Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1246) → Протоиерей Андрей Канев: Самодовольство разрушает

Протоиерей Андрей Канев: Самодовольство разрушает

№13 (1246) / 1 апреля ‘24

Аскетика

Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–19, 26, 29 (2023 г.) 4–12 (2024 г.)

Мы продолжаем наш большой цикл. Сегодня – 106-я встреча в рамках этого курса...

Бывает, человек узнает о каких-то грехах и как они в нем проявляются, но вместо того, чтобы каяться, начинает отчаиваться. Поэтому сначала нужно обязательно изучать основы веры… Сегодня, согласно нашему учебному плану, мы изучаем страсть тщеславия. Тщеславие называют сладким ядом. Потому что эта страсть дает особое наслаждение, что заставляет человека двигаться в сторону греха, делать все напоказ...

Напомню, что в святоотеческой литературе грехи делятся на смертные, тяжкие и условно простительные. И все они требуют покаяния. Просто лечение их разное.

В предыдущих передачах мы говорили о том, что тщеславие – страсть очень непростая. Ею пропитано все наше общество, вся культура. На тщеславии зиждутся человеческие взаимоотношения, на тщеславии основывается и самооценка личности. И необязательно это касается людей мирских и неверующих. Страсть тщеславия липнет ко всем. И чем больше человек духовно борется, тем больше опасности попасться на эту самую страсть и погубить все свои труды.

Давайте начнем разбирать ее проявления. Одно из первых в нашем списке – пресмыкательство перед начальством. Я думаю, все попадали в такую обстановку или видели, как это происходит… И в церковной среде, к сожалению, есть такое печальное и постыдное явление. Возьмем приходской уровень. Довольно часто бывает так, что человек почему-то чувствует не просто уважение и почтение к священнику как к человеку со священным саном, а лебезит перед ним, раболепствует. Это отвратительно.

Отвратительно вдвойне, когда священник попадается на эту удочку; ему начинает казаться, что так и должно быть: ручку целуют, в глазки «барину» заглядывают… Но по Евангелию этого не должно быть! Ни в Церкви, ни в обществе. Должны быть совершенно другие отношения: уважение, почитание, но ни в коем случае не преклонение.

Но, к сожалению, извращенные тщеславием взаимоотношения нравятся большинству. Особенно начальнику. И поэтому при потере власти тот приходит в изумление, когда к нему начинают относиться с позиции: «Да кто ты такой?» Но что именно рождает такое неправильное отношение к начальнику? Когда подчиненные впадают в крайности, относясь к руководству панибратски либо с подобострастием. Безусловно, человек при власти – это человек с ответственностью, и основой взаимоотношений должно быть уважение. Уважение к другому человеку. Мы часто говорим о смирении, о покаянии, но забываем, что должно быть и достоинство.

Смирение не означает, что человек должен превратиться в половую тряпку, об которую можно вытирать ноги. Настоящее смирение – это большая внутренняя работа по примирению со Христом.

А сколько примеров, когда иной смиренничает напоказ! Играет, словно не понимая, что в нас есть образ Христа, а не образ шута горохового или раба. Смирение – это про другое. Не надо играть в смирение, изображать его. Если оно у тебя есть, то и будет. Нужно просто относиться ко всем людям с уважением. Не хамить начальнику, не унижать подчиненных. Какой бы человек ни был, он образ Божий. Мы основываем свое мировоззрение на христианском достоинстве, а не на гордыне. Мы не должны ронять имя христианина.

К начальству нужно относиться с уважением, понимая, что так – иерархически – устроено наше общество. Нам дают задачу – и мы должны постараться ее выполнить. Либо попытаться объяснить начальнику (если, конечно, он способен слышать какие-то возражения и аргументы), почему эту задачу выполнить невозможно. В противном случае из-за таких извращенных на тщеславии отношений и появляются различные приписки, обман в работе. Это не начальник наврал о каких-то цифрах, это мы, подчиненные, побоялись сказать правду: что у нас, допустим, не получилось что-то сделать. Проще обмануть, чем рассказать начальнику о реальном положении вещей...

Тщеславие заставляет нас быть нечестными работниками, говорить начальнику то, что он хочет слышать, а не то, что есть в действительности. Я понимаю, что говорить правду очень непросто. Но кто еще будет это делать, если не мы? Правду нужно говорить. Но говорить правильно, не размахивая шашкой. Спокойно доложить реальную обстановку. Начальник нуждается в реальной картине. А из-за того, что мы неправильно к нему относимся, он этой картины не видит. А раз не видит, то не может принять административных мер для решения этих проблем.

Вернемся к приходскому уровню. Вот сотрудник, например, видит недочет в приходской работе. Он видит, а настоятель нет. Человек думает: «Не буду рассказывать, пусть настоятель сам разбирается». И что впоследствии? Из-за боязни быть наказанным он не докладывает правду. И из-за этого серьезные вопросы не решаются.

Вот это пресмыкание перед сильными мира сего – отвратительнейшее явление, оно сильно влияет не только на душу преклоняющегося, но и на начальствующего, и на общественную жизнь. Это очень серьезное прегрешение, которое может пропитывать всю структуру власти.

Идем дальше: желание похвалы, желание получить высокую оценку своих качеств и действий от людей – это база, на которой разливается сладкий яд тщеславия. Человеку хочется, чтобы его прилюдно похвалили, как-то особо отметили, поблагодарили. И вот начальник говорит: «Отец Андрей (это я про себя), ты такой молодец!» И ходишь уже довольный.

Вот это ощущение крыльев за спиной берется от тщеславия, заряды которого мы получаем с детства. Когда взрослые радостно смеются над нашими детскими глупостями. Когда в школе, да и во взрослом возрасте, ищем похвалы. И ради нее человек готов сделать что угодно: пойти на подлость или какие-то совершенно откровенные глупости. Ради лайков можем делать какие-то отвратительные вещи. Вот недавно в Telegram-каналах был скандал, когда один человек, не могу назвать его адекватным, на камеру бросал своего двухмесячного ребенка в сугроб. Это же просто отвратительно, это грубые, ужасные проявления тщеславия. Вместо того чтобы показать что-то доброе, хвалится самыми низменными и отвратительными вещами.

Надо понимать, что желание получить грамоту, когда на собрании вручили грамоту Петрову, а тебе нет, хотя вы работали одинаково, тоже тщеславие. Что ты будешь делать потом с этой грамотой? На Страшном суде скажешь: «Вот у меня грамота есть. Даже две»? Понятно, что это не имеет никакого отношения ни к христианству, ни к Евангелию. Такое желание похвалы, желание реакции людей – очень и очень опасно. Поэтому постарайтесь внимательно понаблюдать за собой, когда огорчаетесь из-за отсутствия похвалы. Наш ум начинает по-другому работать: мы уже болтаем не то, делаем не то, и пошло-поехало...

Ищем земную славу. Хотим, чтобы о нас все говорили, – и готовы сделать ради этого даже гадость. Поэтому сегодня желтая пресса и пользуется такой популярностью: все горячо обсуждают «таланты» «звезд», кто с кем спит, кто кому какие гадости наговорил, кто что купил. И все это делается ради подогрева градуса этой самой славы. Потому что где слава, там деньги, а где деньги, там какие-то преимущества.

Получается, что человек, желая, чтобы о нем говорили, стремится получить земную славу. Он постоянно рассказывает, какие у него звания, чтобы его хвалили, ожидает почестей от людей. Это тоже очень часто заставляет идти на обман, подлоги, терять время, чтобы напитаться земной славой. А она очень быстро проходит: сегодня ты на пике славы – а завтра про тебя уже забыли, потому что кто-то другой появился. Надо крайне внимательно отнестись к себе, чтобы не заразиться этим. Это не означает, что человек, работая в профессии, не должен стремиться получить высшую категорию. Профессиональный рост – это нормально. Но если это делается для того, чтобы похвалиться перед другими, – это грех.

Оценка своих достоинств. И как проявление – не видишь своих недостатков. Человек кажется себе во всем замечательным. Он не очень способен на покаяние, но видит только, что он абсолютно хороший. Делает гадости, но сам себе кажется хорошим. Представляете, какое страшное внутреннее искажение! Он считает, что у него нет никаких грехов. И это отвращает от покаяния, от правильного христианского пути. Если Господь какими-то особыми путями этого человека не приведет к тому, что тот упадет и увидит, кто он на самом деле, то такой человек не опомнится. Нужно быть крайне внимательным. Мы все чем-то одарены. Необязательно это способность красиво петь или рисовать так, как никто другой в мире. У кого-то есть замечательная способность просто быть хорошим, надежным другом, мамой или папой и т.д.

К сожалению, у нас нет настоящей славы трудового человека. У любого есть что-то такое, в чем он может реализоваться. И лукавый использует это для того, чтобы исказить человека, чтобы он начал гордиться и тщеславиться перед другими людьми. Это один из очень серьезных симптомов. Тщеславие есть у всех. Но мы можем себя проверить. Можем ли мы сесть и в кратчайшее время вспомнить, какие грехи по тщеславию были у нас с утра или со вчерашнего дня? Если не получается – значит, симптом серьезный, и мы эту страсть не знаем, она легко в нас живет и проявляется. Как у человека с плохим зрением: он идеальный порядок не наведет. У него завелись тараканы и плесень, а ему кажется, что это оригинальный дизайн.

Это не означает, что должно быть противоположное действие, когда некто говорит: «Да у меня ничего нет, я несчастный, я плохой». В ожидании, что ему скажут, что он хороший. Так получается удовольствие: человек подыгрывает, чтобы его хвалили хоть в чем-нибудь. И получает самый сладкий яд, которым отравится.

Хвастовство. Хвастовство – это демонстрация своих сделанных или мнимо сделанных добрых дел. Перевел бабушку через дорогу – и чувствуешь, как тебя переполняет желание поделиться тем, какой ты «трудовой подвиг» сделал. Держишься, держишься. И раз – в каком-то разговоре вылил, рассказал, как все было. И потерял доброе дело. В Евангелии говорится, что если вы получаете награду здесь, то не получите ее на Небесах. Если тебе удалось в духовной или обыденной жизни сделать что-то хорошее, а ты потом похвалился и тебе сказали, что ты молодец, то твое доброе дело обнуляется и даже уходит в минус. Потому что ты и доброе дело испортил, и тщеславие подпитал. А нам заповедано другое: пусть одна рука не знает, что сделала другая. Это означает, что нужно делать доброе дело и никому об этом не говорить. Мы как стадо павианов, которые друг перед другом хвостами вертят и показывают, какие у кого замечательные качества. Раз у тебя есть что-то такое, то ты якобы лучше.

Преувеличение часто проявляется в разговорах. Когда дело было на пять копеек, а мы рассказали его так, как будто оно было на рубль: красиво, увлекательно, интересно. Все нам похлопали. Мы, как павианы, хвостами повертели, а нам сказали: «Какой замечательный!» Приукрашивание речи тоже бывает. Можно просто рассказать какую-то историю. А можно так рассказать, будто ты чуть ли не герой России, хотя на самом деле ничего особенного не сделал. Это все проявляется в виде чувств, которые выплескиваются. Они очень яркие. Это не тайные хитрости, а то, что проявляется.

Может проявляться в духовной жизни, когда друг перед другом хвастаемся, кто сколько акафистов прочитал. Отвратительно, когда христиане начинают друг перед другом хвастаться, кто как постится. Нам ясно сказано в Евангелии, что это все должно быть тайно. Если молишься – войди в свою комнату и молись тайно, если постишься – постись тайно. И Царство Небесное воздаст тебе явно. Но тщеславие не дает нам покоя. Толкает пойти и похвастаться – получить удовольствие сейчас. Это все выливается в яркие чувства, в слова, которыми мы о себе рассказываем. Социальные сети на этом и построены. Сколько людей живут параллельной жизнью, когда в реальности не являются такими, какими показывают себя.

Несколько лет назад была очень печальная история. Молодая женщина-блогер жила с гражданским мужем впроголодь на садовом участке, и все деньги они тратили на то, чтобы уголок домика обустроить так, как будто у них там шикарный ремонт, шикарная жизнь. Они играли в эту шикарную жизнь, пока не доигрались, – кто-то из них погиб. Сотни просмотров, куча лайков, отзывы. А реальность другая. Они жили как нищие, в том числе и в духовном плане. Постоянная игра на публику ни к чему доброму не приводит. Так и у нас. Мы что-то преувеличиваем, преувеличиваем – а это все равно ложь. И на лжи человек потом попадается.

Следование моде. В одежде, в вещах, в поступках. Нам нужно то, что есть у других (телефон, побрякушки и т.д.), чтобы показать, что мы имеем какое-то положение. Для этого люди залезают в кредиты. Зарплата 20 000, но человек возьмет телефон за 100 000, будет 10 лет отдавать деньги, зато у него будет телефон, который через год уже станет немодным, а сейчас он получит кусочек удовольствия, внимания от людей. Все ездят отдыхать на Канары и Мальдивы – я тоже поеду, потому что все так делают.

Положительная оценка своих душевных и телесных качеств – самодовольство. Помните Евангельского фарисея, который говорил: «Господи, слава Тебе, что я не такой, как все прочие люди». «Я пощусь, молюсь, хорошо одеваюсь, правильно себя веду, а вокруг меня одни грешники, блудники, убийцы и всякие нехорошие ребята». Когда у нас такие мысли? Когда хорошо помолились, попостились, сходили в церковь, причастились в отличие от других. Или, наоборот, когда не причастились и думаем, что на нас все смотрят. Это все идет от тщеславия. Человеку лишь бы чем похвастаться – душевными качествами или телесными. Или говорить, какой ты плохой, несчастный, некрасивый, бездуховный и т.д. Особенно когда мы это делаем для того, чтобы нас пожалели и похвалили.

Начинаем эту страсть изучать, в себе замечать и раскаиваться. Помоги нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Анна Купцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс