Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы готовимся к Причастию и перед Причастием говорим очень серьезные слова, но бывает так, что нам кажется, что сейчас мы примем Тело и Кровь Христовы и все – станем святыми. Редко удается сохранить в себе эту благодать, если мы ее принимаем. Кому-то удается ее сохранить на 5–10 минут. Слава Господи, если ее удается сохранить на один день. Эта проблема волнует наших телезрителей. Как причаститься так, чтобы это не было в осуждение, как говорит апостол Павел?
– Как причаститься не в осуждение? Преподобный Амвросий Оптинский называет несколько условий. Во-первых, нужно искреннее раскаяние в грехах с решимостью больше к ним не возвращаться, с исповеданием этих грехов. Одно дело – раскаяние, а другое дело – исповедание. Раскаяться ведь можно перед Богом, а исповедоваться нужно перед человеком – перед священником, облеченным саном. Соответственно, будет какой-то стыд. Перед Богом как-то так, а вот перед человеком бывает стыдно. Потому что все мы тщеславны. Итак, нужно Исповедание грехов, раскаяние, с решимостью не возвращаться к этим грехам.
Во-вторых, нужно простить тому, кто меня опечалил, изгнать из себя памятозлобие. Когда мы читаем молитвы перед Причастием, там так и есть: «Первее примирися тя опечалившим». Это очень важно, чтобы не причаститься в осуждение. Почему так? Очень просто. Все на поверхности. Мы христиане и носим Христа, поэтому мы у Него учимся тому, как Ему угождать, как быть Ему подобными. Смотрим на Его жизнь. Было у Него памятозлобие? На Кресте Его распинают, а Он говорит: прости им, ибо не знают, что делают. А после этого еще три десятка лет Он давал возможность тому неблагодарному народу, который Его казнил, раскаяться. Он еще долго терпел, пока в очередной раз римляне не подавили восстание и не разрушили Иерусалим. Вот такие условия перечисляет преподобный Амвросий Оптинский.
А насколько мы глубоко, искренне раскаиваемся? Мы должны свою совесть проверять по другим людям, которые уже угодили Богу. Для этого мы читаем жития святых. Конечно, нам очень помогает какое-то пособие для кающихся, для готовящихся к Исповеди. Бывают такие прямо толстые книги, которые так и называются – «Подробная Исповедь». У меня не хватило терпения такую книгу прочитать. Я думаю, что там можно читать? Наверное, там что-то есть, просто я такой нетерпеливый, и в этом мне надо каяться.
Насколько мы прощаем тому, кто нас обидел или опечалил? Это тоже нужно проверять. Иначе мы не подражаем Богу. А как действует благодать? Благодать действует быстрее мысли. Мы еще подумать не успели, а она уже подействовала. Каким образом? Мы можем потом видеть какой-то результат на себе. А как-то контролировать этот процесс мы можем только своей искренней, горячей и внимательной подготовкой. Внимательной потому, что, если к этому делу относиться невнимательно, обязательно лукавый что-то нам подсунет.
Поэтому трезвение – одна из добродетелей, на которую подвижники обращают внимание. Нужна внимательность. Внимательность к тому, как живешь сейчас, внимательность к своим прежним грехам, не забываться, что я грешный, что Бог меня простил Своей благодатью. При этом Он Своей благодатью не только мне простил этот грех, но и силу еще дает, чтобы к этому не возвращаться.
Вопрос телезрителя из Гатчины: «Вот есть искреннее желание соединиться с Господом, а, подготовившись к встрече, к Евхаристии, исповедовавшись и подходя непосредственно уже к Чаше, ты чувствуешь в себе какие-то нехорошие мысли. Как быть в этом случае?»
– Не нужно обращать внимание на эти мысли. Потому что лукавому тошно от того, что мы подходим к святыне. Вспоминаем святых, которых ангелы поднимали на Небеса, а бесы еще продолжали их соблазнять: «О, ты победил нас! О, ты ушел от нас!» А святой говорит: «Я не знаю еще пока. Пока меня еще несут». Так же и здесь. Нужно просто научиться не читать молитву, а творить, находиться в ней своим существом. Когда подходим к Чаше, нужно подходить с внутренним напряжением, ведь мы подходим к Самому Христу! На эти мысли, а часто возникают хульные мысли, никакого внимания обращать не надо. Бесы не любят, когда их игнорируют. По своей гордости они хотят, чтобы на них обратили внимание. А когда мы их игнорируем, они уходят.
У кого-то из святых есть такое выражение – «заслуживающее уважения бесстыдство»: я чувствую себя недостойным, но Ты, Господи, все-равно спаси меня! Потому что без Тебя я не могу. Вот в этом и заключается духовная нищета. Вот какой бы окаянный я ни был, все-равно, Господи, я к Тебе возвращаюсь. В Тебе мое спасение. В Тебе моя жизнь. Ты моя любовь. Я не могу остаться без Тебя. Хоть я и такой-сякой.
Подготовка к Причастию... Я читал, что раньше нужно было поститься как минимум три дня, а теперь мы постимся с полуночи.
– Это обязательный Евхаристический пост.
Могут ли быть какие-то особые условия для поста, когда мы чувствуем, что совершили серьезный грех? Можем ли мы поститься как-то особо в этом случае?
– Я думаю, чтобы это почувствовать, все-таки должен быть дар от Бога. С 5 на 6 июля у нас память о покаявшемся церковном экономе Феофиле. Он отдал себя во власть дьявола, потом раскаялся и закрылся в церкви Пресвятой Богородицы, где 40 дней безвыходно находился в посте и молитве. Только слуга его знал, что происходит, и помогал ему как-то. У него было такое состояние. Это все-таки делает промыслительная благодать, которая призывает человека на покаяние.
Если есть такая уверенность, которую, конечно, лучше проверять с опытным духовником, тогда да. А вообще, у нас в храме, и это не моя личная инициатива, прихожане причащаются каждый воскресный день. По нынешней церковной практике, кто причащается каждый воскресный день, тому нужно соблюдать пост только в среду и пятницу, и то, если не сплошная седмица. Тут человек в церкви уже достаточно духовно укрепился, достаточно опытный. Поэтому допускается уже вот так делать.
Как говорят опытные водители, ехать надо со скоростью потока: не гнать и не тормозить, а как все едут, примерно так и держаться, соблюдать дистанцию и интервал. Так и в церковной жизни. Здесь тоже не нужно выпячивать себя особым молитвенником или постником, но в то же время мудро рассуждать: что мне полезно? Еще нужно советоваться. Хорошо, если есть наставник. Книги очень помогают. И в электронном, и в бумажном виде.
Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Что такое богооставленность, и как она может проявляться в человеке?»
– Богооставленность – ощущение полного одиночества, необъяснимой тоски. Я думаю, что она так и может проявляться, что человек не видит никакой надежды на лучшее впереди. Нет у него никакого света впереди. Только так я могу объяснить. Если же это происходит, то мы знаем, что без воли Божией ничего не бывает. Бог попускает это состояние аналогично тому, как мама прячется от ребенка и смотрит, как он ее ищет. Ребенок начинает понимать разницу: есть мама и нет мамы.
Так и здесь. Бог оставляет человека, но не оставляет его без внимания, а дает ему ощутить оставленность. При этом Он наблюдает за ним и, если можно так о Боге говорить, радуется, если тот воспламеняется желанием поиска Бога, покаянием, ищет, почему это произошло. Все-таки я думаю, Бог не дает никому испытать полной богооставленности. По крайней мере, я таких людей не встречал. Из своего личного опыта я об этом тоже сказать не могу. Мы знаем только о Христе Спасителе, что на Кресте Он испытал это состояние, которое должно было испытать человечество, но Он взял это на Себя.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Когда Христос в первый раз сказал о Евхаристии, многие Его не поняли и даже отошли от Него. И тогда Он объяснил апостолам, которые остались, что такое суть Евхаристии. Он сказал: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. А слова Его – это заповеди, в первую очередь заповеди блаженства, потому что Он и есть Бог Слово. А кто-нибудь пробовал хотя бы один день прожить по заповедям блаженства? Вот если получится – это и есть настоящая Евхаристия. А употребление хлеба и вина, как говорится, очень просто и легко: съел – и ты святой, весь светишься. Но почему-то человек не становится другим после этого; сколько ни причащается, с этими же грехами уходит и приходит, ничего не меняется. Получается, что мы за обрядом потеряли главное – Самого Христа».
– Так можно говорить только за себя, за всех так говорить нельзя. Я не согласен, что человек каким зашел, таким и вышел. Я знаю примеры, когда совсем не так. То, что вы горите про исполнение заповедей Божиих, это естественно. А в чем еще исповедоваться, каяться, если не в том, что ты заповеди не исполняешь? Больше не в чем. Мы исповедуем грехи неисполнения заповедей Божиих.
Другое дело – обрядоверие. Когда человек без подготовки, без глубокого понимания, без покаяния и искренности подходит к таинству, тогда получается обрядоверие. Повторюсь, когда Вы говорите, что все выходят после Причастия, не изменившись, это неправда.
Евангелие нас учит: не бойся, малое стадо. Это указывает на то, что спасающихся людей мало. Но про всех так говорить нельзя.
Вернемся к разговору о Причастии в осуждение. Каким образом это осуждение можно понять? Мы же не думаем о себе плохо...
– Как увидеть, осуждает ли меня Господь после Причастия?
Нет, не после Причастия. Апостол Павел говорит, что многие причащаются в осуждение. Вот эта тема меня волнует.
– Тут нужно вспомнить о том, что Дух Божий – ревнивец. Евангелие нас будет судить на Страшном Суде. В Евангелии написано, что дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4:4). Там нет толерантности. Есть еще более жесткие слова, когда Господь говорит: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери – и далее перечисляет все самое дорогое, что у человека есть, – и не берет креста своего… тот не достоин Меня (Лк. 14:26; Мф. 10:37–38).
Еще в Евангелии написано: если бы вы были от мира, то мир любил бы свое (Ин. 15:19). Если нас мир любит, не смеется над нами, не выталкивает нас, тогда мы осуждаемся в Причастии. Если же мир нас гонит, всячески старается от нас уклониться, значит, в нас есть Тот, Кто миром ненавидим, Кого мир распял на Кресте.
Враги человеку – домашние его. Человек стал ходить в храм, исповедоваться, причащаться, однозначно стал меняться, задумываться, для чего живет, стал себя узнавать и понимать, что, оказывается, он мерзавец. Кто поможет? Все вокруг отворачиваются, все рушится. Благодать рушит вокруг все, что человеку мешало обратиться к Богу. Весь видимый мир вокруг рушится. И тогда он начинает искать в невидимом мире – обращается к Богу. Благодать помогает в этом. Человек понимает, что, оказывается, душа дороже всего мира. И нужно заняться не тем, чтобы угождать людям, а тем, чтобы угождать Богу. А эта работа незаметная, неинтересная, никто тебе в ладоши хлопать не будет, наоборот, – будут гнать, осуждать, презирать, смеяться, подковыривать и прочее.
Вопрос телезрительницы из Москвы: «Я слышала такую мысль, что все, что мы делаем в Церкви, в духовной жизни, или когда участвуем в таинствах, мы уже делаем в вечной жизни. Получается, когда мы причащаемся, мы уже в Царстве Небесном со Христом. Как это понять?»
– Телом мы еще на земле, а умом – уже в вечности. Больше к этому и прибавлять ничего не стоит. На самом деле вечность начинается здесь, на земле. Про подвижников, монахов, угодников Божиих говорят, что это земные ангелы или Небесные люди. То есть он в теле, все как у всех, кроме семьи, имущества, но ум и воля его уже там. Чувства еще тут, они истончились, очистились, стали другими, а ум и воля уже там. Вот так это надо понимать. И это не мое мнение, так говорят святые отцы.
Сегодня для меня очень много открытий... Есть люди, которые приходят на Литургию, и чувствуется, что они готовились к Причастию. А кто-то не готовится. Вы отказываете в Причастии, если видите, что человек не готовился?
– Да. Я говорю, что надо готовиться. Без подготовки нельзя подходить, иначе это будет обрядоверие, причем поверхностное. Хотя бы исполни то, что все делают. Ведь есть люди, которые вообще ничего не хотят делать. Человек зашел в храм, посмотрел по сторонам, увидел, что очередь стоит, все подходят к Чаше – и он тоже.
Например, у нас в храме я исповедую, а потом я же и с Чашей выхожу. И тут, как говорится, не проскочишь. А бывает в храмах и требный священник, и тот, кто служит Литургию. Требный не стоит, не наблюдает, и многие подходят к Чаше. Бывает, что это промыслительно.
Расскажу историю, которая была в нашем храме. Пришли две дамы, платья до пят, как будто они на оперу пришли, – и сразу пошли причащаться. А я выходил на проповедь после чтения Евангелия, общался с народом и видел, кто был. Они пришли уже после всего. Я им сказал, что нужно подготовиться, приходите в следующий раз. Так они с претензиями потом ко мне подошли, одна из них сказала: «По какому праву Вы нас не допустили? Вы знаете, чья я дочь?» Я сказал, что мне все равно. Она говорит: «Я дочь Бога». И мне сказать нечего. Что тут скажешь?..
Если она дочь Бога, зачем ей причащаться? У нее и так уже все нормально. Бывают и такие случаи. Переживаешь потом, конечно, от таких встреч. Потому что дьявол целится в сердце пастыря, и дьявол знает, как точнее ударить, чтобы поразить. Это действительно очень ранит, и переживаешь, что вроде бы люди пришли к Богу. Но с такими заявлениями...
Бывает, приходят отпевать человека и говорят: мол, когда отпеваете, не говорите «раб Божий». Я говорю: «У нас так принято». – «Нет, говорите: сын Божий». Где люди это берут? В интернете, наверное. Там же всякие советы есть.
Иоанн Кронштадтский причащался каждый день. Будучи совсем больным, он служил Литургию и причащался просто одной Кровью. Мария Египетская два раза в жизни причащалась. Возникает вопрос: как часто надо причащаться?
– Есть мнение, что чем чаще, тем лучше. Иоанн Кронштадтский хорошо делал. Мария Египетская тоже хорошо делала. Трудно ответить, сколько раз нужно причащаться. Если есть желание, и человек горячо готовится, тогда пусть чаще причащается. Если другие какие-то обстоятельства – пускай не дерзает.
Преподобные Оптинские старцы приводят в пример Закхея и сотника. Закхей принял Господа в свой дом, а сотник посчитал себя недостойным. И оба хорошо поступили. У каждого была своя разумная мотивация пред Богом. Вот и нам нужно себя узнать внутри, какие мы есть, какая у нас мотивация, увидеть себя и работать над собой. И тогда будет понятно, как причащаться.
Бывает, батюшки на Исповеди говорят (Бог им как-то открывает) человеку, чтобы он почаще причащался, почитал акафист Иисусу Сладчайшему. Когда идешь на Исповедь, надо помолиться, чтобы Господь через священника что-то сказал. А можно вообще помолиться: «Господи, дай какой-то знак». Господь может ведь и на заборе написать, образно говоря.
Мы очень хотим всяческих знаков, знамений: «Покажи мне, Господи, дай мне знак...».
– Это грешно, когда мы требуем отчета от Бога. Страха у нас нет. Священник (или диакон) выходит с Чашей, и мы слышим слова: «Со страхом Божиим…». Надеюсь, что все это слышат и понимают, что со страхом надо подходить. А мы относимся так: мол, нам-то чего бояться? Мы – православные, нам бояться нечего...
Нужно помнить про страх. Это ведь не шутки, что будет вечная мука. Или будет вечная радость.
«Святая святым». Что это означает? Этот вопрос тоже часто задают.
– По слову преподобного Амвросия Оптинского, после Исповеди человек отходит святым. Что означает «Святая святым»? К Причастию может подходить только тот, кто крещен и кто подготовился. Подготовка – это покаяние, Исповедь. Нужно так исповедоваться, чтобы почувствовать: «Фух, как хорошо, Господи, без грехов-то».
Дорогой отец Фома, я очень рад, что состоялась такая хорошая беседа, я для себя открыл очень многое. Благословите наших телезрителей.
– Благодать Святого Духа буди со всеми вами. Аминь.
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.