Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1240) → Священник Серафим Кадура: Христианство – это передача огня

Священник Серафим Кадура: Христианство – это передача огня

№7 (1240) / 12 февраля ‘24

Беседы с батюшкой

Отец Серафим, для наших зрителей, да и для нашей епархии в целом Вы – человек новый, поэтому я хочу Вас попросить рассказать немного о себе, о том, как Вы стали священнослужителем.

– Наверное, моя история будет очень похожей на другие истории тех детей священнослужителей, кто пошел по стопам родителей. Так произошло в моем случае: мой папа уже почти 30 лет священник, и я, как старший ребенок в семье, пошел по его стопам. Передо мной был пример его служения, и я посчитал нужным приобщиться к этому служению.

После школы я поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где окончил бакалавриат, магистратуру. Мое становление как священнослужителя произошло именно там.

Часто спрашивают: «Почему Вы решили стать священнослужителем? Что Вас сподвигло?» В 17 лет я поступил в духовное заведение, но сложно сказать, что в 17 лет произошел тот самый выбор, то самое обретение Бога и желание посвятить Ему всю свою жизнь. Оглядываясь назад, могу сказать, что, наверное, к концу магистратуры я осознал ту глубину, ради которой стоит служить Церкви и посвятить свою жизнь Богу. Этот путь непростой, и его сложность я понял, постепенно проходя этапы личностного роста. За годы обучения я внутренне изменился, переоценил какие-то ориентиры, ценности. И то, что я имею сейчас, – заслуга тех людей, которые встретились на моем пути и сформировали меня. И я им за это благодарен.

Вы уже отметили, что Ваша альма-матер – Санкт-Петербургская духовная академия. Как часто вспоминаете академию? Что больше всего осталось в памяти о годах, проведенных в духовной школе?

– С большой теплотой вспоминаю преподавателей, которые своим личным примером и своим служением меня вдохновили. Наверное, я о них не так часто вспоминаю, как хотелось бы, но отдаю себе отчет в том, что в определенных моментах поступаю так, как поступали они. То есть это воспоминание живет во мне и иногда проявляется так, что я даже этого не замечаю. Только оглядываясь назад, понимаю, что на меня повлияли эти люди, и я им за это благодарен. Во мне говорят их слова, их формулировки. Это удивительно и прекрасно, если один человек дает другому то лучшее, что у него есть, делится опытом жизни во Христе.

Вы окончили бакалавриат, магистратуру, учились и в аспирантуре. Какова сфера Ваших научных интересов?

– Я учился на кафедре богословия, и моя работа была связана с учением о предопределении, о свободе воли. Наверное, это и есть сфера моих научных интересов – библеистика и богословие. Когда я выбирал кафедру, понял, что самое важное в проповеди священника – знание богословия (то есть то, как мыслить) и библеистики. Потому что Божественное Откровение, Священное Писание – это наше все, та база, без которой мы не можем существовать. И кафедра у нас так и называлась: библейско-богословская. Именно эти два направления помогают мне до сих пор готовиться к проповеди, общаться с людьми, строить с ними взаимодействие таким образом, чтобы максимально доходчиво объяснить им те истины, что дала Церковь.

Батюшка, теперь, когда мы с Вами немножко познакомились, предлагаю поговорить о студенчестве. Совсем недавно Вы выступили перед студентами Уральской президентской академии. Как прошла встреча? Какие вопросы поднимали?

– Встреча прошла отлично. Я ощутил, что аудитория очень заинтересована в диалоге. Многие не сидели в телефонах, а это важный маркер, что им было интересно. Мы разговаривали на тему, почему великомученица Татиана считается покровительницей студентов, и постепенно перешли к тому, зачем вообще Церковь присутствует в высших учебных заведениях, зачем приходит священник, общается со студентами, надо ли это.

В итоге мы пришли к тому, что все-таки Церковь может многое дать современным студентам и может способствовать их формированию как личностей. Я думаю, все, кто присутствовал на лекции, если и не прониклись моими тезисами, то ушли заинтересованными или хотя бы задумались над тем, есть ли место богословию, Церкви, Священному Писанию в умах современных студентов.

В церковной среде сейчас много говорят о том, что Церкви нужно присутствовать в светских учебных заведениях. В нашей епархии даже создали Отдел по взаимодействию с высшими и средними профессиональными учебными заведениями. Расскажите, почему важно выстраивать такую работу и как ее правильно выстраивать, чтобы она приносила правильные плоды.

– Эта работа обязательно должна проводиться, потому что Церковь занимается мировоззрением. Церковь дает людям те вечные истины, те ориентиры, которые позволяют вообще существовать в этом мире. К сожалению, сейчас такое время, что Церковь вынесена за рамки учебных заведений, что, на мой взгляд, не совсем верно. Потому что без теологии, то есть без системного взгляда на мир с точки зрения вечных истин, невозможно строить свою жизнь.

Во многом имеющиеся в обществе проблемы и определенное блуждание обусловлены тем, что нет четких ориентиров. Только Господь как Абсолютное Существо, как Тот, Кто сотворил этот мир, как Высшая Разумность, может стать источником знаний и истины, которые транслирует Церковь. Учение святых отцов, тексты Священного Писания и идеи, там заложенные, могут поспособствовать тому, чтобы современные студенты были разносторонне развиты и умели противостоять влияниям времени. Церковь способна дать то самое мировоззрение (мы его называем теологией), которое позволит поставить камень или мощный фундамент в их будущее мировоззрение. Церковь занимается мировоззрением и транслирует его.

Я думаю, отдел, созданный в нашей епархии, будет постепенно нарабатывать методики взаимодействия с учебными заведениями, чтобы максимально эффективно донести до современных студентов вечные истины. И здесь ключевой является, наверное, кадровая политика, то есть насколько правильно человек сможет преломить вечные истины, имеющиеся в нашей Церкви, чтобы слушателям было понятно, что он хочет донести. Чтобы проповедь о Христе была доступной, понятной, чтобы священник разговаривал не сам с собой, а понимал, что люди хотят от него услышать, и выстраивал свое повествование так, чтобы они это слышали, воспринимали и понимали. Это требует определенного искусства, и в этом нужно постоянно упражняться.

Если мы будем работать в этом направлении, подыскивая таких людей, которые действительно смогут выполнить эту задачу (на самом деле очень сложную) максимально эффективно, то и деятельность отдела будет цельной, завершенной, приносящей определенные плоды.

В обществе бытует такой стереотип, что молодые светские люди вообще не интересуются верой, а о жизни Церкви узнают только из сомнительных Telegram-каналов. Как Вы считаете, насколько это справедливо?

– Я бы не говорил так резко, что молодые интересуются только сомнительными Telegram-каналами. Это на самом деле стереотип. Среди молодежи очень много ищущих, и, наверное, они сейчас не в Церкви только потому, что не нашелся такой человек, который доступно и понятно показал бы, что церковная жизнь – это радость, это поиск Бога, заканчивающийся позитивно. Христианский путь похож на некое приключение: мы проходим через трудности, радости и постепенно через мелочи нашей жизни обретаем Бога, осознаем всю глубину замысла о каждом из нас, что вложил в нас Творец.

Я думаю, молодым людям важно найти своего пастыря, священника или верующего христианина, способного доступно объяснить не просто словами, но и показать всей своей жизнью, что жить с Богом можно, существуя при этом в современном мире и не закрываясь в монастырях, кельях. Можно жить современной жизнью, будучи при этом в мире с Богом и постоянно обращаясь к Нему в молитве, через добрые дела, через всю свою жизнь. Мы опять возвращаемся к тому, что нужна личность, которая откроет человеку Бога. Наше христианство – это передача огня, а не поклонение пеплу.

Вы уже отметили, что молодежь нужно заинтересовывать. Но как это делать правильно, чтобы сохранялся правильный баланс? Нужно ли нам, например, присутствовать в TikTok или других подобных ресурсах, где сейчас очень много молодежи?

– Когда мы говорим о проповеди молодежи, мы всегда как бы выходим за рамки церковной жизни. Миссионеры (как в древности, так и сейчас) выходят из церковной среды и вступают в среду агрессивную, не готовую принимать слово Божие. Людям кажется, что слово Божие странное, непонятное, облеченное древностью, не имеющей сейчас актуальности. И здесь каждый миссионер, выходя на эту битву, на это взаимодействие, должен отдавать себе отчет в том, насколько далеко вперед может зайти.

Например, если мы говорим об обрядах, о каких-то внешних формах, их можно отнести на второй план, оставаясь верными прежде всего Евангельскому благовестию, чтобы ни в коем случае не перейти черту и в угоду публике не жертвовать Евангельскими принципами и истинами. Тут очень тонкая грань, что проходит в сердце миссионера. Здесь сложно дать правильный совет, потому что его нет. Здесь вопрос внутриличностных взаимодействий, как человек определил для себя ту черту, за которую нельзя зайти, потому что тогда Евангельское благовестие смешивается с этим миром и не дает того вечного, о чем свидетельствует Господь наш Иисус Христос. Поэтому опять мы возвращаемся к личности. Каждый миссионер должен определить для себя эту грань.

Однажды на студенческой встрече в светском вузе студенты меня спросили: мол, вы же Церковь, а присутствуете в социальных сетях, значит – опускаетесь до низкого уровня, недостойного Церкви. Что бы Вы ответили на такой вопрос студентов?

– Я не назвал бы социальные сети низшим уровнем. Все, что мы имеем в нашем обществе, все новшества – это современность. Нельзя говорить, что это низшее, а это высшее. Это просто часть нашей действительности. Церковь присутствует в интернете, в социальных сетях, потому что пользуется благами цивилизации для проповеди Евангельской истины. Это всего лишь инструменты, и в правильных руках эти инструменты будут действовать на благо общества, на благо Церкви.

В руках же ищущих только личную выгоду эти инструменты приводят к очень грустным последствиям. Я иногда впадаю в грустное состояние, когда вижу социальные сети определенных священнослужителей и членов их семей. Кроме чувства стыда или неудовлетворенности они ничего не вызывают. Но что поделать? Я это вижу так. Они, может быть, считают, что идут правильным путем. Тут очень тонкая грань, как правильно присутствовать в социальных сетях.

На встрече, где я выступал перед студентами, были и другие вопросы. Например, вопросы о машинах священнослужителей, о якобы излишней роскоши. Говорит ли это о том, что нашей молодежи успешно прививаются стереотипы о Церкви, причем стереотипы злые и нехорошие? Если да, то как нам, представителям Церкви, повлиять на это?

– Когда мы говорим о роскоши или иных проявлениях в жизни священнослужителей, не совсем верно делать акцент только на священнослужителей. Потому что расслоение общества по материальному принципу есть и в любой другой профессии, и в любом другом социуме. Предъявлять это как претензию к Церкви достаточно сложно, потому что это часть нашей жизни. И, к сожалению, как и в любой другой сфере, акцент делается на меньшинство, и по этому меньшинству судят о большинстве.

Если возьмем любую другую сферу жизни, мы увидим, что большинство людей живут более скромно, а меньшинство богато. В определенный момент, когда мы видим скандалы, связанные с коррупцией, или еще что-то, мы начинаем думать, что все чиновники такие, все полицейские такие. Но это не совсем так. Есть люди, перешедшие черту, но по ним судить обо всей сфере, не совсем правильно.

Люди нецерковные во многом мыслят стереотипно. Я лично для себя поставил священническую задачу – разбивать стереотипы. Общаясь с людьми, пытаясь донести до них важные Евангельские истины, сталкиваешься с тем, что в их сознании очень много стереотипов. Но постепенно, через взаимодействие со священником или другими христианами, они видят, что христиане – адекватные, с ними можно вести диалог, очень интересно общаться.

Я думаю, это просто вопрос времени. Наверное, в жизни каждого наступает момент, когда он соприкасается с Церковью. Иногда это связано со смертью близких, иногда просто человек чем-то заинтересовался. Когда такой человек приходит в Церковь, сталкивается с ее служителями или представителями в виде верующих, ему важно правильно преподнести образ Церкви, правильно показать, что верующий – адекватный, современный, мыслящий. И для нас Господь не абстракция, это действительно личный Бог, жизнь с Которым мы переживаем, соприкасаясь с Ним за каждой Божественной литургией, то есть живя подлинно церковной жизнью.

Если светскому человеку попадется такой правильный верующий, сомневаюсь, что стереотипы, бытующие в сознании этого светского человека, останутся на своем месте. Скорее всего они пошатнутся или полностью разобьются.

От молодых людей не раз слышал: «Зачем вообще читать книги? Есть Википедия, все, что нужно, можно найти в интернете, посмотреть ролики». Что бы Вы сказали современному молодому человеку о том, почему нужно читать книги?

– Чтение – очень серьезный процесс, в нем задействованы и зрительное восприятие, и внутреннее осмысление тех вещей, о которых мы прочитали; это и акцент на синтаксисе, орфографии; это вообще момент чувственный в плане взаимодействия с источником. Мы трогаем книгу, видим текст, находимся в определенной атмосфере – все это создает объемную картинку от прочитанного. Поэтому читать нужно обязательно и, главное, правильно.

Человек должен выбирать такую литературу, которая была бы, во-первых, обязательно интересна ему; во-вторых, чуть сложнее того интеллектуального уровня, что сейчас есть у него самого. Если читать слишком простые книги, то мы ничему не научимся. Мы постоянно будем повышать уровень нашего интеллекта, читая более сложные книги, заставляя мозг сильнее работать. И чем сильнее работает наш мозг, тем лучше для нас. Мы, во-первых, откладываем болезнь Альцгеймера или иные заболевания, связанные с головным мозгом; во-вторых, развиваемся очень серьезно. Люди читающие более разносторонние, более интересные. Чтение формирует не просто представление о том, что мы прочитали, но и предполагает взаимодействие читателя с автором книги, содержащей лучшие его мысли. Возможно, человек через какое-то время прочитает ее снова, познает новые глубины, которые автор заложил в это произведение.

Существуют так называемые лидеры общественного мнения. Я говорю про очень распиаренных и далеких от Церкви людей, их часто называют «звездами». Это тиктокеры, рэперы, певцы… Молодые люди, порой и студенты духовных школ, следят за творчеством таких звезд, цитируют их, пытаются им подражать. Еще в моем детстве героями были Гагарин, великие маршалы Победы, мы гордились воинами Великой Отечественной войны, все поголовно мечтали стать милиционерами… А сейчас наступило время повального инфантилизма, все хотят стать тиктокерами, верят в то, что деньги не трудом к тебе приходят, а с неба должны свалиться. Инфантилизм, кажется, заполонил все. Может быть, я не прав. Как его победить, если он действительно есть, и что нужно делать, чтобы это исправить?

– Инфантилизм присущ определенному классу или группам среди молодежи, больше подросткам. Когда люди взрослеют, они проходят через эти увлечения.

Из своего опыта взаимодействия с молодыми людьми могу сказать, что годам к двадцати, юноша все равно начинает осознавать: чтобы добиться чего-то в жизни, нужно трудиться. Многие заняты именно тем, чтобы найти ту сферу, где им интересно, им хочется трудиться, чтобы обеспечить себя, свою семью и реализоваться в профессиональном плане.

Инфантилизм присутствует в нашей жизни, но я думаю, что это проходящий период, он заканчивается, и люди все равно задаются важными вопросами о том, как найти себя, как обрести профессию, что позволит максимально раскрыться их личностным качествам. Если мы говорим здесь о популяризации таких профессий, как милиционер, доктор, это больше вопрос государственный, потому что государство должно заниматься комплексной пропагандой этих профессий. Нужно показывать, что в этих профессиях можно быть полезным, реализоваться как личность.

Чтобы победить инфантилизм, нужна комплексная поддержка. Не просто говорить, что полицейские и доктора нужны, но и создавать программы, которые бы поспособствовали тому, чтобы молодой человек, выбрав эту сферу, понял, что сейчас он отучится и ему помогут, дадут какие-то деньги, гранты или еще что-то, создадут возможность реализоваться, протянут руку помощи. И если молодые люди будут это понимать, то, думаю, больше будут выбирать нужные профессии.

Средства массовой информации также нужно привлекать, создавать фильмы, сериалы, которые бы показывали, что та или иная профессия очень важна. Например, «Доктор Хаус» – прекрасный пример. Все, кто посмотрел этот сериал, поняли, что доктор – нужная профессия. Особенно среди молодого поколения. Если человек находится в стадии выбора, он осознает, что доктор – это важно и нужно, именно под влиянием сериала. Я считаю, что все средства нужно использовать, если мы хотим добиться таких результатов, чтобы полезные профессии уважали и ценили в нашем обществе.

Записали:
Нина Кирсанова
и Наталья Титова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс