Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1259) → Священник Вадим Смоляков: Благодать всегда с нами!

Священник Вадим Смоляков: Благодать всегда с нами!

№26 (1259) / 15 июля ‘24

Беседы с батюшкой

Отец Вадим, давайте немного поговорим о церковных таинствах, о том, как благодать, которую мы в них получаем, проявляет себя в нашей жизни. Для чего нам вообще Господь дает благодать в таинствах Церкви?

– Церковь живет таинственно. Церковь живет событиями, через которые Господь непосредственно передает Свою благодать каждому из нас, чтобы мы эту благодать прилагали в своей жизни. Все церковные таинства связаны с Евхаристией, Литургией. Некрещеный на Литургии причащаться не может, исповедоваться не может. Когда человека крестят, потом миропомазывают, потом рукополагают, он становится священником, чтобы служить Литургию. Тот, кого крестили, очень часто становится крестным для других, приходящих ко Крещению, чтобы они тоже участвовали в этом церковном священнодействии.

Так вот, можно рассматривать так, что все церковные таинства нужны Церкви как бы для самой себя, для служения Литургии. Семьи, супруги, которых Господь венчает, являются частью литургического бытия Церкви, подавая пример верующим. Больные люди, над которыми Господь совершает таинство Елеосвящения, тоже для того и получают эту благодать, чтобы прийти на Литургию. Те, что рукоположены, служат Литургию. Те, кто исповедуется, каются перед Богом в грехах своих, чтобы грехи не препятствовали им участвовать в этом величайшем таинстве. Все как будто бы для нас самих.

Но ведь Литургия не сосредотачивается только на том, что происходит внутри общины, внутри храма, внутри нашего сердца. Литургия действует на весь мир. И Господь призывает нас сохранить благодать, которую мы получаем, не только для себя (хотя и это порой бывает достаточно сложно; для этого и нужны таинства, чтобы мы укреплялись Божественной благодатью, приходили к Богу, чтобы Он восполнял ее в нас), но чтобы свидетельствовать о Нем всему миру, который к таинственной, литургической церковной жизни прикоснуться по тем или иным причинам пока еще не может.

Тем самым получается, что все наши действия вне храма направлены на то же самое, на что направлены все действия, происходящие внутри него, – чтобы люди узнали Бога, пришли к Нему, жили Им. И любое таинство – не завершение. Мы часто думаем: «Вот я к Исповеди приготовился, грехи свои перед Богом открыл, батюшка молитву разрешительную прочитал – все». Нет, это только начало пути покаяния и исправления.

Литургия, совершающаяся в православных храмах практически круглосуточно, направлена в том числе и на то, чтобы все люди прикоснулись к таинственной Божественной жизни. С одной стороны, все таинства ведут к Литургии; с другой стороны, Литургия является началом для таинственной жизни. Молитва верных является началом для таинственной жизни тех, кто к этой таинственной жизни еще не приступил.

Мы часто слышим, что в Церкви все таинственно. Свой ответ Вы с этого начали. Тем не менее Церковь установила семь церковных таинств. Почему так? Почему именно они избраны, выделены особо?

– Особо Церковь выделяет всегда то, что более доступно, более необходимо для каждого человека и чаще случается в христианской жизни. Учение о семи таинствах на самом деле не до конца уставное. Нет такого документа, официально признанного Церковным Собором, где бы говорилось именно о семи таинствах. Перечисляются семь таинств, которые все мы знаем, но также у святых отцов мы видим и другие.

С таинства Крещения все начинается. Таинством Миропомазания завершается Крещение и начинается церковная жизнь. Таинство Исповеди необходимо для того, чтобы эту церковную жизнь продолжать, когда она начинает хромать. Таинство Причащения Святых Христовых Таин – это то, ради чего совершались все предыдущие таинства.

Но есть таинства, не каждому человеку необходимые. Например, таинство Венчания. Ведь не все люди избирают путь семейной жизни. Кто-то уходит в монастырь, и монашеский постриг раньше некоторые святые отцы также считали таинством. Есть таинство Священства, оно тоже не для всех. Есть таинство Елеосвящения, оно вообще-то не для всех, хоть мы и видим Великим постом на этом таинстве всю церковную общину.

Таинств, которые чаще необходимы людям, семь. Это таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Причащения, Венчания, Священства (Рукоположения), Елеосвящения.

В церковной жизни более чем понятно, что открывает человеку таинство Крещения: можно исповедоваться, причащаться, участвовать в церковной жизни, в других церковных таинствах, которые Вы перечислили. А как может действовать благодать таинства Крещения именно в повседневной жизни?

– В повседневной жизни всегда следует помнить о том, что нам чрезмерно дорого и ценно. Посещение Бога, Который любит нас и Которого любим мы, для нас абсолютно важно. Поэтому каждый день человеку надлежит благодарить Бога, что Господь в свое время очистил его купелью Крещения, Миропомазанием укрепил в духовной жизни, изливая на него благодать Духа Святого, в Покаянии восстановил, причащал. Кого-то Господь венчал, кому-то давал Елеосвящение ко здравию телесному и душевному, кого-то рукополагал. Обо всем этом нужно помнить каждый день по той простой причине, что этим живет Церковь. Если Церковь живет этим, если Господь действует так, значит, мы об этом забыть не можем.

В повседневной жизни таинство Крещения действует следующим образом. Когда мы в чем-то сомневаемся или нас одолевает какой-то соблазн (как мы говорим – искушение), надо вспомнить, что мы крещены. Что это значит? Написано у апостола Павла: я уже не раб этого сомнения, этого искушения, этого соблазна, не раб греха. То есть то, что в нас возникает, нами (по нашей решимости обращения к Богу) и Богом непосредственно может быть преодолимо. Нет никакого соблазна, который абсолютно овладел бы человеком крещеным. Крещеный человек всегда может преодолеть соблазн.

С другой стороны, крещеный всегда может начать более внимательную, более глубокую, более сознательную духовную жизнь. Если никогда не начинал, может начать в любую секунду. Если были какие-то пробуксовки, какие-то отступления от постоянства молитвы, в любую секунду благодатью таинства Крещения это можно возродить. Если человек, например, очень долгое время не причащался Святых Христовых Таин и думает, что эта дверь для него уже закрыта, то благодать таинства Крещения отверзает ему эти двери.

В том еще действие благодати таинства Крещения в нашей повседневной жизни, что всегда, где бы мы ни находились, что бы ни делали, мы призваны помнить слова апостола Павла, которые читались, когда совершалось наше Крещение: те, что в Иисуса Христа крестились, во Христа облеклись. Мы облечены во Христа. У апостола Павла есть также другие слова: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13). До Крещения не могли, а после Крещения – более чем.

У святых отцов есть единая мысль о том, что в каком бы плачевном состоянии ни находился человек, он от этого состояния может избавиться. Как пишут многие современные проповедники Слова Божия, если считать себя плохим, негодным, бесконечно оскверненным грехом, абсолютно беспросветным, это значит забыть о благодарности Богу. Некоторые святые отцы так и пишут: когда ты говоришь, что для тебя все двери закрыты и ты никогда не вкусишь благодати, то это хула на Духа Святого, поскольку в тебе есть благодать таинства Крещения. По слову апостола Павла, дары и призвание Божие непреложны (Рим. 11:29), неизменны, даются навсегда. В тебе эта благодать есть, и в любой момент эта благодать может в тебе подействовать, об этом нужно только попросить Бога, Который ее дал.

Когда человек помнит об этом, когда видит на себе ту белую ризу, в которую облачил его Господь Бог купелью Крещения, когда помнит в первую очередь о Христе, Который входит им, этим грешным человеком, в жизнь других людей, то совершенно по-другому начинает относиться и к своей жизни, и к жизни ближних.

Здесь есть соблазн, что мы Крещения своего можем не помнить, потому что оно могло быть совершено в младенчестве или давно. Но раньше для Церкви это не было проблемой по той причине, что Крещение совершалось не тайно, а явно, во время Божественной литургии. И вся община слышала тексты таинства Крещения, которые у нас, к сожалению, не на слуху. У нас, священников, совершающих таинство Крещения, эти тексты на слуху, мы их любим, ценим и очень хотели бы, чтобы другие люди их тоже помнили. Как же этот практический момент устроить?

Человек мог быть крещен в раннем детстве или много лет назад и подзабыть то, что там говорилось. С одной стороны, можно прибегнуть к книге, которая называется Требник и которая сейчас доступна всякому в бумажном или электронном виде. Можно прийти в ближайший храм и спросить у батюшки, когда будет Крещение. Батюшка скажет, когда будет Крещение, и спросит: «А тебе зачем? Ты же крещеный». Можно ответить, что вы хотите воскресить в своей памяти то, что Господь сотворил с вами давным-давно, и порадоваться за тех, кто будет принимать благодать таинства Крещения. Уверен, священник не откажет. И люди, которые пришли для того, чтобы крестить своего ребенка, например, или чтобы самим креститься, как правило, не отказываются от того, что кто-то придет и будет молиться вместе с ними.

Наверное, очень важна подготовка к таинству Крещения. В разных храмах, в разных епархиях она по-разному совершается. Хотел бы у Вас спросить, что первое Вы говорите тем, кто приходит с желанием принять Крещение?

– Я пытаюсь разобраться, чем живет человек. Если он живет чем-то и кем-то, но не Христом, пытаюсь до него донести, что для него может значить Христос и Кого он во Христе должен увидеть. Все очень индивидуально. Мы просто разговариваем. Вера от слышания. Если у человека нет веры во Христа до Крещения, после Крещения она чудесным образом может и не появиться.

Следуя церковной традиции, я стараюсь хотя бы кратко пересказать Евангелие, даю домашнее задание перечитать самое короткое Евангелие от Марка. Потом мы потихоньку доходим и до Катехизиса, простого для понимания. Например, «Катехизис» митрополита Илариона (Алфеева) – замечательная книга, недавно выпущенная.

Постепенно человеку нужно приобщиться, насколько для него это возможно, к полноте церковной жизни. И тут встает логичный вопрос: что может делать в церкви некрещеный, где он может быть? А он может в церкви быть везде, кроме участия в таинствах Исповеди, Причастия и других. Библию читать можно.

Я видел такие издания Священного Писания, где оставлен комментарий: «Если на Исповеди не был, Библию не открывай». Мне кажется, это что-то разительно отличающееся от нашей православной церковной традиции.

Библию читать можно и нужно, к Евангелию прикоснуться нужно, узнать Христа нужно. Быть за богослужением, подходить под помазание, вкушать святую воду и просфоры, благословляться у священника – все это некрещеным людям можно. И это я говорю только про богослужебную сторону церковной жизни. Но ведь есть и другая сторона церковной жизни – общинная. В общину человек может включиться совсем не обязательно по факту свершившегося Крещения. Он может трудиться, помогать при храме. В нашем Вознесенском храме такое изредка, но случается. Люди приходят, проходят огласительные беседы, участвуют в храмовой жизни (как могут и чем могут), потом крестятся. Из опыта могу сказать, что люди остаются в храме, поскольку он для них становится родным.

Правда, это требует гораздо больше времени и решимости к этому приобщиться. Но, как говорит Господь, по вере вашей да будет вам (Мф. 9:29). Кто возлюбил много, тому прощено будет много (см. Лк. 7:47). Кто много потрудился, лучше подготовился, проштудировал всю литературу, которую батюшка преподнес, все вопросы задал и приступил к таинству Крещения подготовленным, тот и остается в храме, если не навсегда, то, по крайней мере, очень и очень надолго, а потом, даже при каком-то небольшом отступлении, возвращается.

Почему я говорю об этом? Потому, что лично мое оглашение длилось около года, и ни на какие огласительные беседы я не ходил. У меня общение было один на один с одним очень добрым человеком, который мне все рассказывал по моему запросу. Он просто на мои вопросы давал исчерпывающие ответы. И на тот момент у меня даже цели Крещения не было. То есть я не пришел со словами: «Батюшка, благословите, креститься хочу». Это желание Господь открыл во мне со временем.

Эту подготовку я очень ценю, очень благоговейно вспоминаю то время. И очень хотелось бы, чтобы каждый прошел такую подготовку. Но если такой подготовки не было, ничего страшного, это можно всегда восполнить. Просто прийти на огласительные беседы, сказав: «Я уже крещеный, но мне это очень интересно». И никто не выгонит, все будут только рады.

С таинством Крещения тесно связано таинство Миропомазания. В чем благодать Божия проявляется в нашей жизни именно после этого таинства?

– Сейчас мы продолжаем торжествовать Пятидесятницу, продолжаем праздновать сошествие Духа Святого на апостолов. Что же сделали апостолы? Апостолы оставили нам святое миро. То миро, которым миропомазывается каждый человек, содержит в себе миро от самих святых апостолов, как бы удивительно это ни звучало в современном мире. Не случайно к миру церковному отношение настолько же бережное, как к Святым Дарам, к Телу и Крови Христовым.

О таинстве Миропомазания мы часто забываем. Когда Господь совершал Свои великие и славные дела, Он говорил апостолам: вы сейчас уразуметь не можете, ваше сердце еще не готово, оно не может всего вместить, принять. Когда говоришь человеку, что он еще не готов, тот задает тебе как минимум два вопроса. Первый вопрос: что сделать, чтобы стать готовым? Второй вопрос – более абстрактный: когда я стану готов?

Господь говорит Своим ученикам: «Я буду молить Бога Отца, Бог Отец ниспошлет Духа Святого Утешителя, и Духом Святым вы все вспомните и поймете; Он возвестит вам все, что Я говорю вам, но по-другому».

Так вот, печатью дара Духа Святого, теми словами, при которых происходит таинство Миропомазания, запечатлевается человек в том, что он в благодати Духа Святого живет, в благодати Духа Святого может жить еще лучше и что благодать Духа Святого он теперь всегда может иметь в себе, в храме своего сердца.

С другой стороны, миропомазанный становится единым со святыми апостолами, со всеми их преемниками, в том числе с тем епископом, от которого священник, совершавший Крещение, получил это святое миро, и с тем священником, кто Миропомазание преподал.

Когда человек живет в благодати Духа Святого, для него еще больше все становится возможным. В священнических молитвах есть такой образ: за вечерним богослужением мы молим Бога о том, чтобы печатью дара Духа Святого, то есть Святым Миропомазанием, сохранялись все наши чувства, все наши стремления, вся наша жизнь. Мы облеклись во Христа в купели Крещения для того, чтобы стать единого с Ним Духа.

Вспомним Евангельский эпизод, когда апостолы Иаков и Иоанн, братья, хотят низвести огонь на самарянский город, который не поверил во Христа. Христос говорит: не знаете, какого вы духа (Лк. 9:55), не то делаете. Потом, когда Дух Святой сходит на апостолов, они все вспоминают и действительно начинают этим жить.

Когда мы вспоминаем и благодарим Бога за то, что Он нас миропомазал, мы исповедуем то, что благодатью Духа Святого в нашей жизни все может исправиться как снаружи (о чем мы почему-то чаще всего говорим), так и внутри (с чего на самом деле нужно начинать). Благодать Духа Святого, благодать Божия просвещает сердце наше. И когда человек, получивший святое Миропомазание, воспоминает об этом и просит Бога: «Господи, даруй пожить мне Твоей благодатью», – это для него становится возможным.

Когда совершается таинство Миропомазания, помазываются органы чувств и органы движения человека – глаза, уши, нос, рот, грудь, сердце, руки, ноги. Чтобы мы Духом Святым ходили, дышали, молились, чтобы слышали слова Духа Святого, подаваемые нам от святых апостолов и пророков, чтобы всегда видели перед собой Христа и образ Божий в других людях, в наших ближних, чтобы мы говорили только то, что приводит к созиданию нас самих и других людей. И это для Духа Святого, для Бога, возможно. Но это возможно и для тех, кого Он запечатлел. А запечатлел Он если уж не всех, то, по крайней мере, многих из нас.

Следующее таинство – это Покаяние. Как благодать Божия проявляется в нем?

– Нам осталось обсудить глубокие таинства Исповеди и Причащения и другие таинства, которые я перечислял в самом начале программы. Конечно, на это нужно время не одной передачи. Но будем надеяться, что милостью и благодатью Божией мы продолжим наш разговор в обозримом будущем.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс