Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1257) → Протоиерей Евгений Попиченко: Как сохранить живую душу, несмотря на сложные обстоятельства?

Протоиерей Евгений Попиченко: Как сохранить живую душу, несмотря на сложные обстоятельства?

№24 (1257) / 17 июня ‘24

Благая часть

Неделя о самарянке. Ее зовут Светлана. Удивительная женщина. Всегда, когда мы проживаем это Евангельское чтение, хочется понять ее душу, как она умудрилась настолько приблизиться к Богу сердцем вопреки всему. Самаряне были заражены ложным представлением о Боге. Иудеи с ними даже не сообщались.

Она на это указывает при разговоре со Спасителем: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Не сообщаются, чтобы не заразиться, потому что духовная нечистота заразна. Человек находится в прелести. Ложная вера – это прелесть. Он думает, что верит и эта вера приведет его к истине, ко спасению, но на самом деле она его губит.

В космонавтике есть такое явление «параллакс». Параллакс – это когда ошибка на десятитысячные доли градуса в начальной точке по причине огромной величины расстояний в космосе приводит к тому, что корабль пройдет мимо цели. Чем дальше летит космолет, тем угол отклонения все больше и больше. Направление правильное, а мимо цели можно пролететь. То же самое с Богом – поскольку до Него огромное расстояние, ошибка в вере может увести от Господа. Поэтому мы так твердо держимся за Символ веры. До смерти, до крови, потому что одна буква в этой навигации может увести человека в ложь.

Самарянка – женщина. Восток – дело тонкое, и отношение к женщине там всегда было снисходительное. Ученики очень удивились, что Христос разговаривает с женщиной. Обычно мужчины так себя не вели.

Третий эпизод, на который Господь указал, как бы испытывая ее: пойди, позови мужа. Она говорит: у меня нет мужа. Иисус отвечает: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе. Как на простом языке называется женщина, у которой идет такая смена партнеров? Мягко скажем, распутная. И когда она была обличена, то не обиделась, не стала оправдываться: «Господи! вижу, что Ты пророк». Она сразу спросила о главном: «Как молиться Богу? Где Ему поклоняться?» И Господь говорит ей вещи, о которых не говорил даже с самыми близкими, верными, толковыми учениками. Он говорит ей о внутреннем делании, о том, о чем писал Иосиф Исихаст, о чем пишут аскеты, подвижники, которые трудом многолетних подвигов, аскезы, самоотвержения нащупывают путь общения с Богом в духе и истине. А ей Господь говорит это прямо. Мы читаем и не понимаем, о чем речь, нас эти слова не зацепляют: как это молиться в духе и истине? Ей Господь открывает это.

Как она умудрилась сохранить живую, жаждущую душу, несмотря на сложные обстоятельства? Потом она стала святой. Она пошла в город и, не стесняясь, не стыдясь, рассказала про себя: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала. Не Он ли Христос? Многие люди ей поверили. А кто верит нашим словам, когда мы хотим рассказать правду о Боге, о вере, о спасении? Ей поверили, пошли за ней и пришли ко Христу, просили Его, чтобы Он два дня побыл с ними, а потом сказали: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали.

Самарянка стала ученицей Христа, а потом мученицей. Два ее сына пошли за ней и также прославили Христа своей мученической смертью.

Не проходите мимо, остановитесь, вглядитесь в эту удивительную женщину, вчитайтесь в слова, которые хоть чуть-чуть ее открывают, подумайте о ней. Она потрясающая, удивительная. Слава Богу за таких женщин, которые вопреки всему сохраняют в глубине сердца такую чистоту, что позволяет Господу быть в их душах.

Поговорим еще немного про самарянку. Мы не можем сказать, что она была ветреной женщиной, беспечной, склонной к плотским утешениям, хотя по тексту следует, что у нее было шесть мужчин. Тогда время было более целомудренное, и это считалось очень отрицательной чертой. Но, с другой стороны, она ведь все время чего-то искала, стремилась к счастью, пробовала создать семью, и что-то не получалось, не устраивалось. Наверное, и в ней было дело. Но ведь построение семейного счастья – это обоюдный процесс.

Несколько раз слышал от многодетных матерей и наблюдал такую историю, когда мужчины, приходя к вере, к Богу, узнав Евангельские слова «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) и «жене глава – муж» (1 Кор. 11:3), воспринимают их вырванными из контекста и говорят: «Ты должна быть в послушании, твое дело, как говорят немцы, – кухня, кирха и дети». А потом мужчины сами удивляются, почему жизнь как-то неказисто идет, нет утешения, радости, счастья.

Потому что счастье – это процесс взаимный. Это как сообщающиеся сосуды: если дома счастливая жена, она найдет тысячу способов осчастливить своего мужа. Но если жена уставшая, замотанная, невыспавшаяся, особенно когда в семье несколько маленьких детей, еще и собака?.. А этот благочестивый муж говорит, что взял на себя замечательную и важную ответственность содержать семью.

Но нужно ориентироваться в ситуации и понимать, что иногда этого достаточно, а иногда нужно брать на себя вторую работу, может быть, даже более важную, чем первую, на которой ты зарабатываешь деньги. А вторая работа – это когда ты приходишь домой, нужно помочь своей супруге немножко отдохнуть, взять на себя ответственность за малолетних детей, дать жене выспаться, самому пойти погулять с собакой и с двумя-тремя детишками. Не просто приходить домой отдыхать. Хотя очень часто именно так и хочется сделать.

Мы для себя находим оправдание: я же работаю! А жена разве не работала? А вы попробуйте поменяться местами на недельку. Побудь в четырех стенах с орущими, голодными, шумящими, бегающими детьми, которых надо накормить, с ними погулять. Если болеют, не дай Бог, – это тоже огромная проблема.

Когда Иоанн Охлобыстин поэкспериментировал, оставшись однажды с пятью детьми, он сделал заключение: никогда на свете больше на такой подвиг не решусь, потому что это какая-то сверхзадача. А нам кажется, что женщина сидит дома, ничего не делает. Ну, попробуй...

Кстати, новосибирские ученые как-то провели эксперимент. Взяли за единицу трудовой день мужчины на заводе и подсчитали, сколько женщина в отношении к этой единице трудится, находясь на домашнем хозяйстве. Знаете, сколько? Триста процентов! В три раза тяжелее домашний труд против работы мужчины на заводе.

Это очень важный момент – забота о своей жене, внимательность к ней. Дать возможность ей отдохнуть, не забывать про цветы, про ласковые слова, не забывать называть по имени, в течение дня позвонить, поинтересоваться, как у нее самочувствие, как дела, какие-то добрые слова сказать. Вроде это мелочи, но из этих мелочей складывается женское внутреннее спокойствие, уверенность, что она замужем, что муж ее поддерживает, любит, о ней заботится. От этого у нее приходит состояние внутреннего расслабления. Как в одном замечательном фильме сказано, если ей будет хорошо, тебе тоже будет хорошо.

В общем, женское счастье зависит от отношения к ней супруга. А счастье супруга зависит от того, насколько счастлива его жена. Дерзайте.

Помогай нам всем Господь!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-2-iyunya-2024;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-3-iyunya-2024

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс