Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Евангелии от Луки евангелист излагает основные сведения, ставшие основанием праздника Сретения. Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф приносят по закону Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы принести положенную жертву. Их встречают святой Симеон и Анна Пророчица. Древний старец произносит слова, которые мы слышим в песнопении на каждом всенощном бдении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей твоих Израиля» (Лк. 2:29–32).
И часто за великой радостью этих слов, ознаменовавших встречу Ветхого и Нового Завета, мы теряем значение и горечь того, что было сказано святым старцем Симеоном Пресвятой Богородице сразу после этого. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:34–35).
Кто бы из нас хотел услышать такие слова о своем ребенке? Конечно, Дева Мария знала о каком-то великом предназначении Своего Младенца, но разве о мече, что пройдет Ей по душе Она мечтала? Какое же горе ждет Ее? В момент, когда Она услышала слова святого Симеона, в Ее сердце поселилась праведная печаль и тревога о Сыне. Она растила Своего возлюбленного Сына с мыслью о том, что вот-вот должно произойти что-то страшное, что перевернет историю Израиля, но и Ее не оставит безучастной.
Синодальный перевод несколько неточен в реплике старца Симеона, точнее было бы перевести «и вот этот лежит на падение и восстание многих в Израиле и во знамение противоречивое (пререкаемое) и Тебе же самой душу пройдет меч». Это примечание необходимо, чтобы понять слова святителя Иоанна Златоуста, в которых он мысленно рисует диалог Богородицы с Богом, рожденный от душевного смятения из-за услышанного пророчества.
Итак, Златоуст спрашивает об Иисусе: На чье падение? Ясно, что – неверующих, пререкающих, распинающих. На чье восстание? Признающих и благоразумно исповедающих Его. И в знамение пререкаемое. Какое пререкаемое знамение? Знамение креста, которое церковь знает как спасительное для мира, – знамение, против которого враждуют иудеи, которое часто возвещалось и Небом. Пререкание же встречает это знамение, чтобы победила истина, потому что без пререкания победа не бывает полной. Надлежало, чтобы возымело место пререкание, для того чтобы Судия долготерпеливо произносил суд в течение всей вечности. Поэтому (Симеон) говорит: и в знамение пререкаемо; пререкание же обнаруживают неверующие. И Ты, говорит (Писание), считаешься Его Матерью. Итак, окажешься ли Ты не подверженной искушению, после того как исповедала, что Ты – Мать, после того как родила Его, после того как, полагаешь, вместила Его на время в своей утробе? Чрево Твое было сосудом действия Духа. Пребудешь ли неподверженной искушению, после того как соделалась Богородицей, после того же как, будучи неискусобрачной, зачала, после того как соделалась Матерью своего Творца? Пребудешь ли ты неподверженной искушению? Даже и ты не пребудешь неподверженной последнему, но и Тебе Самой оружие пройдет душу.
– Почему, Господи? Чем Я согрешила? – спрашивает Богородица.
– Ты, конечно, ничем не согрешила: но, когда увидишь, что Он висит на Кресте, когда увидишь, что Он страдает за мир, когда увидишь, что руки Его распростерты на Кресте и пригвождены на древе, тогда Ты начнешь сомневаться и говорить: «Ужели это – Тот, о Котором беседовал со Мною ангел? Ужели это – Тот, по отношению к Которому случилось Мое чудесное зачатие? Я была девой и родила, и осталась Девой. Почему Он распинается?» И Тебе Самой оружие пройдет душу.
Итак, никто не пребыл неподверженным искушению, согласно пророчеству праведного Симеона. Петр, верховный из апостолов, трижды отрекся, прочие ученики, оставив Христа, убежали. Пастырь не имеет нужды в защите со стороны овец, прогоняя волков; и Поборник не имел нужды в помощниках, но все отступили; Христос же был один только, как бы висящий овен. Итак, прошло оружие и Ее душу; именно – искушение и сомнение.
Братья и сестры, в день радости двунадесятого праздника Церкви обратим свой молитвенный взор ко Спасителю, Который совершил все, что было о Нем предсказано. Обратим свой взор и к Деве Марии, Которая пережила одно из самых страшных событий, что может произойти в жизни человека, – смерть единственного ребенка, смерть страшную, мучительную, позорную, разрушающую всякую надежду. И когда мы вспоминаем в молитвах нашу Небесную Заступницу, Пресвятую Богородицу, будем помнить, что Она не только Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, но и простая женщина, претерпевшая ужасные скорби. Именно поэтому Она так близка нам, так дорога. Она дала нам образец того, как нужно переносить самые сильные, сбивающие с ног, скорби. Да, труден путь, но Христос Воскрес и победил мир, победил смерть, и Дева Мария возрадовалась о Сыне Своем.
Пресвятая Богородице, помогай нам!
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.