Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1239) → Протоиерей Евгений Попиченко: Наставники и ученики

Протоиерей Евгений Попиченко: Наставники и ученики

№6 (1239) / 5 февраля ‘24

Благая часть

На святках были в гостях у моего друга, чада духовного. Удивительна история его прихода в Церковь. С его руководителем в университете мы вместе были в командировке, в одной гостинице жили, участвовали в разных семинарах, выездах, подружились. По прошествии времени этот ученый, проректор ведущего вуза, приводит молодого человека и просит его покрестить. Оказалось, это его помощник. Как-то преподаватель спросил, верит ли его помощник в Бога. Тот ответил, что к Нему идет, но не крещен. И через некоторое время этот руководитель сказал помощнику собираться, так как поедут креститься. Так мы и познакомились. Он покрестился, воцерковился, а преподаватель еще много лет был его наставником – духовным и профессиональным. Когда мы встретились, то с благодарностью Богу проговорили, что Господь дает наставников.

Вообще, наставник в жизни – духовник, старший брат во Христе, профессиональный наставник – это великая милость Божия. Но есть один нюанс. Опытные духовники говорят, что старцы Богом даются только послушникам. Почему нет старцев? Потому что нет послушников, нет тех, кто хотел бы учиться. Точно так же в наставничестве: если человек настроен на ученичество, если у него жажда познания, жажда движения вперед, он впитывает как губка слово, дело.

Важнейшее условие для ученика – потребность, жажда, стремление, готовность к послушанию, желание быть учеником. Ведь это проблема, потому что в основном у нас желание быть наставниками. Мы из себя что-то представляем, нечто немаловажное; что-то где-то прочитали, что-то где-то услышали. Мы в основном всегда настроены что-то транслировать...

Один священник рассказывал, что к нему приехал молодой батюшка поговорить о молитве. Священник сказал, что у него есть час свободного времени. Батюшка начал рассказывать о том, как он молится, и говорил 55 минут, потом замолчал и спросил: «Что Вы мне теперь скажете?» Видимо, он ждал реакции на свой 50-минутный монолог, а ведь приехал учиться… Вот такая история, когда человек говорит одно, а по сути – вообще не готов, не умеет и даже не собирается быть учеником: умалиться для того, чтобы выполнять простые задачи и просто слушать, наблюдать и смотреть. Поэтому нет великих наставников – извелись добротные ученики, но принцип именно в этом. Постарайтесь его усвоить.

Недавно из Православной службы милосердия уволилась сотрудница, которая была на испытательном сроке. Пришла потрудиться в церковно-благотворительной организации «Милосердие» в направлении помощи семье и женщинам, находящимся в трудных ситуациях в связи с появлением ребенка. До этого был опыт работы в светской организации социальной направленности.

И уходит она с таким настроем, что не нашла здесь себя. А для меня это всегда загадка. Потому что церковное социальное служение на современном этапе – это такая область, где все, что ни захочется (в разумных рамках с нравственной и юридической точки зрения), можно сделать. Потому что сейчас время свободы не только для светской деятельности, но и для церковной.

В рамках наших сегодняшних реалий внутри Церкви можно сделать очень-очень многое. Можно организовывать школы, собственные средства массовой информации, молодежные движения, всевозможные социальные службы и проекты (гуманитарные, благотворительные). Помощь мирному населению, фронту, работа с детьми, с пожилыми – все области человеческой жизни сейчас открыты.

А человек себя не нашел. Причем периодически я наблюдаю, что один, другой, третий думают так же. Что такое происходит? Почему у людей нет жажды познания, свершений, наставничества? Мы говорили про наставников... Это важный фактор – живая душа ученика, который смотрит широко открытыми глазами на своего учителя и ждет, какое он скажет слово.

А ведь в Службе милосердия собраны жемчужины, которые, имея профессиональный опыт в светской жизни, пришли потрудиться для Церкви. И первый признак человека, желающего вырасти из инфантильного состояния, когда его водят за ручку, говорят, что читать, во что одеваться, что кушать, – он должен понимать, чего хочет.

Это важнейшая история – понять, что ты хочешь в жизни. Не кто-то за тебя хочет, не твоя мама, не какие-то обстоятельства, в которых ты оказался, а что ты сам хочешь. Найти себя, понять смысл своей жизни. И второе: начать достигать того, что ты хочешь. А для этого очень важен навык брать все лучшее от тех, кто рядом.

А человек три месяца побыл – не нашел себя. Скучно, неинтересно. Это всегда грустно, потому что это характеристика уже одряхлевшей души. Молодая душа все время ищет. Она видит закрытую дверь, хочет ее открыть и увидеть, что там, за этой дверью. А ведь каждый человек – это удивительный мир. Как важно научиться открывать эти двери и впитывать тот мир, который внутри человеческой души.

Вот такая история, дорогие мои. Я всем желаю всегда быть молодыми душой. А для этого душа всегда должна быть в контакте с молодой душой Христа. Христос все время вдыхает в нас дыхание свежей жизни, Его душа очень юная, все время устремлена вперед.

Юности душевной, радости, ученичества и познания себя!

Помогай нам всем Господь!

Записали:
Ксения Комарова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-22-yanvarya-2024;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-23-yanvarya-2024

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс