Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1246) → Матушка Анна Долгушина: Трудности учат любви

Матушка Анна Долгушина: Трудности учат любви

№13 (1246) / 1 апреля ‘24

Вторая половина

Абсолютно ровных жизненных дорог не дается никому. Трудности Господь посылает всем, причем не за что-то, а для чего-то. В минуты испытаний принять это сложно, но спустя время человек верующий обязательно осознает – для чего. Поймет, что все испытания идут не только в копилку жизненного опыта, но и учат самому главному – любви.

Храм во имя Святых Флора и Лавра в поселке Сайгатина Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа. Этим вечером у настоятеля, иерея Даниила Долгушина, встреча с прихожанами. Точнее – огласительная беседа с большой семьей перед таинством Крещения недавно пополнившего ее малыша. Покреститься в этих стенах и у этого батюшки желающих много, приезжают издалека.

Иерей Даниил Долгушин: – Моя задача – не требовать («вы должны»), а поделиться радостью, нашей верой. Это пытаешься донести до ребят. Ребята учатся и в дальнейшем сами воцерковляются. Потом в городе встречаешь, они говорят, что стали прихожанами того или другого храма.

Сайгатина – в 35 километрах от Сургута. Именно здесь много лет назад был возведен и действует Сургутский завод по стабилизации конденсата.

Матушка Анна Долгушина: – Здесь изначально жили те, кто работал на ЗСК. В принципе, и сейчас так же. То есть это не деревня, как говорят, а небольшой рабочий поселок.

Жителей в Сайгатине – тысяча с небольшим. Для них – детский сад, школа, тренажерный зал, клуб и, конечно, храм. Сюда около восьми лет назад приехала многодетная священническая семья Долгушиных. Живут они сейчас в большом доме, который достраивают собственными силами.

м. Анна: – Мы с мужем устали переезжать с места на место. За 10 лет совместной жизни мы 10 раз переезжали. Задумываешься о том, что надо и детям что-то оставить, – решили взять ипотеку в 2021 году на 20 лет.

Правда, их первый переезд с места на место состоялся, когда они еще не были знакомы. Будущий священник приехал с семьей в Тобольск из Перми еще ребенком. А будущая матушка приехала в этот город, чтобы поступить в 9-й класс, но детство, приход в храм прошли в селе Сумкино под Тобольском.

м. Анна: – Я росла с бабушкой и дедушкой. Мама ездила в навигацию, по семь месяцев ее не было, а папы в моей жизни не было вообще.

Годы были трудные. Маме надо было зарабатывать, чтобы поднять на ноги дочь и поддержать родителей. И тогда, и сейчас Анна это понимала, на маму не обижалась, но делала выводы для себя.

м. Анна: – Все равно каждому ребенку нужна мама. Тогда я дала себе обет, что никогда не брошу своих детей, не оставлю по своей воле. В подростковом возрасте начались поиски Бога, себя, смысла жизни.

В детстве Анна ходила в воскресную школу, а потом был перерыв. Душа вернула ее в храм в сложном подростковом возрасте.

м. Анна: – Было интересно наблюдать за своими ощущениями: то спать хотелось, то смех нападал, потом все успокаивалось... Стала ходить на клирос, познакомилась с матушкой. Она стала учить нотной грамоте, службы со мной разбирала. Потом я начала сама вести службу. Как батюшки не побоялись брать девочку 10–11 класса вести Пасхальную службу? А мне было хорошо. Когда я училась в гимназии, со своим преподавателем разговаривала: «Мне так хорошо в храме... Хоть кровать мне здесь поставьте – буду жить».

Девятый класс в тобольской школе пролетел быстро, а в десятый Анна поступила уже в православную гимназию. Опять же пришла туда, куда привела душа, и практически сразу встретила своего будущего мужа.

иер. Даниил Долгушин: – Вначале мама отдала старшего брата в православную гимназию, потом меня – ничему плохому там не научат. Постепенно мы стали знакомиться. Потом мама стала в храме трудиться, помогать.

м. Анна: – В нашей гимназии не было столовой, мы ходили кушать в мужскую гимназию. По пути выстраивались гимназисты. Пока идем до столовой, успевали пообщаться. Участвовали в соревнованиях – я всю жизнь занималась спортом.

иер. Даниил Долгушин: – Я тогда немного был неформалом (до сих пор ухо проколотое не заживает) – было у нас такое движение. Мальчики и девочки в гимназии отдельно учились. Девчонки к нам в здание ходили кушать. Как-то смотрю: идет незнакомая девушка в джинсовой юбке. Думаю: «Наверно, точно наша, надо к ней подойти, познакомиться».

м. Анна: – Видно, что хочет что-то сказать, покраснеет весь, но не говорил, что хочет встречаться, ходил вокруг да около.

иер. Даниил Долгушин: – Все-таки на Рождество набрался сил, подошел, говорю: «Можно тебя проводить?» Пешком ходили по городу.

м. Анна: – Когда я пришла в храм, хотела быть регентом. Всем преподавателям сказала, они говорят: «Ане английский не нужен. Ей только в регентский, ладно, четверочку ей нарисуем». Как гимназистка я, конечно, поступила, но без музыкального образования учиться там не смогла. У меня шок – я только в регентский мечтала. Тогда это было очень тяжело. Мама меня поддержала, мы начали искать выход, что делать. Нужно было подготовиться, на следующий год нужно было поступать.

С мамой выбрали Тобольскую педакадемию, специальность «английский язык», причем Анна его совсем не знала. Год девушка занималась с преподавательницей, которая с нуля подняла ее языковой уровень. Анна поступила на бюджет. Тем временем Даниил Долгушин заканчивал гимназию и собирался в семинарию.

м. Анна: – Я думаю, что он был рад. Он был гимназистом, а я регентом. Он переживал, потом признавался, что семинаристов отгонял, говорил: «Это моя, не трогайте». Приносил мне букеты, я приходила с послушания, смотрю – букет у классной дамы стоит, она говорит: «Вот, Аня, это тебе».

Они поженились, жили в общежитии, первые годы семейной жизни были сложными для обоих.

м. Анна: – Обижалась часто. Я не общежительный человек – не могу в общежитии жить. Много чужих людей – мне было тяжело, не чувствовала себя комфортно.

иер. Даниил Долгушин: – В юности, молодости только «я» да «я» – «я же прав». Пока человек не возьмется за голову, вопросы не поставит, что ему надо, зачем он семью создал… Пока это сам не поймет, не оценит, то может плохо все закончиться. А чем быстрее мы сядем за стол переговоров, будем говорить «мы», тем лучше.

Усугубила состояние молодой жены и первая замершая беременность. Она оказалась чревата серьезными проблемами.

м. Анна: – Тогда привозили Пояс Пресвятой Богородицы в Тюмень. Было очень много народу. Мы стояли в очереди, я просила Божию Матерь: «Если по Твоим молитвам Господь даст мне ребенка, то я возьму еще из детдома».

Примерно через год, вопреки всем прогнозам и предостережениям врачей, в семье Долгушиных на свет появился здоровый мальчик Савва. Через год и девять месяцев родился Богдан. К тому времени семья уже приехала из Тобольска по направлению мужа в Ханты-Мансийскую епархию. Во диаконы отца Даниила рукоположили еще в семинарии, а в иереи уже в Никольском храме Сургута, где, по благословению Владыки Павла, митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского, он остался служить.

м. Анна: – Тут замечательные люди. У него как раз сорокоуст был. Его отправили в Ханты, а я одна в незнакомом городе с новорожденным ребенком. Второй маленький – год и девять месяцев ему было. Если бы не они, не знаю… сорок дней очень тяжело было прожить.

В 2016 году набравшего опыт служения отца Даниила направили настоятелем в Сайгатинский храм. Назначение обрадовало обоих, но насколько будет трудно первое время – даже предположить не могли.

м. Анна: – Когда мы приехали, месяцев семь жили в доме причта, где воскресная школа. Вдвоем прибирались. Я на клиросе пела, и с детьми занималась, и полы мыла – все делала. Он все хозяйственные работы тянул на себе. Я сейчас задумываюсь: как же я справилась? Беременная. Видимо, что-то придавало мне сил.

О своем обете Пресвятой Богородице матушка Анна не забывала. Первую попытку взять в семью приемных детей супруги предприняли, когда ждали третьего ребенка – дочь Серафиму, жили в однокомнатной квартире. Конечно, в опеке отказали. Сколько тогда было слез, возмущения и непонимания со стороны Анны...

м. Анна: – Все было промыслительно, но мы хотим прямо сейчас... Своя воля, а Богу говорим: «Нет, подожди, мне надо сейчас, мне кажется, что сейчас будет правильно». А Господь показывает, что нет, иногда нужно включить разум, не только эмоции.

Через год, уже живя с тремя детьми в четырехкомнатной квартире, снова обратились в опеку. И снова получили отказ. На этот раз подвели семейные финансы.

иер. Даниил Долгушин: – Тогда мы еще зеленые были, а сейчас как раз уже есть опыт, полегче все трудности преодолевать.

Когда многодетная мать Анна открыла свою собственную студию английского языка, когда приход под началом отца Даниила начал прирастать – появилась-таки материальная возможность принять в семью трех дочек. Девочки ждали новых папу и маму в одном из детских домов Алтайского края.

м. Анна: – Как мы сказали, что едем за детьми в детский дом в Алтайский край, прихожане все откликнулись, собирали помощь, настолько все здесь добрые люди... Скинулись, и нам хватило и туда слетать, и детей забрать, и одеть их первое время.

Эти дети, которые, по словам матушки Анны, видели ад на земле, со второго же дня знакомства начали спрашивать: «Мамочка, папочка, вы нас заберете?» Уже в Сайгатине Вика, Ксюша и Вероника впервые пришли в храм, приняли Крещение. Мама Аня стала крестной. «Это дети, рожденные сердцем», – говорит.

м. Анна: – Так знаменательно было – они девять месяцев жили в детском доме после того, как их забрали из семьи. Они девять месяцев ждали нас. А мы столько испытаний прошли! И, видимо, это наши дети. Многие не знают, что это наши приемные дети, и говорят: «Они так на вас похожи!»

В минуты испытаний сложно принять, что они во благо, но спустя время человек верующий обязательно осознает – все они во имя любви, которую мы своей жизнью должны освободить от претензий, условностей, как зерна от плевел.

иер. Даниил Долгушин: – Когда имеешь доверие в семье, уже не страшно, сколько детей, кого возьмем, что сделаем, даже в материальном плане (ипотеку взять или еще что-нибудь). С ней хоть куда.

м. Анна: – Для чего мы живем? Для любви с Богом – вернуться к Богу, в Отчий дом.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс