия. Невозможно им стать без той встречи, о которой сказал Евгений, – без встречи со Христом лицом к лицу, глаза в глаза. Вот тогда звучит голос Христа из Евангелия: «Иди за Мной». И ты отличишь этот голос из миллионов других голосов этого мира, тоже зовущих за собой. У нас реклама кричит, телевизор кричит, радио кричит: идите к нам, у нас лучше, у нас дешевле, у нас прекраснее, у нас в долг, у нас бесплатно. И так далее.

Но мы говорим о той встрече, что не проходит без следа, откликаясь в сердце. Почему это произошло именно с ними? Это тайна. Мне думается, что Савл (Павел) не был готов к встрече со Христом. Во-первых, когда Савл ослеп после встречи с Господом, его повели в Дамаск. Там Анании явился Христос и сказал крестить Савла. Анания говорит: «Да он же убийца…». Христос говорит: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое (Деян. 9:15–16). То есть это было решение Христа.

Как, например, и ожесточение фараона тоже было промыслительным. Потому что человек доходит до крайнего состояния отчуждения. Фараон говорил, что до конца пойдет и погубит этот народ. Вроде бы отпустил народ. Если дал слово, держи его. Но нет, он пошел за ними. Все это прообразы ожесточения дьявола, который напирает на человека. Но мы видим тут же и благодать Божию, она же именно в немощи совершается.

В апостольском чтении мы слышали, как апостол Павел как бы хвалится своим призванием, но не для того, чтобы кого-то унизить; в конце он говорит: если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею (2 Кор. 11:30). Павел претерпел столько страданий: его и палками били, и камнями побивали, и на дне моря он сидел целые сутки. Фильм исторический, приключенческий можно создать, чтобы дети смотрели и удивлялись...

В Евангелии все написано, но мы мало его читаем. И на уроке благочестия должна быть обязательная связка с Евангелием. Когда мы читаем Евангелие, слышим слова Христа, которые апостолы записали за Ним, друг за другом записывали, передали нам, возникает вера. Ведь вера от слышания, а слышание от слова Божия. Это закон. Мы не можем уверовать по-другому. Если мы верим не так, как написано в Евангелии, значит, это суетная вера.

Я иногда на Крещении, когда вижу, что люди неподготовленные, спрашиваю: «Через какое плечо нужно плевать, когда черная кошка перейдет дорогу?» И люди начинают отвечать. Люди знают, что сейчас идет год дракона и так далее. Но в Евангелии ничего этого нет, а значит, это суетная вера.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Бывают моменты в жизни, наверное, каждого христианина, когда вдруг в какой-то момент начинаешь проповедовать. Причем ты понимаешь, что сам ничего не делаешь, через тебя Господь человеку открывает какие-то вещи о Православии и так далее. И после этого вроде бы хорошо, как будто ты сделал то, что должен был сделать. Но потом почему-то приходит неприятное человеческое ощущение, как будто Бог тебя использует. И ты уже ищешь подвоха: мол, сейчас Господь через меня что-то будет делать. Ощущение, будто себе не принадлежишь. Почему такое неприятное чувство? Надо же радоваться, что помогаешь, что Господь через тебя что-то хочет сделать».

– На этот вопрос святые отцы отвечают очень четко и понятно. То, что Дух Святой вам подсказывает, как общаться с людьми, – это прекрасно. Когда вы проповедуете Евангелие, проповедуете о Христе – это наивысшая проповедь. В этом как раз и заключается апостольское служение. Стать учеником Христа – значит Евангелие вкусить, переварить, принять, в него поверить и наслаждаться им, целовать каждую буквочку в Евангелии, понимая, что это письмо Бога для человечества.

Если вы расшифровали Евангелие своим близким, подарили им Евангелие и где-то их сердечко кольнуло, то они однозначно изменятся, потому что это слово, которое сеется. Вышел сеятель сеять, какие-то семена птицы поклевали, какие-то упали на камни, а какие-то проросли. Поэтому сейте, это прекрасно.

Если у вас происходит потом разочарование, не забывайте, что враг рода человеческого работает 24 часа в сутки, не спит, не перекуривает, на обед не уходит; его задача – вот эти семена слова Божия, которые вы разбросали, собрать, убрать, стащить, своровать. Как угодно это назовите, он – вор. И мы чувствуем его присутствие, у нас появляются уныние, неприятные ощущения. Потому что он не может терпеть, когда люди проповедуют.

Почитайте Клайва Льюиса «Письма Баламута», как один бес исповедуется старшему бесу. Прекрасная книга, там все сокровенные тайны помыслов, которые вносит нам враг, и как мы на них реагируем. Там бесы даже друг другу подсказывают, как искушать человека: не сильно, тихонечко, чтобы человек был теплохладен; мол, пусть ходит в церковь, свечки ставит, только не вводи его в сильный грех, иначе он покается и пропадет из поля зрения.

Покаяние – это когда мы исчезаем с радаров дьявола; он ищет свое в мире сем, и у него сети расставлены так, что мы в них постоянно попадаем. Как маленькие мушки летают и попадают в сеть паука. Чтобы не попасть в эти сети, есть покаяние. Антоний Великий однажды увидел, что весь мир покрыт сетью дьявола. Казалось бы, как освободиться из этих сетей, если дьявол нас всех держит? При покаянии мы становимся невидимы для него. Когда мы каемся и принимаем благодать, мы становимся как невидимки. И тогда мы можем и проповедовать, и делать добрые дела.

Потом, когда он нас обнаружит, получается, мы становимся лицом к лицу с врагом рода человеческого. И тут, как говорится, что сильнее: он или наша вера. А мы верим, что у него нет власти даже над свиньями. У нас есть крестное знамение, им мы поражаем врага. У нас есть оружие Божие, слово Божие, у нас есть шлем спасения, у нас есть обувь, которая дается нам для того, чтобы благовествовать и наступать на змей и скорпионов. Смотрите, как у нас много всего!

Но не забывайте, что слово Божие – это меч обоюдоострый. Пронзая врага, он может пронзить и нас, если мы не исполняем то, что говорим. Увы, мы пока еще не воины. Будьте аккуратны в этом плане.

У нас есть апостольские послания, и каждое из них совершенно уникально. В особенности послания апостола Павла; они для тех сердец, которые пока еще, может быть, глухи. Но, по-моему, послания апостола Павла доходят до каждого, кто хочет слышать. Послания апостола Петра тоже совершенно удивительны по своей силе веры. Есть послания, которые помогают в конкретных случаях. Это Послание апостола Иакова, например. И так далее. Если мы слышим апостолов, читаем их послания, то, наверное, нам легче встать на путь учеников. Какие книги Вам помогают в проповедях?

– Главное – это Евангелие. Я через него уверовал, потом моя вера стала раскрываться в Церкви. Я увидел, что Церковь проповедует Евангелие через таинства, через различные священнодействия, через проповедь священников. Искусством проповеди обладал святитель Иоанн Златоуст и многие другие (сейчас не будем перечислять, их очень много).

В первую очередь надо поверить в Евангелие, что это истина. В Евангелии слова обращены именно к тебе. Человек должен поверить, что это письмо, эта спасительная книга – для него, он должен стараться жить по Евангелию. Когда не получается – есть покаяние. То есть каждый раз, каждый день экзамен по Евангелию. Каждый вечер мы проверяем себя, жили мы по Евангелию или нет. Если нет – каемся. Если жили по Евангелию – благодарим Бога за благодать, которую Он дает нам, чтобы мы хотя бы немножко жили по Евангелию.

Конечно же, мы еще не святы. И в теле мы не познаем эту святость абсолютно, потому что наше тело, увы, дает сбои. Но у нас есть Дух Святой, Который наполняет Церковь и таинства. И Причастие, когда мы принимаем Тело и Кровь Христовы, дает нам возможность стать учениками Христа, близкими по крови Самому Христу.

В заключение прошу Вас сказать какие-то слова нашим телезрителям.

– Причащайтесь чаще, будет очень хорошо.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс