Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1240) → Священник Константин Кокора: Совесть – голос Бога

Священник Константин Кокора: Совесть – голос Бога

№7 (1240) / 12 февраля ‘24

Беседы с батюшкой

Сегодня поговорим о совести. Что это за чувство? Как мы его объясняем? Можно ли договориться с совестью?

– Договориться можно, это точно. В Библии, кстати, очень много примеров доброй совести либо, как пишет апостол Павел, сожженной совести, когда человек поступает против нее. Мы и по себе знаем много таких случаев, когда идем против совести.

Совесть – это внутренний закон. Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет, что язычники будут судимы по внутреннему закону, о котором им говорит совесть. То есть это такое внутреннее различение добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Совесть есть у каждого человека как некий внутренний камертон, данный от Бога.

Авва Дорофей пишет потрясающие, очень интересные слова, что совесть изначально была заложена в Адаме и Еве. Это естественно. Но они пошли против нее, усыпили ее, то есть сделали грех (после чего, кстати, устыдились). И из-за этого греха, из-за попрания совести понадобились ветхозаветные заповеди, закон, пророки и даже пришествие Спасителя. Если бы человечество не пошло против совести, то все было бы внутри, то есть мы бы сами обнаруживали в себе движение по направлению и к заповедям «не убей, не укради, не лжесвидетельствуй», и к новозаветным заповедям о помощи ближнему, о любви к врагам, милосердии, сострадании и так далее.

Мы обнаруживаем совесть достаточно рано, если нам помогают в этом окружающие люди и обстоятельства, если нам говорят о ней. Она может очень сильно помогать в жизни, то есть давать какое-то направление, ощущение того, прав ты или не прав.

Вы сказали о том, что о совести говорит Священное Писание. Но я знаю, что есть еще много разных свидетельств об этом. Можете привести еще примеры из святых отцов?

– В Ветхом Завете не так много говорится именно о совести. Давид в псалмах пишет, что совесть его не обличает, то есть он чувствует, что прав. Есть свидетельства о том, как люди поступали по совести.

В Новом Завете, в корпусе апостольских посланий, очень много говорится об этом. Помимо Послания к Римлянам апостол Павел пишет два письма к Тимофею, где как раз говорит о совести. Об этом пишет апостол Петр, пишут другие. В Нагорной проповеди есть такие слова: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Авва Дорофей очень интересно пишет о том, что этот соперник – твоя совесть. И, действительно, мы определяем совесть как некий детектор. Преподобный говорит, что это наш противник. Потому что он постоянно идет наперекор нашим желаниям, привычкам. Постоянно идет как бы вопреки тому, что может нас захватывать, поэтому надо совесть каким-то образом пестовать, воспитывать.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о нашем внутреннем перерождении, необходимом для совести. Об этом пишут и святитель Феофан Затворник, и много других святых.

Совесть сама по себе у всех людей разная. То есть человек может сделать что-то ужасное и сказать, что совесть его никоим образом не трогает, она спокойна. Когда я был совсем маленьким, одна бабушка в подъезде хорошо ко мне относилась, но потом я подрос и стал шкодничать. И помню, как-то она останавливает меня и говорит: «Ты совсем бессовестный». Мне стало настолько плохо! Меня это поразило. В Советском Союзе, наверное, именно бессовестность была самым грубым ругательством по отношению к подрастающему поколению. Веры было гораздо меньше, с Богом чаще у людей были другие отношения, и они руководствовались совестью. Она была на месте Бога. Святые отцы пишут, что совесть – это внутренний голос Бога. То есть это данная нам возможность ощутить Бога, даже если мы с Ним никаким образом не связаны, может быть, даже являемся атеистами или агностиками. Господь все равно говорит нам через совесть, как правильно и как неправильно.

Апостол Павел пишет, что язычники будут судимы по этому внутреннему закону. О нем писали богословы и на Западе (Фома Аквинский и другие), и на Востоке. Этот внутренний закон есть у каждого, и даже если человек в своей жизни не встретит Бога, то есть не станет верующим, Господь не отвергнет его. Бог будет смотреть, жил ли этот человек по своей совести, то есть насколько он себе противоречил либо, наоборот, делал то, что как раз идет во благо ему и его будущей жизни.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Совесть – это внутренний голос Бога, а Он, как известно, всегда неизменен и постоянен. Поэтому совесть не может быть разной у каждого человека, ведь тогда и Бог, получается, изменяем. Скорее, у каждого человека разное отношение к зову совести».

– Действительно, я хотел сказать именно это: у всех разное отношение к совести. То есть, например, человек каким-то образом заглушил, обманул, заткнул свою совесть – и она его не беспокоит. Но это не значит, что все в порядке. Если тебя не беспокоит совесть, это не значит, что все нормально. Может быть, ты просто неправильно поступил с ней.

Вы абсолютно правы: совесть у всех одинаковая, мы отличаемся тем, как мы к ней сами относимся, что с ней делаем. В этом смысле святитель Феофан пишет, что не только совесть нам помогает, но и ее нужно пестовать, взращивать в себе, холить и лелеять, то есть очень бережно к ней относиться и прислушиваться. Если мы не будем этого делать, то ее голос будет заглушаться.

Авва Дорофей приводит сравнение со стеклом. Наша совесть – чистое стекло. Если мы идем против совести, то это стекло начинает покрываться царапинами, грязью, и мы уже ничего не видим сквозь него, то есть вообще не слышим голоса совести… Мы все равно грешим, но это не значит, что поступаем правильно. Но если наша совесть проснулась и вопиет к нам, что это неправильно, или хотя бы тихо намекает на это, то стоит остановиться и прислушаться к ней. Ошибка может быть только в одном случае: если мы ее не слышим. То есть не она ошибается, а мы ошибаемся, когда так с ней поступаем.

Как будет судить Бог людей, которые не узнали о Христе? Часто задают такой вопрос. Какой суд будет над ними? По закону совести?

– Апостол Павел пишет, что по совести, по внутреннему закону. То есть даже если некто не пришел к христианской или какой-то другой вере, есть же много людей, которые ни в кого не верят, хотя человек – существо априори религиозное. Очень редко он ни в кого не верит, но все равно начинает отдавать свою религиозность чему-то: суевериям, каким-то обычаям, традициям, себе или кому-то, чему-то другому. Поэтому опять же этот внутренний кодекс остается, некий внутренний критерий. Если человек поступал по совести, то узнает Бога, если вопреки, то будет уже другая участь.

До пришествия Христа тоже были добрые, хорошие люди. Может быть, они были язычниками. Что же будет с ними?

– Есть даже такое понятие, опять же из древнехристианской письменности: христианин до Христа. Сократ, Платон, Аристотель. То есть это те люди, которые стремились к истине и страдали за нее, но при этом не знали Христа и христианство как религию.

Я думаю, с каждого спросится особым образом. Господь говорит: И от всякого, кому дано много, много и потребуется. Например, в Советском Союзе были люди, жившие по совести, честно, справедливо, но не знавшие Бога. Но это не их ошибка и вина в том, что они не знали Его, просто они оказались в тех обстоятельствах и условиях. По-другому они просто не могли, у них не было тех возможностей, что есть у нас. Поэтому с нас спросится гораздо больше. У нас открыты храмы, есть Евангелие на всех языках мира, можно смотреть телеканал «Союз», можно читать книги, образовываться любым образом...

Кстати, очень интересно про Крещение пишет апостол Петр. В Советском Союзе Крещение было запрещено, многих, даже наших современников, крестили тайно. И апостол Петр пишет, что Крещение – это обещание Богу доброй совести. То есть не Бог нам что-то обещает, хотя и это, конечно, присутствует: Он говорит о том, что будет нас миловать, защищать, Он дает нам ангела-хранителя, и мы вступаем в особые отношения. Но в первую очередь мы обещаем Богу добрую совесть. Это потрясающе.

А как будут судить православного христианина? Ведь есть люди, которые много и трепетно исполняют правила и все остальное. Нас часто ругают и задают вопросы, почему православные люди позволяют себе то-то и то-то? Какое к ним будет отношение? Что за совесть у православного, который, скажем, соблюдает все правила, предписания, посты, таинства? Есть ли здесь разница?

– Да, есть. Я замечаю, что бывает такое: человек, приходя в храм, руководствуется какими-то внешними законами. То есть он понимает, что вот это хорошо, а это плохо, сюда ходи, сюда не ходи, это в пост ешь, это не ешь и так далее. И почему-то именно совесть отодвигается на задний план. Я это называю забвением совести, то есть когда человек, например, руководствуется какими-то внешними предписаниями, а не совестью. Она как будто не присутствует.

Совесть может никто не видеть, но она все знает, а значит, и Бог знает. Например, отпеваешь усопшего, и чаще всего все родственники говорят, что это был святой человек, самый добрый. Но столько есть вещей, о которых никто из нас не знает, они могут открыться только на Исповеди, о них знают только Бог и тот, кого отпеваем. А вдруг он с этим всем ушел туда, не исповедовался, не открыл свою совесть? Ведь в таинствах мы тоже настраиваем совесть под эти заповеди, мы как бы ее обновляем.

Даже в богослужении говорится о совести. Когда читаем молитву перед Причастием. Я сейчас как раз хотел почитать из Служебника. Первая молитва верных, как она называется, после Литургии оглашенных: «Благодарим Тебя, Господи Боже Сил, удостоившего нас предстать и ныне святому Твоему жертвеннику и припасть к Твоему милосердию, прося о наших грехах и о грехах неведения народа! Прими, Боже, моление наше, сделай, чтобы мы были достойны приносить Тебе моления и мольбы и жертвы бескровные за весь народ Твой, и дай нам, которых Ты поставил на это служение Тебе, способность силою Духа Твоего Святого, безукоризненно и без преткновения, с чистым свидетельством совести нашей, призывать Тебя во всякое время и на всяком месте, чтобы, внимая нам, Ты был милостив к нам, по множеству Своей благости».

Такая же молитва, опять же с упоминанием совести, есть перед чтением молитвы «Отче наш». Не буду читать ее полностью: «С чистой совестью, во отпущение грехов, в прощение согрешений, в общение с Духом Святым». И так далее. То есть мы должны каждый раз спрашивать свою совесть: «Все ли в порядке?» Понимать, действительно ли ты примирился сам с собой.

Перед исповедью я советую людям в первую очередь обратиться к своей совести. Если даже исповедуемся первый раз, совесть обязательно подскажет, в чем мы должны покаяться. Вторым пунктом идут наши ближние. Они тоже могут подсказать нам, если совесть уснула, в чем мы согрешили. Дальше идет Священное Писание Ветхого Завета в виде десяти заповедей и Нового Завета в виде заповедей блаженств. Но совесть – это самое первое.

Святитель Феофан Затворник пишет, что совесть – наш законодатель, то есть тот, кто дает закон. Бог через совесть дает закон. Он наш Судья и Мздовоздаятель. Совесть дана тебе, и ты понимаешь, что она у тебя есть. А дальше она спрашивает, поступаешь ты по совести или нет, и воздает. Соответственно, если ты поступил по совести, у тебя мирное состояние, ты спишь спокойно, тебя ничто не тревожит, даже если обстоятельства не самые благоприятные. Апостол Павел сидит в тюрьме и пишет к филиппийцам, что у него все хорошо: радуйтесь сему!.. и паки реку: радуйтеся. Вот человек с чистой совестью.

Если же мы идем против совести, то даже если находимся на вершине мира, даже если мы сверхбогатые, у нас есть огромный достаток и весь мир у наших ног, но совесть с нами не в ладу, то ничего этого будет не нужно. Господь говорит: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Поэтому будем всегда выбирать чистоту совести, несмотря ни на какие внешние обстоятельства и условия, потому что это неизменная составляющая нашей жизни. Это то, что всегда как бы ведет человека и что-то подсказывает ему.

Бывает момент, когда совесть не очищается, скажем так, это невозможно, допустим, ты был с человеком в ссоре, и он умирает. А ты с ним так и остался не в мире, и этот груз остается на тебе. Как с этим можно справиться? Ведь мы можем впасть в уныние, самоедство... Что делать, если совесть обличает, но изменить уже ничего не можешь, потому что такова жизнь, таково определенное стечение обстоятельств?

– Да, очень важный вопрос. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что совесть действует периодически. Она в какой-то момент возникает, начинает пылать, в чем-то нас укоряет или предупреждает, а дальше немного успокаивается. Потому что, пишет Иоанн Златоуст, если бы она всегда действовала на максимуме, мы бы просто впали в уныние, ведь есть столько грехов, ошибок, что мы просто не смогли бы выдержать этого накала.

С другой стороны, она и не может полностью успокоиться, потому что тогда мы бы не разбирались в добре и зле. Есть вещи, которые, к сожалению, уже и не исправишь. Например, кто-то умер, а мы не попросили прощения, не сказали то, что должны были, не попрощались.

Как священник я должен сказать, что такое очень часто происходит, и человек себя корит. И мне как свидетелю этой Исповеди или разговора приходится говорить, что, во-первых, есть все-таки вечная жизнь, и можно обратиться к душе умершего и попросить прощения. В Исповеди мы примиряемся с Богом и с Церковью, а внутренне можем обратиться к тем, кто от нас ушел. И люди действительно обретают некий покой, потому что те, кто от нас ушел, тоже не хотят раздрая, немирного состояния. Поэтому, примиряясь с ушедшими даже после их смерти, мы можем сделать благое дело. Если мы что-то не успели сказать или сделать и нам кажется, что это ужасно, что из-за нас, может быть, произошла какая-то катастрофа, то чаще всего мы можем впасть в некоторые искушения. Совесть обличает нас, а лукавый начинает подвинчивать: «Да-да, ты действительно не прав, ты действительно ужасно поступил, больше этого не вернешь, ничего не сделаешь».

Один из святых пишет, что, когда мы согрешаем, дьявол внушает нам, что Бог не так милосерден, не так милостив, что Он этого не простит. Поэтому здесь тоже нужно иметь веру. Помните, согрешили и Иуда, и Петр – и как по-разному они покаялись? Надо смириться с тем, что мы, совершив ошибку, чего-то не исправим, но давайте не будем ее повторять. И если вдруг такая ситуация окажется у наших родственников, друзей, знакомых, мы обязаны им свидетельствовать о том, что нужно поступить правильно, ценить отношения, мириться, пока не наступил час икс. И делать из этого выводы. Самое главное – наше намерение, то, как мы относимся к этому факту. Поэтому я думаю, что все можно уврачевать, если ты сам этого захочешь.

Да, муки совести, но дела-то сделаны.

– Да, но будем делать выводы из этого, брать что-то хорошее из этого опыта себе во благо.

Например, женщины каются в том, что сделали аборты. Что мы можем сделать? Жизнь не вернешь. И они говорят, что читают покаянные каноны, ходят в храм, ставят свечи. Я отвечаю, что это хорошо, но покаяние – это перемена ума, революция внутри себя. Что надо сделать? Надо позвонить на горячую линию, отговорить кого-то сделать аборт, помочь детскому дому, в идеале – взять ребенка из детского дома. То есть сделать какое-то противоположное дело.

У нас всегда есть шанс исправиться. То, что совесть нас обличает, – я бы сказал, что это замечательно. Люди приходят и говорят: «Батюшка, я исповедуюсь, но чувство стыда за какие-то грехи меня не оставляет, ужасно это было». Я говорю: «Слава Богу!»

Иногда бывают такие моменты, когда понимаешь, что, если по закону совести ты сейчас что-то сделаешь, у тебя все будет хорошо. Но если сделаешь по-другому, будет хорошо другому, а ты пойдешь против себя и своей совести. В какой-то степени здесь из двух зол выбираешь меньшее. Может, это и добродетель, но вопреки тебе самому. Бывают такие моменты, когда сам погибай, а товарища выручай. Иногда ты начинаешь делать что-то ради людей, которые не очень оценят это потом. Но делаешь вопреки совести, потом она тебя мучит, а человеку вроде как хорошо сделал.

– Здесь не ответишь в общем плане. В каждом конкретном случае это может быть и хорошо, и плохо. Здесь нужно понимать, о чем конкретно мы говорим. Не будем примеры приводить, потому что они очень разные. Но я думаю, что у каждого в жизни были, есть и будут такие случаи, когда он становится перед выбором: пойти против совести или нарушить какую-то из заповедей, но при этом сделать что-то более глобальное. Или, наоборот, пойти против совести и сделать что-то плохое...

Но как пойти против совести? Все равно она обличает, и нужен какой-то конкретный случай, какие-то условия, обстоятельства. Мы все равно почувствуем, что правильно, а что неправильно, на что мы можем закрыть глаза, а на что нет.

Наверное, здесь поможет молитва: «Господи, помоги, открой...».

– «И не введи нас во искушение». То есть не дай нам таких случаев, когда мы ошибемся, пройдем мимо Царства Божия. Я думаю, таких людей практически нет, которые могут встать перед Богом и сказать, что они без греха. «Ты един еси безгрешен», как мы говорим в чине отпевания. Поэтому, кстати, мы и дерзаем произносить эти слова на отпевании, потому что нет никого без греха. И мы не утверждаем, а просим. Может, у человека действительно были какие-то начатки совести, он стремился к чему-то доброму. И те, кто приходит на отпевание, должны об этом свидетельствовать и помнить.

Иногда хочется, чтобы в моменты, когда нужно принимать очень важные, ключевые решения, Господь открыл, что делать. Ты бы это сделал, и потом тебе было бы очень хорошо, потому что ты сделал правильный выбор. Очень большая радость в тот момент, когда тебе удается это сделать. И в те моменты, когда действительно совесть твоя чиста и ты сделал правильный выбор, конечно, идет благодарение Богу, потому что по-другому и не получалось бы ничего. Это из личного опыта.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс