Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1255) → Протоиерей Владимир Пархоменко: Что такое Церковь?

Протоиерей Владимир Пархоменко: Что такое Церковь?

№22 (1255) / 3 июня ‘24

Беседы с батюшкой

Что такое Церковь? На этот, казалось бы, простой вопрос люди дают совершенно разные ответы. Кто-то думает, что это благотворительная организация, кто-то считает, что это организация политическая или даже коммерческая, а некоторые уверены, что это лишний и самозваный посредник в общении человека с Богом.

Так что такое Церковь и нужна ли она людям? Об этом мы сегодня поговорим с гостем нашей студии протоиереем Владимиром Пархоменко. Отец Владимир, что же такое Церковь и кто ее придумал?

– Правильно сказать – не придумал, а создал. Церковь создал Господь наш Иисус Христос. С понятием Церковь мы сталкиваемся в Евангелии. Любой, читающий Новый Завет, Евангелие, встречает там слова Спасителя: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Но многие уверены в том, что именно люди придумали этот институт.

– В народе говорят: «Люди ходят в церковь». Но люди прежде всего верят в Церковь, поэтому они в церковь ходят. Для нас Церковь – это предмет веры, и когда нас просят рассказать о Церкви, мы сразу говорим: «Мы верим в Церковь. Церковь – предмет нашей веры». А нам говорят: «Как же так? Церковь – это же здание, его можно потрогать». Но здание – это не Церковь.

В простонародье храм называется церковью, так сложилось в сознании людей. Но если взять любой словарь и прочитать, что такое «храм», то мы увидим, что храм – особое, посвященное Богу здание, в котором Церковь собирается на молитву. Мы знаем известную фразу: «Церковь не в бревнах, а в ребрах». А вообще, объяснить, что такое Церковь, непросто. Если человек не верит во Христа, не знает, что такое Божественная литургия или таинство Евхаристии, то объяснить ему, что такое Церковь, практически невозможно.

У немецкого философа Фридриха Шлейермахера есть знаменитая работа: «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим». В этой работе он попытался изложить, что, на его взгляд, является религией. Предположив, что религия – это искусство, он сам себе отвечает, что в религии есть искусство, но религия не искусство. Тогда он задает вопрос о том, что, может быть, религия – это какое-то нравоучение, и тут же отвечает, что в религии есть нравоучение, но она не является нравоучением. Спрашивая, является ли Церковь организацией, он утверждает, что в Церкви есть некая форма организации, но это не организация. И Церковь не есть какой-то идеологический союз по типу союза политического, хотя отчасти в церковной жизни это есть.

Апостол Павел назвал Церковь Телом Христовым, потому что Глава Церкви, ее Основатель – Сам Христос, Сам Бог. Образно говоря, Кровь, движущая и оживляющая это Тело, – Дух Святой, по слову Спасителя, пребывает в Церкви всегда, и всегда пребывают в Церкви и Сам Христос, и Святой Дух. Основа же Церкви – это Божественная благодать, благодать Святого Духа, она там собирает, утешает, освящает, одухотворяет людей.

Люди очень сложно формулируют для себя, что такое Церковь, но достаточно уверенно высказывают ряд претензий. Например, почему строится так много храмов, для кого они строятся, ведь в церквях почти нет людей, и почему священники не святые, хоть должны быть святыми, чтобы учить других, и так далее. Можно ли сказать, что эти претензии, по сути, есть отражение того, что многие не понимают, что такое Церковь?

– Да, конечно. Такие претензии может предъявлять только тот, кто не является членом Церкви и не может понять смысл и суть ее существования. Расскажу о своем личном опыте. Когда я поступал в семинарию, для меня это была очень серьезная жертва – я уходил с флота, который очень любил и люблю.

Друзья моего отца были офицерами в высоких чинах, и я помню диалог с одним из них. Он спросил у меня: «Слушай, а чего ты идешь в семинарию?» Я попытался ему объяснить, и реакция его была такой: «В принципе, ты все правильно делаешь, попы никогда с голоду не умрут». Понимаете? То есть у людей такое светское представление о Церкви, что Церковь – это организация ради бизнеса, хотя сегодняшняя церковная жизнь серьезно опровергает этот тезис.

Мой друг, тоже, кстати, бывший нахимовец, служит сейчас священником в Ирландии. Вообще на всю Ирландию семь или восемь наших православных священников, и он там один, что называется, священник на содержании. Причем содержание это очень скромное – храм ему платит две тысячи евро, а все остальные священники работают программистами. Некоторые из них сами содержат маленькие приходы, на которых они трудятся. То есть наша действительность сегодня именно такая.

Что же касается святости духовенства, то кто сказал, что духовенство должно быть святым? В идеале все люди должны быть святыми, каждый христианин призван к святости, но достигается она не сразу. В этом смысле духовенство ничем не отличается от мирян.

К священникам предъявляются другие требования, о которых люди не знают. Эти требования описаны в посланиях апостола Павла. Например, священник должен быть добрым семьянином, он не должен быть пьяницей, бийцей (то есть драчливым), он должен быть учительным, то есть иметь расположенность к учительству, и так далее.

Святость невозможно прописать, с ней не рождаются, она достигается трудами, молитвой, Божественной благодатью, и святость не всегда зависит от усилий человека. А вот требования, которые предъявляются к кандидатам в священство при поступлении в семинарию, довольно серьезные.

Про попов иногда говорят: «Как они могут учить кого-то, если сами не святы?» А каков критерий святости? Я себя совсем не считаю святым, у меня множество грехов, но это не мешает мне стремиться к святости и делиться знаниями, которыми я владею, где-то практически, а где-то пока только теоретически.

Взять хотя бы учителя физики в школе. Возможно, сам он не ориентируется в тонкостях современных достижений физики, но он прекрасный преподаватель и в рамках школьной программы научит детей лучше всякого профессора физики. Так же и священник. Если он личной святости не достиг, но при этом хорошо знает Закон Божий, он прекрасно понимает, что и как должен делать.

Если говорить об учителе, то можно услышать такое мнение, что научить физике может не какой-то простой учитель, а ученый статусом не менее Эйнштейна, и это есть проявление гордыни. А жизни Духа может учить только святой, не меньше. Наверное, сейчас самая распространенная религия – это вера в то, что Бог у человека в душе. Отсюда следует мнение о Церкви, что это непрошеный, самозваный посредник между человеком и Богом. И люди говорят: «Мне посредник не нужен, у меня Бог в душе. Я общаюсь с высшими сущностями самостоятельно».

– Да, есть такие, кто говорит, что Бог у них в душе… Но где гарантия, что Бог у них в душе? Может быть, такие люди просто пребывают в иллюзии?

Да, в иллюзии, что у них в душе именно Бог, а не какая-то другая сущность.

– Как это можно определить, как проверить, что Бог в душе? Дело в том, что те, у кого Бог реально есть в душе, – это православные христиане, которые стараются жить по заповедям Господа нашего Иисуса Христа и живут так, что это не препятствует им участвовать в Божественной литургии, причащаться Святых Христовых Таин.

С точки зрения Евангельского учения, одна из гарантий того, что Бог находится в человеке, – это его участие в Святой Евхаристии, потому что Сам Господь наш Иисус Христос сказал: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. И если вы нормальные христиане, участвуете в Литургии, причащаетесь Святых Тела и Крови Господних, то вы можете сказать, что в вас есть Христос.

У нас в связи с этим есть благочестивые традиции. Например, после Причастия люди не делают земных поклонов, потому что в них уже есть Христос. Вот такая гарантия у нас есть...

Отец Димитрий Смирнов шутил: «Если человек хочет верить в душе, пусть попробует в душе жениться или получать зарплату».

– Царство ему Небесное, очень хорошо умел подбирать такие колоритные примеры. Да, вполне можно и так сказать.

Как-то мне попался в сети один интересный ролик достаточно известного видео-блогера, который говорил: если человеку нужен духовный совет в его житейских делах, не стоит обращаться к православному священнику, потому что эта Церковь не совсем настоящая. Ведь в советское время она была практически уничтожена, а значит, традиции духовного наставничества тоже были уничтожены. То есть он говорил о том, что современная Православная Церковь не унаследовала традиции предыдущих столетий.

– Ну, это элементарное незнание истории Церкви. Этому блогеру нужно сказать, что он заблуждается, плохо знает историю Церкви или вообще ее не знает. Да, Церковь, конечно, пострадала.

И были уничтожены тысячи священников.

– И не только священников, но и епископов, и мирян, но при этом какая-то малая часть их все же осталась. Почему Господь говорит, что врата ада не одолеют Церковь? Сила Церкви и традиции, о которых так любят говорить, не носят человеческой природы.

Кстати, чем Церковь отличается, например, от какой-нибудь философской школы? Философская школа в связи с потерей своих носителей может что-то потерять, возможно, значительную часть. Церковь же с уничтожением большого количества священников, епископов или даже святых ничего в этом смысле никогда не потеряет, потому что она движима Святым Духом. Святой Дух как действовал в дореволюционные времена, так действует и сейчас, он умудряет, просвещает людей, стремящихся к Богу.

Наши люди очень любят ездить к старцам. А почему? Старцы – особые люди, обладающие духовной мудростью. Но откуда они стяжали мудрость? Люди думают, что у них было много учителей и именно от них через преемников они ее стяжали. Но дело в том, что стяжать духовную мудрость можно и вообще без учителей, и таких историй в Церкви предостаточно. Эта мудрость дается Святым Духом. Если Святой Дух умудряет человека, дает ему дар мудрости, дар рассудительности и так далее, то не так важно, были ли у этого человека великие учителя.

Апостол Иоанн Богослов в своем послании прямо пишет, что помазание, которое ученики Христа получили от Святого Духа, научает их всему. А что касается посредников, нас, священников, почему-то иногда воспринимают как посредников между Богом и человеком, но такого догматического учения о священнике нет.

Какие обязанности есть у священника? Он совершитель таинств, учитель веры. Если священник обладает должным знанием, то его можно назвать духовным наставником, духовным врачом. Но при чем здесь посредник? Конечно, помолиться Богу можно и без священника.

Если у кого-то возникли серьезные духовные проблемы, проблемы с верой или, например, если он не может решить какой-то духовный вопрос, приходит в состояние тяжелейшей депрессии, которая на церковном языке называется отчаянием, а крайняя его степень – унынием (и он понимает, что своими силами не может с этим справиться), то куда ему идти? Только к тем, кто имеет опыт.

Есть разные категории людей. Есть такие, кто заболеют и за советом к врачам тоже не идут. Правда, если болезнь серьезная, все-таки идешь советоваться, что это такое, как быть и как было бы хорошо это вылечить. Пока болезнь не сильно докучает, люди не ходят к врачу, а когда серьезные проблемы – идут. Так же и в духовной жизни. Вы приходите в поликлинику, сидит врач. Вы же не смотрите его аттестат. Раз он там сидит, значит, по крайней мере, в азах он вас сориентирует. Если не сориентирует, то пошлет к специалисту. В Церкви то же самое. Если бы я как священник столкнулся с каким-то сложным, необычным случаем, то посоветовал бы обратиться к более опытному священнику. В церковной среде точно так же все работает, как в светской.

Многих смущает молодой возраст священника: «Священник не моего возраста, чем он мне может помочь?»

– Сейчас идет СВО. Сколько там воюет молодых, не таких опытных бойцов? Ну и что? Автомат в руках держит? Держит. То же самое духовенство. Служить может? Может. Проповеди научен говорить? Научен. Основы веры знает? Знает. Раз его рукоположили, поставили, значит, необходимый минимум (скажем светским языком) того, что он как священник должен сделать, он знает. Если вы хотите духовной мудрости, так же как, если хотите сложный медицинский случай решить, – кого вы будете искать? Профессора, правильно? Вы же не пойдете к вчерашнему студенту, если он не гений, конечно.

Сложно человеку объяснить, что такое Церковь. А можно ли объяснить, зачем людям нужна Церковь?

– Людям нужна Церковь, чтобы быть со Христом. Если человеку нужен Бог (некоторым не нужен), если он хочет быть с Богом, если ему дорого все, что сказано в Евангелии, если он действительно хочет жить как христианин, быть со Христом, если хочет наследовать Его Царство, то он не то что должен, а естественно будет жить в Христовой Церкви. Христос сказал, что для того чтобы человеку спастись, Он пришел на землю основать Свою Церковь, которую врата ада не одолеют. Поэтому, если ты хочешь жить с Богом, со Христом, то, естественно, ты будешь жить в Его Церкви. Говоря светским языком, это одна из гарантий спасения – гарантия того, что ты точно со Христом, с Богом живешь. Когда человек живет в Церкви, он начинает осознавать ту истину, что была сказана еще в Ветхом Завете, о том, что каждый человек должен понять: он призван жить не хлебом единым, насущным, но всяким словом, исходящим из уст Господа. Поэтому Церковь необходима, если он хочет жить Словом Божиим, с Богом, если хочет теснейшего общения с Ним. Нигде, кроме как в Церкви, вы в такое единство со Христом Богом не вступите. Нигде, кроме Церкви, не получите освящение благодатью Святого Духа. Проверено многими, многими поколениями христиан: все, что вне Церкви, – это, как правило, либо фикция, либо профанация.

Церковь часто сравнивают с кораблем.

– Да, корабль-ковчег – очень хороший древний образ. Это Ноев ковчег, в котором Ной спасся от потопа, или корабль спасения. Есть такие красивые греческие иконы, где Церковь рисуют так: ладья, на ней капитан – Христос, апостолы гребут, а все остальные на ней находятся. Ковчег или корабль спасения – очень хороший образ.

То есть, чтобы разобраться, что такое Церковь, нужно для начала в нее прийти, походить, понять, чем она живет изнутри.

– Да. Допустим, вы прочитали Евангелие. Нередко люди сами берут Евангелие и читают. Даже иногда в светском магазине покупают и читают, как Христос пришел, чтобы основать Церковь. Понимают, значит, на земле должна быть Церковь Христова. Как разобраться, где Христова, а где не Христова. У нас же полно всяких церквей. Если человеку действительно это важно, он ищет и находит истинную Церковь Христову. В Символе веры мы с этого начинали, что в Церковь мы верим, но в Символе веры прописано и как мы в нее верим. Мы верим в Церковь, которую исповедуем единой, святой, соборной и апостольской – четыре признака. По этим признакам можно определить – это Церковь Христова или просто люди сами собрались и назвали себя церковью. Как в этом всем разобраться – вроде бы сложно. Ничего сложного. Когда для тебя вопрос Церкви – это вопрос жизни и смерти, условно говоря: этот корабль спасет тебя или не спасет (если привязываться к образу, о котором мы говорили). Может быть, ты сел на корабль, а он дырявый, или парус порван, или весел нет и так далее. То есть ты убеждаешься в надежности корабля. Так мы осуществляем любую покупку – нам важно качество. Так и с Церковью – надо убедиться, что она действительно была апостольской, то есть восходила ко Христу, хранила апостольское учение, а не придумывала всякие новшества, мало относящиеся к апостольскому преданию, или даже противоречащие ему. Все это несложно проверить, легко убедиться и понять, что это действительно Церковь Христова, а это нет.

Можно ли дать духовный совет людям, которые предъявляют Церкви претензии, что много храмов, неправильные священники и так далее.

– Только один: если вам самим Церковь неинтересна, не рассуждайте о ней. Допустим, я еду по городу, вижу салоны красоты. Я ими не пользуюсь, но у меня нет претензии к людям, которые их строят. Если кому-то надо – пожалуйста, стройте. Я же не был там, не знаю, сколько людей приходят. Если они строятся, значит, скорее всего, есть множество людей, кому они нужны. Я как разумный человек не буду это отрицать. То же самое с Церковью. Если вы никак к ней не причастны, чтобы не выглядеть как минимум глупо – не рассуждайте о ней.

По традиции нашей программы просим небольшое пожелание для наших зрителей.

– Дорогие братья и сестры. Святой праведный Иоанн Кронштадтский нередко любил повторять такие слова: «Любите Церковь Божию. Любите Церковь Христову».

Записали:
Людмила Белицкая
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-Chto-takoe-Cerkov-Beseda-s-protoiereem-Vladimirom-Parhomenko-Chast-1-13-05-2024;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-Chto-takoe-Cerkov-Beseda-s-protoiereem-Vladimirom-Parhomenko-Chast-2-20-05-2024

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс