Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1253) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Мы живем Пасхой

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Мы живем Пасхой

№20 (1253) / 20 мая ‘24

Архипастырь

Окончание. Начало в №№ 18, 19, 2024 г.

У нас очень красивый и богатый язык. И когда слышишь вот эти «пруфы» и что-то еще, очень больно становится. А вообще, пик этой боли я испытала несколько лет назад, когда возле памятника «Черный тюльпан» в день десантника наши бравые десантники браво показывали разные приемы под какую-то английскую песню. Вот это было просто полное недоумение и действительно боль...

– Так вот, обогащение – это то, что должно происходить с нашим языком, с нашей речью. А еще лучше, когда происходит взаимообогащение. Мы готовы вводить в свой лексикон какие-то слова, которые сформировались, предположим, в технических областях. В машиностроении в свое время лидерами были европейцы, немцы, голландцы, поэтому очень много таких приборов: циркуль, штангенциркуль, суппорт… Они есть и есть. Как и в информатике. У нас было много сделано в отношении развития информатики, но тем не менее основной скачок был сделан на Западе, и мы принимаем оттуда термины информатики. Ну хорошо. Но мы должны жить и создавать продукты, создавать понятия, терминологию и этим делиться. У нас прекрасная педагогика, у нас прекрасное богословие, прекрасные понятия о нравственности. Есть они и в научной сфере.

У нас есть замечательные семейные традиции, и все это выражается понятными словами. И это тоже наше богатство, наше достояние, этим мы можем обогащать окружающий мир. Мы должны экспортировать нашу литературу – наших поэтов, писателей, наши достойные кинофильмы, творения художников и прочее, прочее, прочее...

Обогащая окружающий мир, мы не обворовываем себя. Мы наполняемся своими смыслами и содержанием, мы ими делимся, и если к нам будет что-то приходить извне, мы будем это принимать на пользу своему народу и каждой конкретной личности. Если же мы будем перенимать ругань, матерные выражения, какой-то кринжовый сленг, то на пользу нам это не пойдет.

Владыка, мы поговорили о детских садах, школах, а что Вы скажете о вузах? Вы недавно встречались с ректорами уральских вузов. У Вас была встреча в центре «Царский».

– Да, у нас действительно прошла замечательная встреча. Екатеринбург – образовательный центр. Кто-то говорит, что он должен стать студенческой столицей России. Здесь строят кампусы, места, где могут размещаться студенты, и здесь действительно большие вузы, сформировалась очень серьезная научная школа.

В Совет ректоров Екатеринбурга входят 20 ректоров 20-ти вузов. По благословению Святейшего Патриарха сегодня в Русской Православной Церкви создан Совет по взаимодействию Русской Православной Церкви с организациями высшего и среднего профессионального образования в сфере духовно-нравственного воспитания.

Сейчас очень важно разрабатывать модели взаимодействия Церкви с вузами на местах. Что может быть предметом этого взаимодействия? Что мы можем дать преподавателям, студентам? Что полезного мы можем у них взять? Готовых решений в масштабе страны пока нет, но есть замечательная практика в целом ряде регионов.

Очень интересно налажено это сотрудничество в Нижегородской области и вообще в Приволжском федеральном округе, в Центральном федеральном округе. Мы встретились с уважаемыми ректорами, рассказали о предмете нашей встречи, о том, что вопрос воспитания в вузах поставлен Президентом.

Сегодня в вузах введена должность проректора по воспитательной работе, и он должен воспитывать студентов, но с помощью какого инструментария, на каких ценностях и идеалах? У нас есть о чем рассказать, есть чем поделиться. И мы встретились с ними и рассказали о том, что предметами этого сотрудничества может быть целый ряд проектов, которые сегодня уже действуют в Церкви и которые могут быть восприняты как преподавателями, так и студентами.

Мы услышали их мнение, увидели их заинтересованность в проектах, действующих в Церкви. В частности, в проектах по милосердию, благотворительности, добровольчеству (волонтерству), в интереснейших образовательных, культурных проектах, имеющихся у нас.

Мы уже привыкли, что этим живем, и можем делиться этим со студенческой средой, сообществом студентов, и это заинтересовало наших уважаемых ректоров. Должен сказать, что с их стороны не прозвучало ни одной критической ноты, каждый ректор высказался и поддержал эти инициативы.

Мы определили тех, кто у нас отвечает за это сотрудничество, закрепили за каждым вузом ответственного священника, он будет курировать это взаимодействие. В каких-то вузах священники работают уже давно. Например, в Горном университете очень известный протоиерей Игорь Бачинин является деканом кафедры теологии, то есть здесь все хорошо. Еще с рядом вузов тоже сложились прочные отношения, а для ряда вузов это нечто новое. Они с интересом говорили: «Да, хорошо, мы встретимся, познакомимся».

Мы постарались сделать так, чтобы священник, который прикрепляется к вузу, был либо выпускником этого вуза, либо специалистом в профиле этого вуза, чтобы ему было легче общаться. Я думаю, что после небольшого периода знакомства мы встретимся вновь уже не на уровне ректоров, а на уровне проректоров по воспитательной работе и рассмотрим конкретные проекты.

Проекты такие есть, их уже около десятка. Каждый выберет свой, и мы будем это реализовывать, а потом подведем итоги и будем их масштабировать, чтобы как можно большее число студентов участвовало в наших совместных проектах.

Мы хотим, чтобы молодые люди смотрели на Церковь и на сообщество верующих не издалека, не через призму социальных сетей и блогеров, а своими глазами, чтобы у них появился собственный опыт, чтобы этот опыт был позитивным и помог этим молодым людям в свое время переступить порог церкви.

Мы знаем, как это сейчас происходит в зоне специальной военной операции. Люди ради Христа совершают подвиги, может быть, до этого ни разу не прочитав Евангелие, но они увидели или услышали, как это делали святые, как делали наши предки, и просто повторили их опыт.

И здесь важно, каким опытом мы делились, какие показывали образцы, чтобы люди общались друг с другом. Вообще, это была очень интересная встреча. И я думаю, что это наша задача. Христос говорит: вы – свет мира. А еще Он говорит: вы – соль земли. И эта соль очень важна. Любая хозяйка знает: когда готовишь, пищу надо посолить, и очень важно не пересолить ее.

У нас нет задачи привести в какой-то вуз всех священников, всех верующих и сделать из этого вуза православный приход. Мы должны добавить эту соль, рассуждая здраво, чтобы она сохраняла от тления, разложения, чтобы давала вкус жизни и с помощью этих программ давала смысл жизни студентам.

Вы упомянули Ильина, поэтому я прошу Вас рассказать в нескольких словах о Вашей позиции относительно русского философа Ивана Александровича Ильина, который сейчас подвергается нападкам. Здесь мне вспомнились слова из псалма царя Давида: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя». Но, может быть, у Вас другой взгляд на это.

– Мой взгляд такой, что чаще всего нападкам, особенно от блогеров, подвергается то, что нужно, важно, полезно для жизни народа. Каким нападкам подвергается Святейший Патриарх Кирилл! Нападкам подвергается приснопоминаемый отец Димитрий Смирнов, сколько раз пытались поливать его грязью за его активную позицию в отношении военнослужащих и армии, в отношении сохранения жизни… Но он все это претерпевал. Отец Димитрий был словно солнце, в которое можно плевать и бросать камни, но свет его от этого меньше не становится.

Иван Ильин, умнейший человек своей эпохи, выпускник Московского университета, доктор наук, философ, горячо любивший Россию и наш народ, смотрел на происходящее в нашей стране и в мире с огромной высоты своего ума, познания, опыта в науке, духовного опыта верующего человека. Не всякому его современнику было понятно то, о чем он говорил и писал.

Когда мне доводится встречаться с аудиториями учителей, педагогов, ученого сообщества, иногда бывает трудно донести до них какие-то простые понятия, простые смыслы, связанные с необходимостью духовного начала в образовании. И тогда я открываю статьи Ивана Ильина и беру его цитаты – невероятно простым языком, но на невероятно высоком научном, философском уровне изложены очень простые истины.

Я смотрю на реакцию аудитории и вижу, что люди, облеченные докторскими и кандидатскими степенями в различных сферах, умолкают, потому что они слышат слова человека, который намного выше их по своему интеллекту, человека, который невероятно любил Россию.

Тогда, в 30-х годах прошлого века, он писал о сегодняшних реалиях и подавал готовые решения, как необходимо подходить к процессу образования, воспитания, формирования души, ума, сердца молодых людей, чтобы они были достойными гражданами своего Отечества.

Я не хочу сейчас обсуждать тот факт, что он был депортирован из Советской России. Ильин жил за границей, в Европе, и он видел, как формировались все эти национал-социалистические движения, которые в какой-то момент сконцентрировались, обрели форму, впоследствии поименованную фашизмом, вошедшую в историю как немецкий фашизм.

Это был очень сложный процесс. Большевизм, коммунизм, социализм, национал-социализм – вот огромная ткань тогдашних человеческих отношений в десятках европейских стран. Ильин, находясь в этой ткани, давал определенную оценку тому или иному движению, когда оно зарождалось, когда приобретало правильную, неправильную или совсем гипертрофированную форму, как немецкий фашизм, каким мы его знаем.

Поэтому не стоит сегодня, по прошествии десятилетий, пытаться осудить его и сказать: «Он отдавал предпочтение, давал оценки тем людям, которые оставили после себя ужасный след в истории нашего народа, в истории Европы». Я думаю, что и многие из тех, кто сегодня высоко рассуждает о теме общечеловеческих ценностей, о европейских и наших отечественных политиках и деятелях, послушав самих себя по прошествии 20–30 лет, могут сильно разочароваться.

Иван Ильин как личность стоял на крепком фундаменте мировой и отечественной культуры, Православной веры, любви к России. Несмотря на свою очень непростую судьбу, он и его супруга упокоились на древнем кладбище Донского монастыря. Это было его желание, его надежда, некое духовное его завещание, и оно свершилось.

Я бы тоже желал в конце моей земной жизни упокоиться в стенах какой-нибудь обители, чтобы братия возносила молитвы, а вокруг были похоронены такие же достойные люди, как и вокруг могилы Ивана Ильина. Нужно читать Ильина, нужно думать о нем, нужно у него учиться. Хотя он не Господь Бог, и только Священное Писание безупречно. Человеку свойственно ошибаться, поэтому не нужно пытаться канонизировать все его творения и мысли.

Сегодня, к сожалению, очень распространенный прием – вырывать из контекста какие-то его фразы, неудачные формулировки или что-то из раннего, потрясать этим и кричать: «Он еретик, он фашист!» В общем, ярлыков может быть сколько угодно, и, к сожалению, это работает.

– Но чтобы рассуждать об Ильине, необходимо сначала его почитать, познакомиться с ним.

Его «Книга раздумий и тихих созерцаний» была на прилавках наших церковных книжных магазинов. Не знаю, есть ли она сейчас. У меня она лежит с незапамятных времен. Я думаю, что есть и другие его издания, просто прииди и виждь.

– Есть люди, которые начинают излагать целые свои философические построения относительно Священного Писания, Библии. Но сначала нужно все это прочитать. В самом начале Великого поста один наш земляк, священник, озвучил замечательную мысль. Он сказал, что человек, после того как прочитал Библию, – это другой человек, потому что он вырос над собой. В какой-то мере эти слова можно отнести и к творениям Ивана Ильина.

Владыка, мы заговорили о непростых 30-х годах прошлого столетия в Германии, которые привели к страшной трагедии, а потом Господь все-таки даровал нам победу над этой чумой. Следующие Рождественские чтения будут посвящены именно этой Великой Победе. Я знаю, что уже проходили какие-то подготовительные совещания. Если можно, поделитесь с нами целями, задачами и тем, какими путями Вы намерены пойти.

– Я скажу лишь то, что для меня, как и для большинства наших телезрителей, Великая Отечественная война – это не воспоминание о том, что было когда-то. Для нас это размышление о настоящем, потому что история повторяется, ровно то же происходит и сейчас.

Тогда, в 20–40-х годах, нами был проглочен этот яд либерализма, большевизма, коллективизма, атеизма. Можно долго перечислять, из-за чего свершилась революция, из-за чего свершилась Гражданская война и что рано или поздно привело к пришествию Гитлера, его единомышленников и сообщников в нашу страну.

Но ведь для нас эта война явилась не только величайшим горем, но и величайшим исцелением. Именно после нападения на Советский Союз гитлеровских войск Сталин начал свое обращение к людям не со слова «товарищи», как обычно, а со слов «братья и сестры».

После того как все вкусили горечи этой войны, когда улетучились надежды на легкую и быструю победу, на то, что мы сейчас всех разобьем, потому что «танки наши быстры», когда увидели, что все висит на волоске, в Кремле произошла встреча Сталина с иерархами Церкви, стали возвращаться из тюрем и лагерей архипастыри, открываться храмы, священники вернулись на свои приходы, и началось возрождение церковной жизни.

Затем на плечи наших военнослужащих возвратились царские погоны, царские звания, и это лишь внешний символ внутреннего осмысления того, что этот пришедший вирус заставил так серьезно переболеть наш народ, нашу страну. Как во время болезни человека рвет и из него выходят все токсины, накопившиеся в нем, так и сегодня происходит наша детоксикация, потому что за прошедшие 30 лет мы наглотались других токсинов, другой лжи. Если бы не произошло этого взрыва, этого обострения, которое кто-то называет специальной военной операцией, кто-то войной, то, может быть, через 10–15 лет жизни в этих псевдоценностях, в последствиях уничтожения культуры, языка, веры мы бы просто изнутри саморазрушились. А сегодня переосмысление, обновление происходит дорогой ценой – ценой жизни многих людей, ценой разрушения целых городов, ценой миграции десятков тысяч людей и переосмысления того, ради чего мы жили, на те ли ценности ориентировались и стоило ли ради этого жить и умирать.

Я считаю, что, если бы эта специальная военная операция началась два года назад и закончилась через два месяца (потому что цели ее были бы достигнуты), такого внутреннего изменения не произошло бы. Мы должны переболеть, это должно произойти. Эта операция, эта война закончится тогда, когда будут достигнуты цели не на территории сопредельного государства, а в наших умах, наших сердцах, нашем народе, когда общечеловеческие ценности будут заменены на ценности человеческие или, что еще лучше, на цели Божественные.

Тогда сокровища, хранившиеся в нашем народе в течение тысячелетия, вновь станут нашими сокровищами, а дешевые этикетки, бирки, все эти псевдо- ориентиры будут удалены с нашей земли. Когда произойдет победа внутри нас самих, тогда Господь подаст ее и на полях сражений.

Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией.

– Вот именно! Нужно умереть старому и ветхому, чтобы воскреснуть новому. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы произошли какие-то договоренности, как говорят, договорняки, чтобы все это остановилось и вернулось назад все то, что было до этого. Не дай нам Бог этого.

Нам не нужно возврата к старому. Мы не израильский народ, который, выходя из Египта, роптал и вспоминал про свои мясные котлы и египетскую пищу с чесноком. А если бы так было с нами, то уж котлы точно были бы у нас с собой...

И мы продолжали бы убивать деток. А что? Зато сытно. Да, это и про нас тоже.

– Народ претерпел скорби. За время Исхода в пустыне было все – и отравления, и болезни, и змеи жалили, и были падения, когда люди поклонялись идолам, тем не менее Господь вывел Свой народ, и для этого нужно было время. Сорока дней не хватило. Понадобилось сорок лет для того, чтобы сменилось поколение, и уже новый Израиль, новый народ вошел в Землю обетованную. Что-то подобное мы переживаем сейчас. Дай же нам Бог осознания, просветления.

Все, о чем мы говорили до этого, взаимосвязано – и эти образовательные проекты, и фильмы, и образовательные площадки. Все это направлено на то же – найти реальные ценности и сохранить их в сердце, в уме, в семье, в своем маленьком или большом социуме – городе или деревне, чтобы строилась цивилизация, о которой писал Иван Ильин, а не то, что предлагают нам наши западные псевдопартнеры.

И тогда победа над фашизмом будет полнейшей, а победа Христа над смертью будет торжествовать у каждого в душе.

– Да. И когда, как не в Пасху, говорить о победе? Сколько же было сомнений, когда ученики Христовы, апостолы, слушали Слова Христа: «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». О чем Христос говорит? Что это? Но ученики видят, что все это происходит, их охватывает ужас, они отрекаются от Него и разбегаются.

И все это про нынешнее положение. Нам святые тоже говорят о возрождении Святой Руси. Нам говорят ученые, философы о возрождении России на духовных ценностях, на основаниях Евангелия, на основаниях наших святых предков. О чем это, как это, где это? И вдруг наступает то, что мы сейчас переживаем.

Апостолы слышат, что Христа нет во Гробе. Что же с Ним? Наверное, Его украли. И сейчас мы в смятении. Мы тоже не знаем, куда нам бежать, куда нас ведут. Но Господь знает, куда вести Своих учеников. Он и женам-мироносицам явился, правда, не всем сразу, потом явился одним ученикам, другим, третьим, и они уже говорят: «Но ведь это правда, значит, мы шли за Ним правильным путем».

Потом Он является ученикам на море Галилейском, ловит им рыбу, кормит их, потом является перед ними и показывает Свои раны. И Фома уже исповедует, и уже в свете воскресения неверие, сомнение перерождаются в несомненную веру. Христос возносится, и все уже это видят. Затем Дух Святой сходит на учеников, и это уже совершенно другое сообщество, и называется оно Церковью Христовой.

Я бы хотел, чтобы так же происходило и со мной, и со всеми нами, особенно в Пасхальные дни. Господи, я тоже хочу быть Твоим учеником и следовать за Тобой! Господи, я хочу быть настоящим гражданином своего святого земного Отечества, чтобы сподобиться войти в Отечество Небесное.

А как стать этим гражданином? Для этого нужно созидать свою Родину, свою семью, нужно учить своих детей, и желательно не только по книжкам, но и своим собственным примером. Это все настолько связано!

Вот Пасха, и ученики видят, что Господь их не обманул. Господь никогда никого не обманывает. И если мы желаем, и просим, и трудимся, то Господь покажет нам воскресение этого удивительного организма – Святой Руси. Господи, помоги нам! Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Если Господь с нами, то нам любое дело по плечу

Ваше Преосвященство, Владыка наместник и ректор в одном лице! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с этим радостным Пасхальным днем – Христос Воскресе!

 
Беседы с батюшкой

Игумен Филарет (Пряшников): Делитесь радостью

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс