Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1248) → Священник Константин Пархоменко: Как проводить пост в большой семье?

Священник Константин Пархоменко: Как проводить пост в большой семье?

№15 (1248) / 8 апреля ‘24

Учимся растить любовью

В семье отца Константина Пархоменко детей куда больше, чем фигурок в матрешке, – их семеро. Старшие уже выпорхнули из отчего гнезда, но пятеро еще под родительским крылом. Разный возраст, разные характеры и потребности. И хотя Великий пост – дело общее, без индивидуального подхода к каждому не обойтись.

В каждой семье свои правила и свои традиции. Наши сегодняшние герои стремятся к обсуждению, как проводить Великий пост, подключать всех домочадцев...

Протоиерей Константин Пархоменко, клирик Троице-Измайловского собора: – Мы попробовали разные способы, как поститься. Понятно, что мы живем в XXI веке, но, если Церковь настаивает на важности, необходимости поста, это о чем-то говорит. Мы попробовали многие способы и методы за все годы жизни нашего брака. Постились традиционно, то есть меняли один род пищи на другой, но увидели, что это мало что дает. Если нормально и полноценно питаться постной пищей, готовить вкусные овощные рагу и так далее, то никакой разницы незаметно. Другие способы пробовали. Например, отказывались от того вкусненького, к чему душа прикипела. Я вот очень люблю чай – отказывался от чая. Но чайный наркотик – не такой сильный, как кофеин, который содержится в кофе, поэтому я легко отказался от чая. Так как я не привязан к мясу или чему-то еще, на меня смена рода пищи никакого влияния не оказывает. Повторюсь, дети отказывались от чего-то вкусного. Например, от сладкого.

В общем, много способов мы перепробовали, но в последние годы пришли к тому, что сидим и думаем, какие проблемные моменты, болевые точки есть в нашей семье, чтобы с ними поработать. В этом году я предложил взяться за порядок. У нас с этим проблемы, мы много безобразничаем, все раскидываем, сорим, а потом раз в неделю еле-еле убираем. И мы решили постараться, чтобы у нас все время было чисто. Пусть каждый возьмет какую-то часть, кухню или свою комнату и будет следить за порядком. В отношениях – не повышать голос, не ругаться.

На этот пост мы подумали о том, чтобы ввести какой-то духовный элемент. Решили с женой, что один день она что-то проводит, другой день я. Она как психолог разработает психологическую программу на 20 или 30 шагов, которые может сделать ребенок, чтобы немножко что-то в себе исправить, изменить. В другие дни я буду насыщать всех какими-то ключевыми духовными беседами. То есть каждый вечер должна быть небольшая беседа минут на двадцать или на полчаса.

Кроме того, у нас есть с женой интереснейший проект, который мы записываем и выкладываем в интернет, – рассказываем о детях, живших во времена Иисуса Христа. Эти дети встречались с Иисусом Христом, с апостолами. По сути, это Евангелие глазами детей. У нас уже есть около 20 таких бесед, они выложены в интернете. Мы хотим возобновить этот проект. Нужно собраться, себя мобилизовать, чтобы составить эти беседы, поработать над ними. Вот такое для нас с женой будет послушание на пост.

Конечно, в дни поста обязательны пищевые ограничения. Мы по-разному себя ограничивали, но в этом году решили воздержаться от мясного и молочного. Детям – без сладкого, кроме, может быть, воскресных дней. И это будут не конфеты, не печенье, а натуральные сладости, но в воскресный день, например, после Причастия. И еженедельное посещение богослужений.

Что касается взрослых, я рекомендую взять программу какого-то духовного чтения. Если, например, вы до этого не читали святых отцов, читайте хотя бы по 20 страниц в день какого-нибудь святого отца. Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Симеон Новый Богослов. Еще читать по главе Евангелия. Например, святых отцов читать вечером, перед сном, а главу из Евангелия можно читать утром и в течение дня об этом думать.

Еще я говорю людям, чтобы они еженедельно посещали богослужения и обязательно посетили ключевые службы Великого поста, такие, как чтение Канона Андрея Критского, Мариино стояние в честь Марии Египетской, суббота Акафиста, когда мы поем акафист Пресвятой Богородице. Обязательно посетить Литургию Преждеосвященных Даров, службу Великого Четверга, службы Страстной седмицы, просто великопостную рядовую, будничную службу. В посту есть свои прекрасные древние духовные богослужебные моменты, и нужно их пережить заново.

Что делать, если ребенок не хочет ходить в храм или не хочет жить в таком постном ритме, какой принят в семье? Я всегда на этот вопрос отвечаю так (в своей семье мы это проверили, и я многим людям давал этот совет, он всегда работал): если в вашей семье есть какие-то моменты, по умолчанию принятые, то есть это ритм жизни вашей семьи, то дети не будут бунтовать против этого. Как бунтовать, например, против того, что после туалета нужно мыть руки? Бунтовать бессмысленно, если это принято в твоей семье. Или не хлопать дверью.

Когда люди говорят, что у них дети не хотят ходить в храм, я спрашиваю: «А вы ходите в храм?» Если родители ходят в храм, не бывает такого, что дети не хотят идти на службу. Родители встали, умылись, подняли детей, все чистят зубки, все перекрестились и пошли в храм. И никакого бунта нет.

В нашей семье мы празднуем праздники. Например, Рождество, святой Николай приносит подарки. Отменить пост – значит, давайте отменим Пасху, яйца, святого Николая, Вербное воскресенье с вербочками; все отменим, что дает наша вера. Но это же невозможно отменить! Если все это в комплексе подается (а в нашей семье это все в комплексе подается), то у детей нет никакого бунта. А то получается, мы Деда Мороза, святого Николая оставляем, яйца, куличи, подарки на Пасху оставляем, а вот поститься не будем. Но так не бывает.

Поэтому я советую всем, чтобы духовно-религиозная жизнь была по мере сил, без фанатизма. Я всегда против фанатизма. Я против того, чтобы детей за шиворот тащить в храм, заставлять всю службу выстаивать. Подходите к Херувимской песне или к чтению Евангелия. Щадящий режим, особенно если у вас много детей. Но дети знают, что святое дело – ходить в храм, от чего-то отказаться в постные дни и так далее.

Когда есть предварительная договоренность и пост традиционно в семье держат все, а смысл ограничений объясняется, тогда и отношение к посту у детей иное, осознанное.

Иустина Константиновна Пархоменко: – Поститься можно по-разному. Можно ограничивать себя в том, что тебе очень нравится. И это будет не только как подвиг, чтобы вспомнить о Боге. Как мне кажется, это и душевное оздоровление. Когда мы ограничиваем себя постом в каких-то продуктах, дополнительно получается пищевое оздоровление. То же самое с душевным оздоровлением. Допустим, решили не ссориться во время поста, не сидеть в телефонах, не смотреть фильмы. Получается, идет душевное оздоровление. Это все достаточно важно в вере. И таким образом мы не только ограничиваем себя, а еще и просвещаемся, улучшаемся.

Арсений Константинович Пархоменко: – Мне нравится поститься. Ты преодолеваешь себя, делаешь что-то новое. Когда перестал что-то делать, ты не должен останавливаться, должен поддерживать это целый год, а следующим постом начать что-то новое. И так добавлять каждый год. Мы все садимся и решаем, как будем в этом году поститься. Все предлагают свои идеи, мы все эти идеи совмещаем – и получается супер.

Евлалия Константиновна Пархоменко: – Становишься ближе к Богу. Ты уже не зависишь от сладкого, когда не ешь этого. Тебе хочется, но ты не ешь. Поэтому становишься ближе к Богу. Мне понравилось, когда папа говорил о Христе, было очень интересно.

Духовные беседы и чтение Святого Писания в кругу семьи Пархоменко – дело обычное. Но в пост они становятся регулярными, проходят чаще и обязательно сопровождаются совместными обсуждениями. Задача – не только рассказать, но и подвести каждого к размышлению.

прот. Константин Пархоменко (обсуждение с детьми): – Иисус Христос проповедовал, совершал чудеса, исцелял людей, изгонял бесов. На что пришедшие из Иерусалима фарисеи и книжники, то есть еврейские вожди, которые хотели в чем-то подловить Иисуса Христа, говорили, что Он имеет в Себе Веельзевула, князя бесовского, и изгоняет бесов силой бесовской. Христос говорит, что всякий грех может человеку проститься, кроме хулы на Духа Святого. А теперь вопрос: как вы думаете, что вообще все это означает?

– Что нельзя говорить ничего плохого про Бога, богохульствовать...

Если в семье за духовную составляющую поста отвечает отец, это не означает, что на долю мамы должны выпадать только организаторские процессы и приготовление постной пищи. Тем более если мама психолог, как Елизавета.

Елизавета Евгеньевна Пархоменко (обсуждение с детьми): – У меня такое предложение. Мы выбрали несколько направлений, в которых будем двигаться во время поста. Одно из них – улучшить что-то в наших взаимоотношениях, что-то в себе каждый может улучшить. И у меня интересное игровое предложение для вас. Сейчас предлагаю каждому задуматься, что ему мешает быть ближе к кому-то, что он реально делает не то, что ему мешает быть ближе к братьям, сестрам, к папе, маме; что бы хотелось поменять, чтобы нам стало лучше друг с другом.

Давайте каждый сейчас задумается. Когда все будут готовы, я предлагаю это написать. Например: «Когда у меня что-то не получилось и я сержусь, не винить другого, что это из-за него не получилось». Или, например: «Если мне что-то не нравится, не повышать голос на брата или сестру».

Елизавета предлагает в конце поста открыть конверт с записками, в которых каждый написал, с каким недостатком он хочет справиться или какую добродетель приобрести, и попытаться угадать, какова была цель. Ведь если перемены наступят, их в первую очередь заметят те, кто рядом.

Е.Е. Пархоменко: – В молодости я была максималисткой. Когда у меня уже были старшие девочки, мне было 21–22 года. Я к себе довольно жестко, требовательно относилась, считала, что взрослый должен быть примером и дети должны подтягиваться следом. В целом, это про ограничения, требовательность к себе, которую со временем хотелось бы видеть и в детях. Но даже тогда у меня была идея, что детей надо стимулировать к тому, чтобы им тоже захотелось этому следовать. Я тогда была полна энергии, творческих идей. Мы вешали лестницу поста, где отмечали какие-то достижения. Какой-то игровой активности было больше. Была идея, что нужно тренировать силу воли, и дети должны потихонечку подтягиваться за родителями и в смысле отказа от еды, стояния на богослужениях. Я эту идею и к себе применяла и ожидала, что дети будут следовать этому, пусть через поощрения какие-то. Например, мы медальку надевали тем, у кого что-то получалось.

Но сейчас я смотрю на все совсем по-другому. Я думаю, что идея с тренировкой силы воли очень сомнительная, потому что сила воли не особо тренируется, воля либо есть, либо ее нет. И есть она тогда, когда человек созрел, когда мозг его созрел. Сейчас на определенных аппаратах (с помощью нейросканеров, МРТ) можно наблюдать за тем, как меняется мозг по мере того, как он созревает. Мы можем увидеть, что у детей до определенного возраста лобные доли не очень зрелые. И если они не созрели, то тренируй – не тренируй, но у ребенка силы воли нет. Ты кладешь перед ним конфетку, отходишь, а он ее съедает. И это никак не тренируется, разве что под страхом наказания. Страх может быть таким сильным, что из страха ребенок этого не будет делать, но это, конечно, будет еще больше мешать зрелости. В этом смысле и у взрослых так же: если твой мозг созрел, у тебя есть сила воли, если нет – то нет.

Поэтому сейчас я смотрю в целом на развитие человеческое и детское как на процесс, который помогает расти, чтобы мозг созревал, чтобы сила воли появлялась. Должны быть созданы условия, и эти условия должны быть теплые, принимающие. Только в условиях принятия, тепла и, конечно, примера, за которым следуешь, мозг будет созревать. Тогда у ребенка у самого появится способность от чего-то отказываться. И дальше встанет вопрос мотива: ради чего отказываться? То есть для меня это достаточно мотивирующая история или нет? Значит, нам, взрослым, самим нужно понять, для чего мы отказываемся, как мы видим пост. А ребенок, если привязанность настроена, будет на одной волне с родителем, ему захочется делать то же самое.

Поэтому, я думаю, как и во всем, здесь все начинается с родителей, и даже не с примера, а с того, как они это видят. Я по-прежнему считаю, что пост – хорошее, полезное время для души, но я вижу все совсем по-другому. В чем полезное? Здорово, когда целая группа людей, близких по мировоззрению, делает что-то сообща, вместе. Мне это очень откликается. Это здорово, когда много верующих людей вместе одновременно посвящают кусочек своей жизни размышлению о Боге. Это здорово, от этого отказываться не хочется, хочется это и детям передать.

Сейчас я вижу пост для себя и своих детей как своеобразный марафон духовного роста. Здорово, когда есть период, когда мы можем на чем-то сконцентрироваться. Так мы устроены, что нам надо брать одну небольшую цель и на ней концентрироваться. Я думаю, во время поста нужно взять пусть небольшую, маленькую цель внутреннего духовного личностного роста и попробовать к ней прийти.

В Великий пост тоже есть свободное время, а значит, стоит продумать и местами пересмотреть семейный досуг.

прот. Константин Пархоменко: – Лет десять назад, когда старшая дочка была маленькая, я читал книгу отца Александра Шмемана, где он рассказывал, что помнит с детства, как во время Великого поста в семье зачехляли пианино. Наша дочка услышала и говорит: «Ух ты, давайте мы тоже пианино закроем». Мама говорит: «Ага, и учебники по математике уберем, по биологии. И так далее». Пианино, гитара, занятия – это все нужно.

Что касается развлечений, у нас нет увеселительных развлечений в период поста. Когда нет поста, мы ходим на всякие праздники, стараемся раз в неделю или раз в две недели смотреть какой-то хороший фильм. Недавно посмотрели советский фильм «Три мушкетера»; для моих детей это было открытием. Много замечательных фильмов есть. Во время поста мы не смотрим ничего развлекательного.

Некоторые говорят, что хотят отказаться от пустого времяпрепровождения, чтобы не сидеть тупо перед телевизором. А в нашей семье такого вообще не бывает, у нас и телевизора-то нет. Если нам что-то надо, мы в интернете ищем и смотрим, но обычно это какие-то передачи или серьезные фильмы. Никаких развлечений постом нет, но это не значит, что мы не ходим всей семьей гулять. Провести время в любви и нежности – это очень хорошо.

«Пост приятный», – так мы приветствуем друг друга в пост. Таким он и должен быть – приятным. Но что подразумевается под этими словами? Всегда ли мы верно понимаем, о какой приятности идет речь?

прот. Константин Пархоменко: – Я думаю, приятность – это когда ты делаешь какое-то усилие. Когда мы делаем что-то, что нам не нравится, например, занимаемся уборкой, нам очень не хочется это делать. Но когда мы совершим эту уборку, зайдем на кухню с перемытой горой посуды – мы испытываем радость, что есть порядок. Хотя это далось нам непросто и нужно было переступить через что-то.

В отношении поста то же самое. Например, тяжело было стоять на службе, спина и ноги ломили, но, когда уходишь со службы, понимаешь, что ты что-то получил, ты себя победил. В отношении пищи то же самое. Иногда так хочется съесть что-то вкусное, но, если сдашься и купишь себе какой-то йогурт, будешь чувствовать потом, что ты все-таки сломался и не прошел эту дистанцию. А если вытерпишь, вечером сваришь простую кашу, то будешь чувствовать большое удовлетворение.

Под приятностью поста я подразумеваю даже не духовное дарование, а скорее внутреннее удовлетворение от того, что ты на что-то способен, что-то смог осилить.

Е.Е. Пархоменко: – Я очень хотела бы (и, надеюсь, у нас получится), чтобы в этот пост у нас было теплое, нежное отношение друг к другу и к себе. Чтобы не было требовательности: «Делай лучше! Делай лучше! Вот опять не получилось. Поставим себе минус». Наоборот, не получилось – ничего страшного, попробуем еще раз, может быть, все-таки получится. Я надеюсь, что так может появиться расслабленность, в которой движение и внутренний душевный рост – это удовольствие. Потому что на самом деле это приключение: ты находишь в себе какие-то новые точки и видишь, как получается расти, открываешь совершенно новое пространство, чувствуешь себя свободнее, легче. И здорово, если у нас получится в этот раз друг другу так помочь, чтобы все мы ощутили радость от того, что что-то получается и это может быть так спокойно, расслабленно, в удовольствие.

Я думаю, что пост и духовный рост – это иногда немножко сложное приключение, но увлекательное. И это про возвращение к себе, про ощущение внутренней уверенности, про спокойствие, принятие себя, мира. В этом и есть контакт с Богом. Глубоко сейчас ощущаю: когда я в контакте со своим настоящим образом Божиим, мне все легко дается, все в радость. И в этом я ощущаю любовь Божию и контакт с Богом.

Как же можно сформулировать главный принцип, которым руководствуются наши сегодняшние герои, вступив в Великий пост? Пост как приключение, как путь к себе, к ближнему и Богу. Конечно, этот путь у каждого свой, но идти им проще и приятнее всем вместе.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс