Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Яко заря всесветлая солнца правды незаходимаго возсияла икона Твоя, Богородице, шествующи в пределах Алтайских, храм веси Коробейниково озарила еси, тьму безбожия в земли нашей разгоняющи и верныя люди во Православии укрепляющи, ныне же молим Тя, Заступнице усердная, буди нам икона сия защитою от козней вражиих и залогом спасения душ наших.
Мы начали программу тропарем, который обычно поется или читается перед Казанской иконой Божией Матери, именуемой «Коробейниковская».
Владыка, Вы прибыли в Екатеринбург, чтобы поучаствовать в Царских днях. И, слава Богу, этот период для нас – это всегда время радостных встреч со старыми союзниками или с новыми. Мы очень надеемся, что Вы будете таковым – нашим союзником.
Казанская икона Пресвятой Богородицы, через которую Господь явил уже столько чудес, – главная святыня Алтайского края. Наверное, не все знают ее историю. Пожалуйста, расскажите, как она была обретена?
– Это наша главная святыня и символ Алтайской епархии и митрополии. Каждому региону Господь дарует свою святыню, своих почитаемых подвижников благочестия, чудотворные иконы. И Алтайскому краю Господь и Матерь Божия даровали удивительную икону «Казанская Коробейниковская».
История ее такова (я не устану ее рассказывать, она очень нам дорога). Как пострадала Царская семья вместе со всей Россией и всем народом, также и икона наша не отстранилась от этих страданий вместе со своим народом и всей Церковью. В 30-е годы храм в Коробейниково закрыли, превратив в зернохранилище, были утеряны многие святыни, иконы, а некоторые удалось спасти. Безбожники особо надругались над главной храмовой иконой – Казанской, и положили ее в качестве настила под ноги, ходили прямо по лику, совершенно испортив весь красочный слой на иконе. Она превратилась в простую черную доску.
Наверное, она навсегда была бы потеряна для нас. Но Господь устраивает церковную жизнь так, как мы и не знаем. Матерь Божия видит все наперед. Одной благочестивой девушке Ольге (в народе ее называли «Олюшка Темная») Божия Матерь явилась во сне и повелела забрать икону из храма. Дважды являлась Богородица Олюшке. Но кто послушает бедную больную девушку в деревне, когда время было такое, что за это можно было пострадать, сесть в тюрьму и лишиться здоровья, свободы и жизни. Никто не хотел идти на это, не соглашались люди забрать икону из храма.
И вот несколько благочестивых женщин решились сделать это. Ночью приехали на саночках к храму, завернули икону в большое полотно, привезли ее домой под покровом ночи, открыли, посмотрели, ужаснулись, увидев, во что превратилась красота церковная. На иконе уже ничего не было видно, только были заметны глаза Спасителя и Богородицы.
Было явлено первое чудо. Они услышали голос от иконы: «Все, все согрешили». Вот так сказала Божия Матерь. Согрешили не только те, кто наступил на Ее образ, но и те, кто повелел это сделать, кто не сохранил свою веру, молча предал все свои идеалы. Весь народ, духовенство и начальствующие – все согрешили, подчеркнула Богородица.
Икону долгое время тайно хранили, никто ей особо не интересовался, никому за ее пропажу не попало. Икона оказалась в Барнауле, в одном частном доме, где жила Олюшка у благочестивых хозяев. Там же, в одной из комнат, эта икона хранилась. Немногочисленное количество верующих знали об этом. Приходили бабушки, молились, читали акафисты перед иконой, на праздники украшали ее, как могли, цветами.
В 70-е годы, как доносит до нас церковное Предание, накануне Пасхи икону украсили и разошлись по домам. И когда пришли на Пасху поздравлять друг друга и пропеть Пасхальные гимны, то вдруг увидели, что икона-то другая. Она изменилась очень быстро и удивительно. Проявились краски, она обновилась. Тогда и слово-то такое никто особо и не знал. Верующие стали друг другу рассказывать, что икона обновилась, произошло чудо. Люди стали ходить в этот дом. Множество людей стали приезжать издалека, чтобы посмотреть. Те, кто видел ее раньше, говорили, что это и правда другая икона.
Стали происходить всякие чудеса, случаи благодатной помощи, люди стали друг другу передавать эту благую молву. А когда наступили 90-е годы и Церковь воспряла, стали строить храмы, открывать монастыри, об этой иконе узнавало все больше и больше народу.
В Коробейниково в это время шло активное строительство храма, его стали восстанавливать и довольно быстро навели там порядок. Он был в сильном запустении, там была настоящая свалка, в крыше росли деревья, но сохранилось несколько крестов на куполах, никто до них не добрался.
Ровно тридцать лет назад икону торжественно перевезли туда. Был крестный ход на машине по городам и весям Алтайского края с этой иконой, и потом ее торжественно привезли в Коробейниково. В этом же году образовалась Барнаульская епархия, выделенная из состава Новосибирской и Алтайской. Появился (впервые в новое время) свой архиерей – покойный Владыка Антоний. И он благословил это перенесение иконы и открытие нашего монастыря в Коробейниково.
Я долгое время был там игуменом (с 2002 года). Мы с братией старались записывать разные случаи и чудеса, разнообразные исцеления, и большинство – от бесплодия. Деток нет у какой-нибудь пары, им говорят: съездите в Коробейниково. И вот они приезжают: «А как и что тут делать?» – «Молитесь Божией Матери». Потом приезжают и благодарят за то, что Господь послал им долгожданного ребеночка. И таких случаев много. Кто-то с радостью об этом рассказывает, кто-то хранит свою семейную тайну и ничего не говорит. Но то, что нам известно, – это уже много.
И мы решили поделиться со всем миром нашей радостью, что у нас есть такая святыня. Два года назад решились на большое путешествие с иконой. Мы поехали на Дальний Восток, посетили Хабаровск, Иркутск, проехали вокруг Алтайского края через наши сибирские города Томск, Новосибирск. В прошлом году собрались в западную часть нашей великой Отчизны, даже добрались до Новороссии, были на Дону и в Казани завершили свое путешествие. Со своей Казанской иконой мы приехали в Казань. Везде нас встречали с большой радостью.
12 июля мы отмечаем день святых апостолов Петра и Павла. О чем же говорили апостолы? Как они строили свою проповедь? Они говорили одно и то же – о Христе и о том, что видели. Господь родился, крестился, вышел на проповедь, исцелял людей, пострадал на кресте, предал жизнь Свою за нас грешных и Воскрес. В этом была апостольская проповедь, одно и то же в каждом селении.
Я подумал, что надо так и делать, и одно и то же всегда рассказывал. И люди с радостью слушали, прикладывались к иконе, подходили через несколько дней и приносили свои записочки, чтобы они получили исцеление или у них наладилась жизнь в семье.
Когда мы были в Хабаровске, как раз началась мобилизация. Люди приходили, даже не знали, где поставить свечку, когда провожали на войну сыновей. Конечно, это было большое утешение для людей. Они обращались к Божией Матери, Она всем оказывает покровительство и особенно нашим воинам.
Так мы проехали всю страну. «Всю страну Российскую обтекающе» – как сказано в акафисте. На новых территориях тоже были. Там, где через несколько десятков километров фронт, и буквально вчера, как все говорят, прилет был, немного страшновато было. А в акафисте Казанской Божией Матери, который мы везде читаем, написано: «Державе Российской укрепление, воинству российскому щит и ограждение…». Думаю, сейчас прилетит. Но нет, Богородица хранит нас. Мы проехали везде по самым опасным дорогам. Но все было хорошо.
Нынче мы еще раз поехали. И вот мы приехали в славный город Екатеринбург, где как раз в Царские дни приезжает множество людей, гостей, чтобы почтить Царственную Семью и поделиться радостью о нашей святыне с людьми. И сегодня на выставке, которую мы открывали с Владыкой Евгением, тоже люди собрались и благодарили нас, что мы приехали. Так что надеюсь, что всем будет такая польза и радость. Спаси Господи!
Скажите, пожалуйста, а эти женщины, которые так послужили Божией Матери, – Олюшка Темная (она была слепая) и Доминика – они прославлены как местночтимые святые?
– Пока еще нет.
Может быть, документы собираются, какие-то свидетельства? Я знаю, что они пострадали за свои христианские деяния.
– Мы собираем документы о прославлении Олюшки. Про Домнушку осталось меньше сведений. И тех, кто ее вживую видел, самих уже нет в живых. Как сейчас модно говорить, мы находимся на стадии накопления информации. Уже много таких документов собрано, и мы подаем их в комиссию по прославлению святых. Надеемся, что Олюшку прославим как хранительницу Коробейниковской иконы.
Готовясь к интервью, я узнала, что Вы написали книгу «Православный щит Алтая». Я прочитала это в официальной группе социальной сети «ВКонтакте», а группа была Союза десантников России (Алтайский край). И так я узнала, что Вы десантник. Но десантники бывшими не бывают.
– Слава Богу, Господь биографию каждого устрояет. Когда я был призван в ряды Вооруженных сил, не знал, куда меня занесет. И мне написали: «Пойдешь в ВДВ?» – «Пойду».
То есть Вы не готовились специально к этому, не стремились, а так сложилось?
– Так сложилось по Божией воле, и я попал в десант. И теперь, куда бы я не приехал, десантники есть везде. Это сразу другое дело, мы сразу становимся почти знакомыми сослуживцами, везде помогает то, что я был десантником.
Это были 1992–1994 годы. Тогда мы служили полтора года. Первый раз было такое – полтора года служить, раньше ведь два года служили. И теперь каждый год 2 августа – наш день, мы встречаемся с друзьями, старыми и новыми. И в этом году тоже планируем. В Барнауле у нас очень хорошо организовано празднование – шествие по городу десантников. Надеюсь, что мы тоже встретимся с десантной братией.
Вы храните тельняшку и голубой берет?
– Конечно. Берет, тельник – все это есть.
2 августа Вас можно увидеть прям при десантном параде?
– А я надеваю берет, а тут немного видно, что у меня тельняшка. Такой вот образ. Ну, все-таки церковный образ надо оставлять и хранить.
Что Вам дала служба в армии?
– Каждый, конечно, может сказать одно и то же: становишься мужчиной, и тому подобное. Конечно, это означает впервые испытать необычную ответственность. Быть студентом, молодым человеком, – это же полная безответственность. Что такое молодость? Это ни о чем не заботиться.
Ну да, накануне экзаменов мы начинаем шевелиться.
– Только в последнюю ночь, может быть, да. А тут свалилась большая ответственность. И это закалка характера для каждого, кто прошел армию. Есть такая поговорка: армию мы всю жизнь вспоминаем, а гражданку – только два или полтора года службы. А сейчас служат один год. Думаю, что ж так переживают молодые люди, всего годик им надо послужить. Конечно, всех, кто подходит под благословение с этим вопросом, я благословляю – нужно служить в армии, идти защищать Родину. Хотя нынче это особенно страшновато или волнительно, но надо отдать свой долг. Это правильно.
Вы сказали, что побывали на новых территориях и в нескольких десятках километров от линии боевого соприкосновения. Общались с людьми, которые знают, что такое бомбардировка, многочисленные военные беды. Вы сделали какие-то выводы для себя? Может быть, были встречи, которые особенно запомнились? Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
– Мы встречались и с людьми церковными, служили в храмах. Проехали Мариуполь и другие города, видели разрушенные здания. Конечно, это произвело на душу довольно тягостное впечатление. Здесь вроде бы жизнь идет – а тут полдома разрушено. А рядом полдома – там еще что-то работает, кто-то живет. Мы были в городе Бердянске, останавливались там на несколько дней. Там у нас была служба, мы встречались с верующими. Там эта огненная граница прошла по сердцам людей.
Одни подходят, говорят, что у них сын, брат, сват воюет на той стороне, а кто-то из родных – на этой стороне воюет. И все люди приходят к Божией Матери и ко Христу. Матери и жены просят за своих сыновей или мужей, которые по разные стороны фронта. И с большой осторожностью церковные люди раздают благословения или говорят что-либо об этом. Немного тяжеловато. А жизнь в городе идет. Молодежь ходит на учебу, работают все магазины, люди как-то живут, но множество военных, на каждом углу стоит военный патруль. Вечером ходить нельзя – комендантский час.
Если нам назначена где-нибудь служба в 11 часов в таком-то храме, то это не так. Мы поедем в 12 часов и совсем в другой храм. Потому что может быть там какая-то опасность, злоумышленники что-то могут сделать. Когда мы оттуда уехали, уже через КПП в Ростове проехали, на душе стало гораздо легче, как будто домой вернулись. Там все-таки тяжелая жизнь.
Интересно мы пообщались с военными, с теми, кто воевал непосредственно на фронте, кто охраняет город (военная полиция), теми, кто проезжал через город на фронт и обратно. Боевые офицеры – это, конечно, герои. Они рассказывали о своих боевых событиях, их на камеру и не перескажешь. Очень необычно было это услышать из первых уст. Но, тем не менее, опыт такой у нас теперь есть.
И Богородица всех благословляет. Более того, Господь особо близко. Там, где опасность, где все непонятно, очень близко Господь. Стоит только помолиться, обратиться к Нему, как все разрешалось.
Везде мы встречали земляков. В городе Бердянске, на берегу Азовского моря, видим – стоит большой красивый мотоцикл с алтайскими номерами. Выходит мотоциклист: «Здравствуйте, Владыка, я в Коробейниково недавно был, приехал сюда с гуманитарной помощью». Ничего себе!
Когда мы были в Казани, земляки подходят и говорят: «Я знаю того человека или этого. Мы тут живем в Казани уже давно». Как добрый знак: всегда нас встречают знакомые люди (или очень близко знакомые), буквально земляки.
Вполне возможно, что это участники Всероссийского коробейниковского крестного хода в какие-то годы. Он в этом году прошел в 26-й раз. Неделя пути – 250 километров.
– И я уже, наверное, в десятый раз участвую лично в крестном ходе. А когда-то, когда в Коробейниково был игуменом, с братией мы встречали крестоходцев. У нас был с братьями свой крестный ход. Накануне праздников все же нужно прибраться, навести порядок, приготовиться к встрече многочисленных паломников, накормить их и расположить, организовать прием и великих, и малых гостей. Это тоже достаточно сложно.
И потом, когда я уже стал архиереем, думаю: не буду же я сидеть сложа руки, теперь я буду ходить. И я стал принимать участие в крестном ходе. Мы завели хорошую традицию – совершать ежедневно Литургию, и не только там, где есть храм. Постепенно у нас для этого появились технические средства – церковь на колесах. И где бы мы не остановились, у нас везде своя служба проходит. Это для людей большая духовная поддержка. Утром служба, Причастие – и пошли дальше. И, конечно, люди говорят о том, что духовно стало легче и интереснее.
Только что завершилось это наше великое духовное событие на Алтае. Мы буквально приехали после крестного хода и престольного праздника к вам.
В одном из Ваших интервью я прочитала, что, оказывается, был официальный путь по шоссе, а в какой-то год вы ходили полями и перелесками, и люди сказали, что так лучше. Что выбрали в этом году?
– Когда была так называемая пандемия, нам запретили идти по федеральной трассе, якобы это опасно. Что делать? Мы выбрали новый маршрут и пошли полями. Чтобы не захватывать федеральную дорогу, мы проложили маршрут через небольшие села, по полевой дороге. И какое-то особенное вдохновение получили все участники крестного хода.
Когда снова наступила свобода выбора, большое количество крестоходцев говорит: «А давайте пойдем по старому маршруту полями». Это как-то всех вдохновляло. Все палатки с собой взяли. В деревне останавливаться нельзя, в поселки заходить нельзя. И мы ночевали в живописнейших местах, на берегу реки, в чистом поле. Всем это очень понравилось. Нигде Господь нас не оставляет, и мы нисколько не расстроились, что нельзя заходить в город. Некоторые там действительно прям боялись: «Не заходите в нашу деревню! Пожалейте нас!»
На бедных бабушек с караваем надели маски, но бабушки сняли эти маски и вышли нас встречать, чему мы были очень рады. Жители поселочков, куда мы не заходили, немножко завидовали людям из поселков, где мы побывали. Вот такое миссионерское дело у нас получилось.
В этот раз маршрут был смешанным. Мы оставили один из участков, где нам было ближе пройти по полю, – от Калманки до Хабазино. И вот мы один день шли по полю, и нам было очень хорошо – никаких машин, никаких препятствий. Мы шли и молились. А если Господь еще посылал хорошую погоду без дождя, то было совсем хорошо. (Окончание в следующем номере)
Записали:
Елена Кузоро
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.