Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1246) → Т. В. Коваленко: Развитие системного мышления

Т. В. Коваленко: Развитие системного мышления

№13 (1246) / 1 апреля ‘24

Учимся растить любовью

Часто можно слышать, что у современных детей плохо развито системное мышление – они не умеют сопоставлять частное и целое, делать адекватные выводы, видеть причинно-следственные связи. Как развивать системное мышление знают специалисты, но, оказывается, это можно делать и на основании православного вероучения.

Любомир Владимирович Коваленко, ученик воскресной школы храма Рождества Иоанна Предтечи (д. Юкки): – На уроках ОДНКНР, когда учителя рассказывают о Православии, я слышу не очень правильные высказывания, но с помощью воскресной школы понимаю, что неправильно, и не путаюсь. Я считаю, что нужно ходить в воскресную школу, чтобы не путаться в светской жизни.

Все видеоуроки программы представлены в сети интернет на канале «Традиционное духовное воспитание детей», но автор программы, по совместительству опытный невролог, задалась целью сделать свои уроки инструментом развития системного мышления.

Татьяна Владиславовна Коваленко, автор программы «Основы Православной веры для всей семьи»: – Современные родители, православные и не православные, очень хотят, чтобы их дети были успешными. Для того, чтобы ребенок мог достигать успеха в любой области знаний и умений, он должен иметь системное мышление. О системном мышлении очень много говорил знаменитый педагог Л.С. Выготский, у него даже был эксперимент на начальных классах. Системное мышление – это такое мышление, при котором разнообразные элементы человек способен соединить в единую картину с определенным смыслом. Эти элементы связаны между собой и с внешним миром. Тот, кто имеет системное мышление, легко выстраивает причинно– следственные связи – у него логическое мышление, и оно ему нужно абсолютно в любых областях. То есть, если я – врач и не имею системного мышления, то буду узкопрофильным специалистом – буду думать только о глазе или только о желудке. А если я подумаю, что глаз связан, например, с печенью, то, улучшая функцию печени, я улучшаю зрение. Мы выстраиваем систему и в любых других областях знаний.

Выготский исследовал взрослых и детей своего времени и определил, что только у 20% взрослых сформировано системное мышление, а у детей процент и того меньше. Тогда он начал свой эксперимент по попытке сформировать системное мышление на примере обществоведения. На обществоведение дети изучали иерархию, цели, взаимосвязь явлений между собой, и оказалось, что за четыре года эти системные знания стали у детей применяться абсолютно во всех предметах. То есть абсолютно в каждой области можно найти взаимодействие систем.

В наше время основоположник знаний по системному мышлению – Есюкова Людмила, кандидат психологических наук. Она начала изучать системное мышление с 90-х годов и наблюдала его деградацию в связи с изменением школьных программ. Природоведение – очень системный, замечательный предмет – был заменен «окружающим миром», а «окружающий мир» – это просто свалка, как она говорит, отдельных фрагментов знаний. В результате ребенок изучил предмет, как энциклопедию: полистал и ничего не запомнил. А для того, чтобы запомнить, должна быть выстроена картина.

В духовной области точно так же можно подойти к созданию системы знаний. Очень много элементов ребенок изучает при знакомстве с православным храмом, с православным вероучением, а вот как все соединить – очень непростая для ребенка задача, тем более с несформированным системным мышлением. Если в храм заходит невоцерковленный человек, то ему все кажется, как иностранный язык: непонятные слова, непонятные действия. Для того, чтобы изучить богослужение или хоть как-то понимать, нужно иметь определенный «словарный запас». Например, в английском языке, 500 слов – это минимальный словарный запас для того, чтобы, приехав в другую страну, элементарно найти, где стоянка, где столовая и так далее. А для того, чтобы уже фильм посмотреть, надо три тысячи слов.

Литургия – сложное явление, включает в себя много элементов. Конечная цель программы «Основы Православной веры для всей семьи», которую мы создаем и по которой идут многие воскресные школы, – это именно осмысленное вхождение в Литургию ребенка и родителя. И поэтому все знания, которые мы изучаем в течение довольно длительного времени, должны быть применены в богослужении.

Фрагмент учебного занятия: – Итак, ребята, мы с вами вместе с православными паломниками совершили виртуальное восхождение на вершину. Мы прошли с вами первую зону – цветущее Приэльбрусье. Показывайте на своем рисунке; каменный путь по камням Приэльбрусья – вторая зона, белоснежные ледники и на самой вершине – крест. Отслужили православные паломники Литургию...

В одном из уроков программы «Восхождение к Божественной литургии» детям и родителям предлагается мысленно отправиться в путешествие по следам иеромонаха Игоря Васильева – первого священника, совершившего Божественную литургию на вершине Эльбруса, чему посвящен фильм «Спасайся на горе».

Фрагмент учебного занятия: – И вот, вершина Эльбруса. Только трое путешественников смогли добраться до вершины, установить палатку и начать служить Божественную литургию.

Каждый этап этого воображаемого путешествия сопровождается заданиями. В помощь предлагаются карты и раскраска, но главная особенность урока в том, чтобы увидеть подобие между событиями экспедиции на Эльбрус и священными историями, которые раскрывают себя в глубоких смыслах каждого богослужения, – великой вечерни, утрени и Литургии.

Фрагмент учебного занятия: – Итак, Господь сотворил прекрасный мир, но после грехопадения рай закрылся, и наступила духовная ночь. На каком богослужении мы слышим о духовной ночи?

Само восхождение на гору с молитвой и красота Божия мира, испытания, даже смена времени суток – все, в качестве метафор, служит для понимания детьми смысла богослужений. Хорошо, когда любой информационный материал закрепляется творческим заданием.

Ирина Евгеньевна Ильина, автор раскрасок, член Союза художников Санкт-Петербурга, фрагмент учебного занятия: – Вспомним, что мы смотрели в нашем видеоуроке: какая часть была первая зона Приэльбрусья? Какая часть вторая? И самое сложное – это что? Восхождение к вершине. Сейчас мы берем все яркие цвета, все, что относится к первой части. Здесь мы видим олицетворение рая на земле, с яркими цветами. Берем все яркие фломастеры, какие возможно, и раскрашиваем.

Раскраски, специально разработанные художницей, инфографическую карту «Основы Православной веры» в красках, как и видеоуроки, можно найти в сети интернет на канале «Традиционное духовное воспитание детей». Зачем нужна карта? Именно она помогает в формировании системного мышления, включает пространственную память для запоминания основ Православной веры. Когда божественная история перестает быть абстрактной и накладывается на историю человеческую.

И.Е. Ильина: – Просмотр видеоурока, раскраска, все, что мы делаем с детьми, – олицетворение системных знаний. Все превращается в систему знаний для детей, для любых людей. Без системных знаний все распадается на мелкую мозаику. Мы можем прикоснуться к знаниям, с учетом ленты времени, от сотворения мира до наших дней. Имея полную картину, полную систему знаний, что откуда происходит, в какой момент, какие святые жили, где Ветхий Завет, где Новый, наши дети могут точно сказать, что и где было до Рождества и после Рождества.

Т.В. Коваленко: – Интересно, как дети личностно включаются в картину православного миропорядка. Например, когда мы впервые выложили целиком всю ленту времени, многим детям было трудно увидеть – она такая огромная! Вот сейчас она на маленьком пространстве, и теперь они хотя бы это все видят. Очень важно, чтобы все было в поле зрения ребенка. Оказывается, еще в античные времена для того, чтобы запомнить огромную информацию, применялась методика, которая называлась «дворец памяти», то есть пространственная память. Здесь у нас, например, 106 уроков. Попробуйте 106 уроков удержать в памяти и пользоваться этим, и рассказывать любой сегмент, чтобы он тебе помогал, а не мешал. Мы располагаем информацию таким образом, что ребенок запоминает, где находится это изображение. Если мы в лицах все распределим по пространству, то ребенку легко все находить. Мы поставили задачу детям – нарисовать звезду своего святого. И когда они увидели, что святого здесь нет, но есть век этого святого, то детям оказалось легко найти и закрепить его на карте.

София Георгиевна Ильина, ученица воскресной школы храма Рождества Иоанна Предтечи (д. Юкка): – Лента времени – это такое знание от сотворения мира и до рождества Христова. Кроме святых, которые здесь отражены, есть другие святые, их очень много. Например, моя София находится где-то здесь, во II веке.

Т.В. Коваленко: – Когда мы начали изучать традиционное воспитание детей, мы стали изучать и символы веры, которые тоже системообразующее явление. Самый минимальный элемент – праздники, то есть Евангельские события, их мы тоже встраиваем в системное мышление. Оказалось, что по мере того, как мы изучаем в воскресной школе взаимосвязанные явления, у детей эти знания улучшаются и применяются и в обычной школе. Самое сложное было найти тот камешек, ту, одну мозаику, из которой выстроить всю картину – небо наших основ Православия, самого главного фундамента.

Очень важно тему каждого урока изобразить, как иероглиф, чтобы было на что посмотреть ребенку, чтобы было пространственное изображение. Ребенок изображает в определенном объеме, в определенном цвете смысловую единицу урока. Вот это и есть раскраска, и из этих раскрасок ребенок, как из мозаики, складывает определенные логические цепочки. Например, эпоху Ветхого Завета или эпоху Нового Завета, или систему праздников. Здесь крайне важна иерархия понятий. Поэтому мы распечатали карту так, чтобы дети во время занятий воскресной школы могли на парте разложить и могли найти место, которое мы изучаем. Самая большая из всех раскрасок – Святая Троица. Очень важно, чтобы иерархия была соблюдена, и догмат Святой Троицы идет самым первым и определяет всю картину. Иоанн Кронштадтский писал в своих дневниках о том, что его часто спрашивают, как святые могут на все ответить? Как они такие прозорливые? Он отвечал, что святые, как лучики духовного нашего солнца при Святой Троице. Пресвятая Троица знает все, и святой, который с Ней соединен сердцем, тоже видит, таким образом, мир.

Первой системой, которую пришлось создавать, была система православного мировоззрения. Дети в начальных классах и даже в садике изучают живую и неживую природу. Если мы посмотрим перспективно, то в 11-м классе они на ЕГЭ сдают продолжение этой классификации. Так вот, если у нас системное мышление, то мы должны создавать такие образы, в которые мы включаем знания полностью, но к которым можно подключать продолжение этих знаний. Во главу этой картины мы помещаем Бога, далее – невидимый мир, а уже дальше видимый мир делится на живую и неживую природу. В дальнейшем, по тем предметам и наукам, которые ребенок изучает в течение 11 лет в школе, он может увидеть именно структуру мира.

Когда смотришь на Божественную историю, понимаешь, что вся она заново переживается на богослужении. Участие в Литургии становится куда осмысленнее и, что скрывать, родителям ничуть не реже, чем детям, не хватает подобных знаний.

Т.В. Коваленко: – Господь родился, возрастал и вышел на проповедь. Найдите схему второй части Литургии. Как она называется? Литургия оглашенных. Мы видим малый вход. Смотрите, Евангелие переносят с престола через северные двери и опять на престол под пение девяти заповедей блаженства.

Наши дети много учатся, получают много информации, но системные знания отличаются от информации тем, что приближают к пониманию полноты картины, не путают, а распутывают, не нагружают ум, а проясняют его.

Т.В. Коваленко: – Слово Божие на Литургии попадает нам в сердце и из Него, если мы внимательны, Господь взращивает благодатью Святого Духа Царство Небесное – огромное дерево, куда прилетают Небесные птицы. Это Царство Небесное растет внутри нас. Наши путешественники причастились и вошли в Царство Небесное на самой вершине горы Эльбрус и освятили весь Кавказ. Вот так освящена вся земля во время Литургии, которая, до самого Второго Пришествия, обязательно будет каждый день служиться в православных храмах. Так говорит Евангелие.

Записала:
Ксения Комарова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс