Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрительницы: «Как правильно говорить с детьми о Боге, чтобы не быть навязчивой, но быть услышанной?»
– Это очень непросто. Просто говорить с маленькими детьми, которым 4–7 лет. Им надо говорить красочно, интересно. Нарисовать ангела, например. Но когда дети подрастают, это становится все тяжелее и тяжелее. К сожалению, дети, особенно мальчики после 14 лет, начинают расцерковляться, даже те, которые хотели стать монахами, священниками. Даже в воцерковленных семьях. Там, где дети не расцерковлялись (я специально изучал этот момент), папа не гневливый. Папы не лупят, не запугивают ребенка, очень доброжелательные, хотя бывают достаточно строгие, ни в коем случае не балуют ребенка.
С другой стороны, если хорошие отношения, чисто человеческие, ребенок сам периодически обращается к отцу. В этот момент отцы говорят не так много, но ждут, когда у ребенка раскрывается душа и он готов слышать. Не ты ему что-то навязываешь, а он говорит: «Пап, а как?» Эти дети не боятся маму и папу, там удалось сохранить нормальные отношения, особенно в переходном возрасте детей. Их, как и всех детей, болтает, но это нормально, они ищут. Не имея никакого духовного опыта, они ищут.
Родители в этом им должны помочь. Ребенок как свободное существо все равно будет делать выбор сам. И в семье воинствующих атеистов бывают совершенно православные дети, и в семье очень ревностных священников бывают дети-атеисты. Выбор все равно за ребенком. Но папа может помочь. Если есть доверие к отцу, к матери, это возможно, поскольку все же естественно для человеческой души – верить в Бога, человек – творение Божие, это вкоренено. Но здесь важна не технология (мы всегда думаем, как бы найти какую-нибудь мудрую педагогическую технологию), а любовь. Другое не работает. Если Бог есть Любовь, то другое работать просто не может.
Бывает, люди к вере приходят не сразу, дети как раз уже в переходном возрасте, а мама с папой вдруг ударились в веру… Неофитский период обычно очень яркий для всех окружающих. Здесь как правильно? Можно ребенка как-то отпустить, ничего ему не говорить?
– Смотря какой ребенок. Для меня было важно в свое время прочитать у святителя Николая Японского методический совет по миссионерству: сначала заставь себя полюбить Христа, а потом будешь проповедовать. Для семьи это актуально в квадрате или в кубе, для внутреннего миссионерства… Если тебя ребенок не любит, то как он будет слушаться? Если ребенок тебя не уважает (а любовь и уважение в семье вещи очень близкие, тождественные почти), как он тебя будет слушать? А если это есть, ребенок обязательно будет хотя бы прислушиваться, и есть все шансы, что он тебя может услышать. Да, его будет внутренне мотать (гормоны и т.д.), но истина есть истина. Если ты будешь свидетельствовать ему об истине, а не просто давать информацию, которой сам очень плохо соответствуешь, то есть все шансы, что он тебя услышит и все-таки лет в 17–18 станет верующим.
Вы сказали, если ребенок не любит, не уважает… Это может быть следствием того, что ты нарушал когда-то пятую заповедь?
– Конечно.
Откликнулось тебе… Может ли быть такое?
– Тут даже психологически можно понять. Ты не слушал папу и маму, значит, ты непослушный, гневливый.
То есть это характер...
– Характер непокорный, вот у тебя такой же ребенок и растет… Во-первых, у него наследственность твоя же, а во-вторых, ты на него будешь кричать, он же тоже непокорный. От родителей требуется большое смирение… Ребенок ищет свои границы, как сейчас говорят в психологии. Смотрит, что можно, что нельзя. Если ты обижаешься, гневаешься, то есть грешишь, как ты можешь говорить о Христе? Христос – это Любовь.
Если Христос – Любовь, ты прояви любовь к ребенку. Это трудно. Надо быть готовым, а люди не готовы. Ребенок был хороший лет до четырнадцати, почти примерный, но вдруг начинает вести себя неадекватно... Недавно одна женщина говорила: «А, может, его психиатру показать?»
«Или на отчитку»...
– Там разные варианты.
Мы сейчас ничего не советуем.
– Ничего не советуем. Я иногда говорю: «А у Вас как было в 14 лет? Немножко в памяти поройтесь». Некоторые говорят: «Вы знаете, я был похуже, чем мой ребенок сейчас». Это успокаивает родителей… Просто надо понять: 14 лет – это взрослый человек. Возраст церковного совершеннолетия – 14 лет, еще по византийским канонам.
Что это значит: 14 лет?
– Можно венчать, например. Иначе говоря, это взрослый человек, уже не ребенок.
В тюрьму посадить еще могут.
– В принципе, да. В 18–19 лет Александр Невский стал Александром Невским, он победил. Он был князем. В 18 лет Александр Македонский стал Александром Македонским. Недавно одна женщина говорит: «Моей дочке 20 лет, куда ей замуж?» Я говорю: «Раньше в 20 лет уже было трое детей».
То есть должно быть уважение к ребенку.
– Да. Я всегда говорю родителям: это взрослый человек, особенно когда лет 18. Сыночек Сашка – это Александр Владимирович. Недавно папа сказал: «Понял». Некоторые понимают, к счастью.
Вопрос телезрительницы Ирины: «Недавно я прочитала у святителя Григория Богослова высказывание: „Обуздывай смех и гневу полагай предел, всеми же мерами гони от себя праздное слово“. Пустое слово и гнев понятно, а почему смех тоже надо обуздывать? Я уже не первый раз слышу, что за смех человек покается».
– Вы знаете, и Антоний Великий шутил... У человека есть предел прочности, и ему надо немного расслабиться. Я как-то проанализировал юмористические передачи.
Современные?
– Современные. Над чем люди смеются.
Кстати, смотришь эти популярные передачи, но что-то шутки не запоминаются. А шутки из советских фильмов до сих пор помнишь...
– В шутках был смысл определенный, иногда даже глубокий. А там просто празднословие, говоря церковным языком. Обыгрывание смешных ситуаций, то есть смех ни о чем.
Не всегда смешно.
– Да. И это форма празднословия. Когда не обуздываешь это свойство своей души, получается, что ты не владеешь своими эмоциями. Искусственно их раскачиваешь, в том числе и пустым смехом. Там, где есть много пустого смеха, будет и гнев, потому что человек не владеет своими эмоциями.
Поэтому это грех.
– Да, Григорий Богослов говорит, что это грех, с этим надо бороться.
Добрые шутки тоже есть, и можно смеяться по-доброму.
– Да, даже святые шутили ради любви, чтобы поддержать своих впадших в уныние учеников, например.
Продолжим наш разговор про воспитание детей. Мы говорили про уважение к ребенку. Было ли такое уважение в советской семье либо до революции? Мне кажется, был более жесткий уклад жизни, подчинялись старшим. Или как это было?
– Мы можем посмотреть отношения в семье князей Болконских. Это были князья, высший свет. У крестьян, может быть, было попроще. Но это тоже было уважение. Ведь не зря сказано апостолом в Священном Писании: родители, не раздражайте своих детей. Там слово «не раздражайте».
А как это можно объяснить?
– Не провоцируйте их, не делайте того, что их раздражает. Не то чтобы нельзя наказывать, говорить замечания, но именно делать какие-то вещи, которые человека могут раздражать (смеяться над ним, не уважать его, неуважительно говорить с ним).
Чтобы потом не пришлось упрекать ребенка в его ответной реакции, говорить ему, что он нарушает пятую заповедь Божию.
– Да. Если папа ведет себя неуважительно по отношению к окружающим, в том числе и к детям, то дети, естественно, учатся от него неуважению. И если мама не слушается папу, то дети очень быстро берут с этого пример. Одна девушка сказала мне: «Ну как мы будем слушаться папу? У нас в семье его вообще никто не слушается».
Если родители относятся друг к другу уважительно, в этой семье уже будет меньше возможности согрешить. Например, разгневаться. Если родители привыкли и к ребенку относиться уважительно, то создается уже некий психологический барьер, который нужно преодолеть, чтобы повысить голос на ребенка и так далее. Мы знаем, что в крестьянских семьях дети обращались к своим родителям на «вы».
Некоторые говорят, что взаимное уважение вызывает некую отстраненность, холодность, но я так не считаю. Как раз неуважение и провоцирует отстраненность, потому что оно вызывает обиду, пусть и неявную, а обида – это всегда внутренняя отстраненность.
Но вот Бог нас уважает, если говорить об этом человеческим языком. Он уважает наш выбор, нашу свободу. Это мы знаем, если мы хоть немного читали Священное Писание, хоть немного знаем богословие. Конечно, Бог и мы – это просто несравнимо, но Бог нас уважает, и Он нас любит.
Скажите, а что делать, если в семье сложилась такая ситуация, что 45-летние дети обижены на своих родителей?
– Да, на Исповеди я наслушался, что люди и в 40, и в 50 лет, и даже после смерти родителей обижаются на них. Человеку уже 60 лет, а он все обижается на своих родителей.
Часто такие люди винят в каких-то своих недостатках родителей, говорят, что они задавили их волю, не дали им развиться и так далее. Вот сын хотел играть в футбол и стать великим футболистом, а родители заставили его стать физиком или учителем литературы. То есть люди иногда уже в зрелом возрасте говорят, что они не реализовались в жизни, потому что родители не дали им это сделать.
– Здесь как раз очень помогает уважение. Если уважаешь, то уже не обижаешься.
А порой бывает так, что родители уважают ребенка, а потом теряют его, потому что он стал наркоманом или пустился во все тяжкие. Как здесь не упустить строгости?
– Давайте все-таки сначала подумаем, что нужно делать, чтобы исправить ситуацию в семье. Во-первых, нужно начать с себя, то есть именно тебе нужно становиться христианином. Ты не должен гневаться, обижаться, ты все терпишь и так далее. Молись Богу, кайся в своих грехах, и Господь тебе воздаст. Поставь себе целью встать на сторону Бога в борьбе со своим грехом, не оправдывай себя, и с Божией помощью ты начнешь исправляться. Когда есть внутреннее покаяние, даже если человек грешит, Бог это ценит, и люди это ценят.
Мне рассказывали об одном священнике, который страдал грехом винопития. Он такие проповеди говорил о своей боли, о своем грехе, что люди его очень любили и тянулись к нему, хоть и знали, что у него бывают проколы. Люди любили его, потому что в нем было искреннее, неподдельное покаяние.
Ну и, естественно, если мы говорим о семье, здесь то же самое. Все мы, к сожалению, срываемся в грех, но если у нас есть искреннее покаяние, то все, в том числе и дети, это чувствуют. Да, есть грех, но есть и любовь, и нам нужно встать на сторону любви через покаяние. А что касается детских обид, нужно уметь воспитывать детей, но не давить на них.
Нужно смотреть, к чему у них есть способности, какие-то таланты. Конечно, все это непросто. Наверное, придется не раз прийти к психологу для выявления у ребенка каких-то склонностей к профессии, самому присматриваться к этому и молиться. Конечно, у детей бывают мечтания, они чего-то хотят, потому что это модно, им показалось, что это здорово, хотя они не имеют представления о том, что это на самом деле.
Например, многие девочки хотят стать актрисами. Но они не представляют, что это такое, как все это непросто, что это отнюдь не хорошо оплачиваемая профессия, если мы говорим об обычных актерах среднего уровня, а не о примах, которые у всех на устах. Да, актеры снимаются в фильмах, играют в театре, но большого богатства эта профессия не приносит, и в ней во многих моментах все бывает очень непросто.
Одна из моих дочерей захотела стать актрисой, и у нее действительно были актерские данные и неплохая внешность. На тот момент у меня было несколько знакомых актеров, и я попросил их рассказать ей о своей жизни без каких-либо прикрас. Должен сказать, что это несколько отрезвило мою дочь.
Да, я понимаю, что у человека может быть какое-то призвание, но нужно понимать, насколько все нелегко даже в обычной профессиональной деятельности, не говоря уже о творческой деятельности архитекторов, актеров, художников… Если у тебя призвание художника, занимайся этим, но тебе нужно будет подкреплять свой талант. Ты пока непризнанный художник, твои картины не покупают, но ты реализовал свой талант, и это тебя поддерживает. Мы знаем, что многие великие художники умерли в бедности, иногда даже от голода, но на следующий день после их смерти цены на картины просто взлетали. Вообще, все это очень непросто.
А если у тебя просто есть желание легкой жизни, то это совсем не туда. Нужно рассказывать детям обо всем этом, чтобы они сделали свой выбор по возможности осознанно. Но поскольку в 15–18 лет сделать осознанный выбор очень трудно, родителям приходится напрягать и сердце, и душу, и ум.
Тут нужно не только молиться, но и, скажем, тонко переживать все эти моменты.
– Да, нужно смотреть, чем ребенок интересуется. Если он холерик, очень вспыльчивый, то идти ему туда, где требуются железные нервы, например, в разведку, не стоит. Штирлицем ему не стать, потому что его не примут уже на входе.
А как быть, если твой ребенок в школе подвергается буллингу или нападкам от старшеклассников, и он приходит домой и замыкается?
– Знаете, в школе у меня был момент, когда я подвергался буллингу. Я подрался с одним парнем и победил его, а его друзья решили, что за это мне нужно отомстить. И каждый день после школы меня встречали и лупили пять человек. Да и в классе были разные моменты.
Мой папа на тот момент был нецерковным, и я был некрещеным атеистом – классическая советская семья. Папа очень любил меня и благодаря этому стал мне другом. Я ему признался во всем, и он разрулил эту ситуацию. Он не обратился в милицию, он сам пошел в семьи этих детей и поговорил с ними как со взрослыми. Он их не ругал, не угрожал им, просто поговорил с ними по совести. Некоторых детей он даже довел до слез. И проблема была снята.
Наверное, Вы в этот момент еще больше его полюбили.
– Конечно. Это осталось в моем сердце. Я очень люблю папу. Мы до сих пор с ним друзья, часто беседуем.
А сколько времени Вы тратите на воспитание детей? В сутках же только 24 часа, а у Вас приход, церковные послушания, еще и дети дома.
– Воспитание происходит непрерывно. Это наша естественная жизнь. Правда, нужно отслеживать какие-то моменты, когда ребенка нужно воспитывать, а это очень непросто. Иногда попадаешь в тупик даже с родными детьми, и здесь требуется молитва.
Вот молитва здорово помогает. Она выводит тебя из состояния тупика и решает проблемы с ребенком. То есть то, что не смог решить ты, решает Бог через какие-то ситуации, которые Он Сам определяет. Святые говорят, что 70 процентов успеха в воспитании детей дает молитва. Когда я это читал, будучи еще молодым батюшкой, я думал, что монахам, понятно, делать особо нечего, детей у них нет, вот они и молятся. А сейчас, когда мне 57 лет и у меня уже взрослые дети, я понимаю, что, наверное, иногда и все 100 процентов успеха даются молитвой.
Помню, когда я научился читать, я тут же стал читать вечерние молитвы. Мне тогда было лет шесть, а, может, даже меньше, я не помню. Это было у бабушки с дедушкой, просто как-то так получилось. В принципе, к семи годам я уже знал наизусть молитвы «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш», «Достойно есть», все молитвы с Трисвятого по «Отче наш». Просто вокруг меня была такая среда, и все это произошло естественным путем. А нужно ли сейчас целенаправленно учить с детьми «Отче наш», что-то еще?
– Мне кажется, что муштровать их молитвами не нужно. В одной гимназии были экзамены, на которых дети тянули билеты, и нужно было читать, заучивать молитвы.
Ребенок все же должен почувствовать Бога.
– А он просто зубрит тексты. У Владимира Ильича Ленина по Закону Божию была пятерка, но он был ярым ненавистником Церкви, и священства, и Бога. Просто у него была хорошая память, он был талантливым в этом плане. Но святые говорят: нужно, чтобы у человека возникло чувство Бога, что Бог есть. А для этого необходимо, чтобы сам человек молился. И тогда какой смысл заучивать молитвы?
Мы делали так: сначала вместе с детьми читали один раз «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», а потом они читали сами. Чуть-чуть пропели – и все. И, конечно, мы водили их в храм. Потом они стали постарше, и у нас было общее правило. Сейчас правила опять нет, потому что дети уже взрослые.
Так получилось, что со мной живут взрослые дети. Они уже имеют профессии, сами себе определяют молитвенные правила. Это уже их выбор, и я их не трогаю. Пусть молятся как хотят. А маленьких можно учить петь, причем петь недолго, если, конечно, у них есть желание.
Вот такие истории из жизни батюшки, у которого 11 детей, мы сегодня услышали. А говорили мы о воспитании детей. Эти темы всегда будут с нами, сколько будет существовать мир. И слава Богу, что мы это обсуждаем. Может быть, кому-то мы подсказали верное решение. А мне так точно.
Записали:
Ольга Смирнова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.