Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1259) → Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: Зависимость может быть только одна – от Бога!

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: Зависимость может быть только одна – от Бога!

№26 (1259) / 15 июля ‘24

Архипастырь

26 июня – Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Для нас это повод посвятить все эфиры проекта «Союз онлайн» рассказу о церковной помощи наркозависимым. И помощь эта оказывается изо дня в день, из года в год, а не только по праздникам. Я хочу предложить вашему вниманию фрагмент сюжета о форуме, который совсем недавно, в конце мая, собрал людей, работающих в этом направлении.

Стихотворение Анны Каменской читает епископ Мефодий:
− Мне дорога зависимость
одна −
это моя зависимость
от Бога.
Мне ведомо, наступит
день суда,
и на суде нас уличат
во многом.
Но даже там я буду уповать
на милость Божию,
ни на что иное.
Мне без Него себя
не оправдать,
я без Него − заведомо
пустое.
Я верю, все дается
неспроста.
Наш каждый день –
великая награда.
Чем больше мы зависим
от Христа,
тем дальше отстоим
от тьмы и ада.
От многого зависим человек,
но лишь одна зависимость
не губит:
потребность в Том,
Кто царствует вовек.
Потребность в Том,
Кто истинно нас любит.
Мне ведомо, наступит
день суда,
и на суде нас уличат
во многом.
И вот тогда поймем мы,
лишь тогда,
как нам нужна зависимость
от Бога.

Владыка, знаете, что меня поразило при просмотре этого репортажа? Там собрались очень красивые и радостные люди. Кажется, что эта тема вызывает страх, ужас и желание от нее отгородиться. Но люди, которые в нее погружены, производят впечатление самое благоприятное. Как это получается?

− Но это естественно, мне кажется. Если мы живем с Богом, то у нас есть заповедь: всегда радуетесь! Это по заповеди. А если говорить о наркомании, то, когда человек выздоравливает, − это же радость! Печаль − когда он заболевает, когда страдает. На Исповедь он приходит со страшными грехами, исповедует их, преодолевая себя, говорит о том, о чем никому никогда не говорил. И он в страхе от того, как к нему отнесется тот, кто слушает, − священник, архиерей, духовник… А духовник радуется! Радость бывает на Небесах об одном кающемся грешнике. Поэтому мы работаем с кающимися грешниками. Какая радость!

Вы сейчас проводили семинар в Екатеринбурге, буквально несколько часов назад он завершился. Кто участники этого семинара и какие у Вас впечатления?

− Участники семинара – люди, работающие с теми, кто страдает от этой проблемы. В числе участников семинара − представители системы исполнения наказаний, а там очень много зависимых, и тех, кто распространял наркотики. А также клирики, священники Екатеринбургской епархии. Очень важно, чтобы священники знали, что такое наркомания, кто такие наркоманы и как им помогать. Вот в этом, собственно, и был смысл нашего короткого семинара. Но за короткое время можно снять стигму, завесу с этой темы, и узнать, что на самом деле тут нет ничего страшного. Не так страшны наркоманы, как их малюют.

Я для себя усвоила, как мне кажется, несколько основных принципов церковной помощи наркозависимым. Они, как мне представляется, должны снять страхи со священнослужителей, которые, встречая в храме человека, страдающего наркозависимостью, могут испугаться: что мне с ним делать? Я к этой теме никогда не имел отношения и вообще боюсь! И я для себя услышала на этом семинаре, что наркомания − это производная одной из восьми основных страстей. И работать надо с первопричиной, и тогда ее следствие можно будет побороть. Получается, что священники, люди богословски и аскетически грамотные, понимают, как работать со страстями. И тогда это не так страшно. Хотя, конечно, каждый со своей основной страстью борется всю жизнь, до гробовой доски.

− Это вообще не страшно. Страшно то, что аскетическая традиция из Церкви не то, чтобы совсем улетучилась, но не востребована, к сожалению. То есть к нашим священникам, к нашей пастве трудно применить слова: аскеты, постники или трезвенники. Потому что трезвение − это тотальный контроль над своим поведением, деяниями, мыслями, чувствами и пожеланиями. Причем контроль с помощью Бога. То есть мы себя Богу отдаем на контроль, и сами себя контролируем. Такой двойной контроль, двойное внимание. Внимание Бога к нам, а нам надо понимать, что Господь нас видит. С помощью Бога исправляем то, что у нас плохое. Это делание самое серьезное.

Трезвение – это высшая аскетическая деятельность. Трезвенник не тот, кто не пьет вина, не упивается, а тот, кто контролирует себя во всех планах своего бытия. И контролирует свои отношения с Богом и с людьми. К сожалению, у нас это делание недостаточно востребовано. И наши отцы многие совсем не аскеты, к сожалению. Но если человек начинает заниматься с проблемными людьми, то он сам начинает расти как преподаватель, как наставник, как воспитатель, как духовник.

Так что работа с наркозависимыми имеет и этот положительный момент, что человек востребован. Востребован во всей полноте как духовник, как пастырь. В общем, это доброе дело. Тем более, что Богу эти люди нужны, и поэтому Бог просвещает делателя, помогает ему.

Получается, что фраза: «врач, исцелися сам» может в данном контексте прозвучать, как призыв.

− В каком-то смысле да, мы тоже участники процесса. То есть, воспитывая детей, мы воспитываемся сами. Воспитывая паству, мы сами становимся образцом для подражания, по крайней мере стараемся им быть. Показать пример, как апостол Павел говорил: «Подражайте мне, как я Христу». Понятно, что не всякий священник – такой же объект для подражания, как апостол Павел. Очевидно, что это так. Но все-таки мы к этому призваны. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Такая мощная мотивация заняться собой, занимаясь другими. Владыка, вот еще одно доказательство в копилку того, что наркомания − это как бы страсть вторичная, такой вагон, прицепленный к основному паровозу, к основной страсти. Вот первый этап: человек пробует наркотики, чтобы получить удовольствие, и тем самым удовлетворить какую-то свою основную страсть. А на следующем этапе он уже вынужден это делать, чтобы ему не было плохо. Но ведь с любой страстью так.

− Человек преследует некую цель, и ради достижения этой цели он использует неправильное средство, наркотик. Если бы у нас был взгляд на мир такой же, как и взгляд у Бога, то вообще проблем бы не было. К сожалению, у нас такое страстное косоглазие сегодня у всех, от рождения.

Я прочитала Ваше интервью, которое вышло на церковных интернет-ресурсах. Вы там говорите, что учились такому взгляду на людей, страдающих наркотической зависимостью. В частности, Вы говорите: «ко мне приходит Василий, Петр, Сергей… Люди! Не наркоман Василий, наркоман Петр, наркоман Сергей, а люди, страдающие наркоманией». А как Вы учились этому взгляду?

− Взгляду не только на наркоманов, а вообще на людей. Человек – образ Божий. Он может быть искажен. Всякий раз мы общаемся с человеком по-новому, кто бы он ни был. Вчера он был один, завтра будет другой. Иногда надо уступить, отстраниться, иногда, наоборот, поддержать. Но в любом случае, я не знаю, кто есть кто. У каждого есть имя, он личность. И кто он будет в перспективе − знает только Бог. Даже ангелам это знать не дано. По крайней мере, в притче так сказано, когда пришли ангелы и говорят: давай, Господи, подергаем плевелы. А Господь говорит: нет, вы можете выдергать и пшеницу. То есть можете ошибиться. Поэтому мы не знаем, кто есть кто. И никто не знает, что есть в этом человеке. Люди проявляют себя по-разному. Нам надо найти контакт с добрым и пройти мимо контакта с плохим.

Человек может повернуться к нам той или другой стороной. И часто мы сами провоцируем отношение к себе то или иное. Человек пришел в другом состоянии − слава Богу! Собственно, Бог нас так принимает. Но он грешит − одна ситуация. Пришел с покаянием, с исправлением − другая ситуация. Как будто до этого ничего и не было. Мы встречаем его таким, каким он пришел сейчас, а не вообще.

Конечно, когда человек нам сильно досадил, мы проявляем большую осторожность. Но в итоге мы все равно не закрываемся.

«Каждый человек – ручное изделие Бога. И в то же время каждый человек может быть проблемой Бога. А Церковь – это система сопровождения в Царство Небесное». Такие высказывания я услышала на семинаре, о котором мы говорили.

Владыка, мне эти фразы запали в душу. Если можно, расскажите о каждом тезисе более развернуто. «Каждый человек – ручное изделие Бога».

– Все очевидно. Не близость мужчины и женщины, а деятельность Бога творит человека. Была первая женщина с незамутненным сознанием. Когда родился первый человек, она сказала, что приобрела человека не от мужа, а от Бога. Это правильно. Душа – простое существо. Из двух простых существ – из души мужчины и женщины – можно создать только что-то простое. Это только Богу возможно.

А второе, душа – часть человеческой природы, а человек – еще и личность. Личность человека (так же, как и личность ангела) – действительно персональный продукт Бога, Который создал его не по общему типовому, а по индивидуальному проекту. Каждый человек – индивидуальный, ручной проект Бога. Поэтому Бог каждому нарицает свое имя. Да, человек – это Божие изделие.

Более того, Бог просвещает всякого человека, грядущего в мир (крещеного или некрещеного), вкладывает в него начатки сознания, познания, смыслы. Когда ребенок начинает говорить, как он понимает смысл произносимого? Помести меня сейчас в иноязычную среду – к китайцам, я ничего не пойму. Может быть, только самые примитивные понятия, и то с большим трудом.

Кстати, интересно, что ребенок, когда начинает говорить, говорит о себе в третьем лице, а не через «я». Например: «Вася хочет кушать». Это очень важно. А потом постепенно, в более старшем возрасте, начинает прорываться слово «я». И затем Бог отпускает его к самопознанию.

И Адам нарицал имена зверям. Кто фактически нарицал имена зверям? Господь, но через Адама. Адама видел суть зверей и давал им названия. Поэтому Адам тогда и не ошибался. Когда согрешил, связь с Богом сильно повредилась.

И тогда мы стали проблемой для Бога?

– Нет, мы всегда проблемы для Бога. Поэтому был предвечный совет, Господь знал, как придется повозиться с этим созданием. И не однажды. Даже написано: «Раскаялся Господь, что людей сотворил». Такие были переживания. Конечно, это по-человечески сказано. Бог не страдает. Тем более Он все предусмотрел наперед.

Но человек – проблема для Бога. Он может не послушаться Бога, выйти из послушания, может не полюбить Бога, а возненавидеть. Мы не можем заставить себя любить, и Бог не может заставить Себя любить. Но, с другой стороны, любовь к Богу – это подарок. Господь ни в чем не нуждается, а тут он получает подарки. Поэтому каждый человек – проблема, и каждый человек – подарок, дар. В каком-то смысле мы дарим Богу любовь, это подарок от нас.

«Церковь – система сопровождения в Царство Небесное».

– Слышал, как один Владыка сказал двум молодым девочкам: «Хотите попасть в Царство Небесное?» Они говорят: «Хотелось бы подольше пожить».

Царство Небесное уже пришло. И мы должны в него войти здесь, и тогда нам уже не будет страшна смерть. Даже есть заповедь: прежде всего ищите Царство Небесное. И в этом смысле мы должны врасти в Царство здесь, на земле.

А Церковь и есть явление Царства Небесного. В каком-то смысле наше воцерковление есть наше вхождение в это Царство. Начинается оно с рождения. Рождение – это таинство. Потому что, если бы мы не родились, то куда бы мы вообще вошли? Нас просто не было бы.

А когда мы родились, мы вписываемся в Книгу Жизни, усыновляемся Богу, мы все приемные дети у Бога. Даже Господь говорил: если вам и бесы повинуются – это мелочь по сравнению с тем, что имена ваши написаны на Небесах.

Когда человека крестят, ему дают свидетельство, что его крестил такой-то батюшка. Есть такое свидетельство и там, наверху, в нем написано имя крещеного человека. Все – с этого времени мы дети Божии. Соответственно, вести себя должны как дети.

И Церковь нас поддерживает: если мы оступились, заблудились, она нас к себе возвращает и примиряет с Богом. Собственно, суть таинства Покаяния – примирение с Богом. Опять нагрешили, сделали глупость, гадость, подлость, но все равно можно помириться с Богом.

Это описание духовного пути христианина, и это же описание церковной системы помощи людям, страдающим наркотической зависимостью.

– Любой зависимостью. Мы зависим от всех, но у нас нет зависимости от Бога. Есть такие понятия, как зависимость и независимость. Любовь совершается в свободе, и Господь нашу свободу не насилует, в отличие от нас, насилующих свободу других. Чтобы быть свободным, надо в первую очередь научиться не попирать чужую свободу. И тогда ты будешь более свободным. Отношения с Богом свободны, и в этом есть большая радость.

Когда тебя полюбили (я говорю не о Боге, а о человеке), мир меняется. То есть, когда ты любим, это совсем другое бытие в мире, когда ты знаешь, что тебя любят, живешь тем, что тебя любят. Но когда тебя любит Бог, а это тоже можно почувствовать, то это еще более значимо. Отношения с Богом строятся в этой парадигме – в парадигме свободы, а не зависимости.

Владыка, систему церковной реабилитации вы называете аскетическим перевоспитанием. Это очень интересно. То есть это работа со страстями, ими каждый из нас болеет. Есть ведь основная страсть и сопутствующие страсти, они, может, тихо-мирно себя ведут до поры до времени и не проявляются. Но есть та, которая нас заставляет ей служить. Сначала мы думали, что это она нам служит, потом оказалось, что наоборот.

Есть такой писатель на Кубани – Николай Александрович Зиновьев, я очень люблю его стихи. У него есть такие строки:
Бог открыл мне по-Отечески
С криком третьих петухов:
Строй у нас –
рабовладельческий, –
Мы рабы своих грехов.

Система этой помощи (насколько я поняла из того, что прозвучало на семинаре) такова: надо помочь человеку понять, что он в беде, рассказать ему, что из этой беды есть выход...

Немного отвлекусь. Психологи говорят, что, когда люди в метро видят табличку «выхода нет», у них бывают при определенном психическом настрое панические атаки вплоть до суицидальных мыслей. Так вот, выход есть. Это надо написать большими буквами практически для любой ситуации.

И третье – помочь человеку обрести веру в себя, чтобы он верил в то, что у него получится. Но мы опять возвращаемся к любви Божией. Если ты любимое создание Божие, то как у тебя может не получиться? Один человек плюс Бог – это много.

– Но надо быть уверенным, что Бог на твоей стороне. Знаете, отношения с Богом очень непростые у людей. И некоторые конфессии говорят о злом Боге, о гневе Божием. Учение о гневе Божием сильно исказило отношения человека с Богом. У нас нет такого. Когда мы видим, что Бог гневается, это скорее у Бога руки опускаются с нами работать. Мы сами навлекаем на себя беду. Как и Адам. Бог руки не приложил к нашему наказанию.

Слово «наказание» имеет еще одно значение – «научение». Когда учишься, бывает больно. Но я бы хотел сказать, что все-таки главное – не только отсечь зло, а вырастить добро. Адам не был создан совершенным, ему нужно было расти. Поэтому мы в основном опираемся не на зло, а на добро в нашей реабилитации. Мы это добро очищаем, взращиваем.

Вообще, первая профессия – садовник. Садовник формирует дерево. Оно само растет, надо только отсечь ненужные ветки и сформировать крону. Так же и мы помогаем человеку формироваться. Мы делаем очень мало. Все основное – от Бога, а от нас совсем небольшая помощь.

Но в первую очередь мы садовники самих себя. Ближний может нас и не допустить до того, чтобы мы его обрезали, потому что обрезка болезненная. А вот если он допустит – это доверие к нам. Но мы должны знать, как резать, а то можно резать и зарезать. Человек пришел за помощью, а мы его зарезали. Надо иметь некоторую компетенцию, понимать, что как садовник учится правильно ухаживать за деревом, так и мы должны выстраивать правильные отношения с человеком.

У нас есть традиция, помощь, вразумление. И нам необходимо быть осторожными. Есть у врачей такой принцип: «Не навреди». Но к священнику, я думаю, это в большей степени относится. Потому что врачу приносят свое тело, а нам приносят свой дух, свою душу. Нам надо быть аккуратными.

В завершение нашей программы я прошу Вас показать объявление, которое должно висеть в каждом храме Русской Православной Церкви.

– Это объявление (Церковная помощь наркозависимым: 8 (800) 600-16-93, https://www.protivnarko.ru/?ysclid=lyfefxm4yj810628217 ) нужно для того, чтобы люди могли войти в нашу систему помощи. На самом деле всякий священник может эту помощь оказать, и должен ее оказать, даже работая с этим объявлением.

Записали:
Полина Митрофанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/EST-ChTO-SKAZAT-ZAVISIMOST-OT-BOGA;
https://tv-soyuz.ru/EST-ChTO-SKAZAT-CERKOV-SISTEMA-SOPROVOZhDENIYa-V-CARSTVO-NEBESNOE

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Там, где Бога нет, нет и будущего

«Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Этот прокимен душу раздирает, если в него вдуматься, если все это осознать, через себя пропустить – какой же огромной силой он обладает и какое же дивное пророчество он несет людям!

 
Беседы с батюшкой

Игумен Фома (Василенко): Благодать Причастия

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс