Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1250) → Протоиерей Георгий Пименов: Дети, новости, тревоги

Протоиерей Георгий Пименов: Дети, новости, тревоги

№17 (1250) / 1 мая ‘24

Учимся растить любовью

Я хочу нашу тему подать так, чтобы мы затронули очень важные вопросы, как формировать в ребенке нечто неизменное. Я очень рада, что сегодня в гостях не психолог (хотя я очень люблю своих гостей-психологов), а именно священник, и мы поговорим о том, как воспитать в первую очередь христианина, чтобы ни новости, ни тревоги не становились такими фатальными, какими они могут быть для человека без веры. Вы работаете с современными детьми, Вы духовник воскресной школы, а значит представляете себе, каковы тревоги, порожденные информационным потоком, который нас давно не радует. Итак, какова же ситуация?

– В нашей воскресной школе мы стараемся избегать политических тем, потому что дети из разных семей могут иметь разные представления о реальности, соответственно, могут возникнуть и вражда, и даже ненависть. Мы с нашими преподавателями стараемся говорить о Христе, о Законе Божием, о своих предметах как о том, что имеет ценность независимо от окружающего мира и от того, что в нем происходит. Это не значит, что люди равнодушны. Мы хотим привить детям взгляд на мир как на создание Бога. Человек несет в себе образ и подобие Бога, в том числе свободу. Конечно, эту свободу каждый из нас проявляет более или менее успешно, и тут возможны ошибки, в том числе чудовищные.

Часто приходится слышать вопрос: «Как Бог такое допустил?» Если мы не обратимся к учению о человеческой свободе, то будем вынуждены признать Бога виновным за несправедливость и все ужасные теракты, которые происходят. Поэтому необходимо говорить о том, что у нас есть поле собственной свободы. Бог нам даровал это поле, и мы на этом поле трудимся.

Давайте мы, взрослые, посмотрим на свою собственную жизнь. Разве у нас не было ошибок личных, семейных, профессиональных, каких угодно? Ошибки были. Мы можем оценить во взрослом состоянии, какие наши неверные шаги привели к какой-то неудаче. Я думаю, так и в более глобальном масштабе можно объяснить детям, что то, что происходит, происходит в том числе по человеческим ошибкам. Можно приплюсовать сюда, конечно, и бесовские действия.

Чрезмерно просто сказать: «Вот это сделал сатана, а вот это Бог». И исключить действия человека. Это будет ложный ход. Сказать, что все это сатана и человек – тоже неверно. Тут нужен всесторонний подход. И это должен быть такой подход, когда всякой ненависти, нелюбви противопоставляется Божественная любовь. И если мы детям говорим о Божественной ненависти, мы лжем. Мы говорим только о Божественной любви. А то, что происходит в мире, происходит или по попущению Божию, или по действию сил врага нашего спасения – сатаны, или по действию наших ошибок, что тоже нельзя исключать.

Мы сегодня вывели в название нашей темы слово «тревоги». Иногда дети мало что знают о новостях, но тревожный фон появляется в семье. Родители начинают так или иначе транслировать страхи, дети начинают это перенимать, и возникает повсеместное тревожное расстройство. Психологи говорят, что к ним обращается очень много не только взрослых людей, но и семей с детьми. Может ли общение с Живым Богом обезопасить нас от тревог и страхов, чтобы мы хоть в какой-то мере научились полагаться на Его волю? Как показывает практика, нам всем этого очень не хватает.

– Я думаю, что дети малые, младенцы пока не осознают какие-то тревожные сигналы, они достаточно блаженные. На лицах маленьких или только родившихся детей, которых приносят или приводят в храм причащать, тревоги я не замечал. Они находятся в состоянии естественного богообщения. А вот дети постарше, подростки уже воспринимают эти тревожные сигналы, они много сидят в интернете, слушают, ищут какого-то авторитетного взрослого или группу сверстников, которые им что-то объяснили бы.

Здесь, мне кажется, очень важен пример родителей, авторитетных взрослых, которые не носятся со своими страхами, а, несмотря на страхи, молятся, несмотря на недоумение, подходят к Святым Христовым Таинам, причащаются Тела и Крови Христовых, что превозмогают любую негативную реальность. Сыночек или дочка видят, что папа молится, продолжает причащаться, исповедоваться, продолжает верить в Бога. Мне кажется, без родительского примера просто никуда. Если колбасятся родители, дети тоже будут колбаситься, они вряд ли будут умнее и спокойнее своих родителей. Если родители видят добро как нечто вечное, незыблемое, чувствуют Христа Бога, Который над миром, но и сущий в мире, тогда все иначе.

Как интересно говорит православное богословие: Бог и непостижим, и Абсолют, и находится в этом мире, и мы можем следовать за Ним в перипетиях этого мира. Если взрослые являют пример веры, то и дети являют это же. Вижу это по детям нашей воскресной школы. Мы стараемся, чтобы у детей была вера в Бога. Не вражда и неприятие другого, а, наоборот, молитва за другого.

Если ты считаешь, что другой человек, или другая семья, или целая группа людей заблуждается, ты их ненавидишь и убиваешь (что сейчас, к сожалению, и происходит на наших глазах) или молишься за них, молишься об их вразумлении, чтобы Господь открыл истину и тебе, и им. Если мы обращаемся к Богу, Абсолюту, Тому, Кто создал этот мир для жизни и блаженства, неужели Господь, создавший нас, не откроет нам Свою правду, не откроет пути к прекращению зла?

Можно ли сказать, что страх и тревога – это сигнал, что мы несколько отдалились от Бога, не очень верим в Его благую волю? Или же это совершенно естественное состояние? Я говорю не о страхе Божием, а о страхе перед испытаниями, трудностями, перед тем, что может произойти, перед будущим.

– Я думаю, вы правы, это говорит о нехватке веры, доверия Богу. Бывает так, что умственное построение о Боге, Церкви, богословии, какие-то знания не спасают, не держат, когда наступает реальное испытание. Нас держит звонок другу. Мы звоним другу: «Как дела? Все нормально? Спасибо, поддержал». А у нас, получается, по канону – так-то, по этой книжке – так-то, значит, мы в тупике, все пропало. А где надежда? Надежды почти нет.

Мне кажется, очень важен навык молитвы в недоумении, когда ты чего-то не понимаешь. Страшнее всего тот, кто абсолютно уверен в своей правоте. С такими людьми невозможно разговаривать ни на какие темы, потому что они абсолютно уверены в своей правоте. Как раз таких фарисеев, законников Господь грозно предупреждал об опасности такого состояния. К грешникам, мытарям, блудникам и всяким ворюгам Господь более милостив, потому что они прекрасно понимают, что грешники. А с человеком, который вознесся в своей мнимой праведности, как работать? С таким очень сложно даже разговаривать.

Мне кажется, если мы таких людей не будем потенциально отвергать, но будем за них молиться, будем просить Бога о вразумлении и себя, и таковых, тогда будет мир или устремленность к миру. А если кто-то уверен, что он прав, то может взять меч. Как апостол Петр взял кинжал и отрезал ухо человеку при аресте Иисуса Христа. Господь моментально исцеляет это. Но даже это не вразумляет людей, уверенных в своей праведности, уверенных, что такой-то – грешник, его надо казнить и так далее. К сожалению, даже смерть не вразумляет таких уверенных в своей правоте.

Сейчас все больше открывается ужасный аспект – озлобленность возрастает: око за око, зуб за зуб, смерть за смерть. Вот такая ветхозаветная парадигма. И мы тут от христианства уходим. Если мы будем уходить от парадигмы «око за око» в наших семьях, наших разговорах, наших классах, наших храмах, тогда будем следовать Человеколюбцу Иисусу Христу.

Мне очень понравилось, что Вы говорите о молитве в недоумении. А можно ли это передать своим детям и научить их молиться, когда у них сомнение, страх? Как этот навык можно передать?

– Приведу пример. Одна многодетная мама поехала с детьми на микроавтобусе на юг. Папа работал, и она повезла детей на юг сама. Ночью у них спустило колесо. В микроавтобусе 8 детей. Что делать? Она вызвала сотрудников полиции, те приехали, и она им стала объяснять, что спустило колесо и она сама не может справиться, какая-то гайка заржавела. Дети проснулись, смотрят на все это. Сотрудник полиции тоже гайку отвернуть не смог и сказал, чтобы она вызывала ремонтников. Напомню, дело было ночью. Тогда эта мама сказала: «Подождите». Она сосредоточилась, перекрестила эту гайку и сказала: «Попробуйте теперь». Гайка отвернулась, они заменили колесо и поехали дальше.

Эта мама сделала по-человечески все, что смогла, но не сработало. А потом она стала молиться: «Господи, помоги», – и все получилось. Такой пример веры мамы для детей очень важен.

Наверное, у каждого из нас были такие ситуации. Например, у нас были походы с ребятами, и тоже были сложные моменты. Например, ты плывешь, еще немножко остается до берега, но понимаешь, что сейчас пойдет дождь. И молишься о том, чтобы дождь не пошел еще каких-то 10 минут, чтобы ребята доплыли до острова, успели высадиться, чтобы никто не промок. Такие моменты, мне кажется, нас учат жить, учат молиться.

Получается, без личного примера веры не обойтись. Насколько я понимаю, Вы говорите о том, что словами мы мало что можем дать, эти слова нужно подкреплять молитвой в нужный момент. Если мы будем учить ребенка только на словах, при этом сами будем забывать в сложной ситуации, что нужна молитва, то, наверное, ничего и не получится.

– Дети чувствуют, считывают наше внутреннее содержание. Они чувствуют наше вранье, нашу показуху или обиду, усталость. То есть мы перед детьми насквозь просвечены. И очень важно благочестие родителей. Они, может быть, не знают, как читать молитвы, не знают наизусть все молитвы утреннего или вечернего правила, а читают, например, Серафимовское правило или только «Отче наш» утром и вечером, но в остальном не лгут, не подставляют друг друга, не обижают своих друзей, соседей, любят животных. Бывает так, что дети взяли животных, а отвечают родители. А родители устают, и эти животные оказываются где-то в загоне и так далее. Нужно, чтобы ребенок понимал: если взяли животное, ты за ним убираешь, ты с ним гуляешь, а не перекладываешь это на маму и папу, которые и так работают. Важно, чтобы детки чувствовали свою ответственность.

Почему сейчас у детей компьютерная зависимость или желание поскорее посмотреть какую-нибудь новость? Потому, что ребенок почти ни за что не отвечает. В школу он ходит немножко по принуждению. Дома он мало за что отвечает. Иногда родители все-таки дают ему задание, говорят, например: «Бабушка не сможет сама сходить в магазин, сходи с ней или вместо нее». Тогда ребенок чувствует свою маленькую ответственность и эту ответственность несет.

У нас в воскресной школе, например, до сих пор над входом в один класс крестик висит. Десятилетний мальчик прибил его сам, и это был для него прямо подвиг. Он принес из дома гвоздь, молоточек, поднялся на парту, прибил. И этот крестик до сих пор висит.

Мне кажется, когда ребенок делает что-то сам, отвечает за что-то в семейном пространстве, тогда он этим дорожит и менее подвержен волнам внешнего влияния. Ведь на это внешнее мы никак не можем повлиять. Мы можем повлиять на свой ближний круг – на семью, друзей, школу, приход, воскресную школу. Но как мы повлияем на мир своими действиями?

Ребенок должен быть занят делами. Например, у нас в школе самый любимый класс – столярного дела, потому что ребята могут что-то сделать руками. Мне кажется, когда мы детей учим что-то делать, тогда они менее подвержены тревогам и влияниям извне. Они могут принести в этот мир игрушку, сделанную своими руками, поделку, и это их наполняет.

А когда их волей-неволей переполняют какие-то грандиозные, катастрофические события, они, конечно, боятся, воспринимают это как неотвратимое зло. Мне кажется, нам самим надо меньше думать о неотвратимом зле, а думать о Господе Иисусе Христе и делать свои дела. Как тот мальчик, который из «Крокуса» вывел более ста человек. Школьник, который подрабатывал гардеробщиком, но он сделал свое дело – знал, где выход, знал, куда идти, не испугался. Если бы каждый из нас делал свое дело на своем месте, а не задумывался о том, как мир будет жить в следующем году, тогда мы лучше жили бы.

Я согласна, что из мира идей надо все-таки спускаться в мир дела. Но мы, к сожалению, настолько затоплены информационным потоком, что из него очень редко выныриваем, а иногда и с большой неохотой. Труд становится тяжелым именно из-за того, что мы ему не отдаемся всем сердцем.

– Он обессмысливается, потому что новости настолько страшные, что под сомнением уже само существование мира, его целесообразность. Мы забываем первые главы Книги Бытия: и се добра зело (Быт. 1:31). Мир хорош; это сатана, это человеческий грех внесли в него такую дисгармонию. Но мир хорош, он создан Богом. Когда мы об этом напоминаем лишний раз всяческим образом, тогда у наших детей идет возврат к Книге Бытия, а не к книге смерти.

Еще хотелось бы услышать мнение по поводу явления, которое сейчас наблюдается. Многие от тревог, информации, вражды между людьми пытаются сбежать. Уезжают, например, жить за город. Многие многодетные семьи открыто говорят, что хотят сделать государство в государстве. Они повторяют чужие слова, но тем не менее... То есть говорят: «У нас будет все хорошо». Насколько утопична такая идея? Можно ли сбежать от мира, захлопнуться от него каким-то образом? Найти узкий круг людей, с которыми будет приятно общаться, найти приход, где с батюшкой будешь на одной волне, и жить спокойно, без тревог? Или это все-таки иллюзия?

– Когда я учился в школе, у нас несколько молодых преподавателей были сторонниками коммунарского движения (это были 60–70-е годы). В условиях города они съехались в один дом, в один подъезд, несколько лет так жили, вместе растили детей, в одной школе преподавали. Было какое-то время хорошо. Наверное, это была некая защита от давления коммунистического государства, которое строило коммунизм, а они строили некую идеальную семью, идеальное общество. Но, к сожалению, потом все это разрушилось. То есть не получается такого идеального микрообщества, не хватает соков социума.

И сейчас такие идеи есть, но это, на мой взгляд, тупик. От себя мы все равно никуда не убежим. Мы все равно с собой принесем свои страсти, свое неумение жить с другими, свое осуждение. Я думаю, молиться за мир и стараться преобразить его, а не убегать из него – это более отвечает христианскому духу, нежели стремление построить отдельную деревеньку где-то в лесу, вдали от всех. Все равно понадобится еда, все равно нужно воспитывать детей. Где ты их будешь воспитывать?

К сожалению, православное образование тоже бывает похоже на такое гетто: вот тут у нас православная школа, тут все хорошо, а там грешники, мир, всякое плохое, туда не суйтесь. Но дети, оканчивая эту школу, идут потом в институт и оказываются неподготовленными к тому, что мир не такой гладкий и красивый, как их учили, в нем есть разные проблемы, наркозависимость и всякие бяки.

Нужно учиться жить в этом несовершенном мире, не боготворя его, не говоря: «Ах, какой у нас прекрасный мир, мы всем довольны, у нас все хорошо». Нет, мы видим, он полон недостатков, полон греха, злобы и насилия, особенно сейчас. Но изначально мир был создан Богом весьма хорошим, очень хорошим, замечательным. Надо помнить об этом. И с грехом, который и через меня, может быть, пришел в мир, надо бороться. А мы часто видим грех в другом или в тех других: дескать, вот тех надо победить, тех надо убить, и тогда все будет хорошо. Насилие на насилие дает только большее насилие и боль. Мы уже проходили это в истории нашей страны, и, дай Бог, чтобы больше такого не было.

Резюмируя нашу беседу, попробуем дать советы непосредственно родителям. Можно сделать выводы из нашей беседы, а можно просто порассуждать о том, что мы хотим дать детям как будущему поколению, чтобы мир становился лучше. Хотя не знаю, становится ли он лучше. Может, человек всегда одинаков. Разные могут быть этапы в развитии человечества. Но если мы что-то можем дать своим детям, какую-то прививку, какой она должна быть? Если веру, то как мы ее должны дать, чтобы дети не отошли потом от Церкви и не разочаровались в чем-то?

– Я бы хотел вспомнить один пример из русской эмиграции. Был такой епископ Мефодий (Кульман), я писал о нем работу. В своей жизни и деятельности (а он был епископом, издателем, настоятелем, благотворителем) он старался убегать от любого политизирования и никому не клеил ярлыков. В своей воскресной школе он учил детей истокам веры, истокам русской истории и литературы, не делил людей и не говорил, что вот это черные сатанисты, а вот это светлые коммунисты. Он старался дать понятие о вечном, незыблемом, о том, что не пройдет, несмотря ни на какие войны и социальные катаклизмы.

Мне кажется, когда мы будем избегать черно-белых оценок и как верующие люди приходить к Вечному Богу и Спасителю всего мира Иисусу Христу (Он не сказал, что пришел только к еврейскому народу, Он пришел ко всем), тогда и нам будет легче, и нашим деткам будет легче, и мы будем сострадать этому миру, который корчится и извивается во зле и грехе…

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс