Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1253) → Воскресенский Смольный собор Санкт-Петербурга

Воскресенский Смольный собор Санкт-Петербурга

№20 (1253) / 20 мая ‘24

Учимся растить любовью

Величественный Смольный собор – творение Растрелли, памятник архитектуры. Мимо не пройти. Но не все знают, что его полное название – Воскресенский Всех Учебных Заведений Смольный собор.

Экскурсовод: – Ребята, вы, наверное, забыли, что Смольный собор освящен в честь Воскресения Христова. А Воскресение Христово – это и есть праздник Пасхи. Получается, что Смольный собор – Пасхальный храм. В этом храме сегодня и будет наше пасхальное занятие. А стоим мы возле чего? Что это у нас такое красивое за стеклом?

Дети: – Это Смольный собор.

Экскурсовод: – Смольный собор и весь комплекс – Смольный монастырь. Ведь собор строился не отдельно, а строился целый монастырский комплекс.

О Воскресении Христовом Смольный собор будто сам свидетельствует, а гиды, как проводники, вводят в Евангельскую историю через экскурсию, игру, мастер-класс, образовательный квест. Вариантов множество.

Диакон Роман Катаев, помощник настоятеля Смольного собора: – В Воскресенском Смольном соборе всегда Пасха. Мы стремимся в течение всего года приветствовать всех Пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», объясняя название нашего Воскресенского собора, стремимся пояснять суть Евангельского события, которое изменило весь ход истории человечества, – Воскресения нашего Спасителя. Не случайно стали возникать и освящаться храмы в честь Воскресения Христова. Это событие носит чрезвычайно важный общеисторический характер, и мы здесь стремимся о нем рассказывать разным языком.

Конечно, приходят наши прихожане, многие из них – дети, они тоже участвуют в наших программах, в том числе программах детского центра образовательных экскурсий. Но мы рассчитываем во многом и на ту аудиторию, на тех, кто приходит в Смольный собор просто познакомиться со Смольным собором как с памятником культуры, памятником архитектуры. Через это знакомство, через этот культурный пласт мы стремимся познакомить людей и с традицией Православия, потому что это неотъемлемая часть нашей культуры. И здесь тема Пасхи, тема Воскресения Христова занимает, конечно, одно из центральных мест, как и в вероучении Православной Церкви.

Наши экскурсоводы, имея опыт работы с самой разной аудиторией, на каждой экскурсии на общедоступном языке в культурно-историческом контексте рассказывают о православной традиции и о Воскресении Христовом. Перед Пасхой и в Пасхальные дни мы стремимся делать отдельные экскурсионные программы, посвященные Воскресшему Спасителю, на основе существующих в храме элементов, икон, на основе Пасхального особого украшения храма, на основе той плащаницы, которая выносилась и была занесена в праздник Пасхи в алтарь. Мы показываем плащаницу нашим посетителям, рассказываем о смысле происходящего здесь, стремимся всех приветствовать Пасхальным приветствием и передавать эту радость.

Особенно детям всегда очень важно получить некое эмоциональное восприятие происходящего, почувствовать теплоту и внимание наших экскурсоводов, наших педагогов, особенно в Пасхальные дни. Мы очень надеемся, что впечатление от встреч в Смольном соборе дети понесут с собой в жизнь и потом, повзрослев, вернутся сюда, чтобы более осознанно узнать о православной традиции. Или придут в другие храмы, обратятся к тем, кто сможет им уже более подробно и на более высоком уровне рассказать Евангельскую историю и события Воскресения Христова.

Ольга Владимировна Куковская, руководитель детского образовательного центра Смольного собора: – Когда говоришь людям, что храм освящен в честь Воскресения Христова, что это Пасхальный храм, видишь большое удивление на лицах не только детей, но и взрослых. Естественно, в Пасхальном храме должно быть Пасхальное занятие. У нас недавно появилось такое занятие, такая экскурсия – «Урок в храме». Сейчас ведь это очень популярно: урок в музее, урок в храме, урок где-то на выезде. На примере Смольного собора, на примере икон, которые там находятся, мы знакомим ребят с праздником Воскресения Христова. Например, у нас есть экскурсия «Рождество Христово», где от малого мы выходим к большему. Так и здесь мы начинаем разговор с пасхальных открыток. Каждый из ребят выбирает одну из открыток, объясняет, почему выбрал ту или иную. Начиная с пасхальных яиц, куличей, творожных пасх, мы в итоге приходим к самому главному смыслу праздника. Потому что смысл праздника не в том, чтобы красить яйца, освящать их. Смысл – Воскресший Христос.

Экскурсовод: – Ребята, мы видим на открытках символы Пасхи: яйцо, кулич и пасха. Почему именно эти предметы – символы Пасхи – мы сегодня с вами и постараемся узнать.

Многие дети, приходящие на занятия в Смольный собор, о Христе слышат впервые. Потому так важно, чтобы этот рассказ не просто запомнился, а остался в сердце.

Экскурсовод: – Учил Он только хорошему, творил чудеса, потому что Он был не человеком, а Богом, Который пришел в мир. По преданию, Иисуса Христа распяли именно на том месте, где был похоронен Адам, первый человек.

Рассказ о Воскресении Христа оживает перед детьми, когда закрепляется личным участием в поиске изображений и предметов, иллюстрирующих его. Такие предметы можно найти в любом храме, а значит, в любом можно вовлекать детей в осмысление Пасхи. Правда, такого ангела, как в Смольном соборе, больше нигде не встретишь.

О.В. Куковская: – Этот ангел появился здесь несколько лет назад. Сначала он украшал купол православного храма Святой Екатерины на Васильевском острове. Когда там начались реставрационные работы, ангела решили не возвращать на купол, сделали копию, а этого передали Смольному собору. Видимо, этот ангел стал импульсом для создания музея ангелов, который планируется в Смольном соборе (в той части, где подъем на звонницу).

В наших тематических экскурсиях, посвященных Рождеству, Пасхе, мы обязательно подходим к этому ангелу, обязательно про него говорим. Можно сказать, он основной участник наших экскурсий для детей.

Когда ребенок не привык бывать в храме, первый интерес может быстро смениться скукой, но если предложить ему что-то найти, о чем-то поразмыслить, предложить поделиться своим мнением и внимательно выслушать его, то уйти ему точно не захочется.

Экскурсовод: – Вам задание: в левом приделе, куда мы сейчас пойдем, нужно будет найти икону Воскресения Христова. Давайте попробуем найти эту икону.

В детском центре Смольного собора образовательные экскурсии делаются с неизменным осознанием того, что «образовательный» происходит от слова «образ».

диак. Роман Катаев: – Смольный собор – исторический собор, который имеет функцию образования и воспитания. Еще при императоре Николае I ему был присвоен статус собора всех учебных заведений. Такая работа началась, наверное, в 2015–2016 годах, когда собор передали Русской Православной Церкви. В рамках просветительской работы собора, в рамках деятельности настоятеля протоиерея Петра Мухина и духовенства собора работа с молодым поколением, учащимися сразу стала приоритетом. Начали с высших учебных заведений, но и школьники, и учащиеся младшего возраста тоже должны были войти в русло просветительского служения в Смольном соборе. Оно в разной степени происходило, происходит и сегодня. Одно из направлений просветительской работы – образование детского центра образовательных экскурсий.

О.В. Куковская: – Основная возрастная аудитория детей, на которую рассчитаны экскурсии, – с 3 по 5 класс. Как известно, в этом возрасте и формируются основы нравственного поведения, ценностные ориентиры ребенка. Дети замечательно отзываются, это я вижу на своих уроках. То есть для них эти темы очень актуальны, им это очень интересно. Они видят пример. Например, на одной из экскурсий мы проговариваем жизнь Ксении Петербургской, что она сделала ради своего супруга. И в конце экскурсии я спрашиваю, что же такое любовь. И если в начале экскурсии они дают очень пространные, поверхностные ответы на этот вопрос, то в конце некоторые сами говорят, что любовь – это жертвенность. И это дети 3–4 класса.

Часто экскурсия для детей – это что-то скучное, когда тебе много о чем-то говорят. А тут мы с ними постоянно в диалоге, они выполняют какие-то задания, что-то делают. И им кажется, что это вовсе и не экскурсия. Дети замечательно все это воспринимают.

Экскурсии и квесты проходят не только в Смольном соборе, но и в других храмах города, а также по центру Санкт-Петербурга, по Невскому проспекту, по Летнему саду или вокруг Михайловского замка.

диак. Роман Катаев: – Стали образовываться несколько циклов таких программ, они ориентированы на прогулку и знакомство со Смольным собором, на классическую экскурсионную форму. Но они адаптированы под школьные программы, под те предметы, которые преподают в школах, и это было очень важной целью. Мы приглашали сюда учителей, беседовали с ними, рассказывали о том, что есть у нас, и ждали их реакцию. Мы ждали, что учителя, работающие непосредственно с детьми, выразят свои потребности, свои цели. По-моему, стало получаться – общение, взаимный интерес стали давать плоды.

О.В. Куковская: – Практически 15 лет я занимаюсь тем, что рассказываю детям в обычных школах о православной культуре. Наши экскурсии – не религиозного характера, а именно просветительского. То есть мы обращаем внимание именно на светских детей, знакомим их с православной культурой, в то же время занимаемся духовно-нравственным воспитанием.

Наши экскурсии «городского цикла» имеют конкретную тему. Например, основная тема экскурсии-игры «Мои смолянки» – эмпатия, то есть сопереживание. Мы знаем, что в современном мире это очень важное свойство, и считается, что эмпатия – это преображение мира. В ходе этой экскурсии, когда наступает игровая часть, на примерах репродукций картин Дмитрия Левицкого «Смолянки» (известные картины находятся в Русском музее) мы организуем игру с элементами педагогической мастерской, то есть знакомим детей с этими девочками-смолянками, выполняем какие-то задания. В ходе экскурсии ребята могут сделать для себя выводы. Кто-то по завершении экскурсии говорит: «А я хорошо понимаю, мое впечатление о смолянке совпало с тем, как было на самом деле». А кто-то даже не может предположить, какой была эта девушка. Подводя итог, мы говорим, что наше первое впечатление – это лишь первое впечатление, а чтобы человека понять, надо все-таки получить о нем информацию.

Например, в экскурсии «Казанский собор» в День народного единства основная тема – патрио- тизм. Начнем с того, что архитектор храма – русский, и храм связан с историческими событиями в нашей стране. Мы с ребятами об этом рассуждаем, внутри собора проходим небольшой квест, и завершается экскурсия поделкой, которая также связана с темой экскурсии. То есть через какие-то методы, приемы мы в данном случае раскрываем тему патриотизма.

В экскурсии «Пережить блокаду» основная тема – подвиг. Мы даем ребятам сумку почтальона, где лежат письма в виде треугольников, как было во время Великой Отечественной войны, и совершаем путешествие от объекта к объекту (это происходит в центре города), как бы разносим эти письма, на которых написаны адреса. Но эти адреса – памятники блокады: блокадный репродуктор, блокадные кошки, Дом радио, блокадная прорубь. И завершаем экскурсию возле филармонии, где памятная доска Шостаковичу, который написал блокадную симфонию.

Специалисты детского центра – с педагогическим образованием, они найдут подход к любым детям.

диак. Роман Катаев: – Я думаю, что работа с детьми должна быть в руках профессионала, особенно если мы говорим о тех детях, которые приходят организованно, вместе со своим школьным классом, с преподавателями. У нас есть педагоги – экскурсоводы, и они, конечно, пользуются своим богатым опытом и экскурсовода, и педагога, и верующего и стремятся рассказать детям так, чтобы все это действительно легло в их сердца, в их души.

Когда мне приходится общаться с детьми, я с большой радостью отмечаю для себя такие случаи. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы побеседовать с детьми, встретить их, хотя бы поприветствовать перед началом наших экскурсий в Смольном соборе.

Самое главное, на мой взгляд, – передать то, что есть в тебе. Если экскурсовод будет замкнут, будет рассказывать то, что неинтересно и неважно лично для него, это не будет услышано и аудиторией. Это касается любых экскурсий. Тем более, когда сложно объяснить что-то словами, сложно донести, очень важно попробовать передать собственное восприятие того, о чем рассказываешь, и тогда это будет воспринято как нечто важное, интересное, о чем хочется узнать побольше.

О.В. Куковская: – Наверное, самая главная задача вообще всех наших экскурсий – чтобы ребенок ушел с радостным настроением. Мы с учителями поддерживаем связь, и они говорят, что дети ждут экскурсий. Дети отмечают, что в храме чувствуют какую-то радость, их встречают с теплом. Я прекрасно понимаю, что дети не запомнят всю информацию, но главное, чтобы у них осталось впечатление и ощущение того, что здесь светло, тепло в плане душевном и здесь их всегда готовы принять. И, может быть, когда ребенок станет взрослым и окажется в какой-то тупиковой ситуации, эти ощущения, впечатления детства вернут его по воспоминаниям в храм. И он придет в храм, вспомнив эти свои детские впечатления. Наверное, самая глобальная задача – в этом.

Экскурсовод: – Ребята, Воскресение Христово – самый главный православный праздник. И апостол Павел говорит: «Если Христос не Воскрес, то вера наша тщетна».

Для детей, для семей, для педагогов – экскурсии со смыслом, знакомство с историей и возвращение образа в образование. Воскресенский Смольный собор воскрешает традиции.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс